Проект «русский национальный костюм» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект «русский национальный костюм»



Стратегия реализации проекта

I этап: «Рождение проблемы».

Рассматривание иллюстративного материала «Народы мира».

Воспитатель. Какие народы, изображенные здесь, вам знакомы? Где вы встречали людей в таких костюмах? (Знакомы русские костюмы. Видели их на картинках, в мультфильмах, на одежде встречались похожие узоры, в книге русских народных сказок, у бабушки такая кофта, у нас в группе похожие костюмы есть.)

– Что вы знаете о русских костюмах? (Они красивые, нарядные. В них отмечают русские праздники. Их шили, вышивали сами хозяюшки. Молодые девушки готовили себе приданое на свадьбу, украшали свадебное платье.)

– Что бы вы хотели еще узнать? (Как украшали одежду? Из какой ткани шили костюмы? Как называются головные уборы? Где брали ткань для костюмов? Что можно узнать о человеке, глядя на его одежду?)

– Где узнать ответы на ваши вопросы? (Спросить у родителей. Узнать на занятиях от воспитателя. Прочитать в энциклопедии и других книгах. Посмотреть по телевизору.)

II этап: «Мероприятия и события».

1. Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности): «Русский национальный костюм» (познавательное; аппликация); «Одежда наших прабабушек» (познавательное; рисование печатками); «Русские народные головные уборы, их значение в костюме», «Кокошник и шлем» (познавательное, составление узора на пластилине); «Плетение пояска» (познавательное; ручной труд).

2. Беседы: «Свадебный русский костюм», «Русская народная обувь», «Беседа о пословицах».

3. Чтение художественной литературы: загадки об одежде, русская народная сказка «Царевна-лягушка», П. Ершов «Конек-Горбунок», А. Аксаков «Аленький цветочек»; русские былины: «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин-змей»; частушки «Русский костюм».

4. Просмотр видеофильмов: «Князь Владимир», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин-змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

5. Оформление выставки «Поэзия народного костюма».

6. Изготовление атрибутов к играм «Узнай и назови», «Модельеры».

7. Разучивание русского хоровода «Зоренька», игр: «Кто под платком?», «Ленточка», «Ходил Ваня по хороводику».

III этап: «Заключительный (подведение итогов)».

Развлечение-занятие «Ярмарка».

Литература

1. Андреева, М. Ф. Круглый год: народный календарь / М. Ф. Андреева. – СПб., 1997.

2. Балашов, М. Е. Костюм Киевской Руси / М. Е. Балашов. – СПб., 2002.

3. Дорофеев, Ю. Русский праздничный народный костюм / Ю. Дорофеев, О. Птушкина. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб., 2010.

5. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. – Ярославль, 2007.

6. Мерцалова, М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова. – М.: Молодая гвардия, 1988.

7. Науменко, Г. И. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках / Г. И. Науменко. – М.: Центрполиграф, 2001.

8. Науменко, Г. Чудесный короб / Г. Науменко. – М., 1989.

9. Орлова, А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / А. В. Орлова. – Владимир, 1995.

10. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

11. Русский костюм: книжка-раскраска. – М.: Дрофа, 1997.

 

непосредственно образовательная деятельность

Рассказ воспитателя.

– Давно это было, так давно, что старые люди знают об этом понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в них заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей ему – почет и слава. Забрались люди на гору и начали петь, просить помощи.

Солнышко, ведрышко!

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает:

– Чего вы желаете, дети мои?

Люди ответили ему:

– Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нет.

– Хорошо, так уж и быть, помогу. Пошлю вам на землю своего старшего сына – богатыря Лучика.

Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать от него в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.

Знак солнца на щите был призван отражать удары врага. Знак проросших семян на одежде – пожелание богатства и благополучия. Чем больше таких знаков, тем надежнее защита, тем быстрее сбудутся желания.

Узор наносился с целью оказания помощи хозяину. Знаки воды располагались вверху, посредине – знаки солнца, внизу – земли.

Вопросы.

– На каких частях одежды располагался узор?

– Какие правила расположения элементов узора вы знаете? (Повторение, чередование.)

Рассматривание костюмов.

– Давайте прочитаем узор. (Дети рассматривают костюмы и рассказывают о своем видении содержания узора.)

– Поможем жителям города, украсим их костюмы узором, который поможет им. (Дети украшают узором одежду: сарафаны и косоворотки.) Что можно украсить орнаментом?

Пальчиковая гимнастика.

Солнышко встало,

Утречко настало.

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей.

Вставай, Большак,

Вставай, Указка,

Вставай, Середка,

Вставай, Сиротка,

И ты, крошка Митрошка.

Здравствуй, ладошка.

Выполнение работы.

Итог.

– Расскажите, что вы пожелали своим узором русским красавицам и богатырям, для которых приготовили такие сарафаны и косоворотки?

 

Посещение русской горницы.

Воспитатель. Ребята, вы помните, мы с вами хотели узнать, как украшали одежду? Из какой ткани шили русские народные костюмы?

Сегодня нас в гости приглашают в русскую горницу. Пойдем?

В горнице детей встречает хозяйка.

– Здравствуйте, ребята, проходите. Знаю, знаю, зачем пожаловали. Располагайтесь поудобнее да слушайте внимательно. Что знаю, обо всем поведаю.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Самой главной, а порой единственной женской крестьянской одеждой в давние времена была рубаха. Ее с рождения носили и женщины, и мужчины. Слово «рубаха» произошло от слова «руб» – так раньше называли кусок или обрывок ткани. Шили рубаху из белого льняного полотна и носили с поясом. Рубаха была очень длинной, закрывающей ступни ног и обязательно с длинными рукавами, так как считалось неприличным ходить с голыми руками. Иногда рукава были длиннее рук. Работать в такой рубахе, не засучив рукава, было невозможно. Вот так и возникло крылатое выражение… Кто мне его напомнит? Верно, «работать спустя рукава». А как вы понимаете это выражение? Конечно, это означает работать плохо, кое-как. Давайте рассмотрим повнимательнее рубаху. Как вы думаете, для чего ее оформляем вышивкой? Верно, вышивка украшает, делает одежду нарядной, праздничной. Обратите внимание, вышивка расположена в определенных местах, обычно вдоль выреза. Как вы считаете, случайно ли это? Наши предки считают, что через «входы» рубашки, т. е. через подол, горловину и низ рукавов к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни. Чтобы уберечься от нечисти, крестьяне вышивали на опасных местах оберег.

Оберег – что это означает?

Вышивка на рубахе имела особое значение. Она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину и мужчину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-сенокосицы (в которой косили). Она надевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.

Более богатые могли носить поверх рубах однотонные сарафаны. Сарафаны были разных фасонов. Такой сарафан придавал девичьей походке величавость. Чем украшали сарафаны? (Узорными лентами. Медными пуговицами.)

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Сарафаны попроще украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. В будни голову украшала лента-подвязка, а в праздники – коруна, на конце длинной косы – косник из бисера. Костюм дополняли бусы, серьги, кольца.

В таком костюме девушка была очень нарядна: девушка-павушка, белая лебедушка.

На юге России вместо сарафана носили поневу. Домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя на талии поясом. Поневу тоже обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был украшен сплошь узорными полосами и нес символику, связанную с землей (ромбы, волнистые линии – знаки воды, образы матери-земли, птиц, древа жизни). Он оберегал живот (что означает «жизнь») женщины, вынашивающей дитя. По праздникам поверх поневы надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной.

Она шила, красна девица,

Все по плису и по бархату,

По узорной красной ленточке.

Она шила, красна девица,

Все приданое немалое.

                 (Народная песня.)

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству как самое ценное.

Кольчуга – славянское слово, получившее распространение в XV–XVI веках. Летописцы Киевской Руси называли кольчатые защитные доспехи воина иначе – «броня».

Кольчуга – боевая одежда в виде рубашки из мелких, плотно сплетенных колец, имела большое значение для древнего воина, так как служила достаточно надежной защитой от холодного оружия. «Кольчуги предназначены для посрамления оружия врага в бою; они защищают от того, чем действуют противники, и от ударов, отрубающих голову», – писал арабский ученый в XI веке Аль-Бируни. В кольчугу одевались знатные воины: князья, воеводы, дружинники.

Хорошо сделанная кольчуга хороша сама по себе. Но часто мастера старались дополнительно украсить свое изделие: использовали накладные элементы, вариации плетения. Цветную проволоку. На кольца могли наноситься надписи с заговорами и изречениями.

Пальчиковая игра.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Молоточки стучат, Строим дом для зайчат. Строим дом для бельчат. Строим дом для мальчиков. Строим дом для девочек. Вот какой хороший дом! Вместе дружно заживем! Стучат одним кулачком о другой. Соединяют большой и указательный пальцы. Соединяют большой и средний пальцы. Соединяют большой и безымянный пальцы. Соединяют большой палец и мизинец. Хлопают в ладоши.

Выполнение работы.

Итог. Оформление выставки, рассматривание.

Дети объясняют значение узоров и орнаментов на своих работах.

 

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ,
ИХ ЗНАЧЕНИЕ В КОСТЮМЕ. КОКОШНИК И ШЛЕМ

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Цель: создание условий для развития творческих способностей и воображения, фантазии при составлении узоров для различных предметов (кокошник, шлем).

Задачи: формировать умение составлять узор на форме (кокошник, шлем), предварительно покрытой пластилином, используя в работе различные виды круп (горох, гречка, пшено, рис); расширять знания о народном костюме.

Словарная работа: знак, орнамент, кокошник, шлем, картуз.

Материалы: силуэты головных уборов: кокошников и шлема, предварительно покрытых пластилином, розетки с крупой, дощечки, стеки, салфетки.

Предварительная работа: шаблоны головных уборов покрыть пластилином.

Организация непосредственно
образовательной деятельности

Рассказ воспитателя.

– Ребята, вы помните, мы с вами решили узнать как можно больше о русском народном костюме. Сегодня (имя ребенка) принесла нам замечательную книгу о русских костюмах. Вы все ее долго рассматривали. Кто из вас запомнил, из чего же состоял русский народный костюм? (Ответы детей.) Правильно. Конечно, нельзя представить русский костюм без головного убора.

Особое внимание всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Отсюда и различие: у девушек – легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.

Одни головные уборы носили только по будням, другие – только по праздникам. Существовали специальные свадебные, сезонные, городские и крестьянские головные уборы. Украшению головы отводилась особая роль: так женщина утверждала и выражала себя, демонстрировала свой вкус, социальное положение в обществе.

В IX–XIII веках самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повой, или урус. Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи (показ иллюстраций).

С помощью археологических раскопок был реконструирован другой головной убор – кика (кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен вышивкой, бисером, жемчугом.

При раскопках древних захоронений в Вологодской области был найден еще один вариант головного убора – кокошник.

Кроме того, так как русские женщины по обычаю имели длинные волосы, было придумано множество способов красиво прикрывать их. Нам, впрочем, эти способы вряд ли покажутся простыми. Так, в «Домострое» на эту тему читаем следующее: «…положите под кикой подзатыльник, да подбрусник, да волосник, да покрывала».

Подбрусник – мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетенные в косы волосы. Подзатыльник из материи того же цвета подвязывался позади подбрусника. Волосник – это связанная крючком сетка для волос. Все это сверху покрывалось шалью или платком.

Мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, валяные или плетеные шапки, напоминавшие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи – овчинные треухи, которые в деревнях шили сами. (Показ иллюстраций.)

В XIV веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В XV веке стали носить круглые маленькие шапочки – тюфьи (скуфьи). Один из обычаев, занесенных на Русь татарами, – носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен). Несмотря на требования митрополита Филиппа, Иван Грозный отказывался снимать скуфью даже в церкви.

Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шелком и даже жемчугом (только у монахов они были черными).

Однако самым распространенным головным убором остался клобук, а попросту говоря – колпак. Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы – запоны (отсюда, вероятно, происходит слово «запонка»). Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, бархата – в общем, по достатку. У Бориса Годунова, например, среди имущества упомянут «колпак саженой; на нем восемь запонов да на прорехах пять пуговиц».

А самыми древними головными уборами были все-таки кокошники и шлемы.

– У каждого из вас, ребята, своя кукла – красавица или богатырь. На прошлом занятии вы приготовили им замечательные русские народные костюмы. А головного убора у них нет. Как мы можем сделать для них головной убор? (Предложения детей.)

Решение проблемы.

– Выбирайте по желанию шаблоны шлема или кокошника, кому какой формы нравится.

– Подумайте, какой узор подойдет именно для вашей куклы.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Как у деда Ермолая» (см. с. 139).

4. Выполнение работы.

Итог занятия.

Оформление выставки головных уборов. Рассказ об узорах-оберегах.

 

Тема: ПЛЕТЕНИЕ ОПОЯСКА

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цель: создание условий для развития воображения детей в процессе знакомства с историей русского народного костюма.

Задачи: формировать умение плести опоясок из трех нитей способом «косичка»; учить понимать поставленную задачу, развивать умение работать в парах, доводить начатое дело до конца.

Материалы: у каждого ребенка по три атласных ленточки шириной 0,5 см, длиной по 70 см.

Словарная работа: пояс, опоясок, кушак, оберег.

Организация непосредственно
образовательной деятельности

Сюрпризный момент.

В группу приходит Иванушка (ребенок в костюме героя сказки) и рассказывает о том, что у него случилась беда. Он хотел помочь Рукодельнице (героине сказки) достать ведро воды из колодца, привязал свой опоясок, а тот оторвался и упал в колодец вместе с ведерком. Теперь у Иванушки нет опояска.

– Иванушка, скажи нам, пожалуйста, а зачем тебе опоясок?

– Одежду без опояска носить нельзя.

– А почему нельзя?

– Опоясок – это оберег, а еще он порты держит.

– Непременным атрибутом и мужской, и женской одежды на Руси всегда считался пояс, или кушак. Это была не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. У Ивана Калиты, например, было десять таких поясов, у Дмитрия Донского – восемь.

А простые люди носят веревочные пояски.

Иванушка замечает, что на куклах ребят тоже нет поясов.

Решение проблемы.

– Что же делать, ребята? (Смастерить опояски для Иванушки и кукол.)

Показ выполнения работы.

Иванушка показывает детям, как плести косичку из лент. Дети делятся на пары. Один ребенок держит ленточки, а другой плетет.

Плетение пояска.

Итог.

Иванушка благодарит за опоясок, который дети ему сплели, рассматривает сделанные ими опояски, хвалит детей.

 

БЕСЕДЫ

Ход беседы

Вопросы к детям.

– Как готовили свадебный костюм?

– Чем отличался свадебный костюм от повседневного?

– Чем украшали свадебный костюм?

– Что по костюму можно было сказать о владелице?

– Как хранили дорогие свадебные костюмы и наряды?

 

Ход беседы

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением народной обуви, предлагает отгадать, как она называется, после чтения рассказа.

– Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли – поршни. Их делали из целого куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнем, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали. Делали и простые башмаки – чоботы, но в основном тачали (шили) сапоги. О небрежно сделанной работе и сейчас говорят: «Два сапога – пара, и оба на левую ногу». А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины, и женщины, и дети.

Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками, потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими.

Иногда использовали кожу натурального цвета, но чаще ее красили. Самым распространенным был черный цвет. Однако парадные – сафьяновые – сапоги могли быть и красными, и желтыми, и зелеными, и белыми, и голубыми.

Для холодного времени года они утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи – куски плотной ткани, которые навертывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками.) Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетниками.

Валяная обувь – валенки, катанки – появилась только в XIX веке. Ее делали из овечьей шерсти. Валенки с коротким голенищем называли валяные коты, чуни, кеньги. Изготовление валенок было делом трудоемким, поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Самой распространенной обувью русского народа были лапти. Недаром говорится – «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи – несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год!

Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка. Праздничные – из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде. Они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом, отправляясь на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, – рачки или в лапти из веревки – чуни. В некоторых местностях умудрялись плести лапти даже из конского волоса – волосянки. Самыми плохонькими считались каверзни – лапти, сплетенные из ракиты.

В зависимости от времени года лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки (онучи). Таким образом, лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или веревках из конопляного волокна – моченицах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.

Только лапоть на обе ноги плетется, а рукавички – розни.

Плетением лаптей занимались в основном старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.

Торопясь, и лапти не сплетешь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору – четыре дня, а зимой – десять дней. «В дорогу идти – пять пар плести», – говорили в народе. Но зато и стоили лапти дешево – не более пяти копеек (а сапоги – несколько рублей), отсюда их доступность и распространенность.

Вопросы:

– Какую обувь носили наши прапрабабушки и прапрадедушки?

– Какую обувь носили бояре?

– Почему?

– Какую обувь носили крестьяне? Почему?

– Какие пословицы вы запомнили?

– Как вы думаете, какая обувь изображена на картинке?

Игра «Угадай и назови».

 

Тема: ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ?

Цель: создание условий для развития познавательного интереса, связной речи, воображения, фантазии.

Ход беседы

– Самой главной, а порой единственной женской крестьянской одеждой в давние времена была рубаха. Ее с рождения носили и женщины, и мужчины. Слово «рубаха» произошло от слова «руб» – так раньше называли кусок или обрывок ткани. Шили рубаху из белого льняного полотна и носили с поясом. Рубаха была очень длинной, закрывающей ступни ног и обязательно с длинными рукавами, так как считалось неприличным ходить с голыми руками. Иногда рукава были длиннее рук. Работать в такой рубахе, не засучив рукава, было невозможно. Вот так и возникло крылатое выражение… Кто мне его напомнит? Верно, «работать спустя рукава». А как вы понимаете это выражение? Конечно, это означает работать плохо, кое-как.

Вопрос:

– Как вы думаете, что означают такие пословицы?

1. Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.

2. По одежке встречают, по уму провожают.

3. У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи.

4. Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.

5. Девичья коса – всему миру краса.

6. Друг лучше старый, а платье новое.

7. Шуба тепла и мохната – жить вам легко и богато.

 

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЯРМАРКА»

Зал празднично украшен, играет русская народная музыка. Выходят два скомороха.

1-й скоморох.

Ой вы гой еси, добры молодцы,

Ой вы, русские красны девицы-рукодельницы,

Собирайтесь-ка на ярмарку,

Надевайте-ка рубахи русские да сарафаны новые!

2-й скоморох. Приходите-ка вы на ярмарку!

У дядюшки Якова товара хватит всякого!

1-й скоморох. Тары-бары, растабары,

Расторгуем все товары!

1-й торговец. Пироги горячи, только из печи!

С пылу, с жару, за копейку пару!

Сладкие, на меду, давай в шапку накладу!

2-й торговец. А у меня товар лучше всех!

Называется грецкий орех!

Тверже столетних дубов,

Избавляет от лишних зубов!

3-й торговец. Шарики, шарики! Летают как комарики!

За копейку одну улетите на Луну!

4-й торговец. Вот товары хороши – что угодно для души:

Ленточки в косички, шарфы, рукавички!

Кокошники, пояса,

Наряжайся-ка, краса!

Игра «Перетягивание каната»

Баба Яга.                    Ладно, ладно,

Все! Вопросов больше нету!

Уезжаю… Эй, карету!

(Ей подают метлу.)

Кричу, бурчу, хочу, не хочу!

Метла, ступай, в избушку шагай!

«Улетает» на метле.

1-й скоморох.Поглядите, люди добрые. А Марьюшка-то, наша красавица, не испугалась Бабу Ягу, еще краше стала, еще пригожее.

Выходи-ка, Марьюшка, на круг,

Выбирай-ка себе добра молодца!

Игра «Кто под платком?»

1-й скоморох.Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Русский хоровод «Зорянка».

2-й скоморох.А вот и ярмарочные калачи

Подоспели из печи!

Верные были всегда слова:

Хлеб – всему голова!

Хлеб – угощенье вкусное,

Хлеб угощенье славное.

1-й скоморох.На любом из праздников

Угощенье главное!

Кушайте, угощайтесь,

Берите, не стесняйтесь!

На столах стоят самовары, угощение, ярмарку завершает совместное чаепитие с пирогами.

Приложение

СЛОВАРЬ

Армяк – крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.

Душегрея – женская короткая одежда без рукавов, которую надевали в прохладную погоду, иногда отороченная мехом, с застежкой спереди.

Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.

Китайка – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.

Кожух – верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы.

Косоворотка – мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посредине груди, а сбоку.

Крашенник – специалист, умелец в покраске тканей. Краску делали на растительной основе, используя зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелуху лука и многое другое.

Кумач – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет.

Кушак, или пояс – обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды. В давние времена выполняли много разных функций – служили показателем благосостояния своего владельца, оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.

Онучи – кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого надевали лапти и перевязывали веревками.

Позумент – золотая, серебряная или мишурная тесьма, золототканая лента, повязка, обшивка.

Рубище – грубая, толстая будничная одежда.

Сафьян – тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.

Сермяга – так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокрашенного домотканого сукна – сермяжником.

Телогрея – женская верхняя одежда, которая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.

Убрус – нарядный женский головной убор, свадебная фата.

ПРОЕКТ «РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»

Срок реализации: 2 месяца  

Тип, вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).

Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русским национальным костюмом.

Задачи проекта: приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русском национальном костюме, традициях и обычаях, связанных с национальной одеждой; формировать предпосылки к поисковой деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности; способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику рук.

Актуальность. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-нибудь сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое-многое другое.

Особое внимание всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

И, конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. Для их изготовления использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.

Огромна роль военного костюма в культуре Руси. Русич-воин с раннего детства должен был уметь защитить свой дом, свою мать и семью. Эта тема очень интересна мальчикам, поэтому ей уделяется большое значение. Изучению военного костюма, знакомству с доспехами русского воина-богатыря посвящается несколько занятий.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет, имеет ли семью, детей, какая у него профессия, богат он или беден. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

И именно сейчас, как никогда раньше, важно видеть главное в направлении «Развитие воображения и творческих способностей» и программе «Русский дом»: восстанавливать полузабытое, пытаясь связать прерванную нить поколений. В процессе знакомства детей с русским народным костюмом, традициями, обычаями уделять внимание духовному воспитанию, формируя творчески развитую личность, повышать уровень познавательных способностей детей, развивать воображение, формировать навыки и умения создания одежды кукол как для игры, для подарка, так и как продукта творческой деятельности.

В ходе проекта дети узнают новые понятия, названия одежды, головных уборов, доспехов, элементов узора, тем самым пополняют свой активный словарь, значит, развиваются их речевые умения, навыки, а вместе с тем личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Идеи проекта:

Все занятия по проекту «Русский национальный костюм» взаимосвязаны, их замысел реализуется и в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – испытывать желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта:

•  успешно проведены занятия и развлечение «Ярмарка»;

• оформлена выставка в группе;

• собран и оформлен альбом «Русский национальный костюм»;

• совместно с родителями пополнен уголок «ряжения» в группе русскими народными костюмами и головными уборами;

• каждый ребенок изготовил куклу в русском национальном костюме: мальчики – воина, девочки – русскую красавицу;

• изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Модельеры»;

• совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови».

В ходе проектирования дети узнают:

– как выглядит русский народный костюм;

– как по костюму определить статус, возраст, профессию, материальное положение, повод, по какому оделся человек;

– как украшен костюм человека и о чем говорит узор.

При этом дошкольники:

– проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;

– определяют возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– готовы к индивидуальному самовыражению;

– совершенствуют мелкую моторику рук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.169 с.)