Тема : одежда наших прабабушек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : одежда наших прабабушек



Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Цель: расширение представлений детей о традиционной одежде славян, выделение декоративных элементов из целостной орнаментальной композиции, «чтение» информации, «закодированной» народными мастерами.

Задачи: формировать умение украшать народный костюм печатками, составлять композицию узора; создать условия для развития воображения и творческих способностей детей.

Словарная работа: «сарафан», «передник-занавеска», «нательная рубаха», «спустя рукава», «оберег».

Материалы: силуэты русских красавиц и богатырей, печатки, клеенки, розетки с гуашью, губки для промакивания, влажные салфетки, фломастеры.

Предварительная работа:

• Беседы «Почему так говорят?», «России верные сыны».

• Выставка «Образ русской женщины»: Ф. А. Малявин «Девка», «Вихрь», С. В. Иванов «Приезд иностранцев», А. Е. Архипов «Гости», А. П. Рябушкин «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве», Б. М. Кустодиев «Сенокос», А. Венецианов «На жатве лето», «На пашне весна», «Крестьянская девушка с теленком».

Организация непосредственно
образовательной деятельности

Посещение русской горницы.

Воспитатель. Ребята, вы помните, мы с вами хотели узнать, как украшали одежду? Из какой ткани шили русские народные костюмы?

Сегодня нас в гости приглашают в русскую горницу. Пойдем?

В горнице детей встречает хозяйка.

– Здравствуйте, ребята, проходите. Знаю, знаю, зачем пожаловали. Располагайтесь поудобнее да слушайте внимательно. Что знаю, обо всем поведаю.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Самой главной, а порой единственной женской крестьянской одеждой в давние времена была рубаха. Ее с рождения носили и женщины, и мужчины. Слово «рубаха» произошло от слова «руб» – так раньше называли кусок или обрывок ткани. Шили рубаху из белого льняного полотна и носили с поясом. Рубаха была очень длинной, закрывающей ступни ног и обязательно с длинными рукавами, так как считалось неприличным ходить с голыми руками. Иногда рукава были длиннее рук. Работать в такой рубахе, не засучив рукава, было невозможно. Вот так и возникло крылатое выражение… Кто мне его напомнит? Верно, «работать спустя рукава». А как вы понимаете это выражение? Конечно, это означает работать плохо, кое-как. Давайте рассмотрим повнимательнее рубаху. Как вы думаете, для чего ее оформляем вышивкой? Верно, вышивка украшает, делает одежду нарядной, праздничной. Обратите внимание, вышивка расположена в определенных местах, обычно вдоль выреза. Как вы считаете, случайно ли это? Наши предки считают, что через «входы» рубашки, т. е. через подол, горловину и низ рукавов к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни. Чтобы уберечься от нечисти, крестьяне вышивали на опасных местах оберег.

Оберег – что это означает?

Вышивка на рубахе имела особое значение. Она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину и мужчину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-сенокосицы (в которой косили). Она надевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.

Более богатые могли носить поверх рубах однотонные сарафаны. Сарафаны были разных фасонов. Такой сарафан придавал девичьей походке величавость. Чем украшали сарафаны? (Узорными лентами. Медными пуговицами.)

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Сарафаны попроще украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. В будни голову украшала лента-подвязка, а в праздники – коруна, на конце длинной косы – косник из бисера. Костюм дополняли бусы, серьги, кольца.

В таком костюме девушка была очень нарядна: девушка-павушка, белая лебедушка.

На юге России вместо сарафана носили поневу. Домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя на талии поясом. Поневу тоже обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был украшен сплошь узорными полосами и нес символику, связанную с землей (ромбы, волнистые линии – знаки воды, образы матери-земли, птиц, древа жизни). Он оберегал живот (что означает «жизнь») женщины, вынашивающей дитя. По праздникам поверх поневы надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной.

Она шила, красна девица,

Все по плису и по бархату,

По узорной красной ленточке.

Она шила, красна девица,

Все приданое немалое.

                 (Народная песня.)

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству как самое ценное.

Кольчуга – славянское слово, получившее распространение в XV–XVI веках. Летописцы Киевской Руси называли кольчатые защитные доспехи воина иначе – «броня».

Кольчуга – боевая одежда в виде рубашки из мелких, плотно сплетенных колец, имела большое значение для древнего воина, так как служила достаточно надежной защитой от холодного оружия. «Кольчуги предназначены для посрамления оружия врага в бою; они защищают от того, чем действуют противники, и от ударов, отрубающих голову», – писал арабский ученый в XI веке Аль-Бируни. В кольчугу одевались знатные воины: князья, воеводы, дружинники.

Хорошо сделанная кольчуга хороша сама по себе. Но часто мастера старались дополнительно украсить свое изделие: использовали накладные элементы, вариации плетения. Цветную проволоку. На кольца могли наноситься надписи с заговорами и изречениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.005 с.)