Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миф, легенда, сказка в прозе Айтматова.
«Плаха» имеет мифосимволическую форму, создающую глубокий сложный подтекст. Главная и основная тема «Плахи» - о власти и о трагическом последствии её извращения. Мифосимволизм в романе. По главному содержанию произведения - актуальное романное и историческое время тождественны. В нём заложено переживание глобальной дилеммы – жизни и смерти Природы и Человеческого Рода. Уже со второго абзаца романа мы переносимся в современную действительность, заглядываем в конфликт между Природой и Человеком. Полёт вертолёта в чёрном ущелье уподоблен стихийной силе – и по масштабам воздействия на среду и по непредсказуемости его последствия. И всё же при появлении вертолёта Акбара (волчица), дрожа от ужаса, выползает из логова на поединок с Человеком – Смертью: инстинкт защиты потомства берёт верх даже над инстинктом самосохранения. Но вместе с тем такой запев предвещает - ввиду многократного силового превосходства Человека – гибель Акбары и её рода. Власть принадлежит уму, а не силе. Автора интересуют отношения внутри семейного союза, принцип сохранения прочности этой первоячейки власти. Природа, по мысли автора, учит, что, когда сила выходит из повиновения, уму надо запастись терпением и не идти на уступки. Содержания первых двух глав романа освещаются то под айтматовским (социально – философским), то под акбаровским (натурфилософским) углом зрения. Это придаёт повествованию оригинальность. Совмещая образ Акбары с образом обыкновенной волчицы, Айтматов получает возможность свободно варьировать время их жизни. Он то спрессовывает века в день, то день уравнивает с веками. Также автор распоряжается и пространством. Уже во вступлении изменяется место и время действия, вместе с тем автор изменил и стиль письма – и угол зрения. От реализма, насыщенного символикой, он перешёл к реализму почти натуралистическому, а телескопическую оптику сменил на обыкновенный человеческий глаз наблюдателя. Специфика художественного метода «Плахи» - в соединении двух различных способов отображения объективной действительности: мифосимволического и реалистического. Первый способ применяется более широко. Основная тема: естественно – историческое противоборство между гонителями и гонимыми, которое охватывает как Природу, так и человеческое общество.
Евангельский сюжет. Чингиз Айтматов начал писать «Плаху» с новеллы о Понтии Пилате и Христе, которая стала главой романа, опорной точкой для полёта творческого воображения писателя. Из библейского сюжета о Христе автор выбрал его допрос Понтием Пилатом, превратив допрос в философский диспут. Кроме того он сочинил историю о катании на лодке по Нилу мальчика Иисуса с матерью и об их чудесном спасении крокодилом. И спор и сказка о лодочной прогулке истолковываются так, что стали походить на миф о рождении и смерти Иисуса Христа. Из спора Понтия Пилата с Христом видно, каков человек и какова власть. Одни люди – их немного – имеют дворцы, земли, богатство, силу для его защиты от других людей – их огромное большинство, и они, эти массы, создают своим трудом всё благо, но сами бескровны, живут впроголодь, ходят босые. Господ, гонителей, представляет Понтий Пилат, наместник Рима в Иудее, который олицетворяет политическую власть, силу. Гонимых представляет Иисус Христос, который представляет человеческое в человеке, то есть его разум. Айтматовский Христос декларирует веру всех людей в нового Бога, суть которого разъясняется им так: Бог – Завтра и есть дух бесконечности, а в целом – в нём - вся суть, вся совокупность деяний и устремлений человеческих, а потому, каким быть Богу – Завтра – прекрасным или дурным, добросердечным и карающим, - зависит от самих людей. Бог – Завтра – мечта, содержание которой изменяется с изменением людей. Цель «учения» Христа в романе в том, чтобы «возвести человека на престол призвания его - призвания к добру и красоте» путём провозглашения царства справедливости», то есть силой проповеди. Но словом можно свергнуть с престола кесарей. «Мир, в котором власть и блага будут справедливо распределяться между людьми,- и в котором, следовательно, не будет ни гонителей, ни гонимых», - это и есть, по мысли Чингиза Айтматова, - «второе пришествие Христа». Но оказывается, его «ждать придётся бесконечно долго», так как люди себялюбивы, поклоняются силе и злату, а не разуму. Потому что «Бог – Завтра» и имеет второе имя - «Бог бесконечности». Бог для прокуратора Иудеи лишь удобное прикрытие власти кесаря, «универсальный способ» ослепления людей. Для него нет ничего выше власти Рима. В размышлениях Христа и Понтия Пилата сила и разум статично, абстрактно противопоставляются, в то время как они искони находятся в сложном диалектическом взаимодействии.
Роль Авдия Каллистратова. Авдий Каллистратов, изгнанный из духовной семинарии как еретик – новомысленник, работал внештатным сотрудником областной комсомольской газеты. Он был выгоден газете для наглядной антирелигиозной пропаганды. Его же заинтересовала молодёжь, газета, чтобы там выступать на близкие ему морально – нравственные темы, так как он был сторонником нравственного самоусовершенствования. Он мечтал со временем в газете высказывать свои представления о Боге и человеке в современной эпохе. Он был как бы между двух огней: между научным атеизмом и неизменными концепциями вероучений. Но в нём горел и собственный огонь, «обуреваемый собственными идеями развития во времени категории Бога в зависимости от исторического развития человечества», еретик Авдий Каллистратов надеялся, что рано или поздно судьба предоставит ему возможность приоткрыть людям суть своих умозаключений, ибо, как он полагал, всё идёт к тому, что людям и самим захочется узнать о своих отношениях с Богом в постиндустриальную эпоху, когда могущество человека достигнет наикритической фазы. У Авдия Каллистратова есть два героя, которыми он восхищается: Иисус Христос и Гурам Джохадзе. Христу он подобен по душе, по мировоззрению и по судьбе, а образ Джохадзе вдохновляет его на бескомпромиссную борьбу со злом даже тогда, когда на стороне зла перевес сил. Баллада-легенда о Джохадзе вспоминается во время прослушивания песнопения болгарского хора «Крипта» в Москве, в Пушкинском музее (ЧИТАТЬ ЛЕГЕНДУ). Если вдуматься в логику композиции и сюжета «Плахи», то можно прийти к выводу, что Айтматов дал Авдию два важнейших напутствия в новую жизнь: 1. Божественное: Авдий вдохновляется песнопением старинных гимнов и хоралов в исполнении болгарского хора «Крипта». Это духовная «вечеря», затрагивающая тончайшие струны самосознания. 2. Человеческое: Авдий воодушевляется образом неустрашимого борца за веру Гурама Джохадзе. Первое напутствие соответствует логике образа Авдия, а вот второе – взрывает её: ведь Авдий принципиальный противник насилия. Джохадзе платил кровью за кровь и готов был, если бы он победил, платить дальше, и по повышенным ставкам. Авдий же исповедует идею самосовершенствования человека, и в ней заключена для него вся этика и вся политика. 3. Авдий, словно прозрачная лакмусовая бумажка, наклеенная на увеличительное стекло, выпукло проявляет сущность всякой власти. Авдий - борец за обновление христианского учения. Хождение Авдия по мукам завершено, но не добровольно, потому что жизнь его кончилась на плахе. Как почти две тысячи лет назад. И в том же (примерно) цветущем возрасте Христа. Есть, конечно, и различие. Иисуса распяли в малоазийской провинции Римской империи, Авдия – в среднеазиатской республике СССР. Дело, однако, в том, что смерть Авдия и не закономерна и не случайна. Она, как и его жизнь, задана, предопределена по замыслу. Он умер, как и жил, ничего не прояснив и не доказав ни людям, ни себе. Пример бессмысленной жертвенности. Авдий - не от мира сего.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.006 с.) |