Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мифотворчество в романе Пелевина « Generation P» и В. Аксенова «Москва-ква-ква».
Книги Пелевина – настоящая энциклопедия интеллектуальной и духовной жизни России конца ХХ – начала ХХI века. Их можно рекомендовать как пособие по классической и современной мифологии. Его тексты предъявляют серьезные требования к интеллекту и эрудиции читателя. Это самые разные мифы и архетипы, различные религиозные традиции и философские системы, всевозможные мистические практики и магические техники. В текстах Пелевина множество цитат, отсылок, аналогий и ассоциаций, от читателя постоянно требуется дешифровка. Пелевин и миф Одна из главных тем творчества Пелевина – это миф, миф с учетом всех его форм, вариаций и трансформаций от классической мифологии до современной социальной и политической мифологии. Как и многие писатели ХХ века, Пелевин обращается, во-первых, к содержанию мифов, их героям, сюжетам и идеям, используя скрытый и еще не реализованный потенциал мифологического мышления. Повторяя миф, реконструируя его, Пелевин воспроизводит и реактуализирует фундаментальные основания человеческого существования и бытия вообще. Мифологические образы и символы являются алфавитом, азбукой, из которой складываются великие прозрения мировых религий, откровение христианства. Миф – это язык, на котором Бог разговаривает с человеком, сначала как с младенцем, как будто питает молоком, чтобы подготовить его к “твердой пище”. Во-вторых, Пелевин обращается к форме романа-мифа как самой подходящей для собственного мифотворчества, разоблачая старые мифы, создавая новые и сталкивая их между собой. Так делали многие авторы мифологического романа в ХХ веке: Ф. Кафка, Дж. Джойс, Т. Манн, Г.Г. Маркес, Х. Борхес, Дж. Апдайк. Однако миф сам по себе не гарантирует причастности к духовным основаниям, форма мифа может быть пустой, что мы и наблюдаем сегодня. Основная мифологема современности – телевидение, реклама и PR – это тоже носители, трансляторы мифов и сами есть миф. И к этим мифам Пелевин беспощаден. АКСЕНОВ Человеку свойственно идеализировать свои молодые годы. Мало того: воспоминания об этом периоде жизни нередко становятся основой для создания варианта мифа о золотом веке. В своем предпоследнем романе – «Москва Ква-Ква» Василий Аксенов применяет вышеупомянутую мифологему на общенациональном уровне и сознательно выстраивает мифотворческую модель, в которой роль золотого века в истории России недавно завершившегося столетия призван сыграть последний, самый вдохновенно-помпезный и ксенофобский фрагмент сталинской эпохи.
Вспоминая далекое прошлое, но в то же время собственную жизнь, Аксенов строит мифологическую параболу позднесталинской эпохи – времени необыкновенно важного для всего поколения шестидесятников, ставшего первой точкой отчета, определившей их собственное «я». Выбор жанра (миф, сага, парабола), имагологической конвенции (феерический соц-арт) и повествовательной стилистики (субъективно-комический иронический сказ) свидетельствует о том, что описываемый краткий период – 1952 и начало 1953 года, до приснопамятного 5 марта – рассматривается как ключевой для всей советской истории. Не случайно автор романа в свойственном себе ироническом ключе устами одного из персонажей, академика Великого Салазкина, называет этот период «серединой Ха-Ха, то есть двадцатого века». Мифологема апогея и конца «славной» эпохи соотносится с историософскими построениями и со спорами о Сталине и наследии сталинизма, с новой силой разгоревшимися в «нулевых» годах XXI века. Мифологичность аксеновской модели мира Anno Domini 1952 (+ 50 = 2005, год написания романа) отчетливо просматривается на разных уровнях структуры художественного замысла, например, на уровне имен собственных. Ариадна Лукьяновна (согласно мифу дитя Солнца – Гелиоса, согласно отчеству – дочь «сладчайшего» Лукьяна – Гликиана) родила златовласую красавицу Гликерию («сладкую») и нашла для нее жениха Тезея, сиречь Кирилла Смельчакова – автора поэмы «Нить Ариадны», две предыдущие любовницы которого носили одно и то же имя – Надежда и Эсперанца. Впрочем, античные и ближневосточные (в частности, христианские) параллели встречаются в тексте практически на каждом шагу. В романе использованы также две московские легенды 1953 года – об отравленной оранжевой шали, при помощи которой Берия якобы убил Сталина, и о подводной лодке на Яузе, которая должна быть использована в случае необходимой эвакуации «главного пассажира». Миф о Тезее и Ариадне модифицирован оригинальным образом: Тезею-Смельчакову в земной жизни не удается выбраться из лабиринта, и преследовавший его на протяжении романа Минотавр в конце концов растоптал поэта, но «на том свете» в руке у него появляется моток шерсти, которую прядет расставившая ноги Гликерия, которая приглашает войти в нее и слиться с ней и ему, и всем другим ее «мальчикам» – героям сталинского «поколения победителей». Таким образом, сталинизм гибнет в жизненной реальности, но он «спасен» будет и вечно жить как некая метафизическая возможность, порождающая всё новые мутации утопического сознания и служения утопии. Эротическая семантика заключительной сцены в загробном мире наводит на мысль о материнском, порождающем начале, которое обеспечивает вечную жизнь сталинской «генеральной линии».
Мифическая история излагается Аксеновым в поэтике соц-арта, иначе говоря, гротескно-саркастического перекодирования соцреалистической поэтики. Тон повествования в «Москве Ква-Ква» безусловно ироничен, а отношение автора к «великой эпохе» однозначно отрицательное. Однако, как это и принято в искусстве соц-арта, тоталитарный мир лишь высмеивается, но не подвергается анафеме, а наоборот, служит предметом интеллектуальной и эстетической забавы, и тем самым образы «светлого прошлого» не пугают читателя, не вызывают у него отвращения, а радуют и смешат его. Феерическая картина Москвы 1952–1953 годов фантастична, как любое мифическое повествование, но в то же время наполнена реалиями того времени, от тогдашних модных словечек (примером могут послужить «дуньки-с-трудоднями» или «моя родня» – эвфемизм girl - friend ' a наших дней) до московской моды, купален в ЦПКиО имени Горького или подробностей из жизни тогдашнего андерграунда. Порою Аксенов всё же устремляется в русло поэтики мемуаров. «Но вот пролетели от «середины Ха-Ха» уже десятилетия, и кто может себе представить Москву-Кву-Кву без ее семи высоток, без этих аляпок, без этих чудищ, без этой кондитерской гипертрофии?.. Подхожу я к какому-нибудь высокогенеральскому дому с козьими рогами на карнизе, с кремом по фасаду, с черномраморными вазонами, которые когда-то так горячо презирал всеми фибрами молодой футуристической души, и вдруг чувствую необъяснимое волнение. Ведь это молодость моя шлялась здесь и накручивала телефоны-автоматы по всей округе, ведь это наши мечтательные девушки росли в этих домах; и презрение вдруг перерастает в приязнь...»
БИЛЕТ №18.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.87 (0.006 с.) |