IV. Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.



Учащиеся, успешно справившиеся с контрольным диктантом, работают по карточке.

ЗНОЙНЫЙ ДЕНЬ

Тропинка шла вдоль высокого пр..брежного обрыва изв..ваясь в тени (сто)летних маслин. Море иногда мелькало между дерев..ями, и тогда казалось, чтоуходя (в)даль оно в то же время поднимает..ся (в)верх спокойной могучей стеной. И свет его был еще синее, еще гуще в узорчатых прорезах, среди (серебристо)зеленой листвы.

В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на дерев..ях – (по)всюду заливались цикадывоздух дрожал от их звенящего однообразного, (не)умолчного крика. День выдался знойный, безветре(н,нн)ый и нак..лившаяся земля жгла подошвы ног.

                                             (А. Куприн.)

– Списать текст. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Расставить пропущенные знаки препинания.

– Графически объяснить постановку пропущенных запятых.

– К какой части речи относятся выделенные слова? Укажите их морфологические признаки.

& Домашнее задание: повторить материал по теме «Предлог».

Урок 115
союз как часть речи

Цел и: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в предложении; формировать умение находить союзы в тексте; вырабатывать умение самостоятельно анализировать новый материал и составлять блок-схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснительный диктант.

1. Запишите под диктовку отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», комментируя и объясняя употребление отдельных орфограмм и знаков препинания.

Буря мглою небо крое т,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завое т,

То заплач е т, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же т ы, моя старушк а,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

2. Беседа по вопросам.

– Из какого произведения эти строки? Кто его автор?

– Найдите в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты, олицетворения).

– Каков стиль речи?

– Объясните лексическое значение слов веретено, обветшалой.

(Веретено – приспособление для прядения – стержень для навивания нитей. Мн. ч. – веретёна, веретён (род. п.).

Обветшалый – пришедший в ветхость, ветхий – разрушающийся от старости.)

– Разберите по составу слова приумолкла, крутя.

– Назовите встретившиеся вам в тексте предлоги. Какую функцию они выполняют? Что выражают?

– Перечислите союзы, встретившиеся вам в тексте. Какова их функция?

(Важно отметить, что повторяющийся союз то – то передает последовательность, чередование действий: завоет, заплачет, зашумит, застучит. Попутно следует выяснить оттенок значения этих глаголов будущего времени.)

Благодаря союзу как выражаются сравнительные отношения: завоет, как зверь; заплачет, как дитя; застучит, как путник запоздалый.

Повторение союза и усиливает признаки, заключенные в прилагательных печальна и темна.

Союз или – или указывает на реальность, возможность одной из причин: приумолкла или потому, что утомлена, или потому, что дремлет.

Таким образом, различные смысловые оттенки, заключенные в этом стихотворении, могли быть выражены только с помощью союзов.

– Являются ли союзы членами предложения?

– Можно ли к союзам задать вопрос?

III. Объявление новой темы.

1. Чтение материала учебника (§ 54, с. 147).

2. Составление блок-схемы о союзе.

Учащиеся самостоятельно составляют схему на основе параграфа и разобранного стихотворения в черновиках. Лучшая схема записывается на чистовик в тетрадях и на доске.

Схема может быть примерно такой:

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 313 (устно).

Выразительное чтение текста.

– Озаглавьте текст.

– Определите его главную мысль.

– Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены предложения, какие – простые предложения в составе сложного?

– Найдите союзы – синонимы союзов, данных в рамке.

– Объясните лексическое значение слова суждение.

Работа с толковым словарем на с. 216 учебника.

– Как вы понимаете слова реальный, ситуация?

(Реальный – действительно существующий, не воображаемый.

Ситуация – совокупность обстоятельств, положение, обстановка.)

– Запомни и говори правильно: срйдства.

– Какие орфограммы вам встретились в тексте?

2. Выполнение упражнения 315.

Выразительное чтение текста.

– Какова основная мысль текста?

– Какие элементы повествования включены в текст?

– Назовите синонимы к выделенным словам. Какие из них разговорные?

– На сколько абзацев-микротем можно разделить его?

– Спишите текст, разделяя его на абзацы, расставляя пропущенные знаки препинания.

– Над какими орфограммами вы работали?

3. Выполнение упражнения 316 (устно).

– Выразительное чтение стихотворения Тютчева.

– Отметьте средства художественной выразительности.

– С помощью каких союзов выражается противопоставление?

– Какие союзы связывают однородные члены, а какие – простые предложения в составе сложного?

– Начертите схемы предложений.

– Выпишите слова с пропущенными орфограммами; объясните их.

– Сделайте морфологический разбор причастия редеющего, предлога сквозь.

V. Подведение итогов урока.

– Пользуясь блоком-схемой, дайте определение союза.

& Домашнее задание: выучите наизусть стихотворение Ф. Тютчева; упр. 317 (письменно); выучить блок-схему.

Урок 116
простые и составные союзы

Цел и: познакомить учащихся с делением союзов на простые и составные; продолжить работу по овладению учащимися орфографическими умениями и навыками; (р/р) вырабатывать умение писать рассуждения по заданному тексту.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение стихотворения Ф. Тютчева.

2. Беседа по вопросам.

– Что называется союзом?

– Как делятся союзы по синтаксической роли? (Сочинительные – подчинительные.)

– Какие бывают союзы по морфологическому составу? (Простые и составные.)

– Каким членом предложения является союз? (Не является членом предложения.)

– На какие вопросы отвечает союз? (Вопрос задать нельзя.)

3. Анализ упражнения 317.

– Какие части речи известный русский лингвист Василий Алексеевич Буслаев назвал «словечками отношений»?

– Какие же смысловые отношения выражены между простыми предложениями в сложном с помощью союзов?

– Каков тип и стиль текста А. Мусатова?

– Укажите абзацы, на которые вы разделили текст.

– Назовите обобщающие слова при однородных членах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.016 с.)