VI. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Подведение итогов урока.



– Какова роль сочинительных союзов в предложении?

– На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?

& Домашнее задание: упр. 330.

Ход урока 121

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упр. 330).

– Какие прилагательные называются качественными? Какими членами предложения они являются? Укажите их в тексте.

– Какой разделительный союз вы подчеркнули?

– Устно (по цепочке) прокомментируйте, какие подходящие по смыслу слова вы вставили вместо пропусков, где поставили пропущенные запятые.

III. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 332.

 Выразительное чтение отрывков из стихотворений А. С. Пушкина.

– Какое значение имеет последнее предложение в каждом из отрывков: относится оно к предшествующему предложению или ко всему тексту?

– Как оно присоединяется к тексту?

– Какую роль выполняет союз?

– Укажите однородные сказуемые.

– Сравните глаголы:

в первом тексте – блеснул (мороз);

во втором тексте – (звезды) блещут (блеснул – внезапно появился; блестеть – ярко светиться, сверкать).

1) Укажите в данных глаголах постоянные признаки.

2) Образуйте от глагола блещут причастия и деепричастия.

– Найдите в текстах средства художественной выразительности.

2. Выполнение упражнения 333.

– Определите тип и стиль текста.

– Обоснуйте повторение союза а.

– Спишите текст, расставляя пропущенные знаки завершения.

– Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль текста.

– Прочитайте выразительно записанный текст Д. С. Лихачева, выделяя голосом предложение, в котором выражена основная мысль.

3. Тестирование.

Текст проецируется на экран.

а) Выпишите номера предложений, в которых сочинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного.

б) Выпишите номера предложений, в которых сочинительные союзы связывают однородные члены.

в) Выпишите номера предложений, в которых запятая перед союзом и не ставится.

г) Выпишите номера предложений, в которых запятая стоит после союза и, выделяя причастные и деепричастные обороты.

1) Умолкнет гром, пройдут года, мы постареем вдвое, втрое и будет сложена тогда легенда-сказка о герое (Сурков).

2) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой (Чехов).

3) Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили (Пушкин).

4) Приятели его советовали ему жаловаться, но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться (Пушкин).

5) Остап уже занялся своим делом и давно отошел от куреня, Андрий же, сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце (Гоголь).

6) Дорога то уходила в овраг, то вилась по откосу горы и у края земли лежали новые огромные груды облаков (А. Н. Толстой).

7) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях… (А. Н. Толстой).

8) Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь, и, может быть, на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной (А. С. Пушкин).

9) Изредка она [Каштанка] останавливалась и плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет, как это могло случиться, что она заблудилась (Чехов).

10) Этот гигантский космический глаз смотрел на землю внимательно и строго.

11) Одна маленькая лужица осталась в стороне и ей некому было подать сигнал о приближающемся дожде.

12) Солнце не печет, ветер не холодит и дождик не мочит.

13) Жук-плывунец, грузный, с усиками, тихо вынырнул из глубины озерных джунглей и чуть дыша, боясь себя обнаружить, завороженно следит за очаровательной танцовщицей.

14) На вишни с листка на листок прыгают и скатываются дождевые капли.

15) Запрыгал по полю солнечный зайчик, выбежал на тропинку к реке и постучавшись в песчаные норки на берегу разбудил жителей.

16) Стало солнце опускать лучистые руки и надвигать на себя одеяло из мерцающих звезд.

17) Слабеющими лучами попробовало было зацепиться за край неба, да дремота и многотрудная работа за день совсем одолели светило.

18) Любопытство загнало трехпалолистый хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами.

19) Желая отдохнуть от бессонных ночей, ветер-гуляка задул снегом проселочную дорогу попавшуюся на пути и посопев улегся под длинноногими сосенками.

20) Лето прощалось с землей, медлило перед разлукой, топчась на месте, ласково и внимательно озираясь вокруг.

(С 11 по 20: Ф. Нестеров.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.005 с.)