VI. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Подведение итогов урока.



– На какие группы делятся подчинительные союзы?

– Как отличить союз от союзного слова?

& Домашнее задание: упр. 339; выписать лексическое значение слов светофор и семафор.

Ход урока 123

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся по цепочке читают составленные предложения.

– Каково лексическое значение слов семафор и светофор?

(Семафор – сигнальное устройство в виде подвижных крыльев на мачте, столбе.

Светофор – сигнальное электрическое устройство – фонарь с красными, зелеными и желтыми стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах.)

III. Закрепление темы.

Задание 1. Найди соответствия (укажи стрелками).

2. Назовите предложения в такой последовательности:

а) придаточное обозначает причину того, о чем говорится в главном;

б) обозначает время;

в) обозначает цель;

г) выражает сравнение;

д) выражает меру и степень.

1) Лед был такой прозрачный, что вблизи его было трудно заметить (Паустовский).

2) Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки (Мамин-Сибиряк).

3) Когда дует ветер и рябит воду, то становится и холодно, и скучно, и жутко (Чехов).

4) Индейский петух, подняв голову и озираясь вокруг, неистово выругался по-своему, точно сердитый командир оборвал всю команду на ученье за беспорядок4 (Гончаров).

5) Для того чтобы добраться до озера, потребовалось немало времени (Паустовский).

– Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

– Разберите морфологически и по составу слово по-своему.

3. Задание по вариантам: творческая работа.

I вариант

Произведите замену обстоятельственных придаточных предложений деепричастными оборотами, где это возможно. Если замена невозможна, устно объясните почему.

1) Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу.

2) Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах какой-то шорох.

3) Когда луна взошла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность.

4) По мере того как путешественники углублялись в горы, растительность становилась все более дикой.

5) Когда они поднялись на горную вершину, то увидели вдали море.

6) Лес стоит молча, неподвижно, точно он всматривается куда-то своими верхушками.

II вариант

Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Составьте схему двух (на выбор) сложноподчиненных предложений.

1) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом.

2) Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь.

3) Вступая в лес, тянущийся на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости.

4) Сильно устав, путешественники все же упорно шли вперед.

5) Отдохнув и утолив жажду, они двинулись дальше.

6) Приближаясь к морю, мы еще издали услышали его глухой шум.

4. Работа со стихотворением Д. Мэллока (текст перед глазами учащихся).

              Если ты (не)мож..шь быть сосной на вершин.. холма,

              Будь деревц..м, но только будь

              Самым лучш..м деревц..м у родника;

              Будь кустиком, если (не)мож..шь быть деревом.

              Если ты (не)мож..шь быть кустиком, будь травой

              И (з,с)делай дорогу счастливее;

              Если ты (не)мож..шь быть щ..кой, будь просто окунем –

              Но будь самым красивым окунем в озере!

              Мы (не)мож..м все быть капитанами, но кто(то)

                         должен быть и матросом;

              Для всех нас найдет..ся (з,с)десь работа.

              Работа может быть большой и малой.

              Мы должны делать то, что (не)отложно.

              Если ты (не)мож..шь быть дорогой, будь тропинкой,

              Если ты (не)мож..шь быть солнцем, будь звездой;

              Выигрываем мы или проигрываем – (не)важно,

              Проявляй лучш..е, что в тебе есть.

– Какое настроение навевает данное стихотворение?

– В чем смысл данного текста?

– Какие средства художественной выразительности использует поэт?

– Устно укажите орфограммы. Раскройте скобки.

– Укажите глаголы в повелительном наклонении.

– Перечислите союзы, встретившиеся вам в данном тексте, укажите, какие они.

– Спишите последние шесть строчек.

IV. Тестирование.

1) Укажите союз:

а) который; б) что же; в) как будто;  г) то же.

2) Укажите подчинительный союз:

а) однако;  б) но;              в) и;       г) потому что.

3) Отметьте сравнительный союз:

а) если;      б) что;   в) чтобы; г) будто.

4) Отметьте противительный союз:

а) или;       б) либо; в) и;       г) зато.

5) Отметьте временной союз:

а) благодаря тому что; б) едва; в) словно; г) так что.

6) Укажите целевой союз:

а) чтобы;   б) ибо;   в) как;   г) однако.

7) Отметьте соединительный союз:

а) либо      б) все же в) однако г) тоже

8) Укажите ряд, в котором перечислены только союзы:

а) но; несмотря на; зато; вследствие того что;

б) потому что; так как; точно; чтобы;

в) в течение; не то… – не то…; с тем чтобы; ввиду;

г) как скоро; причем; кто; словно.

V. Подведение итогов урока.

– Назовите обстоятельственные подчинительные союзы.

– Какие трудности возникли у вас при выполнении заданий?

& Домашнее задание: упр. 338; выучить правило на с. 158.

Урок 124
морфологический разбор союза

Цел и: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора союза; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; учить определять лексическое значение слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Один ученик чертит схему шестого предложения на доске; остальные в указанной последовательности называют предложения с подчинительными союзами.

III. Повторение.

1. Списать предложения, расставляя знаки препинания, обозначая грамматическую основу. Союзы обвести в овал.

Пусть душу согреет сознание что мы ни на шаг ни на миг в суровые дни испытаний не сдали позиций своих (Исаковский). Как билось сердце если нам случалось привет Москвы по радио поймать! (Лебедев-Кумач). И те, кто стране присягнули на верность, однажды не могут не смеют в пути оглянуться назад (Сурков). Мы не хотим чтоб кровью и огнем залить весь мир война опять сумела (Безыменский).

2. Работа со словарными словами.

Слово учителя. Авторы этих стихотворных строк – поэты Исаковский и Лебедев-Кумач, Сурков и Безыменский – стали нашими классиками.

Автор и классик. Как вы понимаете данные слова? Являются ли они синонимами?

(Автор – создатель какого-либо произведения.

Классик – выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки, искусства, литературы.)

3. Выполнение упражнения 342.

1) Чтение текста С. Михалкова.

2) Беседа по вопросам:

– Как бы вы озаглавили этот текст?

– Какого он стиля?

– Что советует детям автор?

– Почему книги должны быть всегда рядом с вами?

3) Спишите текст; какие орфограммы встретились в нем?

4) Расставьте знаки препинания.

Объясните постановку двоеточия в последнем абзаце.

IV. Объяснение новой темы.

1. Чтение плана морфологического разбора союза (§ 60, с. 157).

2. Выполните морфологический разбор союза чтобы (последний абзац упр. 342).

V. Закрепление темы.

1. Слово учителя.

Помните детское стихотворение:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Это великая радость и счастье – уметь читать.

«Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге… Она – программа будущего. Итак, будем уважать книгу», – писал А. Герцен.

Несомненно, книга – наш добрый друг, советчик, она поможет нам разобраться порой в очень сложных ситуациях, явлениях, понятиях. Например, каково лексическое значение слова счастье?

(Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; состояние радости, благополучия…)

– Подберите к слову счастье антоним.

– Можно ли изменить слово счастье по числам? Какого рода данное слово?

2. Запись под диктовку.

1) Со счастьем можно столкнуться множество раз, но испытать его дано лишь однажды.

2) Самое трудное – удержать счастье.

3) Счастье дается глотками, чтобы не захлебнуться им.

4) Нет более счастливого и несчастного существа, чем мыслящий.

5) Счастье делят пополам только в любви.

6) Человек сам по себе несчастен, но счастлив тем, что живет.

(М. Арсанис.)

– Почему, как вы считаете, удержать счастье так трудно?

– Объясните (устно) знаки препинания в предложениях.

– Выполните морфологический разбор двух союзов.

3. Анализ предложения, записанного на доске.

В древней Элладе люди хорошо понимали, что доброта и красота не используемые для себя справедливый ум и поиски правды попытки жить (по)иному чем другие подчиняющиеся угнетению или обманутые ведут к мучительной жизни а все эти качества соединенные вместе к неизбежной и скорой гибели.

(И. Ефремов.)

– Расставьте пропущенные знаки препинания.

– Прочитайте внимательно высказывание И. Ефремова. Как вы понимаете основную мысль этого утверждения?

– Подчеркните грамматические основы. Сколько простых предложений у вас получилось?

– Укажите причастные обороты, отметьте морфологические признаки причастий, встретившихся вам в этом предложении.

– Разберите по составу слово по-иному.

– Выполните морфологический разбор одного сочинительного и одного подчинительного союзов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.031 с.)