II. Сообщение темы и цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Сообщение темы и цели урока.



1. Беседа с классом по вопросам.

– Какие типы текста вы изучили?

(Описание, повествование, рассуждение.)

– Какие виды сочинений-описаний вам знакомы?

(Описание места, действия, предмета, человека.)

– Что такое словесный портрет?

– Запишите основные виды словесного описания внешности человека.

2. Угадайте, кому принадлежат следующие словесные портреты:

1) На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – словно лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

В семье родилась она купеческой,

Прозывается… (Аленой Дмитревной.)

         (Из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.)

2) Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкyром (шнурком), к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин (мужское верхнее платье на крючках со сборками сзади) алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.

         (Остап и Андрий. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.)

– Какие средства используют авторы, чтобы сделать свои тексты более образными?

Запись в тетради:

В текстах-описаниях используются следующие выразительные средства: сравнения, олицетворения, эпитеты, гиперболы, говорящие детали.

3. Выполнение упражнения 78.

– Прочитайте текст. Чем примечательна внешность юноши?

– Укажите средства связи первого предложения со вторым и второго с третьим.

– Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения.

4. Выполнение упражнения 79. Прочитайте текст.

– Какие особенности лица героя поразили писателя?

– Выпишите причастные обороты вместе с определяемыми существительными. Обозначьте окончания причастий.

5. Выполнение упражнения 80.

– Как вы считаете, можно ли по внешности человека судить о его внутренних качествах, о его характере?

– Прочитайте текст упражнения, озаглавьте его.

– Спишите, расставляя пропущенные запятые, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

Синтаксический разбор указанных предложений – у доски.

6. Выполнение упражнения 81.

– Какое из предложенных описаний дано в художественном стиле речи, а какое – в официально-деловом?

– Прочитайте соответствующим тоном каждое из этих описаний.

– Спишите первый текст, выделив окончания причастий.

7. Подберите э п и т е т ы к словам.

Глаза, волосы, взгляд, друг, головушка.

(Ответы: ясные, шелковые, острый, верный, буйная.)

8. Подберите сравнения, закончив словосочетания.

Стройный как … (тополь), красный как … (рак), бледный как … (смерть), худой как … (палка), толстый как … (бочка), белый как … (полотно), летит как … (стрела), льет как … (из ведра).

III. Подведение итогов урока.

– Какие средства художественной выразительности используются мастерами слова при описании внешности человека?

– Можно ли по внешности судить о характере человека?

& Домашнее задание: упражнение 82; рассмотрите репродукцию с картины В. И. Хабарова «Портрет Милы», подберите определения, характеризующие ее лицо, позу, одежду.

Уроки 25–26
р/р. сочинение-описание по картине
В. И. хабарова «портрет милы»

Цел и: подготовить учащихся к написанию сочинения; написать сочинение по картине; продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся.

Ход урока 25

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упражнение 82).

– С помощью каких причастных конструкций показано, что герой охвачен тем или иным чувством?

– А какие причастные конструкции рисуют не только движения героев, но и передают их душевное состояние?

III. Подготовка к сочинению (упражнение 77).

1. Составление таблицы «Внешность Милы» с включением средств художественной выразительности (домашнее задание).

Лицо  
Глаза (взгляд)  
Волосы  
Одежда  
Поза  

2. Рассматривание репродукции картины в учебнике.

– Какое настроение возникает у вас при рассматривании картины?

– Как комната характеризует хозяйку?

– Какие краски использует художник?

– Как вы думаете, почему рядом с креслом девочки лежат коньки?

– Какую книгу читает Мила? О чем? Интересна ли она?

– Представьте себе, что, войдя в комнату, вы увидели свою подругу с книгой в руке. Девочка даже не обратила на вас внимания, и вы невольно стали рассматривать ее лицо, позу, одежду.

– Что поразило, удивило вас в Миле? О чем хотели бы спросить?

3. Составление плана сочинения.

– Сколько частей должно включать в себя сочинение?

– В какой части вы дадите описание внешности Милы?

– А в какую часть включите диалог?

– Что такое диалог? Как он оформляется при письме?

– О чем вы расспросите читающую девочку?

– Куда вы включите описание комнаты?

– Чем вы закончите сочинение?

– Составьте начало текста и концовку.

4. Работа с черновиком.

Ход урока 26



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.007 с.)