Мягкий знак – показатель мягкости. Перенос слов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мягкий знак – показатель мягкости. Перенос слов.



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

КЛАСС

 

 

Тема: Углубленное обследование письменной и устной речи учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся, умение работать с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия

III. Работа по теме:

    1.Проверка знаний:

а) гласные и согласные звуки и буквы;

б) предложения и их типы (повествовательное, вопросительное, восклицательное);

в) слог: образование твёрдых и мягких слогов;

г) перенос слов;

д) обозначение мягкости согласных гласными буквами;

е) буквы Э, буквы И и Й.

 

2. Чтение рассказа «Два жадных медвежонка».

а) техника чтения и пересказ.

3.Составить из слов предложение:

а) около, строят, парка, дом;

б) дом, три, в, этажа;

в) это, школа, наша, новая;

г) школу, году, построили, этом, в;

д) наш, на, класс, этаже, втором.

а) Около парка стоит дом.

б) Дом в три этажа.

в) Это наша новая школа.

г) Наш класс на втором этаже.

 

IV. Итог занятия.

Тема: Углубленное обследование письменной и устной речи учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся, умение работать с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме:

1. Проверка знаний:

а) мягкий знак на конце слова;

б) мягкий знак в середине слова;

в) русская азбука или алфавит;

г) правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу;

д) ударение;

е) ударные и безударные гласные;

ж) большая буква;

2. Чтение рассказа «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

а) техника чтения и пересказ.

3. Из слов каждой строчки составить предложения.

а) гуси, лугу, на, паслись;

б) Яша, дразнить, стал, гусей;

в) гусь, за, погнался, Яшей;

г) закричал, и, Яша, убежал.

а) Гуси паслись на лугу.

б) Яша стал дразнить гусей.

в) Гусь погнался за Яшей.

д) Яша закричал и убежал.

 

IV. Итог занятия.

 

    Тема: Углубленное обследование письменно и устной речи учащихся.

Цель: выявить пробелы в знаниях учащихся, умение работать с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме:

1.Проверка знаний:

а) слова, отвечающие на вопросы кто? что?;

б) слова в, из, к, на, от, по, с, у;

в) правописание слов с двойными согласными;

г) слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделал?;

д) слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?;

е) связь слов в предложении

     2. Техника чтения и пересказ «Иван-царевич и серый волк».

     3. Составить из слов предложение:

а) во, ученики, дворе, играли;

б) бабу, они, снежную, лепили;

в) Жучка, и, бегала, тут;

а) Ученики играли во дворе.

               б) Они лепили снежную бабу.

               в) Тут бегала и Жучка

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Диктант.

Цель: написать диктант выявить пробелы в знаниях учащихся.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

Диктант.

 

Птицы.

 

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю пушистым кровом. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Изложение.

Цель: умение последовательно излагать мысли в пересказе и на письме.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме:

Изложение.

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

 

План

1. Что сделала ласточка?

2. Что сделал воробей?

3. Кого позвала на помощь ласточка?

4. Что сделали ласточки?

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Звук и буква Б б.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву Б.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы Б;

Б – звонкая,  согласная.

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву Б в слогах.

Ба, бу, бы, бя, бе, бю, би, аба, оба, уба, ыба, убо, убу.

- выделить звук и букву Б в словах:

Б ык, б ыл, б алка, б анка, б оты, б лузка, за б ор, ра б ота, гри б ы, ры б аки, б рошка, б утылка, б утон, б егать, б ревно, б укашка, б арабан, б елить, голу б ь, кра б.  

-выделить звук и букву Б в предложениях.

На ёлке б усы. Лю б а лю б ит б ананы. Б а б ушка купила Б оре б укварь. Ре б ята на б рали б елых гри б ов. Б а б ушка сварила к о б еду б о б ы. Б елка сушит гри б ы на зиму. В б и б лиотеке б ольшой вы б ор книг. В зоопарке живут зу б ры, о б езьяны, б егемоты.

2. Повторение грамматической темы.

Перенос слов.

Васил ь -ки, белен ь -кие, мален ь -кие, ден ь -ки, пал ь -цы, огон ь -ки, кол ь -цо, стал ь -ной, бор ь ба, ал ь -бом, кон ь -ки.

 

 

IV. Итог занятия.

Тема: Звук и буква П п.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву П.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы П;

П – глухая,парная согласная.

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву П в слогах.

Па, по, пу, пы, пя, пе, пю, пи, апа, опа, упа, ипа, епа, ыпа, упу.

- Выделить звук и букву П в словах:

П алка, п очка, за п ор, п роба, п робка, п ломба, п робы, п алуба, п обеда, п ароход, п ирог, п есня, п ассажир, п оле, сер п, сно п, п руд, п лотник, кру п ный, с п орил, п латок, п акет, п альто, са п оги, п астух, ло п ата, ка п ли, п шено, ла п ша, ки п ит, п ружина.

- выделить звук и букву П в предложениях.

П овалился старый забор. На воротах кре п кий за п ор. Во дворе п ро п ел п етух. На траву выкатили бочки. Выросла ре п а большая п ребольшая. Паук п летёт п аутину. С п отолка осы п ается п обелка.

3. Повторение грамматической темы.

Жаба.

Жила – поживала жаба. Каждый день она ловила много жуков. Она их не жевала, а прямо проглатывала. Жаба была жадная. Но вот надоело жабе жить в болотной жиже. Думает жаба: «Надо бежать в другие края». Подумала жаба и побежала. Увидел жабу журавль и проглотил.

План.

1. Где жила жаба?

2. Кого она ловила?

3. Какая была жаба?

4. Что надоело жабе?

5. Что сделала жаба?

6. Что случилось с жабой?

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Звук и буква Ж ж.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву Ж ж.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы Ж;

Ж – звонкая парная согласная буква; шипящий звук.

б) работа с сигнальными карточками, цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву Ж в словах.

Ж аба, лу ж ок, пиро ж ок, ж ар, е ж ата, ж алоба, пи ж ама, бро ж у, хо ж у, Ж еня, но ж и, е ж и, мор ж и, ко ж а, ры ж ик, пока ж и, ува ж ение, ж ёлуди, ж ёлтый, ж уравли, пру ж ина, подру ж ка, стри ж ка, кру ж ка.

  - выделить звук и букву Ж в предложениях.

Летом ж арко. У Ж ени но ж ик. На Ж оре пи ж ама. У е ж а е ж ата. Мор ж и ле ж ат на льду. У во ж атого ро ж ок. Ж ора выбе ж ал на лу ж ок. Мой дру ж ок бе ж ит на бере ж ок.

2. Повторение грамматической темы.

Приставки и предлоги.

Есть одинаковые приставки и предлоги в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.

Приставка – это часть слова, пишется слитно со словом.

Приходит, уходит, выходит.

Предлог – это слова. Между предлогом и следующим словом Можно вставить вопрос или другое слово.

За (каким?) домом.

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Дифференциация Ж-Ш.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы Ж-Ш.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв Ж-Ш;

Ж - звонкая

} парные согласные буквы; шипящие звуки.

Ш – глухая

б) работа в тетрадях:

- вставить в слова буквы ж-ш.

Поду ш ка, подру ж ка, доро ж ка, моро ш ка, ножка, луко ш ко, овра ж ки, машина, кор ш ун, ж дали, ж адный, ка ж дый, ш кура, лу ж айка, пру ж ина, ш умный, горбу ш ка.

- вставить в слова пропущенные буквы ж-ш.

Ребяти ш ки побе ж али к ма ш ине. Ж еня вя ж ет деду ш ке ж акет. Ко ш ка ле ж ит на ле ж анке. В ж ивом уголке ж ивут мы ш и. Ш ура ж ивёт около ш колы. По ж арные поту ш или по ж ар. Ма ш ина красивая. Ма ш ина бабу ш ка живёт на втором эта ж е. Ребяти ш ки бе ж али по лу ж айке.

2. Повторение грамматический темы.

Приставки и предлоги.

Дежурный стёр пыль с доски. В окно влетела синичка.

Машина быстро понеслась по дороге. Володя зашёл за своим товарищем. По оврагам потекут ручьи. Юра дошел до дома.

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Звук и буква В в.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву В.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы В;

В – звонкая парная согласная буква.

Отгадай: Веду внучку за ручку по всем комнатам (в еник).

б) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву В в слогах.

Ва, во, ву, вы, ве, вё, вю, ви, вя.

- выделить звук и букву В в словах

Ваза, в лага, со в а, в илка, в афли, в ата, в оротник, в орота, в орона, в агон, сли в а, в етер, в ратарь, в ремя, в илы, и в а, со в ет, со в ёнок, о в раг, в есёлый, соло в ей, с в екла, ко в ёр, пер в ый, в ерблюд, в ы в их, кро в ь, бро в ь, посе в ы.

2. Повторение грамматической темы.

Синичка.

Это было зимой. К окну прилетела синичка. Она была голодная. У окна стояли дети. Им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Птичка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

1. Когда это было?

2. Куда прилетела птичка?

3. Почему она прилетела к окну?

4. Кто стоял у окна?

5. Как ребята отнеслись к птичке?

6. Что сделали ребята?

7. Куда влетела птичка?

8. Что она стала делать?

 

 IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Звук и буква Ф ф.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звук и букву Ф.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звука и буквы Ф;

Ф – глухая парная согласная буква.

б) работа в тетрадях:

- выделить звук и букву Ф в слогах.

Фа, фо, фы, фу, фя, фё, фу, фю, фи.

- выделить звук и букву Ф в словах.

Ф ляга, ф аза, со ф а, ф окус, ф абрика, ф артук, ф лаг, флейта, кон ф ета, ко ф та, ко ф е, сал ф етка, ф отогра ф ия, ф илин, ф акел, ф у ф айка, ка ф е, сара ф ан, шар ф, А ф рика, карто ф ель, ка ф тан.

- выделить звук и букву Ф в предложениях.

В классе стоит шка ф с книгами. Мама связала шар ф. В поле цветут ранние ф иалки. На башне развевается ф лаг.

2. Повторение грамматической темы.

Части речи.

Имя существительное, прилагательное, глагол, предлог – это части речи.

Имя существительное (кто? что?) берёза, река, бумага.

Имена прилагательные (какой? какая?) зимний, лёгкий, белая.

Глагол (что сделает? что делал?) ходил, читает, кричит.

Предлоги у, над, к, с, от, около.

IV. Итог занятия.

Тема: Изложение «Медвежонок».

Цель: умение последовательно излагать мысли в пересказе на письме, используя план и текст.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1.Чтение текста 2 раза.

2. Беседа о прочитанном по вопросам.

3. Чтение плана.

4. Пересказ прочитанного по плану.

5. Выполнение работы в тетради.

 

Изложение.

Медвежонок.

Охотники принесли маленького медвежонка. Бабушка хотела подарить его внуку. Внук был рад. Он поехал за медвежонком. Но медвежонка у бабушки уже не было. Она отдала его. Медвежонок был озорной. Он разодрал абажур на лампе и выпустил перья из подушки.

1. Кого принесли охотники?

2. какой подарок готовила бабушка внуку?

3. Почему внук не получил подарка?

4. Почему бабушка отдала медвежонка?

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Дифференциация С-Ш.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы С-Ш.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв С-Ш;

С - свистящий

} глухие согласные звуки.

Ш – шипящий

б) работа с сигнальными карточками; цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звуки и буквы с-ш в слогах.


са – ша

со – шо

су – шу

си – ши

се – ше

аш – ас

ош – ос

ус – уш

иш – ис

ес – еш

ши – сы

сы – ши

ыш – ыс

ас – аш

яс - яш


са – ша – са                     шо – со – шо                     су – шу – су

- выделить звуки и буквы с-ш в словах.

С ад, ш аль, с ух, ш ум, ш ило, с ила, с ани, ш апка, с тул, ш торм, ш тык, с тол, ш утка, ш ар, с ыр, ла с ка, ма с ка, ко ш ка, мо ш ка, кату ш ка, ма с ло, ли с т, мы ш ка, у ж и, у с ы, ба с ня, кры ш ка, ду ш, ква с, на ш, фоку с, голо с, гало ш и, голы ш, какту с, ле с.

- выделить звуки и буквы с-ш в словах, закончить слово добавив слог са –ша, сы – шы.

Ли са, Ми ша, ка ша, кры са, ко са, колё са, су ша, колба са, но ша, ро са, ли сы, но сы, ко сы, мы ши, у ши, ро сы, у сы, кры ши, малы ши, камы ши, воло сы, шала ши.

2. Повторение грамматической темы.

Род имён существительных.

Мужской родмой, он (отец, слесарь, герой).

Женский родона, моя (мать, учительница, фабрика, площадь, земля).

Средний родоно, моё (платье, окно, гнездо, яблоко).

IV. Итог занятия.

Тема: Дифференциация С-Ц.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы С-Ц.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв С-Ц;

С - парный

} глухие согласные, свистящие звуки.

Ц – непарный

б) работа с сигнальными карточками; цифровой ряд; (Ефименкова с. 207)

в) работа в тетрадях:

- выделить звуки и буквы с-ц в словах.

С пи ц а, ли с и ц а, с ини ц а, гу с ени ц а, с толи ц а, с трани ц а, с тан ц ия, по с лови ц а, ма с тери ц а, с ахарни ц а, ме с я ц, с ите ц, оте ц, с кворе ц, пти ц а, демон с тра ц ия, с е с три ц а, с вине ц.

- выделить звуки и буквы с-ц в словах. Сравнить пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются?


ц вет – с вет

ц ел – с ел

с ветик – ц ветик

селится - ц елится


- выделить звуки и буквы С-Ц в словах. К словам из 1-го столбца подобрать подходящие по смыслу слова из 2-го столбца.

ака ц ия                     ра сц вели

с олн ц е                     ц ветёт

ц веты                       с ветит

води ц а                     клюёт с я

кури ц а                     льёт с я

 

2. Повторение грамматической темы.

Род имён существительных.

Написать слова в три столбика по родам. Мужской род – мой, он. Женский род – она, моя. Средний род – оно, моё.

Отец, мать, сало, солдат, друг, хозяйство, учитель, лестница, гнездо, корабль, скатерть, пальто, герой, ракета, восток, земля, метро, платок, ужин, растение, столица.

 

IV. Итог занятия.

 

Тема: Дифференциация С-Ц.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы С-Ц.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв С-Ц;

С - парный

} глухие согласные, свистящие звуки.

Ц – непарный

б) работа с сигнальными карточками; цифровой ряд; (Ефименкова с. 207)

в) работа в тетрадях:

- вставить пропущенные буквы с-ц.

Ку с ок, ц апля, по с адка, ц епь, реди с ка, ц веты, кури ц а, фоку с, мельни ц а, с такан, огуре ц, с тук, ле с, яй ц о, голо с, куни ц а, с ундук, ц веты, с е с три ц а, с толи ц а, по с лови ц а, гу с ени ц а, с ите ц, с вине ц, летопи с ь, ли с твенни ц а, колхозни ц а.

- выделить звуки и буквы С-Ц в словах. К словам из 1-го столбца подобрать подходящие по смыслу слова из 2-го столбца.

дворе ц                         ку с ается

куни ц а                        с троит с я

бое ц                                отрывает с я

пугови ц а                      ц елит с я

огуре ц                          с озревает

- вставить пропущенные буквы с-ц в предложениях.

На ку с ты напали гу с ени ц ы. С ини ц а с ъела гу с ени ц у. Ли с и ц а гонит с я за зай ц ем. У брата е с ть с е с тра. Кра с ави ц а деви ц а с идит в темни ц е, а ко с а на ули ц е.

2. Повторение грамматической темы.

Род имён существительных.

Написать слова в три столбика по родам. Мужской род – мой, он. Женский род – она, моя. Средний род – оно, моё.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растения, яблоко, обед, восход, февраль, солнце, весна, вода, ветер.

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Диктант «Наши друзья».

Цель: написать диктант выявить пробелы в знаниях учащихся, проверить технику чтения.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме. 

1. Диктант

Наши друзья.

В с адах и на полях много на с екомых. Для деревьев о с обенно опа с ны гу с ени ц ы. Гу с ени ц ы с ъедают ли с тья. Деревья погибают. На с екомых поедают с квор ц ы, с негири, с иницы и другие пти ц ы. Зимой ребята помогают пти ц ам. Они для пти ц делают кормушки. В кормушки на с ыпают корм. С ини ц ы, с негири и другие пти ц ы прилетают к этим кормушкам. Пти ц ы – наши друзья. Их надо беречь. 

 

2.Чтение. А. Гайдар «Горячий камень».

 

IV. Итог занятия.                   

 

 

 

 

Тема: Изложение «Цапля и лиса».

Цель: умение последовательно излагать мысли в пересказе на письме, используя план и текст.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1.Чтение текста 2 раза.

2. Беседа о прочитанном по вопросам.

3. Чтение плана.

4. Пересказ прочитанного по плану.

5. Выполнение работы в тетради.

 

Изложение.

Цапля и лиса.

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилась за лягушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. Цапля успокоила своих птенцов.

1. Кто жил на болоте?

2. Кто был у цапли?

3. Где устроилась лисица?

4. Что делала цапля?

5. Что делала в это время лисица?

6. Чем закончилась эта история?

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Дифференциация Ч-Ш.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы Ч-Ш.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв Ч-Ш;

Ч – непарный

} глухие согласные, шипящие звуки.

Ш - парный

б) работа в тетрадях:

- выделить звуки и буквы ч-ш в слогах.

Ча – ша        ча – ша – ча           ча – ша – ча – ша

Чо – шо       чо – шо – чо           шо – чо – чо – шо

Чу – шу       шу – чу – шу          чу – шу – чу – шу

Чи – ши       чи – ши – чи          ши – чи – ши – чи

- выделить звуки и буквы ч-ш в словах.

Червяк, шапка, чемодан, шкатулка, чай, шар, чайник, школа, чулки, штаны, часы, шутка, чтение, шпиль, шпалы, чистота, чисто, чихать.

- закончить слово дописав слоги:

  ча – ща:

Ка ша, на ша, ту ча, ку ча, кры ша, встре ча, Ми ша, лап ша, да ча, Ма ша, зада ча, Па ша, переда ча, све ча, пороша, отда ча, сда ча, уда ча.

чи –щи:

Но чи, на ши, мы ши, да чи, учи, ту чи, гало ши, кала чи, ни ши, зада чи, малы ши, встре чи, ланды ши, гра чи, мол чи, пи ши, ды ши.

2. Повторение грамматической темы.

Род имён существительных.

Написать слова в три столбика по родам. Мужской род – мой, он. Женский род – она, моя. Средний род – оно, моё.

Огонь, фабрика, трактор, улица, переулок, площадь, библиотека, платье, местность, сито, метель, метро, лебедь, озеро, долина, пальто, аллея, трамвай.

   IV. Итог занятия.

Тема: Дифференциация Ч-Ш.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы Ч-Ш.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв Ч-Ш;

Ч – непарный

} глухие согласные, шипящие звуки.

Ш - парный

б) работа в тетрадях:

- выделить звуки и буквы ч-ш в словах, вставить пропущенные буквы ч-ш.

Лап ш а, кру ч а, ш ахта, сту ч ит, ч ервяк, ш топать, ч угун, ч иж, ко ш ка, о ч ки, клю ч, поту ш ил, лу ч, кирпи ч, ч еренок, пе ч енье, ш ту ч ка, ш а ш ки, то ч е ч ка, ч емодан ч ик, ч уло ч ки, ба ш ма ч ки, ш у ч у, ч е ш уя.

- выделить звуки и буквы ч-ш в словах. Составить словосочетания с данными словами. Из 1-го столбца, подобрать подходящее по смыслу слова из 2-го столбца.

а) сочная         шоколад                  б) гречневая          ручка

крошечка    пятнышко                   чистые              паштет

чёрное             груша                      большая           человек

заточенный     каша                        школьная         ладошка

горячая           ватрушка                 широкий          каша

молочная        карандаш                 печёночный     чашка

коричневая     шляпа                       чуткий              ручей

 

2. Повторение грамматической темы.

Род имён существительных.

Написать слова в три столбика по родам.

Письмо, орехи, огурцы, осины, крылья, помидор, комнаты, ракеты, перья, минуты, лагеря, обезьяны.

   IV. Итог занятия.

Тема: Диктант «Летом».

Цель: написать диктант выявить пробелы в знаниях учащихся, проверить технику чтения.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме. 

1. Диктант

Летом.

Ми ш а и Ната ш а летом жили на да ч е. Ре ч ка была далеко от да ч и. Надо было идти ч ерез п ш ени ч ное поле. Дети ч асто ходили на ре ч ку пе ш ком. Ре ч ка была ш ирокая. Вода в ре ч ке ч истая. Миша и Ната ш а построили на берегу ре ч ки ш ала ш. В ш ала ш е они хранили удо ч ки. Ми ш а ловил удо ч кой ер ш ей, а Ната ш а ч итала книгу.

 

2.Чтение. А.И. Куприн «Слон».

 

IV. Итог занятия.                   

 

Тема: Дифференциация З-Ж.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы З-Ж.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв З-Ж;

З - свистящий

} звонкие согласные звуки.

Ж – шипящий

б) работа с сигнальными карточками; цифровой ряд;

в) работа в тетрадях:

- выделить звуки и буквы з-ж в слогах.

За – жа – за         жа – за – жа        за – жа – за – жа

Зо – жо – зо        жо – зо – жо        жо – зо – жо – зо

Зу – жу – зу        жу – зу – жу        зу – жу – жу – зу

- выделить звуки и буквы з-ж в словах.

З оя, ж аба, ж ук, з убы, ж алко, з абор, з ев, ж ара, ж ир, з ебра, з уб, з вон, з лой, ж дать, з дание, ж акет, ж уравль, з акон, и з ба, ж ивотное, з има, ж ивот, з емля, дру ж ба, ку з нец, лу ж айка, ва з елин, бума ж ный, му з ыка.

 

- выделить звуки и буквы з-ж в словах, сравнить пары слов по звучанию и смыслу.

ко з а – ко ж а                      ло з а – ло ж а

у з ы – у ж и                        з евать – ж евать

 

- выделить звуки и буквы з-ж в предложениях.

Ё ж ик испугался и убе ж ал. У нас есть собака Ж учка. Ж еребёнок з абежал во двор и з аржал. З ахар з аряжает ру ж ьё. Ж еня з аслужил награду.

2. Повторение грамматической темы.

Имя прилагательное.

Отвечает на вопрос какой? какая? какие? какое?

Жжение солнца растопило последний снег.

Уголь, чёрный, а сахар сладкий.

Зима холодная, а лето жаркое.

IV. Итог занятия.

Тема: Дифференциация Г-К-Х.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы Г-К-Х.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв Г-К-Х;

Г - звонкая

} парные согласные буквы; Х – непарная глухая согласная.

К - глухая

б) работа в тетрадях:

- выделить звуки и буквы г-к-х в словах.

К у х ня, г оро х, оре х рубаш к а, х о кк ей, х омя к, х о х от, г лу х арь, про х лада, г речи х а, к ош к а, дра к а, к отята, пету х, ре к а, вол к и, Г аля, г рачи, г ро х от, х илый, К лава.

- выделить звуки и буквы г-к-х  в предложениях.

У Г алочки жила к ошка. Г улька. У Г ульки были к ро х отные к отята. Они жили в у г олке. Раз на окно влетел пету х. Г улька к инулась на пету х а. Началась драка. У к ошки г лаза свер к али, а от пету х а перья летели. Пришла х озяйка и вы г нала пету х а.

2.Повторение грамматической темы.

Имя прилагательное.

Отвечает на вопрос какой? какая? какие? какое?

Мёд сладкий, а лимон кислый.

Перец горький, а арбуз сладкий.

Тропинка узкая, а дорога широкая.

Небо (какое?) яркое, чистое, высокое.

Дни (какие?) весенние, тёплые, радостные.

 

IV. Итог занятия.

Тема: Изложение «Медвежонок».

Цель: умение последовательно излагать мысли в пересказе на письме, используя план и текст.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1.Чтение текста 2 раза.

2. Беседа о прочитанном по вопросам.

3. Чтение плана.

4. Пересказ прочитанного по плану.

5. Выполнение работы в тетради.

 

Изложение.

Медвежонок.

Маленький медвежонок упал с обрыва в речку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежонка. Лесник принёс беднягу домой и сделал укол. Внучка лесника Маша ухаживала за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвёз его в лес.

План.

1. Что случилось с маленьким медвежонком?

2. Кто услышал стоны зверька?

3. Как лесник помог медвежонку?

4. Кто ухаживал за больным?

5. Чем закончилась эта история?

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Дифференциация Ч-Щ.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы Ч-Щ.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв Ч-Щ;

Ч – Щ -  непарные глухие согласные, шипящие звуки.

б) работа в тетрадях:

- выделить звуки и буквы ч-щ в слогах.


ч а – щ а

ч о – щ о

ч у – щ у

ч и – щ и

ч е – щ е

а ч – а щ

о ч –о щ

у ч – у щ

и ч – и щ

е ч – е щ

а ч а – а щ а

о щ о – о ч о

у ч у – у щ у

и щ и – и ч и

е ч е-е щ е


- выделить звуки и буквы ч-щ в словах.

Щ ётка, ч ётко, ч елнок, щ и, щ авель, ч истота, щ епка, ч истый, ч ары, щ ёлка, щ ёки, ч тение, хря щ, мя ч, бор щ, хво щ, сы ч, кле щ, ч еснок, ч ерешня.

- выделить звуки и буквы ч-щ в словах.


Пи щ у – кри ч у – го щ у

Мол ч у – та щ у – вер ч у

Я щ ик – мя ч ик – ве щ и

Пи щ а – ку ч а - гу щ а


- выделить звуки и буквы ч-щ в словах. Ответить на вопрос одним словом.

Где жили первобытные люди? (пещера)

Какой прибор показывает время? (часы)

Чем чистят одежду? (щётка)

Чем покрыта кожа свиньи? (щетиной)

Как по другому называют огурцы, капусту, свёклу?(овощи)

Как по другому называют диких животных? (хищники)

2.Повторение грамматической темы.

Глагол.

Глагол – это часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать? что сделать? что делал? что сделал?

Воробей (что сделал?) влетел в форточку.

Он (что делал?) прыгал по столу и клевал крошки.

IV. Итог занятия.

Тема: Дифференциация С-Щ.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания; формировать умение слышать и различать звуки и буквы С-Щ.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1. Развитие фонематического слуха.

а) краткая характеристика звуков и букв С-Щ

С – парный, свистящий

           } глухие согласные.

Щ – непарный, шипящий

б) работа в тетрадях:

- выделить звуки и буквы с-щ в словах.

С вар щ ик, но с иль щ ик, с теколь щ ик, хво с ти щ е, у с и щ е, но с и щ е, о с ве щ ать, с гу щ енное, щ урил с я, бле с тя щ ий, на с тоя щ ий, о с ве щ ение, во с хи щ ение, с ветя щ ийся.

- выделить звуки и буквы с-щ в предложениях.

У С они щ ётка. Пове с ь эту ве щ ь в шкаф. В пруду ле щ и и кара с и. Возле с ела ро щ а. В ро щ е о с ины. На о с инах щ еглы. Ово щ и с озревают летом и о с енью.

2.Повторение грамматической темы.

Глагол.

Плотник (что делает?) строит. Маляр (что делает?) красит. Кузнец (что делает?). Врач (что делает?) лечит. Девочка (что сделала?) напоила телёнка. Школьники (что будут делать?) будут сажать кустарники.

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Диктант «Щегол Фома».

Цель: написать диктант выявить пробелы в знаниях учащихся, проверить технику чтения.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме. 

1. Диктант

Щегол Фома.

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку с о щ еглом. Понравился щ егол внуку и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме под с олнух. Щ егол щ ёлкал с емечки, но с корлупа была твёрдой. Щ егол с ердился. Зато ему нравили с ь с емена репея. Кот Ва с ька пытал с я поймать щ егла. Но Фому за щ и щ ала клетка. Потом Ва с ька с выкся с Фомой. А щ егол по с тепенно пере с тал обра щ ать на него внимание. Мы любили с лушать щ ебет щ егла.

 

2.Чтение Е. Пермяк. «Лиса и журавль».

 

IV. Итог занятия.

 

 

Тема: Изложение «Лисёнок».

Цель: умение последовательно излагать мысли в пересказе на письме, используя план и текст.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Работа по теме.

1.Чтение текста 2 раза.

2. Беседа о прочитанном по вопросам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.437 с.)