По учебной практике по получению первичных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По учебной практике по получению первичных



ОТЧЕТ

По учебной практике по получению первичных

Умений и навыков научно-исследовательской деятельности

(наименование практики)

обучающегося О-СДО-20\1А,2 курса,

направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

(код и наименование)

образовательный уровень бакалавр,очной формы обучения,

Дмитриевой Софии Антоновны,

(фамилия, имя и отчество)

проходившего практику на МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 260 города Донецка»

(официальное наименование в соответствии с уставом организации)

в период с «18»октября 2021 г. по «30» октября 2021 г.

 

Защита отчета

                                  состоялась «30»октября 2021 г.

 

                                    Оценка ___________________

Руководители практики:

 

от предприятия: учитель дефектолог Уланова С.Н.

(должность, инициалы, фамилия)

от кафедры:ассистент кафедры СДО Савенкова Ю.Я.

(должность, ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия)

 

 

г. Донецк  2021 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 4

1 Характеристика базы практики........................................................................ 5

1.1 Тип образовательного учреждения................................................................. 6

1.2 Содержание и режим работы в нем................................................................ 7

1.3 Состояние материальной базы....................................................................... 9

1.4 Количество классов и детей в них.................................................................. 9

1.5 Педагогический коллектив группы: количественный и возрастной состав, стаж, образование, квалифицированная категория........................................... 10

1.6 Реализуемые программы в коррекционно-образовательном учреждении.................................................................................................................................10

1.7 Основное направление коррекционно-педагогической работы в коррекционно-образовательном учреждении................................................... 11

2 Анализ коррекционно-развивающей среды (На что направлено учреждение, коррекция зрения, слуха и др)…………............................................................ 14

2.1 Общая характеристика помещений: перечень, назначение..................... 14

2.2 Характеристика коррекционно-развивающей среды в группе: перечень, назначение и особенности размещения оборудования; дидактическое обеспечение, игры и пособия, их соответствие реализуемой программе; специфика проектирования и содержания коррекционно-развивающей среды для детей............................................................................................................... 15

3 Содержание деятельности учителя дефектолога, основная документация..17

3.1 Нормативно правовая база.............................................................................19

3.2 Основная документация дефектолога......................................................... 21

3.3 План коррекционной работы дефектолога................................................. 21

3.4 Основные направления работы дефектолога.............................................. 24

3.5 Используемый диагностический инструментарий...................................... 29

4 Выполнение всех видов деятельности специалиста сферы специального образования........................................................................................................... 35

4.1 Перечень диагностического материала для обследования детей которые использует дефектолог)………………............................................................... 38

4.2 Анализ результата обследования …………………..…………………...… 38

4.3 Проведение консультативной работы для родителей................................. 39

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………………..….44

ВЫВОДЫ............................................................................................................. 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................ 53

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................. 54

 

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель учебной практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности – закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, ознакомление с профессиональной деятельностью дефектолога, приобретение ими первичных профессиональных навыков в условиях дошкольного (школьного, интернатного) образовательного учреждения, а также формирование профессионально-педагогических компетенций.

К основным задачам учебной практики следует отнести:

- развитие профессионального мышления, формирование профессиональных умений и навыков педагога-дефектолога, углубление полученных теоретических знаний в процессе их применения в работе с детьми, имеющими различные нарушения развития;

- развитие навыков анализа профессиональной деятельности педагога-дефектолога дошкольного учреждения, общеобразовательной школы, специальной школы интерната и т.п.;

- формирование представлений о содержании, направлениях и особенности организации профессиональной деятельности педагога-дефектолога в учреждениях системы образования;

- овладение формами организации деятельности педагога-дефектолога, различными технологиями для работы с детьми разных категорий в дошкольных и СОУ;

- формирование систематизированных знаний о специфике образовательного процесса, требованиях к его организации в учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты, представлений о сущности и закономерностях деятельности педагога-дефектолога;

- изучение опыта работы отдельных специалистов дефектологов по проведению профилактической, диагностической, консультационной и коррекционной работы;

- практическое ознакомление обучающихся с вопросами организации и функционирования дошкольных образовательных организаций, осуществления преемственности в работе разных специалистов по развитию и коррекции речи (воспитатель, логопед, музыкальный работник);

- ознакомление с профессиональной деятельностью педагога-дефектолога, логопеда в условиях кабинета или группы воспитанников, с профессиональными задачами и функциями педагога-дефектолога, структурой и спецификой обследования детей с учетом имеющихся нарушений;

- приобретение умений устанавливать контакт и общаться с детьми и коллегами.

 

Таблица 1

СЕТКА ЗАНЯТИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

 
ДЕНЬ НЕДЕЛИ

ВИД ЗАНЯТИЯ

ВРЕМЯ

 

Понедельник 1 Двигательная деятельность (физическая культура) 9.00-9.20

 

2 Развитие речи Изобразительная деятельность (рисование) 9.30-9.50
3 Изобразительная деятельность (рисование) Развитие речи 10.00-10.20
Вторник 1 Комплексное коррекционно - развивающее занятие: 9.00-9.20

 

  Логопедическое занятие  

 

2 Познавательно-исследовательская Деятельность (ознакомление с природой окружающим миром)/ Познавательно-мате-матическая деятельность (формирование элементарных математических пред-ставлений) 9.30-9.50
3 Познавательно-математическая деятельность (формирование элемен-тарных математических представлений) /Познавательно- исследовательская дея-тельность (ознакомление с природой окружающим миром) 10.00-10.20
Среда 1 Развитие речи Изобразительная дея-тельность (лепка аппликация) 9.00-9.20

 

     

 

2 Изобразительная деятельность (лепка аппликация) Развитие речи 9.30-9.50
3 Музыкальная деятельность 10.00-10.30
Четверг 1 Двигательная деятельность (физическая культура) 9.00-9.20

 

2 Подготовка к обучению грамоте 9.30-9.50
3 Конструирование 10.00-10.20
Пятница 1 Двигательная деятельность (физическая культура) 9.00-9.20

 

2 Комплексное коррекционно- развивающее занятие: Логопедическое занятие 9.30-9.50
3 Музыкальная деятельность 10.00-10.30

 

 

Состояние материальной базы

Двухэтажное здание.

Дошкольное учреждение имеет: кабинет заведующей, методический кабинет, музыкальный зал, бассейн, кабинет педагога-психолога, медицинский кабинет, кабинеты учителей-логопедов, кабинет учителя-дефектолога интерактивную комнату и ряд служебных помещений.

 

Таблица 2

СПИСОК ДЕТЕЙ ГРУППЫ ЗПР

№ п/п I подгруппа № п/п II подгруппа
1 В. Мирослава 1 Г. София
2 Л. Владимир 2 Д. Камиль
3 Л. Сафина 3 К. Алиса
4 П. Илья 4 П. Роман
5 С. Александр 5 Р. Егор
6 Ч. Ярослав 6 Ю. Ануар

 

1.5 Педагогический коллектив группы: количественный и возрастной состав, стаж, образование, квалифицированная категория.

Педагогический состав: воспитатели «специалист высшей категории» - 5 человек, воспитателей категории «специалист» - 3 человека, воспитатели «специалист 1 категории» - 1 человек, воспитатели «специалист 2 категории» - 1 человек. логопед высшей категории, логопед категории, логопед II категории, музыкальный руководитель II категории, заведующий, педагог-психолог, 3 логопеда.

В группе ЗПР работает учитель –дефектолог Уланова Светлана Николаевна(Спец.Деф.обр./с.р.3г) воспитатель Кошелева Яна Валерьевна (с.р. 30 л) помощник воспитателя Шутко Елена Валериевна

 

1.6 Реализуемые программы в коррекционно-образовательном учреждения

1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность»

2. Воспитательно – образовательная программа для детей дошкольного возраста «Донбасс мой край родной».

3.  Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР «Мир детства»

 

1.7 Основные направления коррекционно-педагогической работы в коррекционно-образовательном учреждении

Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной деятельности. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление первичных нарушений, вызванных непосредственно первопричиной возникновения нарушений в развитии психических процессов, но и на предупреждение вторичных нарушений развития, которые могут возникнуть. А также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно-оздоровительной, воспитательно-образовательной и социально-педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.

На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:

- стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности;

- развитие общей и ручной моторики;

- развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

- обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;

- развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);

- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;

- способность к концентрации и к распределению внимания; -готовность к сотрудничеству со взрослым;

- стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:

1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности:

- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

- развитие социальных эмоций;

- создание условий для развития самосознания и самооценки;

- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; -предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

    2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

- развитие сферы образов-представлений;

- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словеснологического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

- развитие пространственногогнозиса и конструктивного праксиса;

- формирование пространственно-временных представлений;

- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

- развитие творческих способностей;

- совершенствование мнестической деятельности;

- развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков.

3 Развитие речи и коммуникативной деятельности

- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

 -формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

    4 Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов):

- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

- развитие игровой деятельности;

- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.

Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др

 

2 Анализ развивающей среды МБДОУ"ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 260 Г.ДОНЕЦКА"

 

Содержание деятельности дефектолога основная документация

Основная документация учителя-дефектолога:

Перспективный план работы, журнал учета обследуемых детей, карта динамического развития ребенка, список детей, нуждающихся в занятиях с учителем-дефектологом, списочный состав группы (для групповых и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий), журнал учета посещаемости занятий, расписание коррекционных занятий, график работы учителя-дефектолога.

План коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с нарушениями зрения и ЗПР.

Ведущие цели коррекционной работы учителя-дефектолога МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ-САД №260ГОРОДА ДОНЕЦКА»:

- построение системы взаимодействия образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития;

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности;

- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

 - подготовка ребенка к жизни в современном обществе;

- развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальнее развитие.

Основной задачей психолого-педагогической работы с детьми ЗПР является повышение уровня психофизического развития ребенка: физического, интеллектуального, эмоционального, социального:

- сенсорное развитие: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

- освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

- накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

- уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие коммуникативных навыков;

- развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

- формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, дидактической игры), а на их основе формирование элементов учебной деятельности.

Исходя из поставленных целей и задач коррекционная работа учителя-дефектолога для детей с нарушениями зрения и ЗПР строится на следующих принципах:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с направленностью и режимом группы;

- системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач.

- деятельный подход к организации образования, включение позн-

авательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;

- сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения;

Открытость Программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями.

    Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса:

- объединение комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой «темы»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

- интеграция детской деятельности.

Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

.Принцип дифференциации: организация обучения и развития детей с учётом уровня актуального развития каждого ребёнка.

Принцип сотрудничества: формирование личности ребёнка происходит в сотрудничестве и совместной деятельности всех специалистов МБДОУ, детей и родителей.

Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учётом всех факторов (состояние здоровья ребёнка, оказывающее влияние на его работоспособность, интересов, потребностей, уровня развития ребёнка, сложности задачи).

 

Нормативно-правовая база

Конституция Донецкой Народной Республики (14.05.2014)

Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 55-IНС от 19 июня 2015)

Закон Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 40 -IНС от 10.04.15)

Закон Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 33 - IНС от 24.04.15)

Закон Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 13 -IНС от 20.02.15) Закон Донецкой Народной Республики «Об охране труда» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 31 - IНС от 03.04.15)

Об организации проведения обязательных профилактических медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней (Приказ МЗ ДНР от 02.03.2017г. № 284)  

Порядок приема детей в дошкольные образовательные учреждения (Приказ МОН ДНР от 20.07.2015г. № 331)

О внесении изменений к Порядку приема детей в дошкольные образовательные учреждения (Приказ МОН ДНР от 15.05.2017г. № 508)

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ МОН ДНР от 29. 01.2015 г.№ 23)

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МОН ДНР от 04.04.2018г. №287)

Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (от 17 июля 2015г.)

Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР от 03.08.2016 г. №815)

Концепция развития непрерывного воспитания детей и обучающейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР от 16.08.2017 г. № 832)

Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР от 11.04.2018 г. № 318) (открыть)

Концепция исторического развития Донбасса (Приказ МОН ДНР от 11.04.2018 г. № 317) Государственные санитарные правила и нормы «Устройство, оборудование, содержания дошкольных учебных заведений и организаций жизнедеятельности детей» от 01. 08. 2013 № 678.

Временный порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ МОН ДНР от 20. 07. 2015 г.№ 330)

 

Основная документация

Необходимым условием деятельности дефектолога является наличие основной документации:

-   График работы дефектологического кабинета.

-   Расписание занятий.

-   Циклограмма работы дефектолога.

-   Списки детей, зачисленных в компенсирующие группы.

-   Диагностические карты детей.

-   Перспективные планы коррекционной работы с каждым ребенком.

-   Годовой перспективный план работы учителя-логопеда.

-   Календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательного процесса.

-   Сетка индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий учителя-дефектолога.

-   Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.

-   Тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя.

-   Тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога с родителями.

-   Тетради индивидуальной работы с детьми.

-   Копии отчетов о результатах коррекционной работы.

-   Мониторинг коррекционной работы.

-   Анкеты для родителей.

 

    3.3 План коррекционной работы с детьми

1. Ознакомление с окружающим на основе развития речи.

Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д. Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.

Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях. Учить определять степень родства.

Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых, его содержанием: воспитатель.дефектолог.повар медсестра и др.Расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.

Расширять представления о временах года, о природных явлениях. Познакомить с названиями месяцев года. Учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды. Продолжать знакомить с животным миром: дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, зимующие и перелетные птицы, домашние птицы. Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам. Упражнять в употреблении в речи существительных с обобщающим значением, учить дифференцировать обобщающие понятия. Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи.

Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, употреблять простые предлоги. Учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа, притяжательные прилагательные, глаголы от звукоподражаний.

Развивать связную речь. Учить составлять простое распространенное предложение. Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.

2. Развитие речевого (фонематического) восприятия.

Дать понятие звук, учить слушать. Правильно артикулировать и произносить: а, о, ы, у, м, н. Познакомить с печатными буквами, учить соотносить звук и букву.Познакомить опознавательными признаками гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса. Учить определять наличие звука в слове, выделять звук из начала, конца слова и под ударением.

Познакомить с условными обозначениями гласных и согласных звуков.

Формировать навык звукового анализа и составления условно-графической схемы звукового состава прямого и обратного слога.

Формировать умение составлять предложения из 3 слов по графическим схемам предложения (без предлогов).Учить сравнивать предложения по количеству слов по готовым графическим схемам.

3. Формирование элементарных математических представлений

Упражнять в сравнении групп предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара. Учить получать равенство из неравенства и наоборот, добавлять к меньшему количеству один предмет или убирать его из большего количества. Учить сравнивать группы предметов, давая определение больше на 1, меньше на 1. Упражнять в уравнивании групп предметов. Сопровождая действия словами: прибавил, убавил, стало поровну, больше, меньше. Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.

Учить сравнивать предметы. Используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине; учить составлять упорядоченный ряд предметов с учетом величины.

Упражнять в различении и назывании геометрические фигур и тел: круг, треугольник, шар, конус. Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.

Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 3 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число. Учить считать звуки на слух, предметы по осязанию, воспроизводить количество движений по заданному числу.

Учить порядковому счету в пределах 3:правильно отвечать на вопрос: который по счету?.

Формировать понятие числовой ряд, учить находить место числа в ряду. Познакомить с цифрами 1,2,3. Учить соотносить цифру, число и количество. Познакомить с составом чисел 1-3 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: спереди, сзади, перед, за, между, верх, низ, вверху, внизу, левое, правое, влево, вправо, середина, внутри, снаружи, далеко, близко, около, рядом.

4. Развитие мелкой моторики.

-   развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;

-   развивать зрительно-моторную координацию через выкладывание дорожек из мелких предметов, мозаики; учить штриховать, раскрашивать, рисовать вертикальные линии и линий разной конфигурации, рисовать круги и др.

-   развивать пространственно-графическую ориентацию через узнавание "зашумленных" изображений, складывание разрезных картинок.

5. Психические процессы, эмоционально-волевая сфера.

Развивать память через игру на внимание "Что исчезло?", разучивание стихотворений, Развивать зрительное восприятие через игру, через узнавание наложенных изображений, развивать мышление через установление причинно-следственных связей, учить исключать, обобщать, воспитывать интерес к занятиям, уважение к взрослым.

 

Таблица 3

Название методики Основная направленность методики Авторы методики Год издания Издательство
1 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие Цель диагностической работы с детьми с ЗПР состоит в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик. Г.В. Фадина 2004 «Николаев»
2 Методика «Разрезные картинки» Цель: оценка уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, особенностей пространственно конструирования. Л.И.Переслени, О.И. Шуранова 2006 Айрис-Пресс
3 Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие В пособии представлены варианты известных методик для обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Авторы дают подробное описание процедуры обследования детей и приводят возрастные нормативные показатели, а также предлагают разработанную ими "Карту индивидуального развития" для фиксации данных исследования и прослеживания динамики развития ребенка. Н.В. Новоторцева 2008 ЯГПУ
4 ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В учебном пособии изложены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская   2003 ЯГПУ
5 ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: наглядный материал для обследования детей Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий. Е. А. Стребелева 2005 Просвещение
6 Диагностическ ие методики психического развития детей от рождения до 3 лет Для каждого периода представлены методики, выявляющие уровень развития общения и предметной деятельности ребенка. Смирнова Е.О. 2002 МГППУ
7 Методика развития познавательной сферы Предлагаемая система психологопедагогического сопровождения окажет существенную помощь по созданию оптимальных условий, необходимых для полноценного и социального благополучия ребенка раннего возраста. Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В 2010 АРКТИ
8 Методика раннего развития Глена Домана Развитие умственных способностей детей, раннее обучение счету, раннее обучение чтению Доман Г.и Д., Эйзен С 1998 Аквариум
9 Родительская педагогика Никитиных Раннее развитие интеллектуальных способностей посредством свободы в выборе игрового развивающего материала. Никитин Б.П., Никитина Е.А. 2009 АСТ
10 Технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных инновационных технологий. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова 2001 «ГНОМ и Д»

4 Выполнение всех видов деятельности специалиста сферы специального образования

Одной из основных особенностей профессиональной деятельности специалиста – дефектолога является то, что его деятельность несколько выходит за традиционные рамки педагога и находится в тесном взаимодействии с иными видами психологической и педагогической деятельности (реабилитационной, социально-педагогической, психотерапевтической, консультативно-диагностической, коррекционной и т.д.). То есть, профессиональная деятельность дефектолога связана с разными областями деятельности, основной целью которых является оказание необходимого содействия ребенку с ограниченными возможностями.

Необходимо отметить, что профессиональная подготовка по своему содержанию не совпадает с содержанием профессионального опыта. Профессиональный опыт он несколько шире, формируется на протяжении всей практической деятельности дефектолога, а его основой выступает профессиональная подготовка. Целью профессиональной подготовки дефектолога является овладение им всем комплексом профессиональных компетенций. Совокупность профессиональных компетенций дефектолога включает в себя наличие следующих видов профессиональной деятельности:

1.Преподавательская;

2.Конструктивно-организаторская;

3.Диагностико-аналитическая;

4.Консультативная;

5.Проективная;

6.Гностическая;

7. Психопрофилактическая;

8. Коррекционно-развивающая;

9. Просветительская;

10. Научно-исследовательская;

11. Воспитательная;

12. Координаторская.

Профессиональные компетенции специалиста - дефектолога Специалист-дефектолог, должен обладать следующими профессиональными компетенциями: Уметь организовывать и проводить педагогическое обследование ребенка, с целью выявления особенностей его развития, установления его достижений в обучении и имеющихся отклонений.

Владеть разнообразными методами дифференциальной диагностики, направленной на определение типа нарушения у ребенка (дефектолог не имеет права ставить психологический и клинический диагноз, только выявлять тип нарушения).

Уметь проводить педагогические консультации разной тематики для детей с нарушениями, а также для их родителей, педагогов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.163 с.)