Как проверить, насколько верно Вы сформулировали проблему? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как проверить, насколько верно Вы сформулировали проблему?



С чего начнем?

Конечно, с теории. Именно поэтому в МК много страниц с однообразными названиями - "Формулируем …проблему, тему, объект, предмет " и т.д.

Сначала мы будем изучать теорию, точнее, Вы будете изучать самостоятельно эту теорию. Это Вы сможете сделать и без меня.

Следующий этап работы МК – это трансляция опыта использования теоретических знаний на практике.

На примере 3 работ покажу принцип анализа научного аппарата и опишу способы их корректировки. Затем предложу Вам проанализировать научный аппарат исследования самостоятельно.

После этого Вам будет предложено разработать самостоятельно научный аппарат ученического исследования по своему предмету.

Хочу напомнить, что предметом нашей с Вами практической деятельности исследовательская работа ученика. Поэтому Вам надо будет разработать научный аппарат детского исследования.

Можно ли разработать научный аппарат нескольких исследований? Да, конечно.  С удовольствием проверю их и напишу комментарий.

Можно ли разработать научный аппарат методического (педагогического/учительского) исследования?

Да, только предупредите меня об этом. Этот вид исследования значительно сложнее, чем ученическое, поэтому без предупреждения такое исследование будет считаться ошибочным, так как это подмена ученического исследования педагогическим (к нему требования значительно выше). Просто предупредите меня, что Вы хотите попробовать свои силы на этом поприще.

Итак, начинаем первый этап - самостоятельно изучаете теорию.

На каждой последующей странице Вы знакомитесь с принципами формулировки элементов категориально - понятийного аппарата.

****************************************************************

 

ПРОБЛЕМА

Исследование начинается с ПРОБЛЕМЫ, с которой ребенок столкнулся и решить её с имеющимся уровнем знаний он не может.

Например, в школе мы учим детей правилам произношения слов, а в деревне ученики говорят на диалекте, совершенно по -другому произнося слова.

Вот эту проблему, то есть противоречие и надо словесно обозначить.

Она должна быть очевидна для всех после ее прочтения (читатель не должен о ней догадываться или на основе всего того, что там написано сам придумывать проблему!).

Проблему надо сформулировать сразу и правильно, 

 так как все остальные составляющие научного аппарата будут строиться именно на проблеме!!!

Первоначально ребенок выдвигает на этом этапе первоначальные гипотезы. Их может быть очень много. Не надо ребенка ограничивать.

Но важно ему при этом напомнить, насколько он уверен в своих предложениях?

Какие из них можно отбросить, а какие стоит проверить?

То есть вселить в ребенка уверенность, что он сам может эту проблему решить, и решать её стоит.

Как проверить, насколько верно Вы сформулировали проблему?

Всё просто!

Эта формулировка должна обнаружить некое ПРОТИВОРЕЧИЕ. Оно должно быть очевидным для всех, в том числе и жюри конкурсов, экспертов.

Проблема не может формулироваться как вопрос (это ошибка!), она должна показать противоречие, которое ребенок не сможет решить для себя, объяснить себе.

 Как проверить правильность формулировки проблемы? Задайте себе вопрос:

Противоречие есть? Оно очевидно?

Это, действительно, противоречие?

Ты знаешь, как его решить? Можешь предположить?

Это проблема? Или просто трудность?

Если Вы ответили да, значит, все верно. Если нет, надо корректировать!

Итак, формулируйте проблему своего исследования.

Сделали?

Теперь можно переходить к составлению остальных элементов категориально - понятийного (или научного) аппарата исследования.

***********************************************************

И еще:

Нет проблемы в теме
«Творчество Майкла Джексона»
«Атмосферное электричество»
«Графические редакторы»
«Аукционы мира»
«Геометрия Н. И. Лобачевского»
«Малоизвестные факты из жизни великих … мира»
«Художники моей страны»
«Жизнь иконы»
«Музыкант в годы войны»
«Секрет успеха пяти фильмов»
«Гололед»;
О зеркалах
«Отходы в доходы, доходы в бюджет техникума»
«Физика скрипки»
«Американизмы»;  

Что должно быть в теме? Проблема исследования.

Теперь обращаемся к своему исследованию и формулируем тему, исходя из этих рекомендаций.

Сделали? Тогда можно двигаться дальше!

После формулировки темы логично перейти к

Примеры формулирования объекта

Из имеющейся проблемы необходимо вычленить объект исследования – процесс, результат которого можно изменить (оптимизировать, улучшить, увеличить и т.д.) в ходе самого исследования:

· перевод текста;

· воздействие звуковых волн;

· влияние алкоголя;

· защита электронных схем;

· употребление компьютерного сленга;

· создание генеалогического древа;

· раздельный сбор и вторичная переработка твердых бытовых отходов;

· нахождение углов между прямыми, прямой и плоскостью;

· защита картофеля от колорадского жука;

· массовые обвинения людей в антисоветской пропаганде в эпоху сталинизма.

 

Таким образом, ОБЪЕКТ исследования - это ОБЩИЙ ПРОЦЕСС, ПОРОДИВШИЙ ПРОБЛЕМУ.

ПРЕДМЕТ

Он вам нужен разве весь процесс, а не его поворот, ракурс, часть, особенность? Это и будет ПРЕДМЕТ исследования.

Итак, формулируем объект и предмет своего исследования с учетом данных рекомендаций.

Сделали? Тогда можно идти дальше!

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Теперь по логике исследования к определению цели и задачам исследования.

*********************************************************************

"Формулируем цели исследования"

Примеры формулировки цели

Выделим наиболее типичные цели:

· определение характеристики явлений, не изученных ранее;

· выявление взаимосвязи неких явлений;

· изучение развития явлений;

· описание нового явления;

· обобщение, выявление общих закономерностей;

· создание классификаций;

· обоснование содержания;

· уточнение технологии….

Хочу сразу пояснить, что формулируется цель с помощью отглагольного существительного (см. первое слово в формулировках выше!).

Цель логически вытекает из предмета исследования.

Но не торопитесь после первого формулирования цели переходить к задачам. Ведь цель еще полностью не сформулирована.

Поясню почему: сначала сформулируем гипотезу, посмотрим, насколько точно цель её отражает. Возможно, нам придется после формулирования гипотезы опять вернуться к формулировке цели.

Только после этого можно переходить к формулировке задач исследования. Но до задач пока нам еще далеко!

А с какой целью мы будем исследовать предмет? Зачем? Что в результате исследования хотим получить? (ключевой вопрос: Зачем?)

Мы подошли к формулировке цели исследования. Первое слово в формулировке цели – это опять - таки отглагольное существительное (определение, формирование, создание ит.д.)

Ключевые понятия цели – это название результата, к которому ребенок планирует прийти. Что в результате исследования я должен узнать/выяснить/определить?

ЗАДАЧИ

Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее.

Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Фактически, задачи – это уточнение плана исследования. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги (что нужно сделать для достижения цели?), позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования, определяют алгоритм поэтапных действий для достижения, формулируются глаголом:

· прочитать…; изучить…;

· ознакомиться с…; уточнить и дополнить понимание…;

· анкетировать…; интервьюировать…;

· наблюдать…; измерить…; описать…; систематизировать…

· выявить…; сравнить…; проанализировать…;

· разработать…

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав.

3 группы задач:

1. Историко-диагностическая задача связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных оснований исследования (чаще всего она связана с анализом взглядов ученых на предмет исследования);

2. Теоретико-моделирующая задача связана с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития, с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;

3. Практически-преобразовательная задача связана со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки, с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом, с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации процесса, его предполагаемого преобразования и с возможной разработкой практических рекомендаций.

Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех (в некоторых случаях достигает пяти):

· изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;

· выявить степень разработанности проблемы в теории и практике;

· выявить формы и методы …..деятельности с … в условиях …;

· апробировать ……;

· определить результативность … в соответствии с разработанным планом.

Итак, цель исследования (то есть предполагаемый результат) определен (виртуально). Можно переходить к тому, как к этому можно прийти – задачам исследования. Ключевой вопрос – что делать?

Логика рассуждения следующая:

Предполагаемый результат в цели дан. Что надо сделать, чтобы его достигнуть? Для этого мы должны посмотреть еще и на формулировку гипотезы, это тоже подсказка для формулирования задач.

Вернемся к нашему летнему платью. Итак, проблема – налицо! Как её решить? Предполагайте!

А цель какова? Принципы/критерии выбора модного и яркого летнего платья для отдыха.

Гипотеза: если я узнаю тенденции летней моды в этом сезоне с помощью материалов интернета и знакомства с рекламой модных журналов, буду учитывать особенности своей фигуры, определю соотношение качества и цены на платья, то смогу выбрать для поездки на отдых модное красивое летнее платье. Теперь вернемся к задачам.

Итак, что сделать, чтобы достичь цели – по этапам! Что надо сделать, чтобы выбрать именно модное красивое платье?

1. изучить рекламные проспекты модных журналов, с целью определения модных цветов, форм, фасонов лета

2. Определить особенности своей фигуры.

3. Составить 1 и 2 – выбрать вариант, подходящий для моей фигуры и модный при этом.

4. Выбрать соотношение качества товара и его цены, подходящие мне.

С чего начнем?

Конечно, с теории. Именно поэтому в МК много страниц с однообразными названиями - "Формулируем …проблему, тему, объект, предмет " и т.д.

Сначала мы будем изучать теорию, точнее, Вы будете изучать самостоятельно эту теорию. Это Вы сможете сделать и без меня.

Следующий этап работы МК – это трансляция опыта использования теоретических знаний на практике.

На примере 3 работ покажу принцип анализа научного аппарата и опишу способы их корректировки. Затем предложу Вам проанализировать научный аппарат исследования самостоятельно.

После этого Вам будет предложено разработать самостоятельно научный аппарат ученического исследования по своему предмету.

Хочу напомнить, что предметом нашей с Вами практической деятельности исследовательская работа ученика. Поэтому Вам надо будет разработать научный аппарат детского исследования.

Можно ли разработать научный аппарат нескольких исследований? Да, конечно.  С удовольствием проверю их и напишу комментарий.

Можно ли разработать научный аппарат методического (педагогического/учительского) исследования?

Да, только предупредите меня об этом. Этот вид исследования значительно сложнее, чем ученическое, поэтому без предупреждения такое исследование будет считаться ошибочным, так как это подмена ученического исследования педагогическим (к нему требования значительно выше). Просто предупредите меня, что Вы хотите попробовать свои силы на этом поприще.

Итак, начинаем первый этап - самостоятельно изучаете теорию.

На каждой последующей странице Вы знакомитесь с принципами формулировки элементов категориально - понятийного аппарата.

****************************************************************

 

ПРОБЛЕМА

Исследование начинается с ПРОБЛЕМЫ, с которой ребенок столкнулся и решить её с имеющимся уровнем знаний он не может.

Например, в школе мы учим детей правилам произношения слов, а в деревне ученики говорят на диалекте, совершенно по -другому произнося слова.

Вот эту проблему, то есть противоречие и надо словесно обозначить.

Она должна быть очевидна для всех после ее прочтения (читатель не должен о ней догадываться или на основе всего того, что там написано сам придумывать проблему!).

Проблему надо сформулировать сразу и правильно, 

 так как все остальные составляющие научного аппарата будут строиться именно на проблеме!!!

Первоначально ребенок выдвигает на этом этапе первоначальные гипотезы. Их может быть очень много. Не надо ребенка ограничивать.

Но важно ему при этом напомнить, насколько он уверен в своих предложениях?

Какие из них можно отбросить, а какие стоит проверить?

То есть вселить в ребенка уверенность, что он сам может эту проблему решить, и решать её стоит.

Как проверить, насколько верно Вы сформулировали проблему?

Всё просто!

Эта формулировка должна обнаружить некое ПРОТИВОРЕЧИЕ. Оно должно быть очевидным для всех, в том числе и жюри конкурсов, экспертов.

Проблема не может формулироваться как вопрос (это ошибка!), она должна показать противоречие, которое ребенок не сможет решить для себя, объяснить себе.

 Как проверить правильность формулировки проблемы? Задайте себе вопрос:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.038 с.)