Оперативный, текущий и этапный контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оперативный, текущий и этапный контроль



 

Оперативное состояние – состояние, изменяющееся под влиянием однократного выполнения физических упражнений. Оперативное состояние спортсмена изменяется в ходе тренировочного занятия и должно учитываться при планировании интервалов отдыха и мощности нагрузки непосредственно в тренировке. Цель оперативного контроля – экспресс-оценка состояния спортсмена в данный момент. В содержание этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники и тактики двигательных действий.

К сожалению, ещё практикующая методика тренировки строится на основании управления поведением спортсмена. Её главный недостаток заключается в том, что тренер, задавая спортсмену ту или другую нагрузку, по существу, не знает, вызвала ли она желаемые сдвиги в организме или нет. Это приводит к большой неточности в выборе тренировочных заданий. Например, задаётся задание пробежать 6 раз по 400 м за 68 с. Здесь возникает ряд вопросов. Почему 6 раз, а не 5 или 12 раз? По 400 м или 300 м, или 450 м? Почему выбрано время 68 с? Быть может, лучшие результаты тренировки будут, если пробегать эти отрезки за 63 или 70 с? И так далее.

Все эти вопросы решаются на основании интуиции тренера; он исходит лишь из самых общих соображений (нагрузка скоростного характера, на специальную выносливость, скоростную выносливость и т. п.). В данном случае следует считаться с тем, что в зависимости от исходного состояния спортсмена реакции на одну и ту же нагрузку будут различными. Даже когда само упражнение не меняется, характер его воздействия зависит по меньшей мере от пяти характеристик: 1) мощности упражнения (скорости выполнения), 2) его длительности, 3) продолжительности интервалов отдыха, 4) характера отдыха, 5) числа повторений. Поэтому, если спортсмену даётся задание, которое он должен выполнить, и при этом не учитываются ответные реакции организма, то очевидно, что при таком подходе тренировка будет далека от оптимальной. Важно знать, что главное в тренировочном задании заключается не в том, что спортсмен должен выполнить определённую нагрузку, а в том, чтобы достичь необходимых ответных реакций организма желаемого характера и величины. Отсюда основная задача в методике физической подготовки спортсмена – перейти от управления поведением спортсмена к непосредственному управлению срочным тренировочным эффектом. Для этого надо:

• определить зависимости между поведением спортсмена (выполненной нагрузкой) и срочным тренировочным эффектом;

• найти индикаторные показатели, по которым можно было бы судить о срочном тренировочном эффекте;

• разработать методики регистрации индикаторных показателей при выполнении тренировочной работы.

Например, результат в лыжных гонках во многом зависит от аэробных возможностей спортсмена, о котором судят по МПК. При тренировке аэробных возможностей одним из ведущих методов является длительное выполнение работы с так называемой «критической скоростью», когда кислородный запрос равен потолку кислородного потребления. Однако из-за технических сложностей измерить потребление кислорода при тренировке невозможно. Это можно оценить косвенно, используя как индикаторную функцию ЧСС. Поддерживая в качестве ориентира заданную ЧСС (с поправкой на индивидуальные особенности зависимости ЧСС с потреблением кислорода у данного спортсмена), можно задавать спортсмену необходимую скорость передвижения. Методы контроля за ЧСС подробно описаны в разделе 2.4.

Таким образом, оперативный контроль является важной составляющей тренировочного процесса, т. к. по его результатам судят о соответствии реального срочного тренировочного эффекта запланированному.

Специфика тестирования предъявляет очень жёсткие требования к тестам оперативного контроля, т. к. малейшее промедление с регистрацией показателей состояния может привести к ложным результатам. Поэтому основное развитие техники оперативного контроля направлено на регистрацию показателей непосредственно во время выполнения упражнений.

Анализ показывает, что в оперативном контроле и планировании можно условно выделить три этапа. На первом основное внимание уделяется тому, что должен выполнить спортсмен на тренировочном занятии. Поэтому в планахконспектах подробно расписываются упражнения, способы их выполнения, дозировка и т. п. Должный тренировочный эффект работы не указывается, но опытный тренер всегда его предполагает.

Второй этап характерен тем, что наряду с описанием методики выполнения упражнений в конспектах появляются указания о должных нормах тренировочных эффектов. Например, спортсмен должен не просто проплыть 4 раза по 50 м, но сделать это так, чтобы при этом ЧСС не была ниже 170 уд.·мин.- 1, а следующее повторение начинать при её значении в пределах 110-120 уд.·мин.- 1.

Третий этап методики оперативного контроля заключается в том, что вначале планируются должные тренировочные эффекты, а затем подбираются тренировочные средства и методы, которые позволяют их достичь. В связи с этим к тестам и методике оперативного контроля, которые должны подтверждать достижения запланированных срочных тренировочных эффектов, предъявляются очень жёсткие требования. Если условия позволяют, то контроль осуществляется непосредственно по ходу выполнения упражнения. Если нет – то сразу же по его окончании.

Информативность тестов оперативного контроля определяется тем, насколько они чувствительны к выполняемой нагрузке. Этому требованию в наибольшей степени удовлетворяют биомеханические (судя по внешней структуре движения), физиологические и биохимические показатели. Величина информативности тестов оперативного контроля определяется значением коэффициента корреляции, рассчитанного между изменениями критерия и изменениями в тесте.

Надёжность тестов оперативного контроля зависит прежде всего от точности воспроизведения величины нагрузки в повторных попытках.

Текущее состояние – состояние, изменяющееся под влиянием одного или нескольких тренировочных занятий. Текущее состояние спортсмена определяет характер ближайших тренировочных занятий и величину нагрузок в них. Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному, называется текущей готовностью.

Основная задача текущего контроля – сбор и анализ информации, необходимой для текущего планирования, определение величин повседневных колебаний в состоянии спортсмена, причины которых – разная степень восстановления после предшествующей тренировочной нагрузки, эмоциональное возбуждение и т. п. Текущий контроль проводится, либо утром после сна, либо перед началом тренировочного занятия и по его результатам корректируется план занятия.

Из результатов научных исследований и практического опыта известно, какой должна быть структура нагрузок микроцикла в том или ином виде спорта. Исходя из этого, тренер составляет план тренировок, предполагая, что выполнение заданий приведёт к нужному тренировочному эффекту. Это должен подтвердить или опровергнуть текущий контроль. Если его результаты показывают, что реальный отставленный тренировочный эффект соответствует запланированному, то можно и дальше выполнять плановую на последующие дни работу. В случае несоответствия необходима коррекция тренировочных нагрузок.

Эффективность такого регулирования проявляется в приближении реальных результатов тренировки к должным. У тренера постепенно накапливается информация о том, к каким последствиям приводят разные схемы нормирования нагрузок в микроциклах. Он систематизирует её и в дальнейшем более обоснованно распределяет объём и содержание нагрузок по дням микроцикла. Главным в таком подходе является выбор метрологически корректных тестов текущего контроля. Их информативность определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями: достижениями в комплексе тестов; показателями выполняемой тренировочной нагрузки.

Этапное состояние сохраняется относительно долго – недели или месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена отражает его спортивную подготовленность, а состояние оптимальной (наилучшей для данного цикла тренировки) подготовленности – спортивную форму. За короткий период времени (2-3 дня) нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий и их постепенной суммацией. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапного состояния лежит кумулятивный тренировочный эффект.

Основная задача этапного контроля – определение уровня подготовленности спортсменов, на основании которого составляются перспективные (этапные) планы подготовки. Этому виду контроля соответствуют специфические группы тестов. Тесты подбираются таким образом, чтобы оценить, насколько успешно решены главные задачи данного этапа подготовки. Например, если стояла задача повысить уровень силовых качеств, то определяется группа тестов силового характера и т. п.

Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах (или только в тестах) в начале и конце очередного этапа подготовки. Применяемые тесты можно условно разделить на два блока: первый – применяется для оценки здоровья и физической работоспособности (часто тесты общие для многих видов спорта); второй – специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения.

Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревновательных упражнениях и тестах, с одной стороны, и частными объёмами нагрузок за этап – с другой. Для этого частные объёмы специфических и неспецифических упражнений, а также упражнений разной направленности сопоставляются с показателями кумулятивного тренировочного эффекта. В процессе сопоставления выявляются зоны нагрузок и упражнений, применение которых привело бы к увеличению спортивных результатов, показателей работоспособности и т. п.

При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты. В этом случае можно получить динамику показателей и проанализировать её. В некоторых случаях целесообразно дополнять батарею тестов другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа. Например, если в ходе его проводилась интенсивная тренировка качества выносливости, в программу контроля нужно включать тесты на выносливость.

Как известно, с учётом слабых и сильных сторон подготовленности спортсмена на этапном контроле решается важнейшая задача – последующее управление кумулятивным тренировочным эффектом. Для чего необходима научно обоснованная система планирования. Это имеет прямое отношение не только к спортсменам высших достижений, но и к начинающим заниматься спортом.

Разработанная и широко применяемая в разных областях (проектноконструкторские работы, система упорядочения прохождения дисциплин учебного плана в вузе и др.) система сетевого планирования сегодня успешно применяется в спорте. Сетевые методы позволяют: упорядочить последовательность необходимых действий; выявить направление работ, которым следует уделять особое внимание (т. н. «критический путь»); количественно определить оптимальный план действий, что, в свою очередь, даёт возможность добиваться поставленных целей с меньшей затратой времени, средств, усилий и т. п.

Понятно, что высокий спортивный результат обычно может быть достигнут лишь в итоге решения частных задач. Например, хорошим гимнастом можно стать, только овладев большим количеством отдельных элементов и связок, добившись необходимой физической подготовленности. Часто основная трудность подготовки спортсмена заключается именно в том, что необходимо обеспечить высокий уровень составных частей, из которых складывается спортивный успех. Сравнительно нетяжело, например, обучить гимнаста какому-либо одному элементу, даже самому сложному; во много раз труднее добиться, чтобы он хорошо выполнял все элементы обязательной и произвольной программы. В таких случаях большое значение имеют систематизация учебного материала, определение рациональной последовательности в тренировке. Здесь могут быть полезны сетевые методы, как правило, используемые в спорте в трёх направлениях:

• для систематизации учебного материала с целью установления логических связей между отдельными движениями, элементами и пр. Это существенно для видов спорта, где спортсмен должен овладеть большим количеством различных движений (гимнастика, акробатика, фигурное катание, бокс, борьба, прыжки в воду и пр.);

• для планирования подготовки спортсмена в течение больших промежутков времени;

• для осуществления конкретных мероприятий большой степени сложности (тренировочный сбор, в течение которого необходимо овладеть новой обязательной программой; организация крупных соревнований, физкультурных парадов, праздников и т. п.).

В основе сетевых методов лежит составление некоторой модели, формируемой в виде сети (направленного графа), состоящей из событий и действий. Например, в гимнастике как событие может рассматриваться овладение каким-либо элементом, связкой или комбинацией, достижение определённого уровня физической подготовленности и т. п. Действия возможны реальные и условные. Реальные действия представляют собой действительную работу, необходимую для достижения некоторого события (например разучивание нового элемента). Условные (или фиктивные) действия бывают двоякого рода: ожидания и логические зависимости.

Сетевое планирование начинается с составления полного перечня необходимых событий, после чего устанавливаются отношения между ними. Пусть, например, у нас есть пять событий, заключающихся в том, что гимнаст научился выполнять 1 – подъём верхом, 2 – подъём разгибом, 3 – мах назад в стойку на кистях, 4 – подъём разгибом в стойку на кистях, 5 – подъём двумя в упор сзади. Тогда сетевой график будет иметь вид:

Цифрами в квадратах обозначены соответствующие события, стрелками – работы. Каждая работа и некоторые события ограничены двумя событиями – предшествующим и последующим. Например, по отношению к событию 2 событие 1 предшествующее, а события 4 и 5 – последующие.

Так можно составить сетевой график для упражнений, формирующих технику движения или какое-либо физическое качество в видах спорта. При боль-

шом количестве «событий» сетевой график позволяет уточнить последовательность процесса формирования и совершенствования двигательных навыков или физических качеств. Однако ввиду объёмности этой работы, а также потому что её основные результаты интересны лишь специалистам, то желательно сочетать сетевые формы представления связей с матричными. На первом этапе матричная запись удобнее сетевой.

Если допустить, что у нас есть 10 элементов прыжковой акробатики, последовательность овладения которыми мы хотим установить (пример условен), это: 1 – переворот боком, 2 – курбет, 3 – рондат, 4 – переворот назад прогнувшись (флик-фляк), 5 – сальто назад, 6 – сальто вперёд, 7 – сальто боком, 8 – сальто темповое, 9 – сальто прогнувшись, 10 – твист. Даже при столь небольшом числе событий сразу составить сетевой график сложно. Лучше сначала поставить перед собой вопрос в форме: «Какие элементы должен уметь делать спортсмен, чтобы его можно было обучить данному движению?», а затем использовать матричную запись. Теперь, анализируя матрицу (табл. 16), ответы будут даваться легко. Таблица 16 Матрица последовательности обучения

 

   

Элемент, которому обучают

   

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    
6                    
7                    
8                    
9                    
10                    

 Примечание. В матрице предшествующие элементы обозначены штриховкой

 

Например, чтобы приступить к разучиванию элемента 8 (сальто темповое), спортсмен должен уметь делать элементы 2, 3, 4 и 5 (курбет, рондат, переворот назад прогнувшись, сальто назад). Если в матрице есть логические противоречия, их нужно устранить. Также должны быть устранены связи, являющиеся избыточными, как это показано в графе:

                                                                             

Связь 2-8 избыточна, т. к. необходимая преемственность будет обеспечена элементом 4. После устранения избыточных связей, на основании матрицы (табл. 16), легко составляется соответствующая сеть. Она может выглядеть, например, так, как на рисунке 6.

Рис. 6. Пример сетевого графика в акробатике.

Номерами в квадратах отмечены отдельные элементы. Вертикальные пунктирные линии разграничивают примерные этапы обучения. Объединение нескольких элементов знаком плюс в одном прямоугольнике означает их выполнение слитно – в прыжковых связках

 

Желательно рассматривать как событие не только факт овладения каким-либо движением, но и различные градации совершенства, с которыми это движение выполняется. Это значит, надо выделять не одно, а ряд событий. Например, сам факт выполнения одинарного сальто еще не даёт основания приступить к разучиванию двойного сальто. Надо уметь не просто выполнять сальто, но делать это в совершенстве: высоко, легко, уверенно, с хорошей группировкой в воздухе. Поэтому целесообразно ввести в качестве событий несколько ступеней в овладении хотя бы наиболее важными движениями. Также желательно ввести объективные критерии качества овладения движением. В случае с сальто одним из таких критериев может быть высота взлёта акробата, которую проще всего измерить по времени полёта (от момента отталкивания до приземления).

В качестве другого примера можно привести разучивание серийных ударов в боксе, когда недостаточным является такое событие, как умение выполнять одиночные удары (прямые, боковые, удары снизу). Необходимо обучиться осуществлять связки между ударами (прямой правый в голову – левый боковой в голову, левый снизу по корпусу – правый боковой в голову и т. п.).

Необходимо признать, что применение сетевых графиков не позволяет получать достаточно точные числовые оценки. Это ограничивает их практическое применение, но не умаляет интереса к ним. Основные достоинства сетевых графиков заключаются в том, что они дают удобный язык для исследования процесса обучения двигательной деятельности как единой системы. К сожалению, в существующих руководствах либо отсутствует, либо затрагивается вскользь теория обучения системной двигательной деятельности (в разных видах спорта). Описываются лишь такие этапы обучения, как ознакомление с движением, разучивание и т. п., т. е. анализируют только ход обучения какомулибо одному движению, а не длительный процесс обучения многим движениям, рассчитанным на ряд лет. Рекомендации, как правило, сводятся к принципу систематичности и носят общий и очевидный характер (типа совета идти от известного к неизвестному и т. п.).

Сетевые методы могут быть той основой, на которой можно построить теорию обучения не отдельным движениям, а системой двигательной деятельности в целом. Само применение сетевых графиков сразу же наталкивает на ряд интересных в практическом отношении вопросов. В частности, это выявление так называемых предшествующих элементов и их групп, не овладев которыми нельзя разучивать данное упражнение; определение достаточности двигательных навыков и их качества выполнения для перехода к разучиванию более сложных элементов движения; определение группы предшествующих событий для совершенствования двигательных действий; разработка метрологических критериев оценки упражнений на этапах обучения и совершенствования и пр.

Важным компонентом обогащения любой сетевой системы является включение в её состав методов функционального контроля за состоянием спортсмена, что позволит повысить эффективность управления кумулятивным тренировочным эффектом на этапах спортивной подготовки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 2216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.03 с.)