Контроль за техникой и тактикой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль за техникой и тактикой



 

Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения. Различают два основных метода контроля за техническим мастерством: визуальный и инструментальный.

Первая группа методов (визуальные) является наиболее распространённой, особенно в таких видах спорта, как спортивные игры, гимнастика, единоборства, фигурное катание и некоторые другие виды спорта. Наблюдения внешней картины движений, выявление их пространственно-временной структуры проводится как начальный этап экспертного оценивания. Визуальный контроль за техническим мастерством проводится двумя способами: в ходе непосредственных наблюдений за действиями спортсмена и с помощью видеотехники. Второй способ более распространён, поскольку позволяет документально зафиксировать движения спортсмена, анализировать технику в динамике движения, использовать стоп-кадр и замедленное воспроизведение движения, что даёт возможность контролировать детали техники, а также исключает влияние соревновательной обстановки (эмоциональное восприятие экспертом или его увлечённость какимто моментом и др.) на процесс наблюдения. Таким образом, визуальный контроль – основное средство качественного анализа технического мастерства.

За эталонную технику выбирают техническое выполнение упражнения выдающимися спортсменами (в том числе технику чемпионов и рекордсменов мира и Олимпийских игр). При этом большое значение имеет не внешняя картина движения, а его динамическая структура (усилие, приложенное к опоре или снаряду). Поэтому спортивный результат во многом зависит от того, как точно спортсмен воспроизводит усилия, скорость их изменения, что в свою очередь зависит от степени совершенства внутренней организации движения (согласованность взаимодействия афферентных и эффекторных потоков информации).

Особое значение для количественной оценки техники движения имеют инструментальные методы исследования. Регистрации подлежат: время, скорость и ускорение движения в целом или отдельных его фаз; усилия, развиваемые при выполнении движений; положение тела или его сегментов; биоэлектрическая активность скелетных мышц и отделов головного мозга. Эти показатели подвергаются анализу (графоаналитическому, математико-статистическому и т. п.), результаты которого используются как критерии эффективности спортивной техники. Состав измерительных систем зависит от конкретной задачи исследования движения и может включать в себя большое разнообразие её элементов: скоростная видеосъёмка, оптико-электронные системы, системы регистрации кинематики движений, многофункциональная динамометрия, тензометрия, стабилометрия, гониометрия, оптронные пары, электромиография, электроэнцефалография, математическое моделирование и др.

С помощью этих методов определяются такие важные особенности технического мастерства, как объём, разносторонность и эффективность техники.

Объём техники определяется общим числом действий, которые спортсмен выполняет на тренировочных занятиях и в соревнованиях. Тренировочный объём техники спортсмена свидетельствует о его потенциальных возможностях. Соревновательный объём техники вариативен и зависит от квалификации соперника, тактики поединка и т. п. Например, со слабым соперником удаётся показать больший объём техники, а с сильным – меньший. Отношение соревновательного объёма к тренировочному свидетельствует о реализации потенциальных возможностей технического мастерства.

Разносторонность технической подготовленности спортсмена определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен. Тренировочная разносторонность, как правило, выше соревновательной. Частным случаем разносторонности техники является соотношение приёмов, например, выполняемых в правую и левую сторону (уклоны в боксе, приёмы в борьбе, повороты в плавании и др.). А выбор одной из сторон асимметричных движений называется латеральным предпочтением, коэффициент которого равен отношению:

                             ÷èñëî ï ðè¸ì î â âûï î ëí ÿåì ûõâäî ì èí àí ò í óþ, (" ëþáèì óþ ") ñò î ðî í ó

           ÊËÏ 100%.

î áù åå÷èñëî âûï î ëí ÿåì ûõï ðè¸ì î â

Например, у борцов высокого класса в идеальных случаях этот коэффициент достигает 60%.

Эффективность техники спортивного движения определяется по степени её близости к индивидуально оптимальному варианту. Различают три группы показателей эффективности техники: абсолютную, сравнительную, реализационную. В принципе наиболее эффективной должна быть признана такая техника движения, которая обеспечивает достижение наивысшего результата.

Абсолютную эффективность определяют путём сопоставления показателей техники исследуемого движения с эталонными, на основе биомеханических, физиологических, психологических и эстетических соображений. При анализе абсолютной эффективности техники игровых действий рекомендуется использовать так называемый приоритетный подход. Суть его заключается в выявлении роли различных факторов, обусловливающих конечный результат выполняемого действия. Например, установлено, какими должны быть биомеханически эффективные удары по мячу в футболе, волейболе, теннисе и т. п. Отсюда, если техника удара близка к биомеханически рациональной, то она рассматривается как наиболее эффективная. Однако это положение лишь отчасти справедливо, т. к. в ходе игры иногда более эффективным оказывается технический приём, выполняемый внезапно, скрытно и, с точки зрения биомеханики, совсем не рационально. В этом случае при анализе техники приоритет необходимо отдавать ситуационным, тактическим, психологическим и другим факторам, а степень приближения к её биомеханическому эталону рассматривать во вторую очередь.

Определение сравнительной эффективности техники предусматривает её сравнение с техникой спортсменов высокой квалификации. Понятно, что техника движения весьма индивидуальна, поэтому в качестве образца целесообразно выбирать такой эталон (выдающегося спортсмена), который по физической и психологической кондиции наиболее близок тому, кого сравнивают. На практике в качестве образца часто используют усреднённую технику спортсменов высокой квалификации, что не всегда является корректным, особенно для единоборств и многих других видов спорта, где нужно показывать личный результат. Это обусловлено высокой степенью индивидуальности техники, которая не всегда совпадает с некоторой усреднённой, найденной по данным выдающихся спортсменов.

Специфика определения сравнительной эффективности техники в игровых видах спорта и единоборствах заключается в том, что эталонные значения достаточно вариативны. Так, если проанализировать данные конкретного спортсмена, полученные только в одной игре, то может оказаться, что в силу случайных событий эффективность его техники будет высокой, а в других играх – существенно меньше. Поэтому сравнивать нужно результаты, полученные в серии игр, сопоставляя средние арифметические и стандартные отклонения.

Нельзя сопоставлять технику спортсменов, выступающих в соревнованиях разного квалификационного уровня, в разных лигах и т. п. Например, коэффициенты эффективности техники баскетболистов, играющих в суперлиге и в высшей, могут быть одинаковыми, но из этого не следует, что игровые приёмы они выполняют одинаково успешно. Когда команды высшей лиги играют между собой, эффективность игровых действий может быть достаточно большой. Если же такая команда встретится с командой суперлиги, то показатели эффективности техники её игры резко снизятся.

Реализационная эффективность техники оценивается путём сопоставления результата, показанного в соревновательном упражнении, с тем достижением, которое спортсмен мог бы показать, если бы обладал отличной (эффективной) техникой движений. Общий подход к решению данной проблемы состоит в определении и измерении (тестировании) наиболее информативных (2-х – 5-ти) показателей двигательного потенциала спортсмена, а также результата упражнения, в котором оценивается техника движения. В последующем рассчитывается уравнение множественной регрессии: y = a + b 1 x 1 +b 2 x 2 +b 3 x 3 +b 4 x 4 +b 5 x 5,

где искомым значением (у) является результат упражнения, оценивающего технику, а заданными значениями (х 1, х 2, х 3 … хn) являются показатели двигательного потенциала.

В этом случае, если должный и действительный результаты совпадают, уровень технического мастерства считается средним. По уравнению регрессии и доверительным границам составляют специальные таблицы или номограммы, с помощью которых можно оценивать уровень реализации технического мастерства – от выше до ниже среднего.

Контроль за освоенностью техники. Совершенствование технического мастерства осуществляется поэтапно, и на каждом из них необходимо контролировать освоенность техники движений. Для этого используют два критерия – результат упражнения и его биомеханические характеристики.

Выделяют два основных направления в контроле за освоенностью движений: определение стабильности техники; оценка её устойчивости. В первом случае движение выполняется в стандартных условиях (в процессе прикидок, контрольных соревнований, проводимых на тренировочных занятиях), когда влияние сбивающих факторов (утомления, эмоций и т. п.) на результат выступления незначителен. Стабильность (малая вариативность) результатов и основных биомеханических характеристик при выполнении движений в относительно «комфортных» условиях будет свидетельствовать об их освоенности.

Однако нередки случаи, когда хорошо освоенные движения дают сбои, т. е. техника неустойчива. Устойчивость техники освоенного движения определяется степенью снижения её эффективности при эмоциональном возбуждении на ответственных соревнованиях, утомлении спортсмена, активном противодействии соперника, изменении внешних условий.

Так, например, у многих прыгунов в высоту или в длину на соревнованиях снижается результативность за счёт изменения некоторых биомеханических параметров движения относительно комфортных условий, что свидетельствует о неустойчивой технике прыжка.

Контроль за устойчивостью техники в связи с утомлением проводится как на соревнованиях, так и на тренировочных занятиях. Для этого измеряют биомеханические характеристики движений в начале и в конце упражнения (например на отдельных отрезках бега на 800 м), показатели эффективности техники в начале и в конце игры, поединка и т. п.

Оценка устойчивости техники спортивных движений в тренировочных занятиях и в соревнованиях позволяет определить причины её снижения и наметить пути их устранения. Увеличение разброса биомеханических показателей техники движения в тренировке и на этом фоне последующее выполнение упражнения приводит к ошибкам в движениях. Умение определить в процессе контроля этот момент имеет большое значение, так как повторение упражнений с ошибками приведёт не к совершенствованию техники движений, а к их закреплению.

Определяя освоенность движений, необходимо учитывать условия их выполнения, к которым можно отнести тип покрытия дорожки или поля и их состояние, спортивное оснащение, инвентарь и мн. др.

Контроль за спортивной тактикой. Тактикой называется совокупность способов ведения спортивной борьбы. Элементами тактики являются тактические ходы: технико-тактические действия, а также приёмы психологического воздействия на соперника, выбора позиции и маскировки намерений. Комбинации тактических ходов называются тактическими вариантами. Тактическим мышлением называется способность быстро оценивать ситуацию и принимать оптимальное решение.

Выделяют пять групп количественных показателей тактического мастерства: общий объём, разносторонность, рациональность, эффективность и освоенность тактики.

Общим объёмом тактики называется перечень тактических ходов и вариантов, которыми владеет спортсмен или команда. Соревновательным объёмом тактики называются ходы и варианты, которые используются в условиях соревнований. Как правило, соревновательный объём тактики меньше общего объёма, причём тем меньше, чем ответственнее соревнования.

Разносторонность тактики показывает, насколько разнообразен тактический арсенал спортсмена или команды. Одна из многочисленных классификаций тактических ходов делит их на монотонные, острые, дезинформирующие и страховочные.

Монотонным называют тактический ход, лишённый элемента неожиданности и потому не оказывающий решающего влияния на результат состязания (например в футболе большинство ведений мяча, коротких и поперечных передач). Неожиданные, порой рискованные тактические ходы (перехваты мяча, длинные передачи, единоборства) называются острыми. Дезинформирующий («ложный») тактический ход служит для маскировки истинных намерений («ложное действие», когда, например, футболист делает рывок без мяча, отвлекая внимание соперников от истинного направления атаки). Страховочный ход применяется для предотвращения возможной атаки или контратаки соперника.

Различают общую и соревновательную разносторонность тактики. Нередко на тренировочных занятиях спортсмены демонстрируют разнообразную тактику, а соревновательный арсенал тактических ходов и вариантов оказывается весьма бедным и состоящим преимущественно из монотонных ходов. Это свидетельствует о недостаточно высокой тактической подготовленности спортсменов.

Эффективностью и рациональностью тактического варианта (хода) характеризуется возможность достижения поставленной цели при условии применения данного варианта.

Рациональность характеризует тактический ход (вариант) безотносительно к конкретному спортсмену. В видах спорта с объективно измеряемыми результатами существует две разновидности тактики в зависимости от того, какую цель ставит спортсмен перед собой: показать наилучший для себя результат или выиграть данные соревнования у вполне конкретных соперников (установка «на результат» или «на выигрыш»).

При второй установке не существует рациональных вариантов тактики, пригодных на все случаи. Всё зависит от индивидуальных особенностей спортсмена. Что же касается первой установки, то здесь возможны рациональные варианты, при которых с наибольшей вероятностью будет показан наилучший результат. Например, как следует распределить силы, чтобы пробежать дистанцию за заданное время с минимальными затратами энергии или чтобы минимальным было время бега?

Различные варианты распределения сил в видах спорта циклического характера принято называть «раскладками». Наиболее часто применяют следующие раскладки: равномерную по скорости, с понижающейся скоростью, с повышающейся скоростью, равномерную с ускорениями на старте и на финише. Чем меньше затрачивается энергии (определяемой по потреблению кислорода), тем экономичней признаётся раскладка.

Эффективность тактики характеризует тактическое мастерство конкретного спортсмена. Тактика тем эффективнее, чем ближе она к индивидуально оптимальному варианту. Способ контроля за эффективностью тактики совпадает с контролем за результативностью отдельных технико-тактических действий. В идеале каждый тактический приём должен выполняться успешно. Успешность того или иного тактического варианта определяется как процент случаев успешного его применения. 

Поиск рациональной тактики имеет важное практическое значение в спорте. Оцениваемый тактический вариант часто сравнивают с наилучшим его вариантом. В роли такого наилучшего варианта могут выступать: индивидуально оптимальная тактика, найденная экспериментально, методом «проб и ошибок»; тактика спортсмена или команды более высокого класса, например тактика чемпиона; оптимальная тактика, найденная путём её моделирования.

Вместе с этим тактика зачастую представляет собой неудобный объект для экспериментирования. Сложно повторять раз за разом один и тот же спортивный поединок. Кроме того, тактика одного спортсмена (или команды) может совершенно не подходить другим. Поэтому более перспективным способом отыскания рационального варианта является его моделирование на ЭВМ.

Имитационным моделированием называется создание модели реальной системы и экспериментирование с этой моделью с целью понять закономерности поведения системы либо оценить эффективность различных вариантов её поведения. Само слово имитировать означает вообразить, постичь суть явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте.

Имитационные модели отличаются двумя особенностями:

• возможностью многократно воспроизводить моделируемые процессы (например лыжную гонку) на ЭВМ и путём такого машинного эксперимента решать задачи оптимизации тактических вариантов (наиболее рациональных для данных профиля дистанции и условий скольжения);

• возможностью использовать как математические уравнения и неравенства, так и качественные, логические соотношения.

Инструментальные методы контроля за тактическим мастерством немногочисленны. В спортивных играх и единоборствах они предназначены для стенографирования соревновательной деятельности и для тестирования тактического мышления спортсменов. 

Стенографирование соревновательной деятельности облегчается и становится более надёжным и объективным, если применять специальные механические приспособления или электронную технику (например ноутбук). Каждая клавиша этих устройств может служить символом наблюдаемого тактического действия, а само считывание их количества за требуемый период времени может осуществляться счётчиками или с помощью программных средств. Нужно только вовремя нажимать на ту или иную клавишу, а затем считать полученную информацию.

Устройства для тестирования тактического мышления состоят из мультимедиапроектора с экраном, компьютера и клавишного манипулятора. Спортсмену демонстрируют на экране ряд фрагментов игры. Он должен как можно быстрее решить, кто из игроков его команды находится в данный момент в наиболее выгодном положении, и сообщить о своём решении нажатием соответствующей клавиши. Электронный вычислитель автоматически подсчитает суммарное время, затраченное на принятие решения, и число ошибок. Правильность или ошибочность решений определяется путём сравнения их с решениями, полученными заранее методом экспертизы.

В видах спорта циклического характера используются автоматические устройства для измерения скорости передвижения спортсмена по дистанции, а также тренажёры, имитирующие условия соревновательной деятельности (велоэргометр, гребной бассейн, тредбан, гидродинамический бассейн).

Использование инструментальных методов значительно повышает надёжность регистрации показателей тактической подготовленности и, кроме того, существенно уменьшает трудоёмкость контроля. Например, среднее время на подсчёт показателя (процента) успешности нападающего действия в волейболе при использовании ЭВМ в 100 раз меньше, чем это делать вручную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.033 с.)