Урок 30 – 31. Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 30 – 31. Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского.



Основой для балета «Щелкунчик» послужила сказка немецкого писателя Гофмана об удивительных приключениях девочки Мари, которые приснились ей в новогоднюю ночь. Реальность переплетается здесь с вымыслом и фантастикой.

Маша, её брат Фриц, их родители, гости, приглашённые на праздник, - это реальные персонажи. Щелкунчик, король мышей, куклы и игрушки с ёлки, оживающие по ночам, а также лакомства в Стране сладостей – сказочные персонажи. Лишь старый фокусник – Дроссельмейер – крёстный Мари и Фрица объединяет эти два мира. Он любит возиться с механизмами, чинить часы и делать затейливые игрушки. Он – добр, ласков, но вместе с тем он – волшебник.

В балете два действия. Основные события происходят в первом действии.

· Марш – рисует праздничное шествие детей вокруг ёлки. Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно.

Но вот общее веселье смолкло, в зале появился новый гость – фокусник. В его руках игрушки, и среди них – забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Он танцует в ритме польки.

· Танец Щелкунчика – чёткий, механичный, с широкими сачками мелодии на интервалы сексты, тритона.

· Арлекин и Коломбина – танцуют в жанре мазурки, с однообразным ритмом и тоже широкими скачками мелодии на септимы, сексты, квинты. Это заводные куклы, их танец внезапно обрывается, когда кончается завод. Новая игрушка очень нравится Мари. Но брат Фриц сломал её, засунув в рот большой орех. Мари жалеет Щелкунчика и поёт ему

· Колыбельную песню – тихую, нежную.

Волшебные силы оживают как только все в доме заснули. Часы бьют 12 раз и вместо совы на часах появляется Дроссельмейер. Его мелодии – зловещие, мрачные, в низком регистре (у альтов и тромбонов) – напоминают темы кукол.

Лунный свет освещает зал. Мари видит, как ёлка начинает расти, а куклы и игрушки оживают. Вдруг из всех щелей выползают мыши.

· Битва игрушек с мышами – показана в жанре фантастического скерцо. Здесь есть и трубные сигналы, и барабанная дробь, и топот бегущих ног. Кульминацией становится поединок Щелкунчика с Мышиным королём. Мари бросает свой башмачок в Мышиного короля, нагнетание жуткой музыки останавливается. Разом всё исчезает.

И только один Щелкунчик лежит на полу – неподвижный, без дыхания. Мари плачет над ним и… происходит чудо: он открывает глаза и превращается в прекрасного юношу. Мари тоже на глазах становится девушкой и подаёт руку Принцу, она готова следовать за ним повсюду. Они отправляются в Страну сладостей – Конфетенбург.

Второе действие балета – большой танцевальный дивертисмент. Это ряд разнообразных танцев (сюита), характеризующих жителей Страны сладостей: Шоколад, Кофе, Чай, Драже и других. Каждый танец – это небольшая законченная пьеса с выразительной и яркой музыкой. Послушаем эти танцы и заполним таблицу выразительных средств.

 

Название танца Лад, темп Характер музыки, жанр Тембровые краски Количество тем, форма.
Испанский танец (Шоколад).        
Арабский танец (Кофе).        
Китайский танец (Чай).        
Русский танец (Трепак).        
Танец пастушков.        
Танец Феи Драже.        
Вальс цветов.        

· Торжество добрых сил над злыми чарами знаменует заключительный лирический дуэт Мари и Принца. В балете он называется «Па-де-де». Здесь снова в сжатом виде перед слушателем проходят главные темы балета.

 

III год обучения

№ п/п Название темы Кол-во часов
Тема 1 Жанр как вид искусства. Жанры вокальной музыки. Городская песня, романс. 
Тема 2 Выразительные возможности вокальной музыки. Дуэт, трио, квартет, канон.       
Тема 3 Народное творчество. Былины - эпические сказания. Исторические песни. 
Тема 4 Календарные песни.                                                                   Обычаи и традиции зимних праздников.                  Цикл весенне-летних праздников. Сретенье –                                             встреча зимы и весны. Масленица – один из передвижных праздников Сюжеты песен. Встреча весны (образы птиц). Разные типы хороводов.
Тема 5 Семейно-бытовые песни. Колыбельные. Шуточные. Протяжные лирические песни.                                                                                                                 
Тема 6 Жанры профессиональной хоровой музыки. Кантата. Оратория. Канты. Духовный хоровой концерт.
Тема 7 Музыкальные формы. Сонатная форма.                                                                      
Тема 8 Сонатно-симфонический цикл. Жанр концерта.                                    
Тема 9 Музыкально-театральный жанр. Опера. Строение. Разновидности. Значение хора и оркестра.  
Тема 10 Музыкально-театральный жанр. Балет.
  ИТОГО: 33ч

 

 

   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.008 с.)