Тема 3. Народное творчество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Народное творчество.



Урок 7.Традиции, обычаи разных народов.

        Особенности бытования и сочинения народных песен.

Народное творчество иногда называют фольклором. В переводе с английского это слово означает «народная мудрость». Композитор М. Глинка так и говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем её» (то есть изменяем). Особенности народной музыки:

1) устная традиция сочинения и сохранения песен;                      

2) коллективность сочинения;

3) многовариантность одной и той же песни.

Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.
Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).


Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).


Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.
Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать. А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.

Итак, русские песни бывают такие:

1. Песни календарные, которые связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом, колядки и песни-гадания, маслиничные песни).

2. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни). В Киевской Руси в 10 –11 веках родился жанр былины - это сказания о подвигах русских богатырей, о важнейших исторических событиях. Их создавали сказители – музыканты, которых называли Боянами.

3. Лирические протяжные песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, трагической, «страдания», городские песни). Такие песни иногда называли «долгими» или «проголосными». Их пели на вечёрках, посиделках долгими зимними вечерами, на свадьбах. Их поют, когда душа просит, и хочется рассказать о чём- то своём сокровенном – о любви,о женской доле, о долгой разлуке. В женской лирике нередко выражался протест против тяжкой доли в семье.

4. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).

5. Песни семейные, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи).

Урок 8-9.Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Обычаи и традиции зимних праздников.

Почти всегда народные песни связаны в одно целое каким - либо обрядом и представляют собой праздничное действо. Это могут быть свадебный обряд. Встреча весны, святочные гулянья, сбор урожая.

  Повседневная жизнь крестьянина тесно связана со сменами времён года, с природой. Поэтому в песнях мы часто слышим обращение к её силам. Относятся крестьяне к природе как к живому существу. Отсюда такие обращения: Мороз-батюшка, Весна- молодица, Земля- матушка.

Песни, связанные с определенными праздниками календаря, временами года, называются календарными. Они возникли в очень далёкие времена (6 – 5 века до н. э.) в племенах восточных славян. Праздники лунного и солнечного календаря следовали, повторяясь, каждый год по кругу. Круг – особая фигура: символ Солнца и символ вечности для многих народов.

 

Зима. 24-е декабря – день зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать, - открывает праздник солнечного божества Коляды или Святки. В честь него зажигали костры, скатывали с гор горящие колёса. С наступлением Новой эры в эти дни весь христианский мир отмечает праздник – Рождество Христово.

  На Руси всегда очень любили праздник Рождества. Делали звезду, пекли особое печенье в форме животных. Собираются в рождественскую ночь молодые парни, девушки, дети да идут по домам с пением песен о Младенце Христе. Впереди всех – двое колядовщиков: один со звездой, а другой с мешком для подарков и угощений.

  Подходя к дому, задают вопрос: «Хозяин с хозяйкой, не скричать ли вам колядку?». Следовал, конечно, положительный ответ и начиналась песня. Колядки, авсеньки, таусеньки, щедровки, виноградья – так их называли в зависимости от слов припева. Это величальные песни-поздравления, в которых хозяевам желают благополучия, добра, удачи, сравнивают их с солнышком, месяцем, звёздами.

Святки длятся 10 дней, до самого Крещенья. Молодые люди собирались у кого-нибудь дома, чтобы повеселиться и поиграть. Особенно любили играть в «Колечко», а также гадали. 

В чашу с чистою водой клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат и над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

 

Название песен – подблюдные – связанос игрой:кто - либо вынимал, не глядя, из блюда, накрытого красивым полотенцем, кольцо. Содержание пропетой песни относилось к хозяину кольца.

 

Так проходили «святые» и «страшные» вечера.

 

Одним из самых весёлых праздников считалась с давних времён Масленица – праздник изобилия и проводов зимы. Начиналась Масленица за семь недель до первого весеннего полнолуния. Вслед за ней шёл Великий пост – семь недель подготовки к главному празднику христиан – Пасхе, празднику вечного возрождения и вечной жизни. На Масленицу люди веселятся целую неделю: катаются на лошадях, с ледяных гор на салазках, берут с боем снежные городки и устраивают кулачные бои, ряженье, сжигание соломенного чучела и, конечно, пекут

блины. Всё это было обрядовыми действиями, на лошадях катались «посолонь» – по кругу, по солнышку. С гор старались скатиться как можно дальше, чтобы лён вырос такой же долгий; чучело сжигали в знак умирания и возрождения к жизни. Все обряды обязательно сопровождались песнями. Некоторые из них пели при встрече Масленицы – величальные, а другие при прощании с ней. Поэтому и характер песен всегда разный: то величавый, радостный, то печальный, заунывный.

Каждый день масленичной недели имел своё название:

Понедельник – Встреча: пекли блины.

Вторник – Заигрыш: девицы и парни приглашались покататься на горках, поесть блинов. Парни высматривали невест.

Среда – Лакомка: тёща приглашала зятя на блины.

Четверг – Разгул: горки, качели, кулачные бои, широкие застолья, ледяные крепости с воротами.

Пятница – Тёщины вечера: зять угощал тёщу.

Суббота – Золовкины посиделки: молодые невестки принимали гостей.

Воскресенье – особый день, Прощёное воскресенье: все просили друг у друга прощенье, чтобы очистить совесть перед Великим постом. В воскресенье Масленицу и провожали – шутками, песнями, сжиганием чучела из соломы, зиму прогоняли, весну зазывали.

· Праздник «Проводы Масленицы» показан в музыкальной сказке Римского – Корсакова «Снегурочка».

· Еще яркий пример картины народных Масленичных гуляний показан в балете И.Ф. Стравинского «Петрушка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.009 с.)