Урок 1. Ж а н р ы в л и т е р а т у р е, в живописи и в музыке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 1. Ж а н р ы в л и т е р а т у р е, в живописи и в музыке.



В любом виде искусства существует понятие жанра. В переводе с французского это слово означает тип, род, манера. Этим словом мы называем вид произведения, которое имеет свои отличительные черты, своё содержание, форму и назначение. Обратимся к примерам из живописи. Картина, на которой изображён человек, называется портрет. Если на полотне изображена природа, это - пейзаж. Изображение фруктов, дичи и т.д. называется натюрмортом. Пейзаж, портрет, натюрморт – это жанры в живописи. В литературе это рассказ, очерк, повесть, роман.

У Э. Успенского есть стихотворение, которое поможет разобраться в жанрах живописи.

Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую воду, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это – НАТЮРМОРТ.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ.

 

К понятию «жанра» в музыке мы уже обращались в прошлые годы на уроках музыкальной литературы. В 1 классе мы изучали «первичные» музыкальные жанры: это – песни, танцы, марши. Композитор Д.Кабалевский сравнивал их с тремя китами, на которых держится музыка как вид искусства.

    В этом году мы продолжим знакомство с вокальными и инструментальными жанрами, но их можно назвать «вторичными», так как они родились в процессе развития профессиональной музыки, сохранив своеобразие народных жанров.

    Жанр – это вид музыкального произведения, которому присущи определённые черты содержания, который связан с определённым жизненным назначением и типом исполнения.

По содержанию можно различить жанры лирической, эпической, драматической, комической музыки.

По составу исполнителей все жанры подразделяются на

1) камерные - исполняемые небольшим составом музыкантов (солистом, дуэтом, трио, квартетом);

2) симфонические – исполняемые оркестром (симфонии, симфонические поэмы, увертюры);

3) хоровые - от лирической миниатюры до многочастной хоровой сюиты или хорового концерта, кантаты, оратории;

4) театральные – жанры оперы, балета, музыка к драматическим спектаклям и кино.

По цели исполнения жанры могут быть бытовыми (песни, романсы, лёгкие инструментальные пьесы), концертными, церемониальными (спортивные и военные марши, гимны), духовными (исполняются в храмах), эстрадными (жанры лёгкой музыки) и другие.

Внутри каждого жанра есть свои разновидности. Например, оперы могут быть комические, героические, исторические, лирические, сказочные.

Послушаем несколько примеров:

· Шуберт "Музыкальный момент" фа-минор. Сочинение звучит сольно, исполняется на фортепиано, может быть названо миниатюрой. Возможно бытовое и концертное исполнение.

· Бах "Месса си минор" 1 часть "Kyrie eleison". Сочинение звучит у смешанного хора и оркестра. Исполнение на латинском языке (текст католической молитвы), возможно исполнение в храме или в концертном зале.

 

Урок 2. Городская песня.

«Слово» и «Музыка» - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы.

    Поэтический текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных (благозвучный – приятный на слух) слов, которые легко поются.

    Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.

    Начиная с 18 века русская песня развивалась в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. Формируется национальная музыкальная школа, куда входили Пашкевич, Матинский, Фомин, Кашин. Русская песня исполняется в быту этого времени в новой манере, не с подголосками, а в хоровом гармоническом изложении (на 3 голоса), и с аккордовым сопровождением.

Народная песня, звучавшая во второй половине 18 и 19 вв. на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов – это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными особенностями поэтического и музыкального языка. Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключается в их аккордово-гармонической основе и четком ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям ее стихосложения, близкого к литературному. Рифма обязательна, не только параллельная, но и перекрестная.

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии блистали,

И непрерывно гром гремел,

И ветры в бурях бушевали.

Жанры городской песни. Городские песни по характеру поэтических образов весьма разнообразны. Распространение имели виды бытовой лирики – песенные романсы и лирико-повествовательные песни, баллады, и с другой стороны – скорые, плясовые, патриотические, походные, застольные и студенческие.

Широчайшее распространение получает новый вид лирической сольной песни – романс. Продолжает развиваться жанр солдатской песни, большой популярностью пользуется жанр застольной и заздравной песни, также студенческие, походные.

Авторские песни. В конце 18 века сближается устное творчество с книжной поэзией и с песенно-романсовым творчеством русских композиторов. Народными песнями становятся стихотворения Дмитриева (Стонет сизый голубочек), Мерзлякова (Среди долины ровныя).

Наряду с ансамблево-хоровым трехголосием, в городском быту получает распространение сольное пение с сопровождением балалайки или гармоники. Важной особенностью песенного стиля является: подчиненность напева гармоническому мышлению. Преобладание восходящего мелодического движения. Частые размеры: 2/4, ¾, 4/4, 6/8. Новый ритм маршеобразный, вальсообразный. Со временем меняется интонационный строй и ладовый склад. Отдельные песенные фразы нередко строятся по звукам важнейших аккордов.

· Вот как звучит песня "Среди долины ровныя".

 


Среди долины ровныя,

На гладкой высоте,

Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте.

Высокий дуб развесистый
Один у всех в глазах,

Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!

Взойдет ли красно солнышко,
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка,
Кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявые,
Ни ивы близ него,
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.

Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести.


· Не менее популярной была песня "Вечерний звон". По жанру она близка к элегии. В этом жанре частопередаются печальные размышления о судьбе, воспоминания об ушедшем прошлом, о юности.

 




В 19 веке в народе складываются песни на стихи Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Некрасова. Источниками возникновения новых народно-бытовых песен послужили и многие песни и романсы русских композиторов – Алябьева, Варламова, Гумилева, Глинки.

Урок 3 - 4. Жанр романса.

 

Романс. Этот жанр появился в 16 веке в Испании, когда большое распространение получили светские песни на родном «романском» языке, отличавшиеся от церковных мелодий, исполнявшихся на латыни. Позже романс распространился по всей Европе. Попал он и в Россию. Расцвет жанра приходится на начало 19 века, эпоху романтизма.

    Широко известны романсы на стихи русских поэтов композиторов Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова.

Романс – жанр более развитый, чем песня. Инструментальное сопровождение – более богато, участвует в создании образа. Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Чувства здесь носят характер более индивидуальный, личный. Кроме того, романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента.

Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров - романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальных образов. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные повествования, то он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов. Чаще всего романсы носят лирический характер, но бывают и сатирические, драматические, шуточные романсы.

В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.

Форма может быть куплетной, но чаще более сложна: трёхчастная репризная, рондо, варьированная куплетность.

Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.

Великие шедевры в жанре романса создал М.И. Глинка. К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.

В своих романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов. Хотя всё романсовое творчество композитора отличается единством стиля, Глинка сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов. Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Жуковского, Баратынского и других.

· Романс «Жаворонок» на стихи Кукольника является одним из немногих образцов «русской песни» в зрелых романсах Глинки. Эта простая и бесхитростная песня народного характера стала воплощением образа любимой русской природы. Кстати, этот романс был столь популярен во времена Глинки, что стал предметом для всевозможных переложений и часто звучал в быту русских людей.

А вот жанр баркаролы – это медленная, лирическая песня итальянского происхождения. В переводе это слово означает «песня лодочника». Её рождение связано с городов на воде – Венецией.

· Послушаем романс «Венецианская ночь» М.Глинки. В мелодии, плавно льющейся в спокойном темпе, заметны черты изобразительности: скольжение попарно соединённых звуков по ступеням гаммы напоминают картину ровной водяной глади, лишь слегка подёрнутой рябью от ветерка. Форма песни – простая двухчастная (куплетная).

В жанре баркаролы писали многие композиторы-романтики, жившие в 19 веке, среди которых можно назвать Мендельсона, Шопена, Листа, Чайковского.

Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах русских композиторов. Редко можно встретить романс, в котором не нашли бы своего выражения человеческие переживания, раздумья, стремления. Разновидности романсов Х1Х века – элегия, романс-исповедь, серенада, баркарола – все они рассказывают о чувствах, переживаниях героя. Послушаем некоторые из них.

Например, жанр серенады. Само слово «серенада» на испанском языке означает «вечернюю музыку». Позже серенадами стали называть приветственные или любовные песни, распеваемые под окном или балконом возлюбленной. Для них характерны яркая, призывная мелодия и аккомпанемент, подражающий бряцанию аккордов гитары или перебору струн мандолины.

· Пример - романс Даргомыжского "Ночной зефир» на стихи А.Пушкина, написанный в жанре серенады. Форма рондо. Рефрен - изображает испанский горный пейзаж. Арпеджио в аккомпанементе напоминают бурное течение реки Гвадалквивир. В эпизодах - показаны образы молодой испанки в ритмах болеро и её возлюбленного, поющего серенаду под балконом.

 

Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения вымыслов о чудесном, «ужасном», драматичностью выражения чувств любви и ненависти, страдания и радости, мечтательной грусти и устремлённости порыва. В вокальной балладе повествование нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с сюжетом поэтического текста.

· Послушаем романс А.Бородина "Море" - рассказ о неравной схватке человека и морской стихии. Здесь рассказ драматичен с самого начала. Борьба смелого пловца с грозной стихией оказывается неравной – пловец гибнет. Тема моря звучит в партии фортепиано, пловца – в вокальной партии. Кульминация (гибель пловца) наступает в конце, она подчёркнута напряжённым речитативом, оборванным на самой высокой ноте торжествующей темой моря.

  Со временем романсом стали называть инструментальные пьесы с мелодией, похожей на вокальную.

Ÿ Таков «Старинный романс» Свиридова из кинофильма «Метель».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.028 с.)