Тема 1. Жанры вокальной музыки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Жанры вокальной музыки.



Тема 1. Жанры вокальной музыки.

Урок 1. Ж а н р ы в л и т е р а т у р е, в живописи и в музыке.

В любом виде искусства существует понятие жанра. В переводе с французского это слово означает тип, род, манера. Этим словом мы называем вид произведения, которое имеет свои отличительные черты, своё содержание, форму и назначение. Обратимся к примерам из живописи. Картина, на которой изображён человек, называется портрет. Если на полотне изображена природа, это - пейзаж. Изображение фруктов, дичи и т.д. называется натюрмортом. Пейзаж, портрет, натюрморт – это жанры в живописи. В литературе это рассказ, очерк, повесть, роман.

У Э. Успенского есть стихотворение, которое поможет разобраться в жанрах живописи.

Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую воду, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это – НАТЮРМОРТ.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ.

 

К понятию «жанра» в музыке мы уже обращались в прошлые годы на уроках музыкальной литературы. В 1 классе мы изучали «первичные» музыкальные жанры: это – песни, танцы, марши. Композитор Д.Кабалевский сравнивал их с тремя китами, на которых держится музыка как вид искусства.

    В этом году мы продолжим знакомство с вокальными и инструментальными жанрами, но их можно назвать «вторичными», так как они родились в процессе развития профессиональной музыки, сохранив своеобразие народных жанров.

    Жанр – это вид музыкального произведения, которому присущи определённые черты содержания, который связан с определённым жизненным назначением и типом исполнения.

По содержанию можно различить жанры лирической, эпической, драматической, комической музыки.

По составу исполнителей все жанры подразделяются на

1) камерные - исполняемые небольшим составом музыкантов (солистом, дуэтом, трио, квартетом);

2) симфонические – исполняемые оркестром (симфонии, симфонические поэмы, увертюры);

3) хоровые - от лирической миниатюры до многочастной хоровой сюиты или хорового концерта, кантаты, оратории;

4) театральные – жанры оперы, балета, музыка к драматическим спектаклям и кино.

По цели исполнения жанры могут быть бытовыми (песни, романсы, лёгкие инструментальные пьесы), концертными, церемониальными (спортивные и военные марши, гимны), духовными (исполняются в храмах), эстрадными (жанры лёгкой музыки) и другие.

Внутри каждого жанра есть свои разновидности. Например, оперы могут быть комические, героические, исторические, лирические, сказочные.

Послушаем несколько примеров:

· Шуберт "Музыкальный момент" фа-минор. Сочинение звучит сольно, исполняется на фортепиано, может быть названо миниатюрой. Возможно бытовое и концертное исполнение.

· Бах "Месса си минор" 1 часть "Kyrie eleison". Сочинение звучит у смешанного хора и оркестра. Исполнение на латинском языке (текст католической молитвы), возможно исполнение в храме или в концертном зале.

 

Урок 2. Городская песня.

«Слово» и «Музыка» - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы.

    Поэтический текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных (благозвучный – приятный на слух) слов, которые легко поются.

    Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.

    Начиная с 18 века русская песня развивалась в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. Формируется национальная музыкальная школа, куда входили Пашкевич, Матинский, Фомин, Кашин. Русская песня исполняется в быту этого времени в новой манере, не с подголосками, а в хоровом гармоническом изложении (на 3 голоса), и с аккордовым сопровождением.

Народная песня, звучавшая во второй половине 18 и 19 вв. на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов – это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными особенностями поэтического и музыкального языка. Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключается в их аккордово-гармонической основе и четком ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям ее стихосложения, близкого к литературному. Рифма обязательна, не только параллельная, но и перекрестная.

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии блистали,

И непрерывно гром гремел,

И ветры в бурях бушевали.

Жанры городской песни. Городские песни по характеру поэтических образов весьма разнообразны. Распространение имели виды бытовой лирики – песенные романсы и лирико-повествовательные песни, баллады, и с другой стороны – скорые, плясовые, патриотические, походные, застольные и студенческие.

Широчайшее распространение получает новый вид лирической сольной песни – романс. Продолжает развиваться жанр солдатской песни, большой популярностью пользуется жанр застольной и заздравной песни, также студенческие, походные.

Авторские песни. В конце 18 века сближается устное творчество с книжной поэзией и с песенно-романсовым творчеством русских композиторов. Народными песнями становятся стихотворения Дмитриева (Стонет сизый голубочек), Мерзлякова (Среди долины ровныя).

Наряду с ансамблево-хоровым трехголосием, в городском быту получает распространение сольное пение с сопровождением балалайки или гармоники. Важной особенностью песенного стиля является: подчиненность напева гармоническому мышлению. Преобладание восходящего мелодического движения. Частые размеры: 2/4, ¾, 4/4, 6/8. Новый ритм маршеобразный, вальсообразный. Со временем меняется интонационный строй и ладовый склад. Отдельные песенные фразы нередко строятся по звукам важнейших аккордов.

· Вот как звучит песня "Среди долины ровныя".

 


Среди долины ровныя,

На гладкой высоте,

Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте.

Высокий дуб развесистый
Один у всех в глазах,

Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!

Взойдет ли красно солнышко,
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка,
Кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявые,
Ни ивы близ него,
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.

Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести.


· Не менее популярной была песня "Вечерний звон". По жанру она близка к элегии. В этом жанре частопередаются печальные размышления о судьбе, воспоминания об ушедшем прошлом, о юности.

 




В 19 веке в народе складываются песни на стихи Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Некрасова. Источниками возникновения новых народно-бытовых песен послужили и многие песни и романсы русских композиторов – Алябьева, Варламова, Гумилева, Глинки.

Урок 3 - 4. Жанр романса.

 

Романс. Этот жанр появился в 16 веке в Испании, когда большое распространение получили светские песни на родном «романском» языке, отличавшиеся от церковных мелодий, исполнявшихся на латыни. Позже романс распространился по всей Европе. Попал он и в Россию. Расцвет жанра приходится на начало 19 века, эпоху романтизма.

    Широко известны романсы на стихи русских поэтов композиторов Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова.

Романс – жанр более развитый, чем песня. Инструментальное сопровождение – более богато, участвует в создании образа. Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Чувства здесь носят характер более индивидуальный, личный. Кроме того, романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента.

Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров - романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальных образов. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные повествования, то он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов. Чаще всего романсы носят лирический характер, но бывают и сатирические, драматические, шуточные романсы.

В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.

Форма может быть куплетной, но чаще более сложна: трёхчастная репризная, рондо, варьированная куплетность.

Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.

Великие шедевры в жанре романса создал М.И. Глинка. К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.

В своих романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов. Хотя всё романсовое творчество композитора отличается единством стиля, Глинка сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов. Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Жуковского, Баратынского и других.

· Романс «Жаворонок» на стихи Кукольника является одним из немногих образцов «русской песни» в зрелых романсах Глинки. Эта простая и бесхитростная песня народного характера стала воплощением образа любимой русской природы. Кстати, этот романс был столь популярен во времена Глинки, что стал предметом для всевозможных переложений и часто звучал в быту русских людей.

А вот жанр баркаролы – это медленная, лирическая песня итальянского происхождения. В переводе это слово означает «песня лодочника». Её рождение связано с городов на воде – Венецией.

· Послушаем романс «Венецианская ночь» М.Глинки. В мелодии, плавно льющейся в спокойном темпе, заметны черты изобразительности: скольжение попарно соединённых звуков по ступеням гаммы напоминают картину ровной водяной глади, лишь слегка подёрнутой рябью от ветерка. Форма песни – простая двухчастная (куплетная).

В жанре баркаролы писали многие композиторы-романтики, жившие в 19 веке, среди которых можно назвать Мендельсона, Шопена, Листа, Чайковского.

Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах русских композиторов. Редко можно встретить романс, в котором не нашли бы своего выражения человеческие переживания, раздумья, стремления. Разновидности романсов Х1Х века – элегия, романс-исповедь, серенада, баркарола – все они рассказывают о чувствах, переживаниях героя. Послушаем некоторые из них.

Например, жанр серенады. Само слово «серенада» на испанском языке означает «вечернюю музыку». Позже серенадами стали называть приветственные или любовные песни, распеваемые под окном или балконом возлюбленной. Для них характерны яркая, призывная мелодия и аккомпанемент, подражающий бряцанию аккордов гитары или перебору струн мандолины.

· Пример - романс Даргомыжского "Ночной зефир» на стихи А.Пушкина, написанный в жанре серенады. Форма рондо. Рефрен - изображает испанский горный пейзаж. Арпеджио в аккомпанементе напоминают бурное течение реки Гвадалквивир. В эпизодах - показаны образы молодой испанки в ритмах болеро и её возлюбленного, поющего серенаду под балконом.

 

Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения вымыслов о чудесном, «ужасном», драматичностью выражения чувств любви и ненависти, страдания и радости, мечтательной грусти и устремлённости порыва. В вокальной балладе повествование нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с сюжетом поэтического текста.

· Послушаем романс А.Бородина "Море" - рассказ о неравной схватке человека и морской стихии. Здесь рассказ драматичен с самого начала. Борьба смелого пловца с грозной стихией оказывается неравной – пловец гибнет. Тема моря звучит в партии фортепиано, пловца – в вокальной партии. Кульминация (гибель пловца) наступает в конце, она подчёркнута напряжённым речитативом, оборванным на самой высокой ноте торжествующей темой моря.

  Со временем романсом стали называть инструментальные пьесы с мелодией, похожей на вокальную.

Ÿ Таков «Старинный романс» Свиридова из кинофильма «Метель».

Урок 6. Контрольный.

Урок 16.Контрольный.

Тема 7. Музыкальные формы.

Урок 21-22. Сонатная форма.

    Соната – в переводе с итальянского означает « звучать». Соната – это музыкальное произведение, рисующее в контрастных образах нашу жизнь, мысли, переживания людей. Подобным жанром в литературе является роман, где действуют различные персонажи, «герои» с разными судьбами, несхожими характерами, чувствами. В сонате тоже есть разные «герои» - темы, которые взаимодействуют друг с другом, а иногда вступают в конфликт.

    Классическая соната – это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме цикла, состоящего из трёх частей.

    Первая часть – активная, энергичная, быстрая, пишется обычно в сонатной форме, или в форме сонатного аллегро.

    Вторая часть – медленная, лирическая, созерцательная по характеру. Она может быть написана в разных формах: сонатной, вариационной и других. Очень часто – это философские размышления автора. Иногда воспевает красоту человеческих чувств или рисует возвышенный пейзаж.

    Третья часть – быстрый, яркий, живой финал. Это – итог развития всего цикла. А итог бывает разным – жизнеутверждающим или даже трагическим. По форме – чаще рондо или сонатное аллегро.

    Сонатная форма.

    Наибольшей напряжённостью и остротой отличается 1 часть сонаты. Именно в ней сложилась особая форма, получившая название сонатной. Вся композиция делится на три раздела: экспозицию, разработку и репризу (смотрите схему в приложении). Это очень похоже на развитие пьесы в драматическом театре.

    Сначала композитор как бы знакомит нас с действующими лицами – темами. Этот раздел называется экспозиция – «изложение, показ». Тем бывает не меньше двух. Первую называют главной партией (тема А), вторую – побочной (тема В). Образы главной и побочной тем контрастно дополняют друг друга или противопоставляются один другому. Главная тема обычно более активная, энергичная, решительная. Она звучит в основной тональности. Побочная тема гораздо мягче, напевнее, грациознее. Она звучит в тональности доминанты (для мажора) или параллельной тональности (для минора). Между этими темами может располагаться связующая партия, где происходит переход из первой тональности во вторую. Завершает экспозицию заключительная партия, которая утверждает тональность побочной темы.

    Разработка – этот раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Здесь происходит развитие тем экспозиции. Они изменяются различными способами. Меняются тональности, лад, регистры, фактура. Темы могут звучать не целиком, из них выделяются отдельные мотивы, фразы. Такое развитие называется мотивным. Здесь нет определённого порядка в чередовании тем. Поэтому они переплетаются, сталкиваются, видоизменяются, борются друг с другом. Это ощущение движения, динамичности, борьбы в конце разработки достигает кульминации – высшей точки развития тем.

    Реприза – повторяет темы экспозиции в прежнем порядке, но теперь все темы звучат в основной тональности. После «событий» разработки темы могут несколько изменить свой характер, они могут стать ближе друг другу или, наоборот, стать контрастнее.

    В сонатной форме могут быть  вступление и кода. Кода – это дополнительное заключение, в котором используют фрагменты наиболее важных тем. Она утверждает победившую главную идею и тональность.

· Познакомимся с этой формой на примере 1 части «Сонаты ми-минор» Гайдна.

· Моцарт Соната №8 ля минор.1 часть.

Строение оперы.

    Прежде, чем сочинять оперу, нужно выбрать сюжет и сделать по нему либретто – литературный текст оперы. Каждая опера - это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры. И глубоко прав был Н. Римский-Корсаков в своём высказывании, вынесенном в эпиграф этого раздела: каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет.

    Оперный спектакль состоит обычно из нескольких (трёх - четырёх) действий, или актов. Каждое действие в свою очередь состоит из двух - трёх картин. Перерывы между действиями называются антрактами. Это слово имеет и другое значение. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы также называются антрактами.

    Открывает оперу обычно увертюра – оркестровое вступление к опере. Это довольно большой музыкальный номер оперы, обычно написанный в сонатной форме. Здесь звучат основные темы оперы, настраивающие на характер предстоящего действия. Увертюра в сжатом виде выражает основную идею оперы.

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера. Сольные номера предназначены для одного исполнителя. К ним относятся ария, ариэтта, ариозо, каватина, песня, романс, монолог, куплеты и другие.

Ария - вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение. Примеры различных оперных арий мы уже слушали в 1 четверти.

Речитатив - род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.

Ансамбль – законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами, трио, квартетами, квинтетами и т. д. Вспомните вокальные ансамбли, которые мы уже слушали в 1 четверти.

Дуэты в опере могут быть между героями-соперниками или друзьями.

 «Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама» Чайковского можно назвать дуэтом согласия. Девушки любуются красотой летнего вечера и их голоса вторят друг другу, имеют сходный мелодический рисунок.

Хор - певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор - это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.

· Хор может быть мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков. Одни хоры имеют значение фона – например, крестьянские хоры из оперы «Евгений Онегин».

· Другие становятся активным участником событий – например, хор в сцене бала у Лариных, где происходит ссора друзей-соперников Онегина и Ленского.

Хор необходим в опере, которая никогда не обходится без массовых сцен. В зависимости от сюжета, темы, сцены хор проявляет себя по-разному.

· Он может звучать как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь»,

как торжественный гимн - в опере «Жизнь за царя» Михаила Глинки (хор «Славься»).

    Иногда хор становится выразителем больших идей. Известна роль хора в опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Потрясающие по силе воздействия хоровые сцены у Мусоргского не только насыщены действием, они достоверны, зримы, реальны. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно, зримо, реально выразить характер, силу, самобытность народа, его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы.

    Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – это небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью). Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.

Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.

    Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения. Кроме увертюры к ним относятся антракты, балетные сцены, музыкальные картины.

Антракты являются вступлением к действию оперы

· Послушаем музыкальный антракт «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

 Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене. Это могут быть картины природы, сцены битвы и т.д.

· Например, «Полёт шмеля» из «Сказки о царе Салтане» или «Сеча при Керженце» из «Сказания о невидимом граде Китеже» того же автора.

Один из таких примеров - «Сеча при Керженце», фрагмент оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сеча – сражение, битва). В его музыке отчётливо слышно, как сходятся борющиеся силы, каждая из которых выражена своей музыкальной темой. В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится ясным её трагический исход.

· Послушаем «Полёт валькирий» из оперы немецкого композитора Вагнера «Валькирия».Эта музыкальная картина изображает воинственных дев, собирающих души убитых воинов на поле брани.

 

Содержание оперы.

1 действие – картина свадебного пира в Киевской Руси (интродукция оперы). Показ главных героев: певца-сказителя Баяна, князя Светозара, его дочери Людмилы, её жениха Руслана и его соперников – Ратмира и Фарлафа. Завершается действие сценой похищения Людмилы.

2 действие – погружает слушателя в сказочно-фантастический мир. Здесь показаны добрый волшебник Финн и злая волшебница Наина. Финн оказывает помощь Руслану – дарит ему волшебный меч, а Наина обещает помочь в поисках Людмилы Фарлафу.

3 действие – происходит в волшебном замке Наины. Девы-прислужницы своим пением завлекают в замок усталых путников. Их чары околдовывают Ратмира, а затем – Руслана.

4 действие – в сказочных садах Черномора, похитившего Людмилу. После сольных характеристик названных героев пленники Черномора исполняют разные восточные танцы. В конце действия появляется Руслан, вступает в бой с Черномором, который успевает погрузить Людмилу в волшебный сон. Руслан побеждает в поединке, отрезав бороду Черномору волшебным мечом, но разбудить Людмилу он не может.

5 действие – снова в хоромах Святозара в Киеве. Народ оплакивает спящую княжну. Руслан волшебным перстнем оживляет Людмилу. Могучий хор народа венчает оперу.

 

Музыкальные номера оперы.

    Увертюра – написана в сонатной форме со вступлением и кодой. Темы вступления и Главной партии – это темы народного ликования – стремительно летящие по звукам мажорной гаммы. Другая тема – побочная – это тема любви Руслана и Людмилы. Это певучая русская кантилена. С этими темами увертюры происходят волшебные превращения в разработке – среднем разделе формы. Фрагменты тем звучат таинственно и сумрачно. В последнем разделе (коде) появляется ещё одна тема – тема злого волшебника Черномора. Она звучит необычно – в виде гаммы по целым тонам («гаммы Черномора») у низких тромбонов. В своей опере М. И. Глинка впервые применил уникальный прием – «гамму Черномора» – целотонную гамму. Автор специально придумал такой оригинальный звукоряд, чтобы подчеркнуть образ Черномора. Позднее этим приемом пользовались Даргомыжский, Римский-Корсаков, Бородин. Завершается увертюра ликующими, праздничными аккордами.

 

    Характеристики главных героев оперы даны в сольных номерах: песнях (Баяна), ариях (Руслана, Людмилы), каватинах (Людмилы), балладах (Финна), рондо (Фарлафа).

    Опера «Руслан и Людмила» – это опера нового типа. Своим содержанием она тесно смыкается с русским эпосом (былины сказки, предания). Сказка лежит в ее основе. Начало оперы – картина пира в гриднице великого киевского князя – напоминает характерный былинный зачин:

Во стольном городе во Киеве,

У великого князя у Владимира

А и было пирование-почестен пир…

    Придавая в своей опере первостепенное значение элементам былинно-героического эпоса, Глинка развивает и обогащает образ легендарного певца-сказителя Баяна, которому и Пушкин посвящает в своей поэме стихи:

Но вдруг раздался глас приятный

И звонкий гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана,

И Лелем свитый им венец.

    В опере Глинки Баян – не только «сладостный певец», прославляющий новобрачных. По своему значению он близок тому прославленному Баяну, которому посвящены начальные строки «Слова о полку Игореве…». Он – «вещий» поэт, олицетворение исторической памяти народа и его вековой мудрости.

    Песни Баяна - открывают Интродукцию оперы. Они величавы, неторопливы. Напоминают былинные напевы. В песнях-сказах глинкинского Баяна первое слово – к народу и о народе:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

Пирующие смолкают; неспешно льется под звуки гуслей речь Баяна:

Про славу Русския земли

Бряцайте, струны золотые, -

Как наши деды удалые

На Царьград войною шли.

Образ Баяна объединяется с собирательным образом народа, богатырский облик которого особенно ярко характеризует заключительная здравица.

Каватина Людмилы «Не гневись, знатный гость…»

У княжны Людмилы лёгкий и весёлый нрав. Она грациозна и приветлива. На её свадьбе не может быть угрюмых лиц. Красавица с ласковыми словами утешения обращается к своим отвергнутым женихам, Фарлафу и Ратмиру. Такие отважные рыцари, как они, достойны самых прелестных девушек, и в будущем их ждёт счастливая любовь и слава. Именно в этом убеждает Людмила своих обиженных поклонников. Но сердце самой Людмилы навеки принадлежит Руслану. Богатырь покорил юную девушку своим мужеством, храбростью, силой чувства, непоколебимой верностью и добротой.

Храбрым витязем представлен Руслан. Освобождая Людмилу из заточения, он проявляет себя героем: смело идет навстречу опасностям, вступает в поединок с злым Черномором. Но в этом героическом образе Глинка раскрывает и другие черты. Это можно увидеть хотя бы на примере его арии из 3-й картины II действия. Руслан в глубоком раздумье на поле боя. Пустынная равнина навевает на него мрачные мысли. Может быть, и ему суждено сложить свою голову в бою с Черномором?… Но Руслан недолго предается мрачным мыслям.

· «Ария Руслана» - героическая, богатырская. Состоит из контрастных разделов: медленное речитативное вступление «О, поле, поле», за ним следует медленный лирический раздел арии, посвящённый размышлениям героя о грядущей своей судьбе («Времён от вечной темноты, быть может нет и мне спасенья»); затем звучит героическое allegro («Дай, Перун, булатный меч мне по руке»). В последнем разделе – сонатная форма без разработки, редкая для вокальной музыки. Основная часть арии полна энергии, боевого порыва, решительности.

· Другой важный эпизод этой части арии связан с мыслью о Людмиле. Руслан уверен в своей победе над Черномором, в том, что вновь обретет счастье со своей любимой. Музыка здесь полна нежного чувства. 2-я тема этого раздела (побочная партия) – лирическая тема любви Руслана и Людмилы из увертюры. Руслан верит в свою победу над силами зла:

 

О, Людмила, Лель сулил мне радость.
Сердце верит, что пройдет ненастье...

Ария Руслана насыщена разнообразными переживаниями. Глинкой создан живой и богатый человеческий образ. Средствами музыки здесь нарисован выразительный портрет.

· Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего…»

А что же Фарлаф? Не отличающийся смелостью и благородством, хвастливый горе-жених спрятался во рву. Его испугало приближение какой-то дряхлой старушонки. Но страхи напрасны. Старуха - а это волшебница Наина - быстро уговаривает героя переждать опасные времена. Пусть Руслан сам вызволит из плена прекрасную княжну, а потом уж Наина поможет Фарлафу вырвать драгоценную добычу из рук богатыря.

Фарлаф заранее торжествует. О таком он и мечтать не мог. Без усилий завоевать себе славу освободителя княжны, оттеснить ненавистного Руслана, ничем не рискуя.


· «Ария Людмилы» из 4-го действия «Ах ты, доля, долюшка» - написана в жанре романса-элегии. «Поющий» голос скрипки дополняет характеристику героини. Форма арии – трёхчастна: 

1 тема – близка русской протяжной лирической песне, её мелодия распевна.

2 тема – решительна, горда, героиня полна стремления бороться за свою любовь.

 

Безумный волшебник!
Я дочь Светозара,
Я Киева гордость!
Не чары волшебства
Девичье сердце
Навек покорили,
Но витязя очи
Зажгли мою душу..


· «Марш Черномора» – центральный эпизод 4-го действия. Этот персонаж не имеет в опере вокальной характеристики, только оркестровую. Тема Черномора – властная и «неуклюжая», звучит у медных духовых инструментов. В теме слышны интонации окриков грозного владыки, мелодия не лишена торжественности. Но вдруг марш становится суетливым, «карликовым». Он звучит в игрушечно-высоком регистре у флейт и кларнетов (стаккато). Это и есть реальный облик героя.

Ансамблевые сцены оперы.

Один из самых ярких ансамблей оперы – сцена похищения Людмилы. Счастливая невеста и не подозревает о том, какие тяжкие испытания предстоит вынести и ей, и жениху. Коварный и могущественный волшебник, злой карлик Черномор воспылал к Людмиле страстью. Чародей и маг безраздельно повелевает силами природы, одурманивает людей. Он может летать по воздуху, преодолевая огромные расстояния. Вся сила маленького карлика кроется в его длинной бороде. Черномор задумал похитить Людмилу и перенести её в свой дворец. В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:

  Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,

И замерла душа в Руслане.

Когда все очнулись от странного оцепенения, то обнаружили, что прекрасная юная княжна бесследно исчезла. Горем охвачен отец, в отчаянии Руслан, в растерянности и все гости. Князь Светозар принимает решение: союз Людмилы и Руслана расторгнуть, так как жених не уберёг невесту. Тот, кто найдет Людмилу и вернёт её отцу, тот и женится на ней.

В погоню за коварным похитителем Людмилы снаряжается и Руслан, и Фарлаф, и Ратмир. Фарлаф и Ратмир не могут скрыть своей радости - в их душе вновь поселилась надежда отнять Людмилу и у похитителя, и у Руслана. Соперничество между женихами вспыхнуло с новой силой.

Хоровые сцены оперы.

Персидский хор их 3-го действия исполняют девы-прислужницы в замке Наины. Наина, стремясь помешать Руслану и Финну, пускает в ход все свои чары. Она заманивает соперника Руслана, хазарского князя Ратмира в колдовской замок, где обитают волшебные девы. Чудесным пением девы зазывают к себе и отважного Руслана:

Ложится в поле мрак ночной,
От волн поднялся ветер хладный;
Уж поздно, путник молодой!
Укройся в терем наш отрадный!

    Усталые путники очарованы красотой юных дев. Кажется, они готовы остаться в этом замке навеки, забыв о бедняжке Людмиле. Неужели чары Наины одержали верх над могуществом Финна, который обещал Руслану свою поддержку? Неужели Финн забыл о своём обещании? Но нет, злу несдобровать. Появление в чудесном замке доброго волшебника Финна разрушает чары Наины. Богатыри очнулись от дурмана. Ратмир возвращается в объятия Гориславы, девушки, которую он когда-то любил и покинул. Теперь-то он оценил её верность и силу чувств. Руслан же продолжает поиск Черномора. Он отомстит своему обидчику и освободит Людмилу.

· Основа хора – персидская народная песня. Она звучит в виде остинатных вариаций на неизменную мелодию сопрано. Восточный напев завораживает магическими повторами и сплетениями ритмических узоров. Каждый куплет песни имеет новый оркестровый и гармонический наряд.

Продолжают линию восточных образов в опере восточные танцы из 4-го действия: турецкий танец (уже нам известный), арабский танец и лезгинка. Они выстроены по принципу нарастания темпа. Все танцы отличаются красочной оркестровкой.

Мощный эпический образКиевской Руси помогают создать хоровые сцены в интродукции, финале 1-го и 5-го действий (картины свадебного пира) и в 5-ом действии (хоры-плачи по спящей Людмиле).

·  Хор – плач «Ах, ты свет, Людмила» наполнен печальными интонациями вздоха, нисходящими мотивами, типичными для плача, народ оплакивает спящую Людмилу (никто не знает – сон это или смерть).

Ряд деятелей русской культуры сразу признал оперу гениальной. Здесь выделяется оценка, данная Одоевским. «О, верьте мне! – писал он, обращаясь к современникам, - она ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать ег



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 1601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.125 с.)