Т е м а 9. Музыкально-театральный жанр. Опера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е м а 9. Музыкально-театральный жанр. Опера.



Урок 23-24. Строение оперы. Разновидности. Значение хора и оркестра в                 опере.

    Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В опере соединяются различные виды искусств – театр и музыка, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов. В её исполнении участвуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр и иногда танцоры.

    Опера – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.

    Первый публичный спектакль был дан во Флоренции (Италии) в 1600 году на свадебных торжествах во дворце Медичи. Он назывался «Сказания в музыке об Орфее и Эвридике». Текст написал О.Ринуччини, а музыку – Якопо Пери, исполнивший в опере главную роль. Вскоре опера распространяется по всей Италии, а затем и по Европе. В ней пробуют свои силы такие известные композиторы, как Д.Каччини, Д.Перголези, К.Монтеверди.

    Первые создатели опер пытались возродить древнегреческую трагедию, то есть объединить в одном представлении драму, музыку и танец. Мелодия здесь полностью зависела от ритма стиха и представляла собой нечто среднее между пением и обычной разговорной речью.

· Послушаем фрагмент оперы Д.Каччини «Эвридика».

В конце 17 – начале 18 веков складываются основные разновидности итальянской оперы – опера-сериа (серьёзные) и опера-буффа (комические), связанные с бытовыми сюжетами.

Опера-сериа писалась на возвышенные исторические или мифологические сюжеты. Её героями были Орфей и Эвридика, Самсон и Далила, Эней и Дидона и другие известные личности. Действие таких опер часто заканчивалось трагедийным финалом.

Опера-буффа появилась позже – в 30-е годы 18 века. Она отличалась более скромными размерами, комедийным бытовым сюжетом, быстрым, стремительным развитием действия, весёлыми шутками, розыгрышами, переодеваниями. Музыка приближалась к народным мелодиям. Первой оперой-буффа была «Служанка-госпожа», написанная Перголези в 1833 году.

Позже появляются и другие разновидности опер: опера-пастораль, большая опера, лирическая опера, сказочная, историческая оперы.

 

Строение оперы.

    Прежде, чем сочинять оперу, нужно выбрать сюжет и сделать по нему либретто – литературный текст оперы. Каждая опера - это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры. И глубоко прав был Н. Римский-Корсаков в своём высказывании, вынесенном в эпиграф этого раздела: каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет.

    Оперный спектакль состоит обычно из нескольких (трёх - четырёх) действий, или актов. Каждое действие в свою очередь состоит из двух - трёх картин. Перерывы между действиями называются антрактами. Это слово имеет и другое значение. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы также называются антрактами.

    Открывает оперу обычно увертюра – оркестровое вступление к опере. Это довольно большой музыкальный номер оперы, обычно написанный в сонатной форме. Здесь звучат основные темы оперы, настраивающие на характер предстоящего действия. Увертюра в сжатом виде выражает основную идею оперы.

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера. Сольные номера предназначены для одного исполнителя. К ним относятся ария, ариэтта, ариозо, каватина, песня, романс, монолог, куплеты и другие.

Ария - вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение. Примеры различных оперных арий мы уже слушали в 1 четверти.

Речитатив - род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.

Ансамбль – законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами, трио, квартетами, квинтетами и т. д. Вспомните вокальные ансамбли, которые мы уже слушали в 1 четверти.

Дуэты в опере могут быть между героями-соперниками или друзьями.

 «Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама» Чайковского можно назвать дуэтом согласия. Девушки любуются красотой летнего вечера и их голоса вторят друг другу, имеют сходный мелодический рисунок.

Хор - певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор - это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.

· Хор может быть мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков. Одни хоры имеют значение фона – например, крестьянские хоры из оперы «Евгений Онегин».

· Другие становятся активным участником событий – например, хор в сцене бала у Лариных, где происходит ссора друзей-соперников Онегина и Ленского.

Хор необходим в опере, которая никогда не обходится без массовых сцен. В зависимости от сюжета, темы, сцены хор проявляет себя по-разному.

· Он может звучать как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь»,

как торжественный гимн - в опере «Жизнь за царя» Михаила Глинки (хор «Славься»).

    Иногда хор становится выразителем больших идей. Известна роль хора в опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Потрясающие по силе воздействия хоровые сцены у Мусоргского не только насыщены действием, они достоверны, зримы, реальны. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно, зримо, реально выразить характер, силу, самобытность народа, его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы.

    Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – это небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью). Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.

Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.

    Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения. Кроме увертюры к ним относятся антракты, балетные сцены, музыкальные картины.

Антракты являются вступлением к действию оперы

· Послушаем музыкальный антракт «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

 Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене. Это могут быть картины природы, сцены битвы и т.д.

· Например, «Полёт шмеля» из «Сказки о царе Салтане» или «Сеча при Керженце» из «Сказания о невидимом граде Китеже» того же автора.

Один из таких примеров - «Сеча при Керженце», фрагмент оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сеча – сражение, битва). В его музыке отчётливо слышно, как сходятся борющиеся силы, каждая из которых выражена своей музыкальной темой. В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится ясным её трагический исход.

· Послушаем «Полёт валькирий» из оперы немецкого композитора Вагнера «Валькирия».Эта музыкальная картина изображает воинственных дев, собирающих души убитых воинов на поле брани.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.006 с.)