Глава 1. Предмет и функции культурологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Предмет и функции культурологии



Культурология – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры. Основы культурологи как науки выделил Э. Тейлор в XIX в., хотя знание об искусствах и эстетическое воспитание преподавались еще в Античности и Средневековье.

Сам термин «культурология» был предложен американским исследователем Л. Уайтом в работе «Наука о культуре» (1949 год).

Культура – термин, который трактуется по-разному. Изначально «культура» означала возделывание. Культура – это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности жизненных форм, а также сам процесс их создания и воспроизводства. В этом смысле культура характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления, технику и технологии. Культура может нести не только прогресс, но и регресс, быть прогрессивной и реакционной, поскольку культура несет не только нравственное, но и безнравственное.

Прогресс (от лат. Progressus) - движение вперед, успех - направление развития, которое характеризуется от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному.

Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.
      Регресс (от лат. Regressus - обратное движение) - такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. В общественной жизни это может быть застой в духовной сфере.

Культурный регресс - это развитие культуры по нисходящей линии, ее попятное движение, утрата уже достигнутого, уничтожение культурных ценностей. Возможность регресса в обществе связан со сложностью и противоречивость исторического процесса: переход от одной общественно-экономической формации к другой, смена цивилизаций.
Пример регресса в культуре – эпоха раннего Средневековья, пример прогресса – Возрождение.

 

Два основных вида культуры:

1. Материальная – культура труда и материального производства, культура быта, культура собственного тела, физическая культура.

2.  Духовная культура – познавательная, нравственная, интеллектуальная, философская, художественная, религиозная, правовая, политическая.

Виды культуры по количеству носителей:

- индивидуальная (культура личности). Личность отличает наличие характерных качеств, в том числе, наличие индивидуальной культуры, мировоззрения, менталитета. Личностью становится человек, прошедший процесс социализации.

- групповая (народная, национальная, элитарная, массовая, классовая, профессиональная).

   Национальная культура – это синтез культур различных классов, слоев и групп конкретного общества. Она отличается от культур других наций, что проявляется в языке, литературе, религии, музыке, организации быта. Народная культура является частью национальной, но она создается преимущественно анонимно неизвестными творцами. Народная культура является непрофессиональной, ее содержание основано на фольклоре – народном творчестве, но народная культура является фундаментом любой культуры. В групповой культуре в соответствии с конкретными носителями выделяются такие культуры, как культуры социальных общностей. Это классовая, городская, сельская, молодежная культура. Такие малые культурные миры называются субкультурами.

- общечеловеческая или мировая.

  Мировая культура – синтез лучших достижений национальных культур всех народов планеты. В мировой культуре отражается вся совокупность национальных, религиозных, государственных связей и отношений.

 

Формы культуры:

1. Элитарная – созданная для интересов элиты, правящего меньшинства

2. Массовая – созданная для широких слоев общества, не отличается высокими художественными и эстетическими ценностями. Удовлетворяет сиюминутные ценности людей.

3. Контркультура – противостоит доминирующей культуре. Например, панки, изначально - рок-культура в целом.

4. Субкультура. Как правило, молодежная культура. Например, хип-хоп культура.

Типы культур по религиозному признаку:

1. Конфуцианско-даосистский. Идеи социальной этики и властной иерархии. Стремление к высшей добродетели.

2. Индо-буддийский. Слияние религии и философии. Учение Будды. Стремление к совершенству.

3. Исламский. Монтеизм. Вера в единого бога - Аллаха

4. Христианский. Вера в искупительную миссию Христа

Основополагающие институты культуры:

1. Миф – самая древняя система ценностей

2. Религия – главное в религии – вера в сверхъестественное, Бога или богов

3. Искусство – познание эстетического, художественные интерпретации явлений мира.

4. Наука – получение объективных знаний, совершенствование жизнедеятельности

Функции культуры:

1. Гуманистическая – идея всестороннего развития человека

2. Функция трансляции социального опыта

3. Познавательная (гносеологическая)

4. Регулятивная (нормативная). Культура рассматривается как система норм и ценностей.

5. Семиотическая (знаковая). Рассматривает культуру как систему знаков, употребляемых обществом (гербы, эмблемы, знамена, ордена, образы «птицы-тройки» и т.д.)

6. Ценностная или аксиологическая. Культура трактуется как совокупность духовных и материальных ценностей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.006 с.)