Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юрыдычная адказнасць: мэты, функцыі і прынцыпы.
Принципы юридической ответственности – это основополагающие начала, определяющие сущность и порядок применения юридической ответственности. Выделяют следующие принципы юридической ответственности: 1) принцип законности, означающий, что деятельность государственных органов и должностных лиц по применению юридической ответственности ведется в полном соответствии с требованиями законодательства и не выходя за его пределы. Ответственность применяется только за совершенное правонарушение, т. е. виновное противоправное деяние деликтоспособного лица. Ответственность без вины допускается только в гражданском праве. Закон, устанавливающий или ужесточающий ответственность, обратной силы не имеет. Закон, смягчающий или отменяющий ответственность, имеет обратную силу. Наказание назначается в пределах санкций, предусмотренных за нарушение той или иной нормы. Превышение санкций не допускается. Возможно назначение более мягкого наказания, нежели это предусмотрено санкцией (назначение наказания ниже низшего предела); 2) принцип обоснованности, требующий всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела в их совокупности в целях выявления и установления надлежащего правового основания для определения конкретной меры ответственности за конкретное правонарушение конкретного правонарушителя. Реализация данного принципа означает также, что: а) собранные по делу обстоятельства соответствуют действительности; б) противоправное деяние раскрыто полностью и виновное лицо изобличено в совершении правонарушения; в) по делу выявлены все обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность. При доказывании необходимо использовать лишь доказательства, полученные законным путем. Доказательства, полученные с нарушением закона, юридической силы не имеют; 3) принцип правовой целесообразности, означающий соответствие юридической ответственности целям права. Установление и применение юридической ответственности по иным, неправовым целям (по соображениям политической, идеологической, экономической целесообразности) противоречат правовой природе ответственности, ее смыслу и назначению. Принцип целесообразности действует в рамках принципа законности.
С ним связан ряд требований к содержанию юридической ответственности: а) минимизация юридической ответственности. Объем и характер принудительных мер не должны превышать того минимума, который необходим и достаточен для достижения правовосстановительной цели юридической ответственности; б) индивидуализация юридической ответственности с учетом личности правонарушителя, степени его вины, тяжести содеянного, смягчающих и отягчающих обстоятельств; в) максимально возможная гуманизация юридической ответственности – отход от применения телесных наказаний, влекущих издевательство над человеком; 4) принцип неотвратимости юридической ответственности, требующий, чтобы ни одно правонарушение не оставалось без соответствующей юридической ответственности правонарушителя. Содеянное должно получить публичную огласку и подвергнуться осуждению. Вопрос о неотвратимости ответственности должен быть разрешен и тогда, когда лицо не подлежит наказанию за совершенное деяние; 5) принцип своевременности юридической ответственности, требующий возможно быстрого по времени (в пределах сроков давности привлечения к ответственности) применения юридической ответственности; 6) принцип недопустимости двойной юридической ответственности за одно правонарушение. Никто не может дважды привлекаться к ответственности за одно и то же правонарушение. Данному принципу не противоречит возможность применения к лицу как уголовной, так и гражданско-правовой ответственности, поскольку первая носит публичный (исправительный и карательный) характер, а вторая – частный характер, служащий восстановлению нарушенного права субъекта; 7) принцип справедливости юридической ответственности, означающий одобрение и поддержку институтами гражданского общества мер, применяемых к правонарушителю. Нельзя назначать меры уголовного наказания за административные проступки и наоборот. Размер ответственности должен соответствовать тяжести совершенного правонарушения; 8) презумпция невиновности публичной юридической ответственности. Ни одно лицо не может быть признано виновным в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет доказана на основании приговора суда, вынесенного в установленном порядке и вступившего в законную силу. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Презумпция невиновности не применяется в гражданском праве и частично в трудовом. Лицо, совершившее гражданское правонарушение (деликт), должно доказать свою невиновность.
В качестве основной цели юридической ответственности выступают обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, справедливой упорядоченности социальных связей и устанавливается этот правовой инструмент. Функции юридической ответственности определяются целью и вытекают из нее. Среди них можно выделить следующие: 1) штрафную, характеризующую карательную реакцию государства на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, причинение ему личных, имущественных либо организационных обременении, в неблагоприятных последствиях; 2) правовосстановительную, позволяющую взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая неудовлетворенный интерес управомоченного субъекта; 3) воспитательную, призванную формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности (частная превенция), так и правонарушений иными лицами; (общая превенция). Все названные функции юридической ответственности содействуют достижению ее целей. 116. Прававая законнасць: паняцце, прынцыпы і гарантыі ажыццяўлення. Законность – это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона и иных нормативных правовых актов всеми субъектами права. Законность нельзя отождествлять ни с законами, ни с их совокупностью, хотя без последних сама законность невозможна. Ее нельзя отождествлять и с фактическим поведением людей, складывающимся на основе и в рамках законов (правопорядок). Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства и общества, а потому является одним из основных принципов правовой системы государства. Проведение принципа законности в сфере правотворчества означает, что правотворческие органы принимают нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, с осуществлением установленных законом процедур и в установленной форме. Принимаемые акты последовательно согласуются с конституцией и иными актами с большей юридической силой. На стадии правоприменения принцип законности означает строгое следование государственных органов и должностных лиц действующим законам, иным нормативным правовым актам, которыми закреплена их компетенция, порядок разрешения дел и пересмотра актов применения права, вступивших в законную силу. В сфере государственного принуждения законность означает активную деятельность органов государства и должностных лиц по пресечению любых правонарушений, а также принятие иных мер, способствующих реализации норм права в конкретных правоотношениях.
В сфере реализации прав гражданами и их объединениями законность проявляется в неукоснительном следовании общества действующему праву. Законность, будучи принципом права, сама имеет свои принципы: 1) принцип верховенства закона. Закон в иерархии системы законодательства обладает большей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Высшей юридической силой обладает конституция; 2) принцип единства законности. Он подразумевает, что требования неукоснительного и точного исполнения и соблюдения закона однообразны в любой точке государства и императивны для любого гражданина; 3) принцип общеобязательности закона; 4) принцип равенства всех перед законом. Дискриминация по расовому, национальному, религиозному, половому и иным признакам не допускается. Никто не вправе пользоваться преимуществами, не установленными законом; 5) принцип неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение; 6) принцип контроля и надзора за исполнением законов; 7) принцип непротивопоставления целесообразности и законности. Отход от законности нельзя обосновывать ссылками на целесообразность. Целесообразность допускается и может приветствоваться, но только в рамках законности. Вне этих рамок целесообразность может стать побуждающим мотивом к изменению законов. Противопоставлять целесообразность законности и принимать решение на основе целесообразности недопустимо; 8) принцип предупреждения правонарушений. Действующее законодательство должно быть направлено как на установление мер ответственности за совершенное правонарушение, так и на их недопущение. Последнее должно стать приоритетным в деятельности законодателя; 9) принцип неразрывности законности и культурности. Введение законодательством определенных требований правового характера органично должно связываться с уровнем культуры (в т. ч. правовой) населения данного государства. Для утверждения законности и правопорядка необходимы объективные условия, целенаправленные организационные мероприятия, которые в своей совокупности выступают как гарантии их осуществления. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры, направленные на упрочнение режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь, на упрочнение процесса реализации закона.
Гарантии делятся на юридические (правовые) и неюридические. Неюридические, в свою очередь, подразделяются на политические, экономические, общественные (культурные). В систему юридических гарантий обеспечения законности и правопорядка входят: 1) постоянное совершенствование законодательства; 2) развитое состояние юридической науки, опирающееся на идеи и достижения юридической мысли и правопонимания; 3) развитая система подготовки и переподготовки юридических кадров; 4) высокий уровень общественного и юридического правосознания; 5) правовая активность граждан, иных субъектов; 6) эффективно действующая система защиты права, поддержки правомерного поведения, пресечения правонарушений и применения надлежащих мер юридической ответственности; 7) развитые организационно-институциональные формы государственного и общественного контроля за неуклонным соблюдением всеми субъектами права принципов законности и правопорядка. Условно юридические гарантии можно разделить на несколько групп: а) совершенствование законодательства; б) надзорно-контрольные мероприятия: контроль законодательных органов; контроль органов государственного управления, в т. ч. ведомствен-ный контроль; судебный контроль; прокурорский надзор; общественный контроль; в) меры защиты; г) меры ответственности. Политические гарантии законности и правопорядка сосредотачиваются в области осуществления государственной власти, т. е. в области управления делами общества. К таким гарантиям относятся стабильность и преемственность государственной власти, многопартийность, отсутствие обязательной идеологии, широкое развитие негосударственных политических институтов. Экономические гарантии законности и правопорядка видятся в стабильно развивающейся экономике, в ритмичном финансировании мероприятий, как непосредственно связанных с осуществлением законности и правопорядка, так и способствующих переходу субъекта в состояние занятости, в формирование класса собственников, заинтересованного в правомерном поведении, и др. Общественные гарантии включают в себя меры по воздействию социальных институтов и сообществ на поведение субъекта, по широкому использованию гражданской инициативы в делах государства, по культурному развитию человека, по формированию у него отрицательного отношения к асоциальному поведению, по развитию высокого уровня сознания и внутренней культуры индивида.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.013 с.) |