Юрыдычная тэхніка. Прававыя прэзумпцыі і прававыя фікцыі. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юрыдычная тэхніка. Прававыя прэзумпцыі і прававыя фікцыі.



Юридическая техника – совокупность приёмов, способов разработки текста НПА. Благодаря юридической технике вырабатывается единый стиль НПА, единство терминологии, однозначность восприятия их содержания, простота, ясность и т.д. Закон “О НПА” 2018 г., его приложения посвящены нормотворческой технике.

Правила юридической техники: проект акта готовится последовательно – от общего к частному, в акте не должно быть внутренних противоречий. Недопустимо противоречие с действующими актами большей юридической силы. Употребление общераспространённых терминов в их обычном значении. Специальные термины могут употребляться в узком смысле, либо в них может вкладываться узкое значение, которое должно быть раскрыто в этом акте. Юридическая техника требует избегать иностранных заимствований при наличии собственных аналогов. Одинаковые термины означают одинаковые понятия, разные термины – разные. Запрет аббревиатур, кроме общеизвестных (аббревиатура “РБ” не общеизвестная). В законах не допустимы нецензурные выражения (ненормативная, нецензурная лексика).

Праовая презумпция – юридическая конструкция, позволяющая считать какой-либо факт установленным без его доказывания. Она способствует повышению эффективности правового регулирования за счёт признания необязательности процесса доказывания. Если субъект с правовой презумпцией не согласен, то только в этом случае он обязан осуществить доказывание. Таким образом презумпция не доказывает истинность факта, а всего лишь предполагает таковую. Исходя из этого, презумпция может опровергаться, в процессе чего доказывается неистинность, неправдивость предполагаемого факта. Презумпции рассматриваются как юридические механизмы защиты человека, его прав и свобод и в силу этого широко используются в различных отраслях (презумпция чести и достоинства, отцовства, невиновности в уголовном праве, виновности в гражданском праве).

Правовая фикция – юридическая конструкция, позволяющая несуществующий факт признать как существующий в целях правового регулирования. Правовая фикция позволяет оптимизировать правовое регулирование, упростить его. Правовую фикцию необходимо отличать от фиктивности в праве. Фиктивные явления не порождают правовых последствий с момента их появления и могут быть квалифицированы как правонарушение (фиктивный брак – брак, заключаемый лицами без цели создания семьи, фиктивная сделка – сделка без цели создать право собственности, создание фиктивных подложных документов).

95.  Сістэматызацыя заканадаўства.

Систематизация НПА – приведение всего массива НПА в единую непротиворечивую систему, их упорядочение. Выделяют 4 вида систематизации: учёт, инкорпорация, консолидация, кодификация.

96.  Прававая рэформа ў Рэспубліцы Беларусь.

Важным условием и необходимой предпосылкой построения в стране демократического социального правового государства является проведение наряду с экономической, политической и судебно-правовой реформы. Ее жизненная необходимость обусловлена многими причинами, главными из которых являются глубинные социально-экономические и политические изменения в обществе, происшедшие в последнее десятилетие XX столетия, обретение республикой независимости, принятие новой Конституции.

По поручению Верховного Совета Республики Беларусь была разработана Концепция судебно-правовой реформы как система научно обоснованных идей и положений о путях реформирования юстиции и правовой системы в целом. Она была обсуждена на республиканской научно-практической конференции и 23 апреля 1992 г. одобрена парламентом. В постановлении законодательного органа страны указывалось, что проведение судебно-правовой реформы в Республике Беларусь на принципах, изложенных в Концепции, является одним из важнейших направлений деятельности всех органов государственной власти и управления.

Главные цели судебно-правовой реформы:

- создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;

- утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов;

- воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.

Комиссиям Верховного Совета по законодательству, по вопросам национальной безопасности, обороны и борьбы с преступностью было поручено взять под контроль подготовку пакета законодательных актов о судебно-правовой реформе и осуществить практические меры по ее реализации.

Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь состоит из 10 разделов, центральный из которых посвящен судебной власти и судебной организации (раздел II). В первом – обосновывается необходимость судебно-правовой реформы, в третьем – седьмом изложены направления реформирования предварительного расследования, прокурорского надзора, органов юстиции, адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности. Восьмой посвящен общественным формированиям юристов, девятый – вопросам реформы законодательства, десятый – этапам реализации Концепции.

Концепция не установила хронологические рамки проведения реформы, определив лишь ее этапы: подготовительный, переходный и завершающий. Это было обусловлено кризисным состоянием общества, дефицитом и уровнем квалификации юридических кадров, наконец, отсутствием необходимых материально-технических условий и финансовых средств.

За прошедшие годы большая часть предусмотренных Концепцией мер реализована. Обновлена правовая база юстиции, приняты кодексы и законы, регламентирующие ее организацию и деятельность: о Конституционном суде, о прокуратуре, об адвокатуре, Закон о судоустройстве и статусе судей, о хозяйственных судах и др.

В республике утверждена независимая и самостоятельная судебная власть. Расширены судебная юрисдикция и право на судебную защиту, усилены гарантии судейской независимости и прав личности в уголовном процессе, ответственность за неуважение к суду и неявку в судебное заседание без уважительных причин участников процесса, введено единоличное рассмотрение гражданских и некоторых категорий уголовных дел, разрешена частная нотариальная практика и др.

Однако процесс реализации Концепции показал невозможность претворения в жизнь отдельных ее положений в существующих социально-экономических условиях. На это обращено внимание в решениях Первого съезда судей Республики Беларусь, состоявшегося 5 декабря 1997 г. В своей резолюции съезд судей поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим хозяйственным судами разработать предложения по совершенствованию судебной системы, пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.006 с.)