Акт прымянення прававых норм : паняцце, прыкметы, віды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акт прымянення прававых норм : паняцце, прыкметы, віды.



Акт применения норм права, также именуемый правоприменительным актом (индивидуально-правовым актом), - официальный документ установленной формы, изданный уполномоченным гос. органом (должностным лицом) в пределах его компетенции с соблюдением установленной процедуры, рассчитанный на однократное применение и на определённый круг лиц.

Индивидуально-правовой акт – 2-ой вид актов в триаде правовых актов, отличается от НПА следующими признаками:

1) Имеет разовый характер. Предписания этого акта исполняются однократно, что влечёт прекращение его действия. Повторное исполнение данного акта является правонарушением. Некоторые акты имеют длящийся характер, но исполняются однократно к каждому явлению;

2) Персонифицированный характер: данные акты касаются субъектов, поименованных в этих актах. В самом акте содержится прямое указание на конкретного субъекта. В некоторых актах в силу очевидности субъекты могут не указываться, либо указываются (если их много) через перечисление признаков;

3) Юридически значимый характер: индивидуально-правовой акт обладает юридической силой, которая проявляется в обязательности его исполнения для субъекта, а также влечёт для них юридические последствия – юридические обязанности и субъективные права. НПА имеет общеобязательный характер, индивидуально-правовой акт – обязательный.

Индивидуально-правовые акты могут классифицироваться по различным основаниям:

1) По форме (имеют, как правило, письменную форму; допускаются устные приказы, требования, акты действия – внешне выраженные телодвижения, содержащие однозначно воспринимаемые указания (предписания), например, жесты регулировщика);

2) По периоду действия: выделяют разовые и длящиеся;

3) По юридическим последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

4) По органу принятия: акты Президента (либо указы, либо распоряжения);

5) По содержанию: управомачивающие (наделяющие правами), обязывающие (наделяющие обязанностями), запрещающие;

6) Конституционные, уголовные, гражданские и т.д.;

7) По функциональному назначению – регулятивные и охранительные;

8) По способу принятия – единоличные и коллегиальные.

101. Прабелы ў заканадаўстве. Сродкі іх пераадолення і ліквідацыі.

В литературе, как и в отношении с коллизиями, чаще используется термин “пробелы в праве”. Но анализ ситуации показывает, что отсутствует правовое регулирование на уровне НПА. Это заставляет употреблять более корректный термин – “пробелы в законодательстве”. Под пробелом в законодательстве понимают полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы общественных отношений, которая должна быть регламентирована правом и без него эффективно существовать не может. Пробел в законодательстве имеет место, когда очевидно, что общественное отношение должно быть урегулировано правом, но не урегулировано им. Пробел является недостатком, браком в законодательстве. Помимо пробелов ведут речь и о мнимых пробелах, т.е. о сиутациях, похожих на пробел, но таковыми не являющиеся. Пробела нет, когда отношение не может быть урегулировано правом либо может быть урегулировано, но не должно регулироваться.

В качестве мнимых пробелов выделяют т.н. “квалифицированное молчание законодателя”. Под ним понимают безусловное видение, понимание законодателем неурегулированности отношения и нежелание его регулировать. Мнимый пробел бывает при т.н. дерегулировании – проведении реформы государством, во время которой оно отменяет правовое регулирование (например, устранение государства от регулирования порядка выплаты зарплаты в коммерческих организациях).

Пробел в законодательстве должен устраняться как можно быстрее. Устранение пробела – это деятельность, нормотворческий процесс, осуществляемый Парламентом, другим нормотворческими органами. Как и в случае с коллизией, правоприменитель не может отказать в рассмотрении дела. Поэтому правоприменитель должен вынести законное, правильное, справедливое решение. Для преодоления пробела используется специальный механизм аналогии, состоящий из двух правил – аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - применение к неурегулированным общественным отношениям, которые должны быть урегулированы, сходных норм права, которые регулируют подобные, схожие, аналогичные общественные отношения. Аналогия закона требует, чтобы похожая норма искалась в данном институте права, а при отсутствии в данном институте права - в смежном институте права, далее в данной отрасли права, далее в смежных отраслях права, далее в законодательстве и праве в целом.

При отсутствии норм, регулирующих похожие общественные отношения, используется аналогия права. Аналогия права – применение к неурегулированным общественным отношениям, которые должны быть урегулированы, принципов права, исходных начал, “духа” законодательства, юридических идей, доказанных и обоснованных юридической наукой. Аналогия права – возможность применить к пробельным отношениям юридической доктрины. Аналогии применяются по умолчанию даже в том случае, если разрешение на их применение не закреплено законодательством. Неприменение аналогии должно быть запрещено законодательством.

Запрет на аналогию содержится в УК, но в уголовном процессе аналогии допускаются. Аналогия запрещена в налоговом законодательстве (налоги не могут уплачиваться по аналогии). Запрещено по аналогии привлекать к юридической ответственности и возлагать юридические обязанности.

102. Калізіі ў заканадаўстве. Сродкі іх пераадолення і ліквідацыі.

В литературе широко используется термин «коллизии в праве», под которым понимают наличие двух и более норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения и противоречащие друг другу. Анализ коллизионной практики показывает, что коллизии чаще встречаются в законодательстве, чем в праве, поэтому правильнее вести речь о коллизиях в законодательстве (наличие двух и более предписаний, регулирующих одни и те же общественные отношения и противоречащих друг другу). Коллизии рассматриваются как негативное явление, как брак и подлежать безусловному устранению. Устранение коллизий – деятельность уполномоченных органов по внесение изменений и дополнений в законодательство. Через устранение коллизии происходит её исчезновение. Правоприменительный орган не вправе устранить коллизию, но и не вправе отказать в разрешении дела по причине противоречия в законодательстве. Правоприменительный орган должен вынести законное, обоснованное и справедливое решение путём преодоления коллизии. При преодолении коллизия в законодательстве остаётся, но по конкретному делу выбирается одна из противоречивых норм, которая способствует правильному разрешению дела. От коллизий необходимо отличать мнимые коллизии – якобы противоречивые нормы, предписания, в которых противоречие снимается посредством толкования и изучения их действия по территории, по субъектному составу, по времени действия и по кругу общественных отношений. В мнимых коллизиях нет полного совпадения этих признаков.

Действительные коллизии преодолеваются через механизм, состоящий из последовательно сменяемых правил. 3 из них обязательные, одно – факультативное. Этот механизм неявно, нечётко закреплён в Законе «О НПА»:

1. Правило юридической силы – при наличии коллизии применению подлежит норма, которая находится в акте большей юридической силы;

2. Правило специализации: если коллизирующие нормы содержатся в актах равной юридической силы, ни один из которых не противоречит актам большей юридической силы, то подлежит применению норма в акте, специально принятом для регулирования определённых общественных отношений. Статус этого правила относителен: он определяется в каждом конкретном случае – один и тот же акт может быть и общим, и специальным;

3. Правило хронологии: при наличии коллизирующих норм равной силы и равного статуса подлежит применению норма, содержащаяся в акте, принятом хронологически позже;

4. Правило привилегий: при наличии коллизирующих норм равной юридической силы подлежит применению норма, защищающая статус более слабого субъекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.004 с.)