II. Методика организации жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Методика организации жизнедеятельности



Временного детского коллектива

 

Рекомендации по формированию микрогрупп  в отряде

 

Почему подростки объединяются в микрогруппы?

Подростковому возрасту свойственны особые поведенческие реакции, группирование – одна из них. Она направлена на удовлетворение целого ряда психологических потребностей ребят:

ü в преодолении чувства одиночества, отчуждённости;

ü в поиске объекта для подражания;

ü в самоанализе, сравнении себя с другими;

ü в объединении со сверстниками и во взаимной поддержке, которые дают чувство безопасности защищённости;

ü в интимно-личностном общении, основанном на доверии и взаимопонимании.

Общение в группах стимулирует такие установки и ценности как уверенность в себе, активное отношение к жизни, постановка целей, солидарность, дух романтики и командный дух. Использование групповой работы в современной педагогике признаётся важнейшим элементом обучения и воспитания. Работа в группе позволяет ребятам приобрести ряд важнейших качеств и умений:

ü терпимость к чужим мнениям и позициям,

ü взаимопомощь,

ü стремление к диалогу,

ü поиск компромиссов,

ü умение вырабатывать совместные решения,

ü способность аргументировано отстаивать свою точку зрения,

ü умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы в группе.

    Какую роль играет микрогруппа в лагере?

Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 5-7 человек он готовиться к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями. Общение в таких группах носит неформальный характер и это очень важная часть приобретаемого каждым ребёнком социального опыта, поэтому вожатый должен уметь их видеть и поддерживать. Внутри группы у ребёнка особенно активно формируется необходимый багаж опыта для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испытывать и  многократно перепробовать на практике, об их правильности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий - с успехами и неудачами других ребят. Такая оценка, отработанная собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребёнка, чем оценка педагога.

Объединение ребят в малые группы в процессе общения и совместной деятельности в лагере даёт им такие преимущества:

Ø В первые дни ребёнку тяжело адаптироваться в большой группе, а в малой это сделать значительно проще.

Ø В небольшой группе ребята быстро запоминают имена друг друга, им проще увидеть особенности каждого, проявить свои способности.

Ø В микрогруппе легче организовать деятельность, найти каждому участнику созвучную ему роль, занятие, поручение, предоставить возможность высказать своё мнение, отношение.

Ø Разделившись на группы, отряд может заниматься подготовкой нескольких дел одновременно, выполнять несколько различных поручений.

Ø Работая в группе, большее количество ребят имеет возможность попробовать себя в том или ином виде деятельности, проявить свои лидерские, организаторские качества, знания, умения.

Ø Конструктивное взаимодействие и хорошие взаимоотношения с другими членами группы поддерживают климат взаимного доверия и заботы в отряде в целом и в тоже время способствуют развитию у ребят чувства индивидуальности и собственной значимости.

    Педагогу легче организовать микрогруппу, здесь каждый на виду, быстрее выявляются лидеры; общий настрой, если он грамотно задан, стимулирует каждого занять более активную позицию.
Разделение отряда на микрогруппы может произойти и само собой. Но вожатому нужно регулировать этот процесс, ведь одна из больших или малых групп станет для подростка референтной, а её правила и ценности, которые он будет демонстрировать в своём поведении, могут пойти вразрез с воспитательными задачами педагогов. Можно сказать, что референтные группы одновременно и возникают и создаются.

    Какими могут быть микрогруппы в отряде?

Микрогруппы в детском лагере по отношению к длительности смены могут быть ситуативными, временными и постоянными.

Ситуативные микрогруппы создаются на очень короткий срок, «здесь и сейчас», для решения ситуативной задачи – выполнения кратковременного поручения или задания в отрядном деле.

Примеры:

· В ходе КТД отряд делится на микрогруппы «по временам года», чтобы подготовить приветствие победителям в конкурсе или именинникам. Между ребятами внутри каждой группы не существует тесных дружеских связей, но такие группы помогают лучше узнать ребят в отряде, могут сыграть роль делового знакомства.

· В ходе дискуссии ребята делятся на группы экспертов – сторонников или противников определённого решения обсуждаемого вопроса. Каждая группа выполняет конкретную задачу – найти все возможные аргументы в поддержку той или иной точки зрения.

Временные микрогруппы создаются на срок, необходимый для подготовки и проведения какого - то дела. В зависимости от способа подготовки такая группа может называться творческой, инициативной или советом дела.

Примеры:

· Группа ребят выступает с инициативой реализовать собственную идею, возникшую в какой-то момент смены. В свободное от других дел время они собираются для решения своей задачи.

· Для подготовки запланированного дела в отряде создаются творческие группы из ребят, имеющих способности к тому или иному направлению деятельности или желание попробовать свои силы. Одни готовят оформление помещения, вторые делают пригласительные билеты и продумывают, как лучше принять гостей, третьи подбирают музыкальное сопровождение, четвёртые участвуют в разработке сценария, репетируют, привлекая по - необходимости ребят из других к исполнению тех или иных ролевых номеров..

Выполнив задание или воплотив в жизнь свои идеи, временные группы распадаются. Но если совместная работа была достаточно продолжительной и успешной, на её основе может сформироваться постоянная микрогруппа.

Постоянная микрогруппа действует в течение всей смены и является базовым или основным компонентом в организационной структуре отряда. В таких группах постепенно устанавливаются более долговременные устойчивые связи. Способом организации их деятельности может стать чередование творческих (традиционных) поручений или организация отрядной деятельности в каком-то направлении (музыка, спорт, интеллектуальная или социальная деятельность и прочее).

Микрогруппы могут иметь особые названия, это зависит от желания и фантазии ребят, от сюжета, который лежит в основе отрядной программы, от тематики смены, идеи конкретного дела. В случае необходимости состав микрогруппы может меняться.

Микрогруппы формируются разными способами, в зависимости от своего назначения:

Ø ситуативные группы – чаще всего игровыми приёмами: жетонами одного цвета, первой буквой имени, считалками и т.п.;

Ø группы по интересам – с помощью анкетирования или прямого пожелания ребят;

Ø  инициативные группы – по желанию ребят реализовать какую-то идею;

Ø творческие группы для подготовки дел – с помощью социометрического исследования, в ходе деловой игры или по итогам анкетирования;

Ø группы «под лидера» когда по условиям сюжетно-ролевой игры или соревнований и т. п. капитан набирает себе команду.

Как создать в отряде постоянные микрогруппы?

    В первые дни смены нужно познакомить ребят друг с другом, помочь каждому найти тех, кто вызывает у него симпатию. Вожатый, проводя первые коллективные творческие дела, игры и конкурсы, постоянно «перемешивает» ребят, формируя разными способами ситуативные малые группы: постоянная смена их состава помогает ребёнку лучше узнать интересы, способности, характер как можно большего количества сверстников, раскрыть их дарования. Задания должны давать возможность каждому в микрогруппе сыграть свою роль при их выполнении. Ребятам нужно помочь сориентироваться в своём окружении, узнать деловые качества друг друга, соотнести свои интересы с интересами товарищей. В оргпериод складывается система межличностных отношений в отряде, формируются нормы совместной деятельности, определяются её перспективы.

    Способы и основания формирования микрогрупп, а также система деятельности в смене должны учитывать, кроме всего прочего, возраст детей. На практике установлено, что чередование творческих поручений успешнее проходит в младших и средних отрядах, готовых учиться любому делу; а вот большинство старших ребят уже определились в своих предпочтениях, потому им больше подходит формирование групп по интересам.

    Игровой способ разбивки на микрогруппы приемлем для любого возраста, но для одних это будет игра-сказка, для других – деловая игра. Для подростков старше 13 лет очень важны личные отношения, поэтому они часто предпочитают объединяться по симпатиям.

Прежде, чем выбирать способ разбивки, надо учесть:

Ø Период смены и содержание предстоящего дела;

Ø Первичную информацию о ребятах;

Ø Количество ребят в отряде и количество групп, необходимых для проведения конкретного дела. В одном деле с равным успехом примут участие 4-6 групп, а для другого их количество должно быть строго определённым (например, в деловой игре);

Ø Разнообразие используемых способов разбивки;

Ø Возможность «обыграть» разбивку, используя её игровой сюжет или тематическое вступление.

Способы и приёмы формирования микрогрупп в отряде.

Открытка: Вожатый подбирает несколько разнообразных открыток таким образом, чтобы, когда они в дальнейшем будут разрезаны на отдельные части, их легко можно было бы отличить друг от друга цветовой гамме, по сюжету, по числу изображённых на них предметов и т.п.

Силуэт: Из бумаги вырезают силуэты легко угадываемых предметов (цветы, звезды, листья разных деревьев, дома, машины, и т.п.) все они могут быть разного цвета и размера. Силуэтов или фигур должно быть столько, сколько групп необходимо создать.

  Песня, четверостишия: …четверостишия известных поэтических произведений, куплеты детских песен разрезаются по строчкам и вперемешку раздаются ребятам. В группы должны собраться те, у кого оказались строчки одной и той же песни или стихотворения.

Слово: … ребята собирают слова из букв. Буквы не должны встречаться в разных словах, можно использовать разный шрифт, цвет или листочки, на которых написаны буквы. Когда ребята соберутся в группы, вожатый предлагает им объяснить значение получившегося слова, порассуждать о том, что объединяет все слова. Примеры:  для создания четырёх групп – «позиция», «проект», «патриот», «Россия»; для создания пяти групп – «забота», «лидер», «диалог», «задача», «группа».

  Рекрутский набор: Вожатый предлагает ребятам построиться в шеренгу и рассчитаться на «первый – четвёртый» или на «первый – пятый» - в зависимости от нужного количества групп. Затем в разных местах площадки собираются в группы ребята, имеющие одинаковые номера, отдельно первые, отдельно вторые и т.д.

Время рождения: группы создаются по временам года, по знакам зодиака, по стихиям – огонь, вода, воздух, земля, по чётным и нечётным датам рождения и т. п. …



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.01 с.)