Организация жизнедеятельности временного детского коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация жизнедеятельности временного детского коллектива



Организация жизнедеятельности временного детского коллектива

В детском оздоровительном лагере

Серия «Организация летнего отдыха детей и подростков»

Выпуск третий

 

Методическое пособие

 

Санкт-Петербург

 

2013

УДК…

ББК …..

П …

 

 

    Пособие печатается в соответствии с программными мероприятиями долгосрочной целевой программы «Дети Ленинградской области» на 2011 -2013 годы (Программа 2. «Здоровое поколение», раздел 3 «Организация оздоровления, отдыха и занятости детей»), п.28 «Издание методических пособий для педагогов и иных работников оздоровительных лагерей»

Автор - составитель: Н.П.Царёва

 

 

Рецензенты: Жуковицкая Н.Н., канд. пед. наук декан  факультета повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования детей ЛОИРО;

 Свирин Н.Н., заместитель  директора по воспитательной работе регионального Центра «Молодёжный». 

 

ISBN ……..

    Выпуск посвящён вопросам организации временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере.

    В пособии представлены материалы, разработанные на основе методики коллективного творческого воспитания академика И.П.Иванова

    Материалы пособия имеют разный уровень сложности методических приёмов и педагогических технологий, что даст возможность использовать их как новичкам, так и опытным педагогам.

    В пособии представлены методические рекомендации ВДЦ «Орлёнок» и опыт лагерей Ленинградской области.

 

 

Н.П. Царёва, 2013

Ленинградский областной институт развития образования, 2013

 

Оглавление

 

 

Введение

II. Методика организации жизнедеятельности

Временного детского коллектива

 

Рекомендации по формированию микрогрупп  в отряде

 

Почему подростки объединяются в микрогруппы?

Подростковому возрасту свойственны особые поведенческие реакции, группирование – одна из них. Она направлена на удовлетворение целого ряда психологических потребностей ребят:

ü в преодолении чувства одиночества, отчуждённости;

ü в поиске объекта для подражания;

ü в самоанализе, сравнении себя с другими;

ü в объединении со сверстниками и во взаимной поддержке, которые дают чувство безопасности защищённости;

ü в интимно-личностном общении, основанном на доверии и взаимопонимании.

Общение в группах стимулирует такие установки и ценности как уверенность в себе, активное отношение к жизни, постановка целей, солидарность, дух романтики и командный дух. Использование групповой работы в современной педагогике признаётся важнейшим элементом обучения и воспитания. Работа в группе позволяет ребятам приобрести ряд важнейших качеств и умений:

ü терпимость к чужим мнениям и позициям,

ü взаимопомощь,

ü стремление к диалогу,

ü поиск компромиссов,

ü умение вырабатывать совместные решения,

ü способность аргументировано отстаивать свою точку зрения,

ü умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы в группе.

    Какую роль играет микрогруппа в лагере?

Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 5-7 человек он готовиться к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями. Общение в таких группах носит неформальный характер и это очень важная часть приобретаемого каждым ребёнком социального опыта, поэтому вожатый должен уметь их видеть и поддерживать. Внутри группы у ребёнка особенно активно формируется необходимый багаж опыта для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испытывать и  многократно перепробовать на практике, об их правильности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий - с успехами и неудачами других ребят. Такая оценка, отработанная собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребёнка, чем оценка педагога.

Объединение ребят в малые группы в процессе общения и совместной деятельности в лагере даёт им такие преимущества:

Ø В первые дни ребёнку тяжело адаптироваться в большой группе, а в малой это сделать значительно проще.

Ø В небольшой группе ребята быстро запоминают имена друг друга, им проще увидеть особенности каждого, проявить свои способности.

Ø В микрогруппе легче организовать деятельность, найти каждому участнику созвучную ему роль, занятие, поручение, предоставить возможность высказать своё мнение, отношение.

Ø Разделившись на группы, отряд может заниматься подготовкой нескольких дел одновременно, выполнять несколько различных поручений.

Ø Работая в группе, большее количество ребят имеет возможность попробовать себя в том или ином виде деятельности, проявить свои лидерские, организаторские качества, знания, умения.

Ø Конструктивное взаимодействие и хорошие взаимоотношения с другими членами группы поддерживают климат взаимного доверия и заботы в отряде в целом и в тоже время способствуют развитию у ребят чувства индивидуальности и собственной значимости.

    Педагогу легче организовать микрогруппу, здесь каждый на виду, быстрее выявляются лидеры; общий настрой, если он грамотно задан, стимулирует каждого занять более активную позицию.
Разделение отряда на микрогруппы может произойти и само собой. Но вожатому нужно регулировать этот процесс, ведь одна из больших или малых групп станет для подростка референтной, а её правила и ценности, которые он будет демонстрировать в своём поведении, могут пойти вразрез с воспитательными задачами педагогов. Можно сказать, что референтные группы одновременно и возникают и создаются.

    Какими могут быть микрогруппы в отряде?

Микрогруппы в детском лагере по отношению к длительности смены могут быть ситуативными, временными и постоянными.

Ситуативные микрогруппы создаются на очень короткий срок, «здесь и сейчас», для решения ситуативной задачи – выполнения кратковременного поручения или задания в отрядном деле.

Примеры:

· В ходе КТД отряд делится на микрогруппы «по временам года», чтобы подготовить приветствие победителям в конкурсе или именинникам. Между ребятами внутри каждой группы не существует тесных дружеских связей, но такие группы помогают лучше узнать ребят в отряде, могут сыграть роль делового знакомства.

· В ходе дискуссии ребята делятся на группы экспертов – сторонников или противников определённого решения обсуждаемого вопроса. Каждая группа выполняет конкретную задачу – найти все возможные аргументы в поддержку той или иной точки зрения.

Временные микрогруппы создаются на срок, необходимый для подготовки и проведения какого - то дела. В зависимости от способа подготовки такая группа может называться творческой, инициативной или советом дела.

Примеры:

· Группа ребят выступает с инициативой реализовать собственную идею, возникшую в какой-то момент смены. В свободное от других дел время они собираются для решения своей задачи.

· Для подготовки запланированного дела в отряде создаются творческие группы из ребят, имеющих способности к тому или иному направлению деятельности или желание попробовать свои силы. Одни готовят оформление помещения, вторые делают пригласительные билеты и продумывают, как лучше принять гостей, третьи подбирают музыкальное сопровождение, четвёртые участвуют в разработке сценария, репетируют, привлекая по - необходимости ребят из других к исполнению тех или иных ролевых номеров..

Выполнив задание или воплотив в жизнь свои идеи, временные группы распадаются. Но если совместная работа была достаточно продолжительной и успешной, на её основе может сформироваться постоянная микрогруппа.

Постоянная микрогруппа действует в течение всей смены и является базовым или основным компонентом в организационной структуре отряда. В таких группах постепенно устанавливаются более долговременные устойчивые связи. Способом организации их деятельности может стать чередование творческих (традиционных) поручений или организация отрядной деятельности в каком-то направлении (музыка, спорт, интеллектуальная или социальная деятельность и прочее).

Микрогруппы могут иметь особые названия, это зависит от желания и фантазии ребят, от сюжета, который лежит в основе отрядной программы, от тематики смены, идеи конкретного дела. В случае необходимости состав микрогруппы может меняться.

Микрогруппы формируются разными способами, в зависимости от своего назначения:

Ø ситуативные группы – чаще всего игровыми приёмами: жетонами одного цвета, первой буквой имени, считалками и т.п.;

Ø группы по интересам – с помощью анкетирования или прямого пожелания ребят;

Ø  инициативные группы – по желанию ребят реализовать какую-то идею;

Ø творческие группы для подготовки дел – с помощью социометрического исследования, в ходе деловой игры или по итогам анкетирования;

Ø группы «под лидера» когда по условиям сюжетно-ролевой игры или соревнований и т. п. капитан набирает себе команду.

Как создать в отряде постоянные микрогруппы?

    В первые дни смены нужно познакомить ребят друг с другом, помочь каждому найти тех, кто вызывает у него симпатию. Вожатый, проводя первые коллективные творческие дела, игры и конкурсы, постоянно «перемешивает» ребят, формируя разными способами ситуативные малые группы: постоянная смена их состава помогает ребёнку лучше узнать интересы, способности, характер как можно большего количества сверстников, раскрыть их дарования. Задания должны давать возможность каждому в микрогруппе сыграть свою роль при их выполнении. Ребятам нужно помочь сориентироваться в своём окружении, узнать деловые качества друг друга, соотнести свои интересы с интересами товарищей. В оргпериод складывается система межличностных отношений в отряде, формируются нормы совместной деятельности, определяются её перспективы.

    Способы и основания формирования микрогрупп, а также система деятельности в смене должны учитывать, кроме всего прочего, возраст детей. На практике установлено, что чередование творческих поручений успешнее проходит в младших и средних отрядах, готовых учиться любому делу; а вот большинство старших ребят уже определились в своих предпочтениях, потому им больше подходит формирование групп по интересам.

    Игровой способ разбивки на микрогруппы приемлем для любого возраста, но для одних это будет игра-сказка, для других – деловая игра. Для подростков старше 13 лет очень важны личные отношения, поэтому они часто предпочитают объединяться по симпатиям.

Прежде, чем выбирать способ разбивки, надо учесть:

Ø Период смены и содержание предстоящего дела;

Ø Первичную информацию о ребятах;

Ø Количество ребят в отряде и количество групп, необходимых для проведения конкретного дела. В одном деле с равным успехом примут участие 4-6 групп, а для другого их количество должно быть строго определённым (например, в деловой игре);

Ø Разнообразие используемых способов разбивки;

Ø Возможность «обыграть» разбивку, используя её игровой сюжет или тематическое вступление.

Способы и приёмы формирования микрогрупп в отряде.

Открытка: Вожатый подбирает несколько разнообразных открыток таким образом, чтобы, когда они в дальнейшем будут разрезаны на отдельные части, их легко можно было бы отличить друг от друга цветовой гамме, по сюжету, по числу изображённых на них предметов и т.п.

Силуэт: Из бумаги вырезают силуэты легко угадываемых предметов (цветы, звезды, листья разных деревьев, дома, машины, и т.п.) все они могут быть разного цвета и размера. Силуэтов или фигур должно быть столько, сколько групп необходимо создать.

  Песня, четверостишия: …четверостишия известных поэтических произведений, куплеты детских песен разрезаются по строчкам и вперемешку раздаются ребятам. В группы должны собраться те, у кого оказались строчки одной и той же песни или стихотворения.

Слово: … ребята собирают слова из букв. Буквы не должны встречаться в разных словах, можно использовать разный шрифт, цвет или листочки, на которых написаны буквы. Когда ребята соберутся в группы, вожатый предлагает им объяснить значение получившегося слова, порассуждать о том, что объединяет все слова. Примеры:  для создания четырёх групп – «позиция», «проект», «патриот», «Россия»; для создания пяти групп – «забота», «лидер», «диалог», «задача», «группа».

  Рекрутский набор: Вожатый предлагает ребятам построиться в шеренгу и рассчитаться на «первый – четвёртый» или на «первый – пятый» - в зависимости от нужного количества групп. Затем в разных местах площадки собираются в группы ребята, имеющие одинаковые номера, отдельно первые, отдельно вторые и т.д.

Время рождения: группы создаются по временам года, по знакам зодиака, по стихиям – огонь, вода, воздух, земля, по чётным и нечётным датам рождения и т. п. …

Положение об отряде

1. Общее положение о формировании отряда

1.1. Основной организационной единицей в летней школе является отряд, включающий в себя не менее 15 и не более 21 человека.

1.2. Все участники летней школы актива распределяются по отрядам.

1.3. Представители одной школы зачисляются в отряд целостной командой.

2. Организационное строение отряда

2.1. Для того чтобы каждый член отряда имел возможность максимально проявить свои способности и приобрести новый социальный опыт, в отряде формируются микрогруппы.

2.2. Микрогруппа состоит из 5-7 человек и формируется по принципу  «дружбы», по взаимному желанию участников.

2.3. Состав микрогруппы может  меняться по взаимному согласию членов микрогруппы.

2.4. Для организации жизнедеятельности микрогруппа выбирает постоянного лидера.

 Лидер микрогруппы

    Лидер микрогруппы – это человек, который в течение определённого периода, решает ВСЕ вопросы организации жизнедеятельности: от заботы о состоянии здоровья, до создания условий успешности освоения учебной программы каждым членом группы.

    Лидер организует выполнение микрогруппой разнообразных поручений в соответствии с графиком и меняющимися условиями. 

Лидер учитывает степень участия членов микрогруппы в разных формах жизни отряда и оказывает своевременную помощь и поддержку.

Лидер заботится о доброжелательных отношениях и поддерживает взаимное доверие и творческий настрой.

Постоянный командир отряда

Постоянный командир выбирается на собрании отряда либо на весь период работы Школы актива, либо до собрания «Продвижение».

Постоянный командир отряда обладает самыми широкими полномочиями:

· Заботится о состоянии отношений в отряде, не допускает конфликтов, ссор, унижения чести и достоинства любого члена отряда.

· Отвечает за выполнение членами отряда Законов, принятых на Установочном собрании.

· Готовит (возможно, вместе с педагогом) вечерний «огонёк» подведения итогов дня.

· Организует работу членов отряда по выполнению программы РОСТА.

· Ведёт учёт достижений членов отряда и представляет на награждение наиболее успешных участников школы актива.

· Помогает, в случае необходимости, дежурному командиру отряда.

Дежурный командир отряда

Дежурный командир (ДК) отряда выбирается на вечернем «огоньке» на один день.

ДК организует всю текущую жизнь отряда:

· Точное и своевременное выполнение чередующихся творческих поручений (ЧТП).

· Своевременное выполнение режима дня.

· Участие всех членов отряда в занятиях.

· Организует вместе с членами совета дела участие в делах дня.

· Участвует в работе СОШКА при подведении итогов дня.

· Помогает, следующему за ним, ДК в выполнении обязанностей.

· Заполняет Дневник отряда, в котором отражает характер участия отряда в общей жизни школы.Изложение событий дня свободное. Недопустимо обидное или заведомо ложное отражение событий.

 

3. Организация жизнедеятельности отряда

3.1. Жизнедеятельность отряда строится в соответствии с общим планом работы школы актива.

3.2. Организационные вопросы решаются на лидерском совете, вечернем сборе «огоньке» и утреннем оргсборе.

3.3. На вечернем сборе - «огоньке» все микрогруппы участвуют в обсуждении прошедшего дня, вырабатывается общая оценка дня, вносятся предложения на следующий день.

3.4. Утренний оргсбор используется для уточнения плана и степени участия в нём каждого.

4. Лидерский совет

4.1. Состоит из лидеров микрогрупп, постоянного командира отряда и дежурного командира отряда.

4.2. Полномочиями лидерского совета является:

· Урегулирование вопросов внутренней жизни отряда;

· Распределение участков работы при подготовке к разнообразным общим делам;

· Контроль ведения Дневников.

Примерное содержание деятельности отрядов при выполнении чередующихся поручений

Служба быта:

· Следит за чистотой и порядком в местах работы и проживания, организует смотр на самую чистую и красивую комнату, даёт сведения в санитарный листок;

· Чётко обеспечивает выполнение распорядка дня;

· Согласовывает все необходимые вопросы, связанные с питанием;

· Отряд, выполняющий данное поручение, предлагает кандидатуру Дежурного командира дня (ДК)

Служба информации и настроения:

· Готовит обзор событий в мире и России, выступает с обзором или выпускает информационный листок;

· Готовит сюрпризы участникам смены;

· Организует песенный круг.

Служба Здоровья:

· Является помощником педагога при организации купания на море;

· Организует на пляже подвижные игры;

· Организует отъезд и возвращение с пляжа;

· Поддерживает связь с медиками отеля, обладает необходимой информацией;

· Имеет при себе средства оказания первой помощи.

Законы Школы актива

1. Уважение Чести и Достоинства каждого человека.

2. Бережное отношение ко времени – оно невозвратимо!

3. Безусловное следование правилам пожарной безопасности.

4. Безусловное следование правилам поведения на море.

5. Точное выполнение решений Общего собрания и Совета лагеря.

6. Доброжелательное общение друг с другом во всех ситуациях.

7.Следование заповедям толерантности в общении с окружающими.

.

 

III. 3. Методика работы по коллективному целеполаганию и планированию деятельности временного детского коллектива

Важной составной частью коллективной творческой жизни детского коллектива является коллективное целеполагание и планирование деятельности. Там, где начинает работать коллективная мысль, общими усилиями создаётся замысел нового общего дела.

Особенности организации работы

Коллективное целеполагание и планирование деятельности временного детского коллектива – целостный процесс, где каждая составная часть имеет свою особенность и не может состояться без решения предыдущего этапа.

Необходимо учесть:

а) Индивидуальные запросы и ожидания подростка, которые выявляются следующими приёмами и способами: беседа, опрос, газета-молния, продуктивная игра на выявление ключевых позиций и др.;

б) условия и возможности детского лагеря;

в) возможности смены: специализированной, тематической, профильной;

г) возможности педагогической программы смены;

д) интересы и возможности воспитателя отряда и воспитателей лагеря.

Чёткость планирования зависит от того, насколько ясно представляет отрядный воспитатель перспективу развития своего отряда и развитие своего педагогического мастерства. Важно понимать, что планирование работы обеспечивается системой продуманных действий, дел, усилий только одного воспитателя и его напарника по отряду, но и всего педагогического коллектива детского лагеря. Эта система выглядит следующим образом.

1. Предварительный этап коллективного планирования:

· Индивидуальные беседы с ребятами на заезде позволяют сделать воспитателю первоначальный срез уровня будущего отряда, получить представление об интересах, предпочтениях, культуре общения, социальном опыте участия в разнообразных акциях, общественных мероприятиях, коллективных творческих делах и т.д.

· Экскурсия по лагерю позволяет не только знакомить с территорией, но и традициями лагеря. Воспитатель рассказывает о том, что и как делали ребята в предыдущих сменах, какие традиции живут в лагере и соблюдаются всеми, кто сюда приезжает отдыхать и работать;

· Сбор знакомства, на котором ребята рассказывают о себе, выпускают газету-молнию «Это можно провести в отряде». В газету ребята пишут свои предложения из прежнего опыта, сюда же помещаются впечатления ребят о делах из предыдущей смены. Предложения пишутся тут же на сборе знакомства и прикрепляются к общему листу, что даёт свободу в изложении, снимает скованность.

2. Разведка интересных дел и друзей

Разведка – это поиск общественно-полезных дел, интересных взрослых сотрудников лагеря, которые помогут увидеть возможности лагеря и наполнить жизнь отряда интересными, незабываемыми событиями.

Цель разведки: собрать предложения в план жизни отряда.

       Возможные маршруты разведки: библиотека, оранжерея, отдел детского творчества, администрация лагеря, спортивный комплекс, радиостанция, редакция газеты, музейно-выставочный комплекс, музыкальный центр и т.п.

    Возможные задачи разведки:

1. Что можно взять в план работы отряда, если выбирать направления:

Ø «В спортивном теле спортивный дух», «Олимпийцы среди нас!», «Спорт нам поможет силы умножить», «Спортивный калейдоскоп» - (утренние зарядки, спартакиада, спортивные праздники, секции, турпоходы и т.п.);

Ø «Мир твоих увлечений», «Как прекрасен этот мир, посмотри!» - (работа клубов по интересам, кружки, просмотр фильмов, музыкальные, танцевальные часы и т.п.);

Ø «На труд как на праздник», «Трудовой порыв», «Биржа труда» - (труддесанты, работа ремонтных бригад, участие в трудовых акциях, и т.п.);

Ø «Ступень к Парнасу» - (творческие праздники, конкурсы, поэтические или музыкальные гостиные, и т.п.);

Ø «Моя малая Родина» - (заочные путешествия в города, посёлки, деревни из которых приехали в лагерь, места, где побывали ребята совместно с родителями, и т.п.);

Ø «Хочу всё знать» - (обмен опытом работы, приобретённым в общественной детской организации, в школе актива, в школе лидера, на дебатах и т.п.)

Требования, предъявляемые к организации «разведки интересных дел и друзей»:

ü педагогу необходимо добиться чёткого понимания разведгруппой полученного задания,

ü готовность объектов разведки и консультантов, которые будут работать с ребятами,

ü чёткая установка на сборе – старте о том, что разведка это, прежде всего,  не «разведка ногами», а «разведка головой», т.е. коллективное обдумывание,

ü необходимость соблюдения игровых моментов, чем тщательнее разведка строиться как игра, тем больший интерес она вызывает, особенно у ребят младшего подросткового возраста,

ü важно продумать схему отчёта командира группы, чтобы в обоснование предложений в план позволяло увидеть для кого и почему важно и интересно то или иное дело,

ü нужно разработать такую схему записи предложений разведгрупп, чтобы была возможность возвращаться к их обсуждению, если у ребят появятся интересные дополнения и изменения.

    Разведка начинается со сбора-старта, на котором педагог ставит задачи разведки, даёт рекомендации, которые нужно учесть в ходе разведки. Разведгруппы формируются на основе интереса ребят к той или иной деятельности. В отрядном уголке вывешивается карта лагеря, где обозначаются маршруты разведки каждой группы и время, за которое разведка должна пройти. Разведгруппы выбирают командиров и приступают к выполнению задания.

Первой частью разведки является «самостоятельное творчество -1» - это «мозговая атака». Ребята разведгруппы, ссылаясь на свой жизненный опыт, предлагают наиболее интересные дела по направлению своего разведзадания. Все предложения обдумываются, обсуждаются, фиксируются в блокнотах, продумываются вопросы в зонах разведки, позволяющие уточнить возникшие замыслы, понять, чем может быть полезна та или иная служба лагеря. Ребята договариваются о порядке совместных действий в консультационных пунктах и докладывают о готовности к выходу для проведения разведки.

 Консультационные пункты в день разведки строят свою работу так, чтобы была возможность беседовать с ребятами. Сотрудники данной службы лагеря готовятся к приходу ребят, продумывают варианты возможных предложений, распределяют между собой кто и с каким возрастом «разведчиков» проведёт встречу. Консультант, кем бы он ни работал в лагере, выступает как член педагогического коллектива, а поэтому при встрече с разведгруппой следует следующему алгоритму:

· внимательно выслушивает все соображения и вопросы ребят;

· рассуждает вместе с ними о необходимости и целесообразности каждого дела;

· вместе с ребятами корректирует предложения с учётом конкретных возможностей лагеря;

· дополняет предложения ребят опытом и традициями лагеря в данном направлении деятельности.

После встречи на консультационном пункте ребята ещё раз просматривают собранные предложения, корректируют их и принимают решение о том, что будут предлагать на сборе в план работы отряда, а что в план лагерных дел. Предложения должны быть обоснованными, убедительными и яркими, поэтому возможны разные варианты отчёта по проведённой разведке.

Сбор перспективного планирования начинается с чётких докладов командиров разведгрупп о выполнении задания. Для того чтобы сбор достиг своей цели необходимо выбрать самые интересные, важные, разумные предложения с учётом специфики смены, профиля или отряда, возраста участников смены. Важно, чтобы при обсуждении предложений, у ребят возникло примерное представление о том, что предлагает делать группа, как это можно организовать, где и когда проводить, почему и для кого это дело может стать интересным и полезным. Когда все предложения заслушаны и обсуждены, принимается решение о том, что рекомендовать Совету лагеря включить в общий план. Чёткость работы обеспечивается заполнением двух таблиц об отрядных и дружинных делах.

Схема таблицы может быть следующей:

 

Название дела Форма проведения Кто участвует Место проведения Желательные сроки Кто готовит
           
           

 

По завершению сбора отряда его командир и актив отряда готовятся к представлению плана работы на Совете лагеря. Ещё раз просматривают предложения, обговаривают содержание обоснования дел для лагеря.

Защита плана работы отряда на Совете лагеря позволяет уточнить его с учётом взаимодействия с другими отрядами, после внесённых в него корректив план становиться реальным планом действий, вывешивается в отрядном уголке.

Содержание жизни всего лагеря обсуждается на общем организационном сборе. Такой сбор предполагает подведение итогов разведки интересных дел и друзей. Члены штаба разведки делают большую таблицу, куда будут заноситься предложения отрядов. Весь детский лагерь ещё раз совместно обсуждает необходимость и полезность каждого дела, высказывают свои предложения и сомнения, голосуют за принятие данного перспективного плана, после чего он становится прямым руководством к действию всего детского лагеря.

Организацию жизнедеятельности отрядов на основе принятых планов осуществляет Малая диспетчерская служба. Это орган самоуправления, который входит в Совет лагеря, его обязанности связаны с распределением времени посещения отрядами музыкальных, танцевальных, спортивных часов, посещения выставок, организация экскурсий, просмотра фильмов. Совет лагеря ежедневно уточняет план работы отряда на следующий день, которые согласуются с малой диспетчерской службой.

Конкретное календарное планирование работы детского лагеря завершается на заседании Совета лагеря. Совет определяет конкретные даты проведения каждого общего дела и место его проведения, назначаются ответственные члены Совета лагеря за проведение намеченных дел. Утверждённый общелагерный план вновь обсуждают в отряде и вносят необходимые коррективы, после чего определяется группа организаторов каждого включённого в план дела.

 

 

Сюрприз

Праздничный сюрприз —это средство воспитания заботливого отношения к людям, развития творческой фантазии, смекалки, сплочения старших и младших, ребят и взрослых.

В праздничном сюрпризе могут участвовать коллективы, сводные объединения детей разного возраста.

Трудовой сюрприз может быть сделан к честь какого-либо знаменательного события в жизни человека или коллектива (например, ко Дню рождения), а также и в обычные дни.

Советы организаторам

Как и всякий сюрприз, праздничную операцию готовьте по секрету от тех, кому предназначен подарок. Праздничный сюрприз может быть задуман во время составления плана на очередной период жизни коллектива как одно из предстоящих творческих дел, но может быть устроен и «сверх плана», в связи с каким-нибудь неожиданным праздничным событием или благоприятными обстоятельствами.

Разработка плана операции происходит на общем сборе участников, руководит подготовкой сюрприза совет дела (штаб операции) или командир сводного отряда.

Итоги операции стоит обсудить на общем сборе-«огоньке», чтобы извлечь уроки для будущих сюрпризов и других творческих дел.

Познавательные КТД

Цель познавательных КТД — формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития таких качеств личности, как стремление к познанию, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Вечер веселых задач

Несколько познавательных игр-обозрений, переходящих одна в другую. Участники игр, объединенные в небольшие команды (не более 10–15 человек в каждой), выполняют творческие задания и по очереди выступают со своими решениями-экспромтами.

Вечер веселых задач — это смотр смекалки, творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке, включаться в коллективную работу. Каждый вечер веселых задач может стать маленьким праздником коллективного творчества. Участниками такого вечера могут быть как сверстники, так и дети разного возраста.

Примеры творческих заданий для эстафеты веселых задач.

1. Придумать и разыграть мимическую сценку (или серию сценок) на предложенную тему («На рыбалке», «Прием у врача», «Учитель и ученик» и др.).

2. Сочинить стихотворение по рифмующимся словам (буриме).

3. Сочинить маленький рассказ по данному началу (например: «На площадке выстроились две команды...» или «До полета оставалось 5 минут...»). Прочитать этот рассказ приемом эстафеты (каждый член команды по очереди произносит одну фразу) или инсценировать его.

4. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему («Проиграли», «Победитель космоса», «В мастерской скульптора» и т. д.).

5. Изобразить и «оживить» (придумать и показать продолжение) известную скульптуру или картину.

6. Изобразить пантомимой куплет (или несколько) из популярной песни. Остальные участники отгадывают песню.

7. Драматизация шарады (кар-тина, пар-ад и т. п.).

8. Придумать 10 слов на одну букву и составить рассказ таким образом, чтобы с этих слов начинались все предложения. Инсценировать этот рассказ.

9. Произнести одно и то же слово или фразу в разных сценках с разной интонацией (не менее 5 вариантов), например: «Неплохо», «Подумай еще», «Войдите!»

10. Исполнить одну и ту же популярную песню на несколько мотивов, меняя ее характер.

11. Исполнить несколько песен на одну и ту же тему (например, о море и моряках).

12. Драматизировать песню или стихотворение.

13. Придумать и изобразить сцену из жизни литературного героя (остальные участники отгадывают имя героя, называют книгу, ее автора).

Вечер – путешествие

Познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предположениями о той или иной стороне окружающей жизни. Отличительной особенностью такого вечера является прием ролевой игры в путешествие, позволяющий строить обмен опытом, коллективное открытие мира в живой, увлекательной форме, развивать любознательность, пытливость ума, находчивость, творческое воображение, товарищескую взаимопомощь.

Вечер-путешествие — хорошее средство объединения взрослых и детей (старших и младших). 

Можно устраивать не только один вечер-путешествие, но и их серию (цикл) на одну тему. 

Темы вечеров-путешествий (и серий таких вечеров) могут быть самыми различными. Вот некоторые из них:

«Наш город (поселок, район, край...)» — путешествие по улицам, площадям, памятным местам родного города;

«По родной стране» — путешествие по городам, рекам, новостройкам и т. д.;

«Вокруг света» — путешествие по разным странам, по столицам, по одной параллели земного шара и т. п.;

«Удивительное рядом» (путешествие в мир природы) — животные, птицы, растения, погода и климат, времена года и т. п.;

«Все работы хороши — выбирай на вкус» — путешествие по профессиям;

«Путешествие на машине времени» — в определенный год, например 1917-й, или в разные годы, эпохи, исторические события;

«Путешествие в мир искусства» и т. д.

Подготовка к вечеру

Тема и маршрут, а также время проведения вечера выбираются коллективно — на встрече-старте участников путешествия (можно использовать при этом конкурс между первичными коллективами на лучшие предложения). На этой же встрече определяются (составляются) команды, и каждая из них устанавливает свой участок (объект, отрезок) путешествия — по желанию или по жребию, выбирает своего капитана (штурмана и т. п.). Капитаны команд и специально выбранные ведущие (не менее двух) составляют совет дела — штаб путешествия.

Дальнейшая подготовительная работа команд происходит по секрету друг от друга. Только капитаны и ведущие собираются, время от времени на заседания штаба, обмениваются опытом подготовки, передают друг другу нужные материалы, составляют план самого вечера. Вечер должен быть наполнен радостными сюрпризами, неожиданностями, открытиями, как и настоящее путешествие!

Варианты проведения вечера

1. Каждая команда — экипаж вертолета (корабля, дирижабля, машины времени, ракеты и т. п.), который доставляет остальных участников на свой участок (объект) и знакомит с ним. При этом варианте команды по очереди становятся экскурсоводами.

2. Все команды представляют экспедиционные группы (партии), которые по очереди сообщают остальным участникам о результатах своих изысканий и о том,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.14 с.)