II . Особенности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Особенности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере



 

Признаки воспитательного коллектива, работающим в лагере педагогам, важно знать для того, чтобы в процессе организации жизнедеятельности детей не нарушить логику становления и развития детского сообщества как коллектива(1,2). Временность этого коллектива задаёт определённый темп и логическую последовательность действий, которой необходимо следовать для того, чтобы подростки, осознанно включаясь в процесс организации жизнедеятельности, смогли творчески решать стоящие задачи, действовать самостоятельно и ответственно. Мы уже говорили о роли воспитательных отношений, от которых зависит выбор методов воспитания, приёмов взаимодействия с детьми, способов организации деятельности. Позиция педагога, его стиль взаимодействия с ребятами в детском сообществе, будут определять в реальной практике полноту самоуправления. Именно характер самоуправления становится разделительной линией между временным  детским сообществом и временным детским коллективом.

Временное детское сообщество объединено, прежде всего, средой, в которой проходит досуг детей. Вся организация жизнедеятельности строится взрослыми, которые обеспечивая оздоровление и отдых детей, предоставляют разнообразные образовательно-оздоровительные услуги. Позиция детей в таком сообществе открыто потребительская, пассивность приводит к скуке и поиску других развлечений, которые они находят по-своему усмотрению. Достаточно часто такие развлечения связаны с определённым риском, но подростков привлекает новизна и необычность ощущений, неожиданность нового опыта, а, главное, самостоятельность действий. В досуговом сообществе подростки естественно стремятся к созданию референтной группы, где взаимная симпатия определяет круг общения. Устойчивость этих групп условна, т.к. отношения в них не скреплены взаимными обязательствами, характер интересов ситуативен и меняется в зависимости от предлагаемых развлечений. Временность объединения формирует опыт ситуативности общения без взаимной ответственности, что никоим образом не способствует развитию дружеских отношений, и как следствие, не возникают условия для развития устойчивых нравственных ориентиров в общении, привычки к согласованному взаимодействию.  

Временный детский коллектив задаёт принципиально иной характер досуговой деятельности(1, 2). Педагоги, выбирая способом объединения детей временный коллектив,  с первых шагов вовлекают ребёнка в построение перспективы своей жизни в лагере. Если цель является ключевым признаком коллектива, то и во временном коллективе целеполагание является важнейшим компонентом технологии вовлечения детей в совместное построение перспектив жизнедеятельности.

Зарождение и развитие временного детского коллектива во многом зависит от продуманности организационного этапа, на котором педагогами задаётся ситуация осмысления возможных перспектив жизнедеятельности (19). Каждый ребёнок, оказавшийся в лагере, имеет внутреннюю установку, некий комплекс ожиданий, который целиком зависит от предшествующего жизненного опыта, возрастных и половых особенностей ребёнка. Знакомство с новыми условиями, с новыми людьми ставит их в ситуацию неопределённости. В этой связи, чем точнее и продуманнее организация жизни в лагере, тем с большей охотой ребята доверяют словам взрослого о тех перспективах совместной деятельности, которые здесь возможны. Желает того педагог или нет, но в этот период идёт стихийное самоопределение у каждого приехавшего ребёнка, происходит внутренняя оценка всего, что видит и слышит ребёнок. Чистота и порядок в корпусах и в столовой, приветливое общение взрослых сотрудников, темп организации, не допускающий проволочек и пустой траты времени – всё важно, всё влияет на способность ребёнка откликаться на те предложения по организации жизни в лагере, которые он услышит от педагогов на организационном сборе.

 В этот период идёт ещё один очень важный процесс, который связан с установлением межличностных отношений. Знакомство ребят друг с другом происходит в самых разных ситуациях: сидят вместе в автобусе, вместе ждут приёма у врача, занимают место в спальне и т.д. Восприятие друг друга вызывает определённую реакцию и влияет на зарождающиеся отношения. Характер межличностных отношений выстраивается пока стихийно, в этот первоначальный этап знакомства проявляется естественный уровень воспитанности, способности вступать в контакт, договариваться. Из отдельных реплик, вопросов начинает складываться представление об общей культуре, возникают симпатии и антипатии, желание познакомиться поближе или отдалиться.   Первичный этап сближения создаёт основу для будущего формирования микроколлективов. Ещё нет общности цели и деятельности, не сформировались органы самоуправления, а психологический климат уже будет проявляться в том, «как» и «над чем» смеются дети, в том, как они разговаривают между собой, в том выражении лиц, которое отражает состояние каждого члена отряда.

Организационный период, продолжительность которого обычно длиться два-три дня, зависит от масштабов лагеря, количества отрядов и возраста детей в каждом из них. За эти дни закладывается основа всей жизнедеятельности временного детского коллектива. В зависимости от того, как дети приезжают в лагерь, строится организация первого организационного этапа, происходит формирование отрядов, заселение, знакомство с распорядком дня, освоение территории. За эти дни важно раскрыть детям традиции, которые сложились в лагере и которыми дорожат те, кто здесь работает. Отношение взрослых к традициям вызывает степень доверия к тем формам поведения, которые в этих традициях заложены. Важно помнить, что первые дни являются психологическим сигналом «первого предъявления», который врезается в эмоциональную память ребёнка,  определяя степень доверия и характер контакта, на который они готовы пойти.

Организационный период насыщен разнообразными формами работы, задача которых включение детей в процесс целеполагания и коллективного планирования,  который может строиться по - разному, но итогом его всегда должны стать предложения дел в общий план смены и план работы отряда. На отрядных сборах ребята знакомятся с теми предложениями, которые заложены в программу смены. Обсуждение предполагает осознание значения предлагаемых дел, возможные формы их проведения, степень участия отряда.   Смена начинает своё последовательное системное развитие с оргсбора или как его ещё называют со «сбора – старта», на который каждый отряд приходит со своими предложениями. Отряд к оргсбору считается готовым, если отработана организационная структура, сформированы микроколлективы, выбран совет отряда, представители в совет лагеря, распределены первые поручения. Каждый ребёнок, не зависимо от способностей и талантов,  наравне с другими участвует в планировании, в выборе и обосновании форм проведения разнообразных дел, конкурсов, игр и т.п.  Характер и разнообразие этих дел зависит как от опыта приехавших детей, так и  от того как педагог сумеет развить эти предложения, обогатить их коллегиально высказанными идеями.

Динамика развития коллектива в течение смены будет зависеть от того, как выстроена повседневная организация деятельности, насколько творческий объединяющий характер заложен в разнообразные события в жизни отряда. Этот период принято называть основным в жизни временного коллектива, он самый продолжительный и, безусловно, самый насыщенный разнообразными делами. Основной этап может строиться по тематическим периодам, объединяющим общей идеей разнообразные дела, которые строятся как подготовка к центральному событию. Все обучающие занятия, экскурсии, тренировки, просмотр фильмов, игровые программы и т.п. направлены на концентрацию информации по какой-либо теме, на формирование умений действовать в ситуациях, необходимых для создания какого-либо предметного результата. Центральным событием тематического периода, как правило, становится  либо большое коллективное творческое дело, либо большой праздник, где можно увидеть уровень мастерства, широту кругозора, разнообразие творческих работ, выполненных в подготовительный период. Объём и сложность центрального события тематического периода определяют временной отрезок,  который отводится ему в общем плане смены. Разная продолжительность тематических периодов даёт возможность регулировать динамику развития временного коллектива, учитывать кризисные точки, которые возникают в процессе взаимодействия и, особенно, в межличностных отношениях. Целостность и многосторонность освоения информации в ходе тематического периода оказывают сильное влияние на мировоззренческие процессы, подростки проходят через осознанный анализ каких-либо общественных и культурных событий, определяют отношение к ним, формируют умения действовать в подобных обстоятельствах.  Тематические периоды в ходе смены дают возможность для более глубокой проработки содержательной основы творческих дел, позволяют развивать умения, необходимые для качественного уровня осуществления задуманного, создают условия для продуманных действий организаторов. Основной период жизнедеятельности отрядов позволяет последовательно осуществлять те планы, которые были заложены в оргпериод, вносить необходимые корректировки в их осуществление.

Временный детский коллектив обусловлен  своеобразным треугольником взаимообусловленных признаков: деятельность, организация, отношения. Ни один из этих признаков не может превалировать над другим, их соразмерность и взаимная зависимость определяют динамику развития. Отношения между людьми рождаются в деятельности как объективное отражение действий и поступков человека. Реальность взаимодействия в делах на пользу и радость людям определяет отношение человека, как к предмету деятельности, так и к тем людям, вместе с которыми создаются духовные и материальные ценности, влияющие на среду жизни человека. Это может быть маленькое полезное дело, но оно даёт человеку возможность пережить высокие нравственные чувства, испытать радость от результатов своих усилий, гордость за то, что смог сделать в жизни что-то действительно важное и нужное людям.  Объединяющая ребят деятельность будет постепенно приобретать характер заботы о близких и далёких людях, о  членах своего отряда или о ребятах из других отрядов, если они будут не только осуществлять подобные полезные дела, но и  анализировать что и почему им удалось сделать по настоящему хорошо. Когда жизнедеятельность отряда становится предметом постоянного анализа на вечерних огоньках, постепенно складывается особый характер отношений, возникает и закрепляется доверие ребят друг другу. По мере усложнения коллективных творческих дел, развивается особый характер творческого содружества ребят и взрослых сотрудников лагеря. Характер отношений между членами отряда позволяет говорить о степени сформированности его как коллектива.

Завершающий этап в жизни временного коллектива важен как этап закрепления социального опыта, полученного в ходе смены. Он не должен сводиться только к хозяйственным вопросам, хотя и они очень важны. Завершающий этап предполагает такие формы работы, которые позволят максимально мягко подготовить ребят к возвращению в обычную для них среду жизни. Здесь важно дать возможность понять каждому ребёнку, каким он стал за этот период времени, что изменилось в его взглядах, в мировосприятии, оценке жизненных ситуаций. Время, проведённое в лагере, может стать осознанной основой желания изменить круг общения, продолжить занятия в каком-либо творческом коллективе, занять лидерскую позицию в школьном самоуправлении и т.п. В этот период происходит окончательное формирование портфолио достижений, готовятся разнообразные награды. Сборы отряда становятся местом общественной оценки сделанного, местом, где подросток анализирует себя и других, учится выделять главное, существенное, учится нравственной оценке поступков и дел. Каждый подросток переживает расставание с новыми друзьями, получает опыт утраты и возникновение нового опыта – сохранение в памяти лучших, достойных образцов человеческого общения. Итоговые сборы и праздники всегда эмоционально насыщены, здесь и огромные вечерние костры, и концерты, и всевозможные забавные испытания, здесь и вручение наград, памятных значков, которые призваны сохранить в душе ребёнка память о друзьях, о лагере и желание повторить этот опыт.

Лагерь дневного пребывания, к сожалению, имеет значительно менее благоприятные условия для организации отдыха и оздоровления детей. Развитие  временного детского коллектива в таком лагере имеет ту же логическую последовательность, однако конкретные формы организации жизнедеятельности должны учитывать ряд его особенностей.

Рассмотрим особенности временного детского коллектива в лагере дневного пребывания на базе школы. Как правило, в таком лагере отдыхают дети младшего школьного возраста, родители которых не могут предоставить им более комфортные условия оздоровления. Дети находятся в тех же привычных стенах, со своими давно знакомыми сверстниками.  Степень обновления среды развития очень не велика, она связана с тем, что в каком-то классе вместо парт появляются кровати, а в каком-то оборудована игровая. Время пребывания и содержание жизнедеятельности в лагере зависит не от путей решения педагогических задач, а от финансирования, часто достаточно скромного. Каждый лагерь, при общности нормативной основы деятельности, имеет свои традиции, свои материально-технические и природные ресурсы. Определяющее значение всегда имеет состав педагогического коллектива, от профессионализма которого зависит разработка педагогической программы смены, на основе которой выстраивается или отвергается коллективное планирование жизни в лагере. Особенности любой программы связаны с профилем смены, с тем как комплектуется состав ребят, с возрастным диапазоном этого состава. Однако главным условием будет состояние самоуправления в школе. Если в данном образовательном учреждении действует самоуправление, то дети включаются в процесс организации жизнедеятельности как в естественное продолжение школьных традиций. Однако лагерь на базе школы, где подобная работа не ведётся, может столкнуться с рядом трудностей. Первым и самым существенным тормозом на пути временного детского коллектива будет отсутствие у педагогов опыта коллективного творческого воспитания. В подобных лагерях на досуговую деятельность переносится стереотип общения, который выработался у учителя в учебной деятельности. Перестроиться на характер коллективного творческого взаимодействия с детьми может далеко не каждый педагог, что ставит работу в определённые организационные рамки.

Мы уже рассматривали выше роль воспитательных отношений для формирования коллектива и хотим ещё раз подчеркнуть, что она является определяющей в процессе целеполагания и коллективной организации жизнедеятельности.    Безусловно, в школах работают педагоги, которые любят работу в лагере, любят игровое взаимодействие с ребятами, способны строить отношения сотрудничества. Такие педагоги способны сделать пребывание в лагере увлекательным отдыхом за счёт необычной организации жизнедеятельности, погружения в творческий процесс созидания и открытия. Активизация субъектной позиции ребёнка возможна за счёт вовлечения его в коллективную творческую деятельность, где он сможет реализовать свои интересы, получить новый неожиданный опыт. Временный детский коллектив, при всём разнообразии конкретных форм в реальной действительности, сохраняет ведущие педагогические признаки, что позволяет целостно реализовать методику его становления и развития, при этом обеспечивать творческую самореализацию каждого педагога и каждого ребёнка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.011 с.)