Тренинг «Мои слабые стороны». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг «Мои слабые стороны».



Сегодня каждый должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах, т.е. о том, что он осознает в себе, как комплекс, как внутренний барьер, страх или иную помеху. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках. Важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т.п. Это может быть и положительная черта, но в её крайнем проявлении, например, отзывчивость – вы не можете никому ни в чём отказать, хотя сами от этого страдаете. Необходимо говорить об этом прямо. На это вам дается 3 минуты.

Психологический комментарий: Упражнение направлено на определение каждым участником собственных слабых сторон, на формирование привычки анализировать свои недостатки, но при выполнении у него должна быть возможность опереться на сильные стороны характера. Для этого после каждого выступления необходимо проводить небольшую психологическую поддержку.

Тренинг «Свет мой, зеркальце, скажи…» или кто «я»?

Помните сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»? Чтобы получить новую информацию о себе, царица время от времени доставала соё волшебное зеркальце и приказывала ему:

«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

А как часто вы задаете подобные вопросы самому себе? Возьмите лист бумаги и ответьте на вопрос: «кто я?» несколько раз. Будьте искренни, не обманывайте себя. Всё, что вы напишете, останется у вас. Если хотите, можете поговорить об этом с другими. А теперь ваши 5 минут. Отвечайте на вопрос: «кто я?».

Рекомендации учителю: Это упражнение проводится на всех занятиях. Записи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они не забыли их дома и могли постоянно вносить изменения и добавления в список ответов на этот вопрос.

Психологический комментарий: Данным упражнением задаётся глубокая личностная ориентация на постоянную внутреннюю самооценку. Учащиеся будут работать над этим вопросом на протяжении тренинга, каждый раз возвращаясь к нему и, главное, к ответам. Причём о занятия к занятию записи могут меняться вместе с изменением представлений человека о себе самом.

 

Тема 6: «Здравствуйте!» Как это бывает в разных странах.

Цель: ознакомить с видами приветствий в разных странах; закрепить их на практике.

Инструменты и оборудование: Листочки, книги: Циттель С.А. Здравствуйте!; Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!», Этикет у народов Передней Азии (сборник статей).

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я всех вас рада видеть!

– Повернулись все друг к другу, поприветствуем своих товарищей.

«Это – ты (показать на друга рукой),

А это – я (показать рукой на себя).

Здравствуй, радость моя» (посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться другу).

2. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, вспомните, везде ли, во всех ли странах одинаково здороваются?

– А кто знает, как приветствуют люди друг друга в мире?

3. Изучение нового материала.

С самых древних времён, от доброты душевной, от заведённого правила, встречаясь, люди приветствуют друг друга. Приветствие. Как разнообразен его арсенал. В него входят слова, мимика, различные позы, жесты, движения. Многие поэты и композиторы воспевали в своих произведениях слово «Здравствуйте».

– Ребята, давайте отправимся в путешествие в мир «Здравствуйте».

– Позвольте вас поприветствовать (лёгкий поклон).

– А как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь?

– Речь пойдёт о поклонах.

Почти всегда приветствие сопровождается мягким поклоном. Европейские обычаи, за некоторыми исключением, не придают поклону такого значения, как на востоке, не разделяют его по градусам или количеству. А на востоке…

В трудах, посвящённых истории Китая, рассказывается, что китайскому императору при встрече когда-то заставляли отвешивать земной девятикратный поклон. Но вот однажды русский посланник отказался сделать это. Ему показалось унизительным совершить такой традиционный поклон. Тогда китайский двор воспринял это как оскорбление, и результаты миссии не замедлили оказаться неблагополучными.

Национальные обычаи Японии, как ни в какой другой стране связаны с множеством поклонов. Кланяются знакомым и незнакомым: пассажирам автобусов, покупателям, экскурсантам. В своём доме женщины встречают

Гостя на коленях, а голову кладут на касающиеся пола ладони. Очевидцы и сейчас помнят, как, приветствуя императора Хирохито (в наше время0, японцы падали ниц и не смели поднять глаз на человека «божественного происхождения». У японцев для приветствия применяется три вида поклонов – сокэрэй (самый нижний поклон с углом 30 градусов и мягкий поклон с углом в 15 градусов). Встречая утром учителя, ученик кланяется ему средним поклоном. Видя его в течение дня, он каждый раз отдает ему мягкий поклон. Кланяются оба, но старший кланяется не так низко.

В современном мире более глубокий поклон в нашем понимании – это поклон, которым выражают своё почтение человеку. Такой поклон может быть от младшего старшему, между людьми одного возраста и пола, то есть от мужчины – мужчине, от женщины – женщине, но в любом случае более низкий поклон – знак особого внимания и уважения. Неслучайно в 17 – 18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

Жесты приветствия.

Нет ни одного человека на Земле, который не пользовался бы языком жестов.

Здороваясь, люди в разных странах используют своеобразные жесты. Например: китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Тибетцы приветствовали друг друга высовыванием языка. Это означает: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!» Кстати, в некоторых местах Тибета к этому ритуалу добавляется следующее: здороваясь, тибетцы снимают свой головной убор правой рукой, а левой – закладывают за ухо.

Когда здороваются монголы, они протягивают руки и пожимают друг другу не ладони, а руки выше локтей. При этом учитывается возраст: младший должен протянуть руки так, чтобы они находились под руками старшего.

 У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизиться и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь. Одним словом: хочешь поприветствовать другого человека? – снимай обувь!

Наблюдали, что люди из племени африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат её в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.

Эскимосы Аляски при приветствии легонько стучат кулаком по голове и по плечам друг друга.

Лапландцы трутся носами.

В Прибалтике сохраняются традиции: девушки здороваются, делая приседание (книксен).

–  Ребята, а как приветствуют друг друга взрослые мужчины?

–  Правильно, одним из видов приветствия является рукопожатие. Такой жест выражает повышенное дружелюбие, уважение.

Рукопожатие – это короткое и энергичное встряхивание руки. Существует версия, что обычай пожимать руку возник в те времена, когда рыцари при встрече протягивали правую руку, чтобы показать, что она без оружия. В мирной обстановке они поднимали забрало своего шлема. Отсюда, по-видимому, возникла мода взаимно снимать или приподнимать шляпу при встрече.

У ряда восточных народов: монголов, мусульман – правая рук – «рука благодати», ритуально чистая, поэтому ею можно приветствовать человека, брать еду. Связь правой стороны со счастьем, удачей, благополучием, а левой – с несчастьем и неблагополучием нашла своё отражение как в Коране, так и в Библии». Подтверждением мирных намерений являлось скрещивание рук на груди.

Туркмены же засовывали руки в длинные рукава, а у китайцев при наклоне руки свисали как плети.

У таджиков до сих пор сохранился обычай при встрече знакомых прикладывать ладони к сердцу.

У таджиков миролюбивость выражается так: правая или обе руки одна на другой складываются чуть ниже груди, корпус наклоняется, при этом глубина поклона зависит от возраста приветствуемого и протягивает обе руки – рукопожатие. При этом приветствие сопровождается «прямым» взглядом, в котором выражается уважение, почтение.

 

Одним из вариантов приветствия является Поцелуй. В некоторых странах был разработан даже «церемониал поцелуев». В Древнем Риме были приняты три варианта приветствий: близкому окружению императора разрешалось целовать правителя в губы, обычным сановникам – целовать руку, а слугам – целовать ноги. В Англии в 16 веке этикет требовал, чтобы гость, пришедший на обед, поцеловал хозяина, хозяйку, детей, а так же домашних животных.

В Австрии женщинам целуют руку лишь в особо торжественных случаях. В Польше – поцелуй руки является знаком особого уважения к женщине и придает сам по себе довольно торжественный характер любой встрече.

Вербальные приветствия.

–  Ребята, мы познакомились с какими видами приветствий?

– А как ещё можно поприветствовать друг друга? Что мы говорим друг другу?

–  Да, приветствовать – это, значит, сказать и какие-то слова.

– Что говорят, приветствуя знакомых?

В большинстве случаев «Здравствуйте» нельзя забывать, что это слово означает пожелание здоровья (среди военных до сих пор бытует развёрнутая форма приветствия «Здравия желаю!»)

Если вы желаете кому-то здоровья с кислой миной, еле слышно, небрежно, значит, совсем не думаете о его здоровье и благополучии (и о своём тоже), поэтому в приветствие нужно вкладывать достаточный смысл и чувство.

– Давайте вспомним, какие слова звучат в приветствие?

Часто можно слышать «Добрый день», «Приветствую Вас», «Привет (приветик)», «Салют», «Здорово (укр.)», «Физкультпривет».

Существуют обычаи приветствия, не требующие ограничения одним словом.

 В Монголии: «Жирный ли скот?», «Как зимуете?», «Хорошо ли живёте?», «Как у Вас дела?», «Много ли добычи» (для охотников), «Что нового?», «Удачно ли шитьё?» (для портных).

Древние греки приветствовали друг друга «Радуйся!», а современные: «Будь здоров!».

Арабы, приветствуя, произносят: «Мир с тобой!», показывая, что принимают человека, готовы простить его, желают спокойствия ему и всему, что окружает его. Индейцы Навакато говорят: «Всё хорошо!», и в сознании у человека запечатлевается образ удачи, благополучия, веры в себя и окружающих тебя людей.

– А какие ещё приветствия вы знаете?

У нас, у русских приветствий примерно 40, а то и больше. Есть среди них такое, которое направляют работающему: «Бог в помощь!», как оберег; есть и для приехавшего: «Добро пожаловать! С приездом!»; для входящего: «Милости просим!»; есть для помывшегося в бане: «С лёгким паром!»; есть приветствия в зависимости от времени суток: «Добрый день, утро, вечер!», а есть и тому, кого давно не видел: «Сколько зим, сколько лет!». И ещё множество приветствий, способных окрылить человека, помочь ему в общении с другими: близкими людьми и совсем незнакомыми.

4. Подведение итогов.

–  Мы изучили большую тему.

–  Ребята, какие виды приветствий мы изучили?

–  Какое приветствие вам больше понравилось?

– Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

 

5. Домашнее задание.

– Открыли дневники, записали задание на дом. Нарисовать любую страну (какую хотите), составить рассказ к рисунку (5-7 предложений), как приветствуют друг друга в этой стране. Рисунок подписать.

6. Лирическое отступление (если останется время).

– Я хочу вас причитать стихотворение Василя Витка «Добрый день!». Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Сколько приветствий на разных языках вы услышали? Какие народы?..

Добрый день!

Василь Витка.

По стране с моим дедом

Часто езжу и я.

И куда мы ни приедем,

Всюду – наши друзья.

И к какому там дому

Ни подходим вдвоём,

Знаю, мне, как родному,

Будет рад этот дом.

Под Москву пригласили

Строй знакомых берёз.

- Здравствуй, Вася-Василий!

Ты смотри, как подрос!..

Днепр из поезда виден

Его шири дивлюсь.

- Украина, ДОБРЫДЕНЬ!

- ДОБРЫЙ ДЕНЬ, Беларусь!

Сколько мест и названий!

К братьям сотни дорог…

- Добрый день, молдаване!

И в ответ нам: - НОРОК!

Вот в Прибалтику едем.

На прибой погляжу.

- ЛАБА ДЕНА! – соседям

По-литовски скажу.

Ты для друга навеки

Будь открыта душа!..

Под радушное СВЕЙКИ

Входим в дом латыша.

Синь кавказского неба…

Всем и тут я – как сын:

Знаю клич «ГАМАРДЖВЭБА!»

И сердечность грузин.

Вспомню горные пики -

И, как лучшим друзьям,

Вам, узбеки, таджики,

Шлю привет свой: - САЛЯМ!

Я таким в жизни буду,

Как любимый мой дед:

Проложил он повсюду

Братства прочного след.

Каждый край я запомнил,

Полюбил я людей…

Всей отчизне огромной

Говорю: - ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

 

Ответ на вопрос: стран 9: Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Литва, Латвия, Грузия, Узбекистан, Таджикистан).

 

Тема 7: «До свидания!»

Цели: 1.Познакомить детей с этическими формулами прощания, пожелания.

2. Соединить добрые чувства к близким с добрыми словами, которые принято говорить перед расставанием.

3. Закрепить формулы на практике.

Инструменты и оборудование: звёздочки; книги: Формановская Н.И. Вы сказали: «здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении; листочки для самостоятельной работы.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я всех Вас видеть рада!

– Ребята, с этого занятия вы будете получать звёздочки. Цвета: фиолетовый, голубой, синий.

2. Повторение изученного материала.

– Ребята, а что мы проходили на прошлом занятии?

– Мы проходили формы словесного приветствия по теме «Здравствуйте!»

– Поднимите листочки (до этого их следует раздать).

3. Самостоятельная работа.

Задание №1.Напишите слово-приветствие древних греков (радуйся!).

Задание №2. Какое есть приветствие для помывшегося в бане? (с лёгким паром!).

Задание №3. Напишите как можно больше слов-приветствий.

Задание №4. Какие слова мы говорим тому, кого давно не видели?

а) салют; б) сколько лет, сколько зим; в) пока.

Задание №5. Послушайте стихотворение В. Витка и запишите цифрой количество приветствий на разных языках. (9)

4. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, скажите, а что мы говорим друг другу, когда прощаемся?

– Ребята, скажите, много ли прощаний в русском языке?

– Да, их очень много.

5. Сообщение нового материала.

– Известно, что формулу прощания произносят при окончании беседы. Эта формула и значит: разговор завершён, мы расстаёмся. Но ведь речевой этикет служит для установления и поддержания контакта. А тут расставание, прекращение контакта. Не ли в этом противоречия?

– Очевидно, нет. Если вдумаемся в самое употребительное выражение прощания – «До свидания!», если вскроем его исконное (этимологическое) значение, то, что мы увидим?

– Мы увидим: свидание предстоит, мы расстаёмся до новой встречи, иногда это и подчёркиваем: «До скорого свидания!».

Предлог «до» есть во многих выражениях, и в них уже более точно обозначена предстоящая встреча: «До встречи» (в театре, в 7 часов и т.п.), или просто «До завтра!; До воскресенья!; До лета!; До следующих каникул!». Много в наших прощаниях таких уточнителей. Есть специальная помета для прощания на ночь. Какие вы прощания на ночь знаете?

– «Спокойной ночи» или «Доброй ночи».

– Давайте вспомним и о других способах прощания.

Вот уже само прощание напоминает о формуле «Прощай (-те)». Это – если надолго, а то и навсегда.

– Есть и у нас добрые прощания-пожелания: «всего хорошего!», «всего доброго!». Они используются либо самостоятельно, либо соединяются с «До свидания!», как бы усиливая это выражение. Благоприятный смысл пожелания добра нами как-то ощущается, потому что, например, рассердившись на собеседника и даже рассорившись с ним, но, сохраняя правила поведения воспитанного человека (т.е. не «хлопая дверью», а всё же прощаясь), мы вряд ли изберём для такого случая «всего хорошего», а бросим «Прощай (-те) или «До свидания».

– Какие ещё прощания вы знаете?

– Пожелания здоровья слышится в прощании «Будьте здоровы!».

– А ещё есть «Счастливо!», «пока!». «Всего!», «Привет!», «салют!», «Чао!», «Счастливо оставаться!».

– А ещё и такое: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте откланяться!», «Честь имею!», «Наше Вам с кисточкой!».

– Запишите в тетради число, ниже запишите тему урока. На следующей строке – слова-прощания, написанные на доске.

6. Подведение итогов.

– О чём мы сегодня говорили?

– Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

7. Домашнее задание.

– К следующему уроку понаблюдайте за употреблением в речи слов «Извините, спасибо, пожалуйста».

 

Контрольно-обобщающий урок по теме 8: «Привет, привет. Пока, пока, я очень видеть рад тебя!»

Цели: 1. Обобщить полученные знания у детей.

2. Контроль прочности усвоения знаний, умения их применять на практике.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас очень важное занятие. Давайте вспомним, что мы изучали на протяжении этих занятий.

2. Повторение изученного материала.

– Ребята, вспомните, пожалуйста, как приветствуют люди друг друга в разных странах?

– Молодцы.

– Какие виды поклонов существуют в Японии? Покажите их.

– Что такое рукопожатие? Является ли оно приветствием?

– А как можно поприветствовать кроме поклона и рукопожатия.

– Молодцы!

– Ребята, скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда разговор окончен или уходим куда-нибудь?

– Правильно, мы прощаемся. Какие виды прощаний вы знаете, назовите их?

– Ребята, а какие ещё волшебные слова вы знаете?

– Какие формулы благодарности вы помните?

– Что такое извинение? Какие слова мы говорим, если недостаточно просто сказать «извини»?

– Скажите, как мы просим что-нибудь? Какое слово «пожалуйста2?

– Какие формулы просьбы вы помните?

– Молодцы!

3. Итоговый тест.

– Подпишите листочки. Выберите правильный ответ.

1. В каких странах в наше время существует обычай приветствовать поклоном: а) во Франции и Англии; б) в России и США; в) в Японии и Китае.

2. Где приветствуют, прикладывая руку ко лбу, к устам, к сердцу, кланяясь?

а) на Востоке; б) на Севере; в) на Западе.

3. Является ли приветствием поцелуй: а) да; б) нет.

4. Слово «здравствуйте» является: а) жестом; б) словом; в) поклоном.

5. Что говорят тому, кого очень долго не видели:

а) привет; б) до свидания; в) сколько лет, сколько зим.

6. Какое приветствие существует для человека, помывшегося в бане:

а) здравствуй; б) с лёгким паром; в) салют.

7. Какой смысл несёт в себе слово «До свидания»:

а) никакого; б) расставание до новой встречи; в) приветствие.

8. Напишите слова-прощания на ночь.

9. Формула «Прощай (-те)» употребляется при:

а) прощание до завтра; б) при расставании надолго и навсегда; в) при приветствии.

10. Вспомните и запишите как можно больше:

а) слов-приветствий; б) слов-прощаний; в) слов-извинений; г) слов-просьб.

4. Подведение итогов урока.

– Ребята, вы сегодня хорошо потрудились: вспомнили пройденное на прошлом занятии, написали тест. Звёздочки получили – ФИО.

– Урок окончен. До свидания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.09 с.)