Введение в этическую грамматику». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в этическую грамматику».



Цель: формирование готовности видеть и понимать себя, оценивать свои чувства и поступки, умение раскрыть себя.

Конечный результат. После прохождения этого модуля дети должны уметь:

– видеть себя со стороны;

– ценить себя, адекватно анализируя свои успехи и достижения;

–  любить свое имя и фамилию.

Живут на белом свете волшебные слова».

Цель: формирование понимания необходимости и желания пользоваться простыми правилами общения, основанными на уважении и доброжелательности.

Конечный результат. В результате прохождения занятий по этому модулю дети должны:

–  сформировать способность к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;

–  научиться выбирать и употреблять в речи нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения;

–  обогатить активный словарь учащихся достаточным количеством этикетных стереотипов.

3. «Вот школа, дом, где мы живем…»

Цель: формирование представления о правилах поведения в общественных местах.

Конечный результат. После прохождения занятий по данному модулю младшие школьники должны знать, как надлежит себя вести:

–  в школе;

–  в магазине;

–  в общественном транспорте;

–  в театре;

–  в картинной галерее.

Мы в гостях. У нас гости».

Цель: формирование представлений о правилах поведения в ситуациях «Вы – гость», «Вы – хозяин», умений вступать в контакт со сверстниками и взрослыми при моделировании ситуации «гость – хозяин».

Конечный результат. В результате прохождения занятий этого модуля учащиеся должны:

–  знать и уметь применять на практике правила поведения в ситуациях «Вы – гость», «Вы – хозяин»;

–  уметь вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (гостями, хозяевами);

–  осознавать потребность в общении с другими людьми.

Скажи мне что-нибудь, и я скажу кто ты» (Культура речевого общения).

Цель: формирование представлений о культуре речевого общения при моделировании различных ситуаций, введение в речевой обиход правил речевого общения.

Конечный результат. После прохождения занятий по этому модулю учащиеся должны освоить:

–  правила (формы) обращения к незнакомому человеку на улице;

–  слова и выражения, которые помогают успокоить и ободрить младшего;

–  обращение к взрослому по имени и отчеству.

Культурно-массовые дела».

Цель: моделирование поведения младшего школьника в различных ситуациях общения.

Идеальный конечный результат. После прохождения занятий этого модуля должны быть сформированы:

v  способность к саморегуляции и контролю за своим поведением;

v  способность применять правила этикета при моделировании различных ситуаций общения;

v  понимание и желание выполнять нормы и правила этического поведения.

Вывод: после прохождения учебного курса «Этическая грамматика» младшие школьники должны:

1. Уметь оценивать себя адекватно.

2. Знать и применять на практике нормы и правила поведения и общения.

3. Уметь слушать, контролировать свои эмоции и поведени6е.

4. Иметь желание вступать в контакт с окружающими сверстниками и взрослыми.

Оценка сформированности нравственно-этических представлений у детей.

Оценка развитости коммуникативных способностей ребенка проводится по принципу 3х уровней.

Три уровня развитости коммуникативных способностей

Высший уровень: ребенок хорошо знает приёмы и правила из области этикета, активно употребляет этические формулы в любой ситуации, не чувствует затруднений.

Средний уровень: ребенок знает приемы и правила области этикета, но иногда затрудняется в выборе этических формул и чувствует себя не совсем уверенно.

Низкий уровень: ребенок не знает правила и приёмы этикета, не употребляет этические формулы, испытывает трудности в межличностном общении.

Тематика занятий

Тема 1: Давайте познакомимся. Этическая грамматика.

Цель: Знакомство по правилам речевого этикета.

Инструменты и оборудование: карточки-листочки, Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет; Циттель С.А. Здравствуйте!

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я вас рада видеть. А чтобы вы проснулись, давайте сделаем зарядку.

Рано утром мы встаем (потянулись),

На занятия идем (шаги на месте),

Всех приветствуем мы в классе (наклоны),

Говорим все вместе: «Здрасьте!»

– Поздоровались мы друг с другом, а давайте поздороваемся со своим телом. Повторяйте за мной слова:

Здравствуй, головушка-соловушка,

Здравствуй, лобик-бобик,

Здравствуйте, ушки-непослушки,

Здравствуй, носик-абрикосик.

Здравствуйте, глазки-краски,

Здравствуйте, реснички-сестрички,

Здравствуйте, зубочки-дубочки,

Здравствуйте, щечки-комочки.

Здравствуй, бородушка-молодушка,

Здравствуй, шейка-индейка,

Здравствуйте, плечики-кузнечики,

Здравствуйте, пальчики-мальчики.

Здравствуй, пузико-арбузико,

Здравствуйте, коленки-поленки,

Здравствуйте, ножки-сапожки.

(Проговаривать, поглаживая части тела.)

– Ребята, давайте с вами познакомимся, а для этого сыграем в игру «Снежный ком». Правила игры:

1. Назовите свое имя.

2. По первой букве имени придумать ассоциацию.

3. Изобразить ассоциацию.

4. Повторить вместе с ведущим все имена и ассоциации, которые «нарастают» как ком.

Например, Света – «солнце», раскинуть руки-«лучи» в стороны и т.д.

– Ребята, наш курс называется «Этическая грамматика или веселый этикет». Кто может сказать, что такое «грамматика»?

А что такое «этическая грамматика»? Как в грамматике любого языка есть правила, так и в культуре общения есть они. Этическая грамматика – это правила поведения в обществе.

– С чего мы начинаем знакомство? С приветствия. Давайте поиграем в игру «Этикет – приветствие», суть которой поприветствовать всех участников по очереди. Но есть одно условие: приветствие каждого игрока должно отличаться от других. Например, «здравствуйте», «добрый день», «помахал рукой» и т.д. Вы можете комбинировать несколько приветствий. Поприветствуем соседа слева.

– Ребята, все мы немного устали, давайте сделаем массаж ушей.

– Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно послушаете и ответите на вопросы, которые я задам.

2. Текст.

В одном большом городе на улице Чехова стоял девятиэтажный дом. В квартире номер десять жила-была одна дружная семья.

Однажды в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна. Что сказал папа?

Разрешите представиться – Муратов-

И представить моего старшего брата.

Меня зовут Александр Ильич.

Брата зовут Николай Ильич.

А это отец наш – Илья Фомич.

Позвольте представить, будем знакомы,

Самую старшую в нашем доме:

Муратова Мария Донатовна.

Нина Михайловна:

Очень рада! Очень приятно!

Бабушка:

Мы тоже гостям всегда очень рады.

Нина Михайловна:

Гостеприимство для гостя награда.

Папа помогает Нине Михайловне снять пальто. Все проходят в комнату. Нина Михайловна садится в кресло. В это время распахивается дверь. Вбегает Федя, за ним входит Нюша. Что сказал Федя?

Тетя, знакомьтесь со старшим братом.

Я главный в доме – Федька Муратов.

А та, что развесила ушки-хлопушки,

Салага и плакса, сестра моя Нюшка.

Нина Михайловна очень удивилась, но ничего не ответила. Николай Ильич взял Федю за руку и ушел с ним в другую комнату.

Вот что сказал Федя, когда вернулся:

Простите, пожалуйста, мне не здоровится,

Да я и не знал, как надо здороваться…

Я - Федор Муратов, а это – Нюша -

Девочка умная и послушная.

Нина Михайловна:

Рада знакомству с Федей и Нюшей.

Хочу угостить вас душистыми грушами.

Федя схватил сразу две груши и стал есть с большим аппетитом. А вот как поступила Нюша. Глядя на гостью, сказала грустно:

Спасибо. И вы угощайтесь. Вкусно.

Нина Михайловна улыбнулась:

У вас хорошо и уютно, как дома!

Приятная встреча. Будем знакомы!

3. Беседа по тексту.

– Ребята, скажите, почему папа представляет гостье всех членов семьи? (Нина Михайловна в первый раз пришла в гости к маме, она не была еще знакома с семьей Муратовых.)

– Какие слова говорят при знакомстве?

– Что говорят при знакомстве дети?

– Когда люди знакомятся, они стараются сказать руг другу приятные слова. Какие это слова? Повторите их, пожалуйста.

– Хорошо ли вел себя вначале Федя? Что он сказал? (Беседуя с детьми, не нужно резко ругать Федю. Он не знает, как себя вести, что принято говорить во время знакомства. Он не знает, что хвастаться, обижать сестру, произносить грубые слова не принято, что это не нравится окружающим, ухудшает их настроение.)

– Как Федя исправил свою ошибку?

–  А что следует сказать, когда вас угощают? Как вел себя при этом Федя?

– Как благодарила Нину Михайловну Нюша?

4. Подведение итогов урока

    

Тема 2: Здравствуй, друг!

Цель: Заложить основы эмоционально-положительного настроя у детей в отношении друг с другом.

Инструменты и оборудование: карточки-листочки, Богуславская, Купина. Весёлый этикет. Зайцева. Устал немножко – поиграй… Циттель С.А. Здравствуйте!

1.Организационный момент.

 Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я!

Разрешите вас обнять,

Всем удачи пожелать.

– Обнимите своего соседа слева, а затем соседа справа, тихонечко присядьте.

– Сегодня введём новую форму приветствия: мальчики приветствуют поклоном, девочки делают книксен (грациозное приседание).

– А теперь, чтобы проснуться, делаем массаж ушей.

2. Актуализация опорных знаний.

– Вспомните, о чём мы говорили на прошлом занятии. Мы говорили о слове «Здравствуйте!».

– Какой смысл мы вкладываем в слово «Здравствуете!»?

– Давайте вспомним, как мы приветствуем своих друзей.

3. Физминутка.

Давайте сказку мы разучим (Дети стоят прямо, ноги вместе, руки на поясе).

Давным-давно в лесу дремучем (поднимают руки вверх и наклоняются вправо-влево, как будто раскачиваются деревья)

Стояла старая избушка. (Руки над головой, имитируют крышу).

Жила в ней злющая старушка. (Вытянули руки вперёд, сжимают и разжимают пальцы)

Когда из дома выходила, (Шагают на месте и активно работают руками)

То головой всегда крутила. (Делают повороты головой влево-прямо, вправо-прямо)

Ходила со своей клюкой, (Снова шагают на месте, немного наклонившись вперёд; левая рука на поясе, правая вытянута вперёд, как бы опираясь на клюку)

Со злости била всё рукой. (Правой рукой имитируют удары, снимая напряжение с руки)

Пинала всё вокруг ногой, (дети выпрямляются и делают махи ногами; мах правой ногой, при этом пальцами правой руки коснуться пальцев правой ноги и наоборот)

Одной ногой, потом другой. (Продолжают делать махи ногами)

Устала бедная шуршать, (дети расслабляются, встряхивают руки и расслабляют их)

Теперь ей надо подышать, (делают три глубоких вдоха и выдоха)

А также спинку разогнуть (разводят руки в стороны - назад и прогибаются немного назад)

И сесть немного отдохнуть. (Дети усаживаются на свои места)

4. Игра-приветствие.

– Давайте разучим новую игру, которая называется «Здравствуй, друг!» Для этого необходимо встать в круг, взяться за руки, рассчитаться на «первый» и «второй» - это является сигналом для начала игры. По команде хором проговариваем слова.

«Здравствуй, солнце,

Я твой лучик.

Здравствуй, я –

От сердца ключик».

После этих слов «первые» номера поворачиваются налево ко «вторым» номерам, при этом смотря в глаза своему партнеру и проговаривая:

«Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг –

Ты прекрасней всех вокруг!»

Затем «первые» номера поворачиваются ко «вторым» номерам справа относительно них, смотря им в глаза и проговаривая все те же слова:

«Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг –

Ты прекрасней всех вокруг!».

5. Медитация (минутка тишины).

Почувствовали ступни ног, голени, бедер, спинки, внимание на затылок. Спина прямая, руки – на коленях. Закрыли глаза, послушали море внутри себя.

– Придумайте, пожалуйста, на каждую букву слова «Здравствуйте» придумайте доброе слово или пожелание. Передавайте листочек по кругу и говорите свое слово-пожелание.

6. Домашнее задание.

– Придумайте приветствие для своего друга, используя слова, жесты.

 

Тема 3: Здравствуй, друг!

Цель: В тренинговой работе нарисовать психологический портрет своего друга.

Инструменты и оборудование: карточки-листочки, Богуславская, Купина. Веселый этикет; Зайцева. Устал немножко – поиграй…; Циттель С.А. Здравствуйте!

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Поприветствуем друг друга под счет.

Раз, два – поднялись. (Группа учеников встает.)

Три, четыре – потянулись, стряхнули усталость. (Движения произвольные.)

Пять, шесть – улыбнулись. (Ученики улыбаются учителю и друг другу.)

Семь, восемь – поклонились головой – так здороваясь со мной.

2. Массаж ушей.

3. Проверка домашнего задания.

– На дом вам было задано придумать приветствие для своего друга. Лучшие из приветствий мы обыграем.

4. Повторение изученного материала.

– Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии.

5. Физминутка. «Два цветочка».

6. Тренинг «Море»

– Закрыли глазки, послушаем внутри себя море; покачались на волнах. Какое у вас море ласковое, спокойное или бурное, кипящее?

7. Тренинг «Скажи мне, кто твой друг».

–  Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать его словесный портрет. Указывать на признаки, особенно внешние, по которым сразу узнать данного человека, не следует. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, присущих этому человеку. Затем, кто будет готов, выступает перед классом, остальные пытаются определить, чей это портрет.

Рекомендации учителю. Во время общегрупповой работы ученики по очереди озвучивают словесные портреты, не называя имени того, кого они описывают. Все остальные должны узнать его. Для этого они называют кандидатуры, аргументируя принадлежность словесного портрета именно им. Например: «Я думаю, что это портрет Олега, так как именно он правдив, обаятелен, очень любит животных и готов отдать для друга «последнюю рубашку». Тот, кто узнал себя в представленном описании, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор не должен сразу сообщать, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие. Затем процедура повторяется до тех пор, пока не предъявят свои портреты все участники.

8. Домашнее задание.

– Нарисуйте рисунок на тему «Я и мой друг».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.074 с.)