Методическое пособие по производственной практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое пособие по производственной практике



Методическое пособие по производственной практике

ПМ 03. «Классное руководство»

Магнитогорск, 2013

 

 

 

Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа

 

Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах» и 050715 « Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику классного руководства. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему классному руководителю по организации и проведению внеучебной воспитательной работы.  

 

 

Составитель:

Лысяная Н.И., методист по педагогической практике.

 

Рецензенты:

Малявкина Л.Н., к.п.н., зам. директора по научно-методической работе.

Еремина Е.И., зам. директора по учебно-производственной практике

 

 

Дорогие друзья!

 

У Вас в руках методическое обеспечение к программе учебного курса «Этическая грамматика или весёлый этикет», предназначенное для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей детских садов. Цель данного пособия – помочь педагогам в разработке и проведении уроков по этической грамматике, часов общения, классных часов

Методическое обеспечение включает в себя разработки уроков (в соответствие с учебным планом программы учебного курса «Этическая грамматика или веселый этикет»), игры-приветствия, которые можно использовать на уроках, игры для проведения физкультминуток. Кроме того, авторы предлагают специально разработанную для этого курса систему оценок

Мы надеемся, что уроки этической грамматики помогут детям поддерживать добрые отношения при общении с незнакомыми людьми, близкими, друзьями и сверстниками, обогатить словарный запас и ввести в обиход формулы речевого этикета.

Авторы благодарят за сотрудничество Циттель С.А. и Зайцеву Н.Ф. в подборе материала для разработки уроков данного курса.

 

С уважением авторы


Цель и задачи занятий

 

Цель: Формирование развитых коммуникативных способностей младших школьников.

Задачи:

1. Введение в активный словарь детей достаточного количества этических стереотипов.

2. Формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.

3. Освоение ребёнком собственно речевых норм в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

4. Формирование способности эффективно осуществлять деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.

5. Наполнить этическим содержанием систему «жизнь – истина – человек».

Основные методы обучения

1. Объяснительно-иллюстративные (сознательное воспроизведение изложенного).

2. Проблемные (участие в решении учебных проблем).

3. Частично-поисковые (поиск решения под руководством взрослого).

4. Исследовательские (самостоятельная постановка и решение проблем).

Принципы

Программа ориентирована на личностную модель воспитания и базируется на следующих принципах:

1. Безоценочное позитивное принятие ребенка.

2. Адекватное самовыражение в совместной деятельности.

3. Воспитание детей радостью собственных успехов.

4. Ролевой принцип (собеседники должны сознавать свои ролевые позиции).

5. Игровой принцип (соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка).

 

Формы обучения

Учитывая то, что ведущим видом деятельности для младшего школьника становится учебная деятельность, но и игра имеет большее значение, вся программа построена с применением игровых сюжетов, а также с элементами эвристической беседы, проблемного обучения.

Программа предполагает построение занятий по принципу совместной деятельности педагога и детей.

Предполагаемые результаты

По окончании предложенного курса дети должны иметь представление о правилах этикета, знать основные этикетные формулы и уметь употреблять их в определенных ситуациях, так же уметь вести себя в соответствующих ситуациях соответственно правилам.

В широком смысле результатом данной программы должны стать развитые коммуникативные способности ребенка, умение общаться, относиться с пониманием к собеседнику, а также умение сохранять в беседе атмосферу вежливости, доброжелательности; укрепление духовного здоровья детей.

Мероприятия распределены по 6 модулям.

Мы в гостях. У нас гости».

Цель: формирование представлений о правилах поведения в ситуациях «Вы – гость», «Вы – хозяин», умений вступать в контакт со сверстниками и взрослыми при моделировании ситуации «гость – хозяин».

Конечный результат. В результате прохождения занятий этого модуля учащиеся должны:

–  знать и уметь применять на практике правила поведения в ситуациях «Вы – гость», «Вы – хозяин»;

–  уметь вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (гостями, хозяевами);

–  осознавать потребность в общении с другими людьми.

Культурно-массовые дела».

Цель: моделирование поведения младшего школьника в различных ситуациях общения.

Идеальный конечный результат. После прохождения занятий этого модуля должны быть сформированы:

v  способность к саморегуляции и контролю за своим поведением;

v  способность применять правила этикета при моделировании различных ситуаций общения;

v  понимание и желание выполнять нормы и правила этического поведения.

Вывод: после прохождения учебного курса «Этическая грамматика» младшие школьники должны:

1. Уметь оценивать себя адекватно.

2. Знать и применять на практике нормы и правила поведения и общения.

3. Уметь слушать, контролировать свои эмоции и поведени6е.

4. Иметь желание вступать в контакт с окружающими сверстниками и взрослыми.

Тематика занятий

Тема 1: Давайте познакомимся. Этическая грамматика.

Цель: Знакомство по правилам речевого этикета.

Инструменты и оборудование: карточки-листочки, Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет; Циттель С.А. Здравствуйте!

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я вас рада видеть. А чтобы вы проснулись, давайте сделаем зарядку.

Рано утром мы встаем (потянулись),

На занятия идем (шаги на месте),

Всех приветствуем мы в классе (наклоны),

Говорим все вместе: «Здрасьте!»

– Поздоровались мы друг с другом, а давайте поздороваемся со своим телом. Повторяйте за мной слова:

Здравствуй, головушка-соловушка,

Здравствуй, лобик-бобик,

Здравствуйте, ушки-непослушки,

Здравствуй, носик-абрикосик.

Здравствуйте, глазки-краски,

Здравствуйте, реснички-сестрички,

Здравствуйте, зубочки-дубочки,

Здравствуйте, щечки-комочки.

Здравствуй, бородушка-молодушка,

Здравствуй, шейка-индейка,

Здравствуйте, плечики-кузнечики,

Здравствуйте, пальчики-мальчики.

Здравствуй, пузико-арбузико,

Здравствуйте, коленки-поленки,

Здравствуйте, ножки-сапожки.

(Проговаривать, поглаживая части тела.)

– Ребята, давайте с вами познакомимся, а для этого сыграем в игру «Снежный ком». Правила игры:

1. Назовите свое имя.

2. По первой букве имени придумать ассоциацию.

3. Изобразить ассоциацию.

4. Повторить вместе с ведущим все имена и ассоциации, которые «нарастают» как ком.

Например, Света – «солнце», раскинуть руки-«лучи» в стороны и т.д.

– Ребята, наш курс называется «Этическая грамматика или веселый этикет». Кто может сказать, что такое «грамматика»?

А что такое «этическая грамматика»? Как в грамматике любого языка есть правила, так и в культуре общения есть они. Этическая грамматика – это правила поведения в обществе.

– С чего мы начинаем знакомство? С приветствия. Давайте поиграем в игру «Этикет – приветствие», суть которой поприветствовать всех участников по очереди. Но есть одно условие: приветствие каждого игрока должно отличаться от других. Например, «здравствуйте», «добрый день», «помахал рукой» и т.д. Вы можете комбинировать несколько приветствий. Поприветствуем соседа слева.

– Ребята, все мы немного устали, давайте сделаем массаж ушей.

– Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно послушаете и ответите на вопросы, которые я задам.

2. Текст.

В одном большом городе на улице Чехова стоял девятиэтажный дом. В квартире номер десять жила-была одна дружная семья.

Однажды в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна. Что сказал папа?

Разрешите представиться – Муратов-

И представить моего старшего брата.

Меня зовут Александр Ильич.

Брата зовут Николай Ильич.

А это отец наш – Илья Фомич.

Позвольте представить, будем знакомы,

Самую старшую в нашем доме:

Муратова Мария Донатовна.

Нина Михайловна:

Очень рада! Очень приятно!

Бабушка:

Мы тоже гостям всегда очень рады.

Нина Михайловна:

Гостеприимство для гостя награда.

Папа помогает Нине Михайловне снять пальто. Все проходят в комнату. Нина Михайловна садится в кресло. В это время распахивается дверь. Вбегает Федя, за ним входит Нюша. Что сказал Федя?

Тетя, знакомьтесь со старшим братом.

Я главный в доме – Федька Муратов.

А та, что развесила ушки-хлопушки,

Салага и плакса, сестра моя Нюшка.

Нина Михайловна очень удивилась, но ничего не ответила. Николай Ильич взял Федю за руку и ушел с ним в другую комнату.

Вот что сказал Федя, когда вернулся:

Простите, пожалуйста, мне не здоровится,

Да я и не знал, как надо здороваться…

Я - Федор Муратов, а это – Нюша -

Девочка умная и послушная.

Нина Михайловна:

Рада знакомству с Федей и Нюшей.

Хочу угостить вас душистыми грушами.

Федя схватил сразу две груши и стал есть с большим аппетитом. А вот как поступила Нюша. Глядя на гостью, сказала грустно:

Спасибо. И вы угощайтесь. Вкусно.

Нина Михайловна улыбнулась:

У вас хорошо и уютно, как дома!

Приятная встреча. Будем знакомы!

3. Беседа по тексту.

– Ребята, скажите, почему папа представляет гостье всех членов семьи? (Нина Михайловна в первый раз пришла в гости к маме, она не была еще знакома с семьей Муратовых.)

– Какие слова говорят при знакомстве?

– Что говорят при знакомстве дети?

– Когда люди знакомятся, они стараются сказать руг другу приятные слова. Какие это слова? Повторите их, пожалуйста.

– Хорошо ли вел себя вначале Федя? Что он сказал? (Беседуя с детьми, не нужно резко ругать Федю. Он не знает, как себя вести, что принято говорить во время знакомства. Он не знает, что хвастаться, обижать сестру, произносить грубые слова не принято, что это не нравится окружающим, ухудшает их настроение.)

– Как Федя исправил свою ошибку?

–  А что следует сказать, когда вас угощают? Как вел себя при этом Федя?

– Как благодарила Нину Михайловну Нюша?

4. Подведение итогов урока

    

Тема 2: Здравствуй, друг!

Цель: Заложить основы эмоционально-положительного настроя у детей в отношении друг с другом.

Инструменты и оборудование: карточки-листочки, Богуславская, Купина. Весёлый этикет. Зайцева. Устал немножко – поиграй… Циттель С.А. Здравствуйте!

1.Организационный момент.

 Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я!

Разрешите вас обнять,

Всем удачи пожелать.

– Обнимите своего соседа слева, а затем соседа справа, тихонечко присядьте.

– Сегодня введём новую форму приветствия: мальчики приветствуют поклоном, девочки делают книксен (грациозное приседание).

– А теперь, чтобы проснуться, делаем массаж ушей.

2. Актуализация опорных знаний.

– Вспомните, о чём мы говорили на прошлом занятии. Мы говорили о слове «Здравствуйте!».

– Какой смысл мы вкладываем в слово «Здравствуете!»?

– Давайте вспомним, как мы приветствуем своих друзей.

3. Физминутка.

Давайте сказку мы разучим (Дети стоят прямо, ноги вместе, руки на поясе).

Давным-давно в лесу дремучем (поднимают руки вверх и наклоняются вправо-влево, как будто раскачиваются деревья)

Стояла старая избушка. (Руки над головой, имитируют крышу).

Жила в ней злющая старушка. (Вытянули руки вперёд, сжимают и разжимают пальцы)

Когда из дома выходила, (Шагают на месте и активно работают руками)

То головой всегда крутила. (Делают повороты головой влево-прямо, вправо-прямо)

Ходила со своей клюкой, (Снова шагают на месте, немного наклонившись вперёд; левая рука на поясе, правая вытянута вперёд, как бы опираясь на клюку)

Со злости била всё рукой. (Правой рукой имитируют удары, снимая напряжение с руки)

Пинала всё вокруг ногой, (дети выпрямляются и делают махи ногами; мах правой ногой, при этом пальцами правой руки коснуться пальцев правой ноги и наоборот)

Одной ногой, потом другой. (Продолжают делать махи ногами)

Устала бедная шуршать, (дети расслабляются, встряхивают руки и расслабляют их)

Теперь ей надо подышать, (делают три глубоких вдоха и выдоха)

А также спинку разогнуть (разводят руки в стороны - назад и прогибаются немного назад)

И сесть немного отдохнуть. (Дети усаживаются на свои места)

4. Игра-приветствие.

– Давайте разучим новую игру, которая называется «Здравствуй, друг!» Для этого необходимо встать в круг, взяться за руки, рассчитаться на «первый» и «второй» - это является сигналом для начала игры. По команде хором проговариваем слова.

«Здравствуй, солнце,

Я твой лучик.

Здравствуй, я –

От сердца ключик».

После этих слов «первые» номера поворачиваются налево ко «вторым» номерам, при этом смотря в глаза своему партнеру и проговаривая:

«Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг –

Ты прекрасней всех вокруг!»

Затем «первые» номера поворачиваются ко «вторым» номерам справа относительно них, смотря им в глаза и проговаривая все те же слова:

«Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг –

Ты прекрасней всех вокруг!».

5. Медитация (минутка тишины).

Почувствовали ступни ног, голени, бедер, спинки, внимание на затылок. Спина прямая, руки – на коленях. Закрыли глаза, послушали море внутри себя.

– Придумайте, пожалуйста, на каждую букву слова «Здравствуйте» придумайте доброе слово или пожелание. Передавайте листочек по кругу и говорите свое слово-пожелание.

6. Домашнее задание.

– Придумайте приветствие для своего друга, используя слова, жесты.

 

Тема 3: Здравствуй, друг!

Цель: В тренинговой работе нарисовать психологический портрет своего друга.

Инструменты и оборудование: карточки-листочки, Богуславская, Купина. Веселый этикет; Зайцева. Устал немножко – поиграй…; Циттель С.А. Здравствуйте!

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Поприветствуем друг друга под счет.

Раз, два – поднялись. (Группа учеников встает.)

Три, четыре – потянулись, стряхнули усталость. (Движения произвольные.)

Пять, шесть – улыбнулись. (Ученики улыбаются учителю и друг другу.)

Семь, восемь – поклонились головой – так здороваясь со мной.

2. Массаж ушей.

3. Проверка домашнего задания.

– На дом вам было задано придумать приветствие для своего друга. Лучшие из приветствий мы обыграем.

4. Повторение изученного материала.

– Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии.

5. Физминутка. «Два цветочка».

6. Тренинг «Море»

– Закрыли глазки, послушаем внутри себя море; покачались на волнах. Какое у вас море ласковое, спокойное или бурное, кипящее?

7. Тренинг «Скажи мне, кто твой друг».

–  Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать его словесный портрет. Указывать на признаки, особенно внешние, по которым сразу узнать данного человека, не следует. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, присущих этому человеку. Затем, кто будет готов, выступает перед классом, остальные пытаются определить, чей это портрет.

Рекомендации учителю. Во время общегрупповой работы ученики по очереди озвучивают словесные портреты, не называя имени того, кого они описывают. Все остальные должны узнать его. Для этого они называют кандидатуры, аргументируя принадлежность словесного портрета именно им. Например: «Я думаю, что это портрет Олега, так как именно он правдив, обаятелен, очень любит животных и готов отдать для друга «последнюю рубашку». Тот, кто узнал себя в представленном описании, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор не должен сразу сообщать, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие. Затем процедура повторяется до тех пор, пока не предъявят свои портреты все участники.

8. Домашнее задание.

– Нарисуйте рисунок на тему «Я и мой друг».

 

Тренинг «Автопортрет».

Один из самых близких людей, которого вы, наверное, хорошо знаете, - вы сами. Действительно, кто лучше знает собственные особенности, привычки, желания и т.д. Каждый из вас должен в течение 5 минут составить подробную психологическую самохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков. В этой характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу вас узнать. Это должно быть описание характера, своих привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т.п. После написания характеристик вы сдадите их учителю или одному из членов группы. Перемешав листы, мы начнём зачитывать автопортреты. Остальные по тексту должны узнать автора. Вы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например, добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые удалось увидеть во время занятий.

Рекомендации учителю: заготовить одинаковые листы для написания характеристик; работу целесообразнее проводить на фоне музыкального сопровождения.

Вербальные приветствия.

–  Ребята, мы познакомились с какими видами приветствий?

– А как ещё можно поприветствовать друг друга? Что мы говорим друг другу?

–  Да, приветствовать – это, значит, сказать и какие-то слова.

– Что говорят, приветствуя знакомых?

В большинстве случаев «Здравствуйте» нельзя забывать, что это слово означает пожелание здоровья (среди военных до сих пор бытует развёрнутая форма приветствия «Здравия желаю!»)

Если вы желаете кому-то здоровья с кислой миной, еле слышно, небрежно, значит, совсем не думаете о его здоровье и благополучии (и о своём тоже), поэтому в приветствие нужно вкладывать достаточный смысл и чувство.

– Давайте вспомним, какие слова звучат в приветствие?

Часто можно слышать «Добрый день», «Приветствую Вас», «Привет (приветик)», «Салют», «Здорово (укр.)», «Физкультпривет».

Существуют обычаи приветствия, не требующие ограничения одним словом.

 В Монголии: «Жирный ли скот?», «Как зимуете?», «Хорошо ли живёте?», «Как у Вас дела?», «Много ли добычи» (для охотников), «Что нового?», «Удачно ли шитьё?» (для портных).

Древние греки приветствовали друг друга «Радуйся!», а современные: «Будь здоров!».

Арабы, приветствуя, произносят: «Мир с тобой!», показывая, что принимают человека, готовы простить его, желают спокойствия ему и всему, что окружает его. Индейцы Навакато говорят: «Всё хорошо!», и в сознании у человека запечатлевается образ удачи, благополучия, веры в себя и окружающих тебя людей.

– А какие ещё приветствия вы знаете?

У нас, у русских приветствий примерно 40, а то и больше. Есть среди них такое, которое направляют работающему: «Бог в помощь!», как оберег; есть и для приехавшего: «Добро пожаловать! С приездом!»; для входящего: «Милости просим!»; есть для помывшегося в бане: «С лёгким паром!»; есть приветствия в зависимости от времени суток: «Добрый день, утро, вечер!», а есть и тому, кого давно не видел: «Сколько зим, сколько лет!». И ещё множество приветствий, способных окрылить человека, помочь ему в общении с другими: близкими людьми и совсем незнакомыми.

4. Подведение итогов.

–  Мы изучили большую тему.

–  Ребята, какие виды приветствий мы изучили?

–  Какое приветствие вам больше понравилось?

– Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

 

5. Домашнее задание.

– Открыли дневники, записали задание на дом. Нарисовать любую страну (какую хотите), составить рассказ к рисунку (5-7 предложений), как приветствуют друг друга в этой стране. Рисунок подписать.

6. Лирическое отступление (если останется время).

– Я хочу вас причитать стихотворение Василя Витка «Добрый день!». Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Сколько приветствий на разных языках вы услышали? Какие народы?..

Добрый день!

Василь Витка.

По стране с моим дедом

Часто езжу и я.

И куда мы ни приедем,

Всюду – наши друзья.

И к какому там дому

Ни подходим вдвоём,

Знаю, мне, как родному,

Будет рад этот дом.

Под Москву пригласили

Строй знакомых берёз.

- Здравствуй, Вася-Василий!

Ты смотри, как подрос!..

Днепр из поезда виден

Его шири дивлюсь.

- Украина, ДОБРЫДЕНЬ!

- ДОБРЫЙ ДЕНЬ, Беларусь!

Сколько мест и названий!

К братьям сотни дорог…

- Добрый день, молдаване!

И в ответ нам: - НОРОК!

Вот в Прибалтику едем.

На прибой погляжу.

- ЛАБА ДЕНА! – соседям

По-литовски скажу.

Ты для друга навеки

Будь открыта душа!..

Под радушное СВЕЙКИ

Входим в дом латыша.

Синь кавказского неба…

Всем и тут я – как сын:

Знаю клич «ГАМАРДЖВЭБА!»

И сердечность грузин.

Вспомню горные пики -

И, как лучшим друзьям,

Вам, узбеки, таджики,

Шлю привет свой: - САЛЯМ!

Я таким в жизни буду,

Как любимый мой дед:

Проложил он повсюду

Братства прочного след.

Каждый край я запомнил,

Полюбил я людей…

Всей отчизне огромной

Говорю: - ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

 

Ответ на вопрос: стран 9: Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Литва, Латвия, Грузия, Узбекистан, Таджикистан).

 

Тема 7: «До свидания!»

Цели: 1.Познакомить детей с этическими формулами прощания, пожелания.

2. Соединить добрые чувства к близким с добрыми словами, которые принято говорить перед расставанием.

3. Закрепить формулы на практике.

Инструменты и оборудование: звёздочки; книги: Формановская Н.И. Вы сказали: «здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении; листочки для самостоятельной работы.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я всех Вас видеть рада!

– Ребята, с этого занятия вы будете получать звёздочки. Цвета: фиолетовый, голубой, синий.

2. Повторение изученного материала.

– Ребята, а что мы проходили на прошлом занятии?

– Мы проходили формы словесного приветствия по теме «Здравствуйте!»

– Поднимите листочки (до этого их следует раздать).

3. Самостоятельная работа.

Задание №1.Напишите слово-приветствие древних греков (радуйся!).

Задание №2. Какое есть приветствие для помывшегося в бане? (с лёгким паром!).

Задание №3. Напишите как можно больше слов-приветствий.

Задание №4. Какие слова мы говорим тому, кого давно не видели?

а) салют; б) сколько лет, сколько зим; в) пока.

Задание №5. Послушайте стихотворение В. Витка и запишите цифрой количество приветствий на разных языках. (9)

4. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, скажите, а что мы говорим друг другу, когда прощаемся?

– Ребята, скажите, много ли прощаний в русском языке?

– Да, их очень много.

5. Сообщение нового материала.

– Известно, что формулу прощания произносят при окончании беседы. Эта формула и значит: разговор завершён, мы расстаёмся. Но ведь речевой этикет служит для установления и поддержания контакта. А тут расставание, прекращение контакта. Не ли в этом противоречия?

– Очевидно, нет. Если вдумаемся в самое употребительное выражение прощания – «До свидания!», если вскроем его исконное (этимологическое) значение, то, что мы увидим?

– Мы увидим: свидание предстоит, мы расстаёмся до новой встречи, иногда это и подчёркиваем: «До скорого свидания!».

Предлог «до» есть во многих выражениях, и в них уже более точно обозначена предстоящая встреча: «До встречи» (в театре, в 7 часов и т.п.), или просто «До завтра!; До воскресенья!; До лета!; До следующих каникул!». Много в наших прощаниях таких уточнителей. Есть специальная помета для прощания на ночь. Какие вы прощания на ночь знаете?

– «Спокойной ночи» или «Доброй ночи».

– Давайте вспомним и о других способах прощания.

Вот уже само прощание напоминает о формуле «Прощай (-те)». Это – если надолго, а то и навсегда.

– Есть и у нас добрые прощания-пожелания: «всего хорошего!», «всего доброго!». Они используются либо самостоятельно, либо соединяются с «До свидания!», как бы усиливая это выражение. Благоприятный смысл пожелания добра нами как-то ощущается, потому что, например, рассердившись на собеседника и даже рассорившись с ним, но, сохраняя правила поведения воспитанного человека (т.е. не «хлопая дверью», а всё же прощаясь), мы вряд ли изберём для такого случая «всего хорошего», а бросим «Прощай (-те) или «До свидания».

– Какие ещё прощания вы знаете?

– Пожелания здоровья слышится в прощании «Будьте здоровы!».

– А ещё есть «Счастливо!», «пока!». «Всего!», «Привет!», «салют!», «Чао!», «Счастливо оставаться!».

– А ещё и такое: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте откланяться!», «Честь имею!», «Наше Вам с кисточкой!».

– Запишите в тетради число, ниже запишите тему урока. На следующей строке – слова-прощания, написанные на доске.

6. Подведение итогов.

– О чём мы сегодня говорили?

– Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

7. Домашнее задание.

– К следующему уроку понаблюдайте за употреблением в речи слов «Извините, спасибо, пожалуйста».

 

Контрольно-обобщающий урок по теме 8: «Привет, привет. Пока, пока, я очень видеть рад тебя!»

Цели: 1. Обобщить полученные знания у детей.

2. Контроль прочности усвоения знаний, умения их применять на практике.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас очень важное занятие. Давайте вспомним, что мы изучали на протяжении этих занятий.

2. Повторение изученного материала.

– Ребята, вспомните, пожалуйста, как приветствуют люди друг друга в разных странах?

– Молодцы.

– Какие виды поклонов существуют в Японии? Покажите их.

– Что такое рукопожатие? Является ли оно приветствием?

– А как можно поприветствовать кроме поклона и рукопожатия.

– Молодцы!

– Ребята, скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда разговор окончен или уходим куда-нибудь?

– Правильно, мы прощаемся. Какие виды прощаний вы знаете, назовите их?

– Ребята, а какие ещё волшебные слова вы знаете?

– Какие формулы благодарности вы помните?

– Что такое извинение? Какие слова мы говорим, если недостаточно просто сказать «извини»?

– Скажите, как мы просим что-нибудь? Какое слово «пожалуйста2?

– Какие формулы просьбы вы помните?

– Молодцы!

3. Итоговый тест.

– Подпишите листочки. Выберите правильный ответ.

1. В каких странах в наше время существует обычай приветствовать поклоном: а) во Франции и Англии; б) в России и США; в) в Японии и Китае.

2. Где приветствуют, прикладывая руку ко лбу, к устам, к сердцу, кланяясь?

а) на Востоке; б) на Севере; в) на Западе.

3. Является ли приветствием поцелуй: а) да; б) нет.

4. Слово «здравствуйте» является: а) жестом; б) словом; в) поклоном.

5. Что говорят тому, кого очень долго не видели:

а) привет; б) до свидания; в) сколько лет, сколько зим.

6. Какое приветствие существует для человека, помывшегося в бане:

а) здравствуй; б) с лёгким паром; в) салют.

7. Какой смысл несёт в себе слово «До свидания»:

а) никакого; б) расставание до новой встречи; в) приветствие.

8. Напишите слова-прощания на ночь.

9. Формула «Прощай (-те)» употребляется при:

а) прощание до завтра; б) при расставании надолго и навсегда; в) при приветствии.

10. Вспомните и запишите как можно больше:

а) слов-приветствий; б) слов-прощаний; в) слов-извинений; г) слов-просьб.

4. Подведение итогов урока.

– Ребята, вы сегодня хорошо потрудились: вспомнили пройденное на прошлом занятии, написали тест. Звёздочки получили – ФИО.

– Урок окончен. До свидания.

 

Тема 10: Поведение в школе.

Цель: Сформировать представление о правилах поведения на уроках в школе, на перемене, в столовой.

Инс т рументы и оборудование: звёздочки, книга: Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята!

Я вас видеть очень рада.

Поклонились головой,

Так здороваясь со мной.

2. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, скажите, что мы изучали в том году?

– А что такое этикет?

Этикет – это правила поведения и речи. Люди придумали эти правила этикета, чтобы не соперничать друг с другом. Соблюдать правила этикета, значит, быть вежливым. Вспомните, пожалуйста, о каких правилах вежливости мы говорили раньше?

– Мы должны договориться соблюдать правила этикета. Они не сложны. Пришёл – поздоровайся, уходишь – попрощайся. Виноват – извинись.

I. Поведение на уроке.

3. Сообщение нового материала.

– А сегодня мы поговорим о поведении в школе.

Умение вежливо слушать.

Елена Николаевна читает детям сказку.

Я эту сказку знаю, - громко, на весь класс, говорит Федя. – Сейчас Иванушка как взмахнёт мечом…

Елена Николаевна остановилась.

– Ребята, правильно ли повёл себя Федя? Почему?

– Запишите в тетради число, тему.

 Запишем правило: 1) Нельзя перебивать речь учителя.

2) Нельзя перебивать товарищей.

– Запомните: Вежливый, культурный человек слушает чужую речь внимательно, не перебивая.

–  Вернёмся к тексту. Вы помните, как Ира рассказывала сказку. Вместо «царь удивился» она сказала «царь удавился», и это вызвало смех. Почему так произошло?

–  Да, Ира волновалась, она старалась говорить быстро, чтобы успеть рассказать сказу подробно. Это и вызвало ошибку. Как нужно отвечать у доски?

–  Запишите правило №2: Не спеши, говори громко и внятно, чтобы речь была понятна. 

Не ссориться и не обижаться друг на друга.

На уроке дети писали новую букву.

А теперь, - сказала Елена Николаевна, - напишите в своих тетрадях эту букву.

Федя хотел было начать писать, но куда-то задевалась ручка. Он дёрнул за рукав Иру.

Ирка, ты не видела мою ручку?

Ира вздрогнула от неожиданности, через тетрадный лист поползла длинная фиолетовая полоса.

Елена Николаевна, Федя мне мешает! Он испортил всю мою работу. Не хочу сидеть с ним за одной партой!

Ябеда-корябеда! Это я не хочу сидеть за одной партой с такой ябедой!

Правило №3: Если хочешь спросить учителя – подними руку.

 Сочиняем стихи.

–  Ребята, вы уже знаете некоторые правила культурного поведения на уроке. Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах, которые сочиним сами. Я буду называть, а вы договаривать.

 

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

 

Всё пиши не отставая,

Слушай не перебивая.

 

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

 

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

 

Запомни, что поют на пении,

Читают на уроке чтения.

 

На математике считают,

На переменке отдыхают.

 

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не сорока.

 

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

 

А помочь захочешь другу –

Поднимай спокойно руку.

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты звонок.

 

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда готовым.

 

Чтоб не встревожились врачи,

 На переменах не кричи.

II. В гардеробе.

– Мы познакомились с правилами культурного поведения на уроке. Однако культура поведения и речи должна проявляться не только в классе. Об этом следующий рассказ.

Сегодня холодно. Ребята надели тёплые курточки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе.

Федя спешит. Он вбегает в гардероб и наталкивается на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и тут увидел свою учительницу.

Здравствуйте, Елена Николаевна! – громко и весело сказал он.

Здравствуй, Федя, но я здесь не одна. Наша гардеробщица Екатерина Петровна, наверное подумала, что ты некультурный мальчик.

Решение этикетных задач.

а) Игорь и Лена одновременно подошли к гардеробу. Кто должен пройти первым?

б) Лена подошла к гардеробу одновременно с учительницей. Кто должен пройти первым?

в) Вы вошли в гардероб школы. Что вы должны сказать нашей гардеробщице? А как вы должны к ней обратиться? Знаете ли вы, как её зовут? Если нет, запомните, её зовут…

г) Вчера Маша порезала руку. Теперь на руке у неё повязка, и ей трудно снять курточку. Рядом стоит Ира. Что она должна сделать? А какими словами Маша поблагодарит её?

III. На перемене.

–  Сейчас мы поговорим о том, как нужно и ненужно (нельзя) вести себя во время школьной перемены.

Решение этикетных задач.

а) С какой стороны поднимаются по лестнице, с какой спускаются? (Девочки, мальчики?) Почему нельзя идти где попало?

б) Какой стороны следует держаться, когда идёшь по коридору?

в) Почему нельзя слишком быстро бегать по коридору во время перемены?

г) Как нужно вести себя, чтобы в школе всегда было чисто?

IV. В столовой.

–  Мы говорили, как отдыхать во время перемены. Но одна из перемен – особая. Она посвящена посещению столовой. Есть ли правила поведения в столовой?

Прозвенел звонок, и все дети по команде Елены Николаевны встали в пары: они идут завтракать. Столовая на первом этаже, и ребятам нужно спокойно, но быстро спуститься по лестнице и занять свои места за столом. Они знают, что нельзя при этом шуметь, толкаться.

На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки.

Фу! – вдруг громко говорит Слава. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Повар Анна Петровна наливала ребятам чай. Она услыхала эти слова и только головой покачала, а Елена Николаевна строго посмотрела на Славу и сказала:

Мне очень стыдно за тебя, Слава. Извините, Анна Петровна…

Решение этикетных задач.

а) Вы пришли с прогулки проголодавшимися. Что выскажете маме? Давайте сочиним этот разговор.

б) Вы сидите со своими одноклассниками за столом и не можете дотянуться до тарелки с хлебом. Как вы поступите?

в) Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Феде прямо а глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. Что вы скажете о поведении Вити в столовой? Объясните Вите, как нужно обращаться с хлебом. Можно ли сказать, что Витя пошутил?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.294 с.)