Тема « Сестринский процесс при артериальной гипертензии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема « Сестринский процесс при артериальной гипертензии»



Тема «Сестринский процесс при артериальной гипертензии»

ПМ 02. МДК 02.01. Сестринский уход при заболеваниях в терапии

 

Курс: ІІ, III

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Время: 4 часа

 

Донецк 2017


Организация-разработчик:

ГПОУ «Донецкий медицинский колледж»

 

Разработчик:

Малиновская В.С.  – преподаватель-методист высшей квалификационной категории дисциплины «Сестринский уход при заболеваниях в терапии» ГПОУ «ДМК»

 

 

Обсуждено и утверждено на заседании методической комиссии профессиональной и практической подготовки дисциплин терапевтического цикла

Протокол № _______от _________________2017 г.

 

 

Председатель цикловой комиссии ___________________Малиновская В. С.

 


СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Разделы Стр.
1. Мотивация изучения темы 4
2 Цели занятия 4
3 Интеграционные связи 6
4 Оснащение 7
5 Этапы занятия 7
6 Список литературы 7
7 Ход занятия 7

Материалы подготовительного этапа занятия

8 Приложение 1. Вопросы фронтального опроса 9
9 Приложение 2. Эталоны ответов на вопросы фронтального опроса 9
10 Приложение 3. Вопросы индивидуального опроса 10
11 Приложение 4. Эталоны ответовна вопросы индивидуального опроса 10
12 Приложение 5. Критерии оценки устных ответов 14

Материалы основного этапа занятия

13 Приложение 6. Инструкция (для студентов) к практическому занятию  «Сестринский процесс при артериальной гипертензии» 15
14 Приложение 7. Алгоритм практического навыка «Обследование пациента с гипертензивной болезнью» 17
15 Приложение 8. Ситуационные задачи 20
16 Приложение 9. Эталоны ответов на ситуационные задачи 22
17 Приложение 10. Критерии оценки выполнения практических манипуляций 25
18 Приложение 11. Критерии оценки решения ситуационных задач 25

Материалы заключительного этапа занятия

19 Приложение 12. Тесты контроля конечного уровня знаний 26
20 Приложение 13. Эталоны ответов на тесты конечного контроля уровня знаний 30
21 Приложение 14. Критерии оценки ответов на тесты конечного контроля уровня знаний 31
22 Приложение 15. Домашнее задание 32

1. Мотивация изучения темы:  Артериальная гипертензия – одна из наиболее распространенных форм патологии. Известно, что частота гипертензии в общей популяции составляет около 15%, а если включить в это число лиц с пограничной артериальной гипертензией, то доля населения планеты с повышенным артериальным давлением возрастет до 25%, а среди людей в возрасте старше 65 лет – 50% и более. Артериальная гипертензия является одной из ведущих причин трудопотерь, инвалидизации и смертности населения. Сердечнососудистые заболевания занимают 1-е место среди причин смертности, инвалидности населения, 3,4 место среди причин заболеваемости, т.е. имеется тенденция к увеличению заболеваемости, смертности от ССЗ. Выявлено, что 57% больных мужчин с сердечно-сосудистыми поражениями выходят на инвалидность в трудоспособном возрасте. Среди женщин меньше лиц трудоспособного возраста при выходе на инвалидность (47%). Таким образом, сердечнососудистая патология в целом (и АГ в частности) продолжает оставаться проблемой номер один в здравоохранении. Это связано в первую очередь с их преобладанием в структуре смертности и возрастающим удельным весом в структуре заболеваемости населения, широким распространением и огромной социально-экономической значимостью этих заболеваний.

 Поэтому предложенная тема имеет большое значение в практической деятельности медицинской сестры

  2. Цели занятия

Учебные цели: Обеспечить формирование системы знаний  и умений у студентов по теме «Сестринский процесс при артериальной гипертензии»

Знать:

З. 1 Определение понятия «артериальная гипертензия». Причины развития и факторы риска (L - II).

З. 2. Клинические проявления гипертензивной болезни. (L - II).

З. 3. Гипертензивный криз: причины, виды, признаки (L - II).

З. 4. Алгоритм доврачебной помощи при гипертензивном кризе. (L - II).

З. 5. Этапы сестринского процесса при гипертензивной болезни.(L - II). 

З. 6. Принципы диагностики и лечения. (L – II).   

З. 7. Алгоритмы выполнения диагностических манипуляций и роль медицинской сестры при подготовке пациента к их проведению (L - II). 

З. 8. Инструментальные и лабораторные методы исследований, их диагностическое значение (L - II). 

З. 9. Методику регистрации ЭКГ, норму ЭКГ(L - II). 

З. 10. Роль медицинской сестры в организации качественного ухода за пациентами с гипертензивной болезнью (L - II).  

 З. 14. Роль медсестры в профилактических мероприятиях. (L - II).  

 З. 15. Работу «школ здоровья», их роль в профилактике артериальной гипертензии.

  Уметь:

У. 1. Провести сестринское обследование пациента с гипертензивной болезнью (L – III).

У. 2. Выявить проблемы пациента (L – III).

У. 3. Планировать сестринский уход(L – III).

У. 4. Подготовить пациента к лабораторным исследованиям (L – III).

У. 5. Подготовить пациента к инструментальным исследованиям (L – III).

У. 6. Провести снятие ЭКГ, выявить и решить проблемы, возникшие при регистрации ЭКГ (L – III).

У. 7. Подсчитать пульс у пациента; измерить АД, записать полученные данные в температурный лист (L – III).

У. 8. Выполнить все виды инъекций (L – III).

У. 9. Соблюдать инфекционную безопасность (L – III).

У. 10. Оформить сестринскую документацию (L – III).

У. 11. Обучить пациента и семью самоуходу (уходу) (L – III).

У. 12. Составить план профилактических мероприятий (L – III).

У. 13. Составить план работы «школы здоровья» для пациентов с артериальной гипертензией (L – III).

Иметь практический опыт:

  • Проведения сестринского процесса с пациентом при гипертензивной болезни(L – III);
  • Выявления проблем пациента (L – III);
  • Ухода за пациентом (L – III);
  • Регистрации ЭКГ в стандартных отведениях(L – III);
  • Выявления и решения проблем, возникших при регистрации ЭКГ(L – III);
  • Планирования сестринского ухода(L – III);
  • Соблюдения инфекционной безопасности пациента и медсестры (L – III);
  • Оформления сестринской документации (L – III);
  • Обучения пациента и семьи самоуходу (уходу) (L – III).
  • Составления рекомендаций по вопросам диетического питания (L – III);
  • Составления плана профилактических мероприятий (L – III).
  • Составления плана работы «школы здоровья» для пациента с артериальной гипертензией (L – III).

Усовершенствовать практические навыки, усвоенные при изучении дисциплины «Технология оказания медицинских услуг»

  • Подсчитать частоту дыхания у пациента (L – III);
  • Исследовать пульс и знать его характеристики (L – III);
  • Измерить АД (L – III);
  • Подсчитать ЧСС (L – III);
  • Подготовить пациента к лабораторным исследованиям ЭКГ (L – III);
  • Подготовить пациента к проведению ЭКГ (L – III);
  • Подготовить аппарат для снятия ЭКГ к работе (L – III);
  • Провести регистрацию ЭКГ (L – III);
  • Выполнить все виды инъекций (L – III);
  • Оформить медсестринскую документацию (L – III).

Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный этап 3 мин
2 Проверка исходного уровня знаний 20мин
3 Основной этап. Практическая часть 125 мин.
4 Итоговый контроль 20 мин
5 Заключительный этап. Подведение итогов занятия 7 мин
6 Задание для самостоятельной работы 5 мин

6.Список литературы:

Основная:

1. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.- 544с.

2. Лычев В.Г. Карманов В. К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.- 333с.

3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416 с

4. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие.- 3-е изд.- Ростов на /Д.: Феникс, 2-11.- 367с.

5. Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР _ Медиа, 2010.- 272с.

6. Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- Изд. 11-е.- Ростов на/ Д..: Феникс, 2013.- 652с.

7. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.- 448с

Дополнительные источники:

1. Мироненко, О.И. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. / О.И. Мироненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 288с.

2. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.

Ход занятия

  п/п Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа. Методы контроля и  обучения. Материалы методического обеспечения (контроль, наглядность, алгоритмы, инструкции) Время этапа
1. Орг. Момент     Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия. Журнал группы, методическая разработка занятия 3 мин
2. Проверка исходного уровня знаний   II а) проверка исходного уровня знаний. в) подведение итогов контроля: Преподаватель обращает внимание на допущенные ошибки, вносит коррективы в ответы, отмечает лучших студентов и дает рекомендации, пояснения тем, кто допустил ошибки. Приложение №1 (Вопросы фронтального опроса)  Приложение №2 (Эталоны ответов на вопросы фронтального опроса) Приложение №3 (Вопросы индивидуального опроса) Приложение №4 (Эталоны ответов на вопросы индивидуального опроса) Приложение №5 (Критерии оценки устных ответов) 20 мин
3. Основной этап. Практическая часть   III А) подготовка студентов к самостоятельной работе: проведение инструктажа по выполнению заданий, обучению навыкам работы осуществлять сестринский процесс у пациентов с ревматической болезнью. В приложении №5 изложена информация, помогающая медицинской сестре осуществлять сестринский процесс у данной категории пациентов   Б) самостоятельная работа студентов: осуществление сестринского процесса, совершенствование практических навыков, решение клинических ситуаций, снятие ЭКГ, Преподаватель следит за ходом самостоятельной работы, где необходимо, делает конкретные рекомендации студентам, отвечает на их вопросы.   В) сдача практических навыков на оценку, подведение итогов самостоятельной работы, разбор решения клинических ситуаций. Комплект алгоритмов выполнения практических навыков Приложение№6 Инструкция (для студентов) к практическому занятию: «Сестринский процесс при гипертензивной болезни». Приложение №7 ( Алгоритм практического навыка «Обследование пациента с гипертензивной болезнью) Приложение №8 (Ситуационные задачи) Приложение №9 (Эталоны ответов на ситуационные задачи) Приложение №10 (Критерии оценкипрактических манипуляций)   125 мин.
4. Итоговый контроль   II - III Итоговый контроль   Приложение №12 (Тесты контроля конечного уровня знаний) Приложение №13 (Эталоны ответов на тесты контроля конечного уровня знаний) 20 мин
5. Подведение итогов занятия   II Преподаватель кратко анализирует занятие и дает критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на отставание, недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной деятельности студентов. Анализ выполнения практических навыков и их результаты. Выставление оценок Приложение№11 ( Критерии оценок ответов на проблемные и ситуационные задачи ) Приложение №14 ( Критерии оценок ответов на тесты контроля конечного уровня знаний)   7 мин
5.  Домашнее задание, самостоятельная работа I Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах Приложение №15 (Домашнее задание) 5 мин

Приложение  № 1

Вопросы фронтального опроса

Приложение  № 2

Эталоны ответов на вопросы фронтального опроса

1. Нормальные показатели АД:

 

2. Повышение АД – гипертензия, понижение АД – гипотензия.

 

3. Первичная (эсенциальная,) гипертензия (гипертензивная болезнь) - заболевание, характеризующееся уровнем АД >140/90 мм рт.ст., что обусловлено суммой генетических и внешних факторов и не связано с какими - либо самостоятельными поражениями органов и систем. Вторичная (симптоматическая) гипертензия – АГ выступает одним из проявлений болезни.

 

4. Вторичная артериальная гипертензия наблюдается при заболеваниях почек, эндокринной системы.

 

5. Не модифицируемые факторы риска – это факторы риска, не поддающиеся коррекции (возраст, пол, генетическая предрасположенность).

 

6. Модифицируемые факторы риска – это  факторы риска, имеющие отношение к образу жизни человека, которые поддаются коррекции.

 

7. Стадии гипертензивной болезни: I стадия - начальная - отсутствуют объективные признаки поражения внутренних органов (так называемых органов-мишеней), имеется лишь повышение АД до 160/95 – 179/105.

II стадия - стойкое повышение АД до 180/105 – 200/115 мм рт.ст., имеется, по крайней мере, один из признаков поражения органов-мишеней.

III стадия - склеротическая, АД > 200/115, наличие комплекса признаков поражения органов-мишеней.

 

8. По течению гипертензивные кризы делятся на осложненные (сопровождаются повреждением органов-мишеней) и не осложненные (без повреждения органов-мишеней).

 

9. Критерии гипертензивного криза: относительно острое начало; наличие признаков поражения органов кровообращения, нервной системы; индивидуально высокий уровень АД.

 

10. Органы-мишени: сердце, мозг, глазное дно, почки, сосуды.

 

Приложение  № 3

Вопросы индивидуального опроса

Приложение № 4

Эталоны ответов на вопросы индивидуального опроса

  1. Гипертензивная болезнь (гипертоническая болезнь)называемая также эссенциальной (первичной) гипертензией, - заболевание, характеризующееся уровнем АД >140/90 мм рт.ст., что обусловлено суммой генетических и внешних факторов и не связано с какими - либо самостоятельными поражениями органов и систем. В основе ГБ лежит срыв нормальной неврогенной и (или) гуморальной регуляции сосудистого тонуса с постепенным формированием органических изменений сердца и сосудистого русла.

Этиология.

Причины развития ГБ все еще неясны. Среди факторов, способствующих развитию заболевания, выделяют следующие основные факторы риска:

· стрессы;

· возраст для мужчин старше 55 лет, для женщины старше 65 лет;

· курение;

· повышение холестерина крови более 6,5 ммоль/л;

· отягощенная наследственность;

· особенности питания (перегрузка поваренной солью, дефицит кальция, злоупотребление алкоголем);

· травмы черепа;

Дополнительные факторы риска:

· нарушение толерантности к глюкозе;

· снижение уровня в крови липопротеидов высокой плотности, повышение в крови липопротеидов низкой плотности;

· абдоминальное ожирение (фактором риска считают окружность талии более 102 см у мужчин и более 88 см у женщин);

· гиподинамия;

· повышенное содержание в крови фибриногена;

· дефицит эстрогенов (период климакса);

· низкое социально-экономическое положение;

· этническая принадлежность;

· географический регион проживания.

В возникновении ГБ велика роль отягощенной наследственности. На ее фоне перечисленные факторы в различных сочетаниях или в отдельности могут играть этиологическую роль.

 

2. Сердце - стенокардия, ИМ, сердечная недостаточность; мозг - преходящее нарушение мозгового кровообращения, энцефалопатия, мозговой инсульт; глазное дно - кровоизлияние в сетчатку и экссудаты с отеком диска зрительного нерва и без него; почки - повышение концентрация креатинина в плазме, хроническая почечная недостаточность; сосуды - расслоение аневризмы, окклюзионное поражение артерий.

 

3.  Клиника зависит от: течения болезни (доброкачественное, злокачественное, с кризами, без кризов). В большинстве случаев артериальная гипертония может протекать бессимптомно в течение некоторого времени.

Клинические симптомы болезни появляются только при поражении органов-мишеней. У больных АГ отмечаются головные боли (один из симптомов АГ и длительное время может быть единственным (но и необязательным) признаком ГБ), головокружения, боли и перебои в области сердца, сердцебиение, одышка, нарушение сна; раздражительность, тревожные состояния, снижение остроты зрения, мелькание пятен перед глазами. Сердечная недостаточность при гипертензивнойой болезни развивается на поздних стадиях, проявляется акроцианозом, одышкой, удушьем; ИБС как частое осложнение ГБ приводит к быстрому прогрессированию сердечной недостаточности. При высоком и очень высоком риске у пациентов отмечаются пастозность голеней, стоп, акроцианоз; пульс — повышенного наполнения и напряжения; левая граница сердца увеличена; усиление I тона у верхушки сердца, позднее — ослабление I тона, акцент II тона над аортой; признаки поражения сосудов головного мозга, почек.

Доброкачественный вариант течения АГ характеризуется: медленным прогрессированием; волнообразным чередованием периодов ухудшения и улучшения; медленным поражением органов - мишеней; эффективностью лечения; поздним развитием осложнений.

Для злокачественного варианта течения АГ характерно: повышение АД > 220/130 мм рт. ст., резистентность к гипотензивной терапии, быстрое развитие тяжелых органических нарушений со стороны почек, головного мозга, глазного дна типа нейроретинопатии, кровоизлияний и экссудатов в сетчатке.

 

4. По течению гипертензивные кризы делятся на осложненные и не осложненные. Осложненный гипертензивный криз сопровождается развитием острого клинически значимого и потенциально фатального повреждения органов-мишеней: острая гипертоническая энцефалопатия, субарахноидальное кровоизлияние, внутримозговое кровоизлияние, ишемический инсульт, острая левожелудочковая недостаточность, расслаивающая аневризма аорты, инфаркт миокарда, гипертонический криз при феохромоцитоме, эклампсия.

К не осложненным гипертензивным кризам относят:

· церебральный неосложненный криз (головная боль, шум в ушах, дрожание конечностей, головокружение, тошнота, рвота, мелькание «мушек», «пятен», «пелена», «туман» перед глазами, нарушения зрения, двоение в глазах, преходящая слепота; нейровегетативные расстройства - гиперемия или бледность кожных покровов, повышенная потливость, озноб, чувство «проваливания», страх смерти);

· кардиальный неосложненный криз (боль в области сердца, перебои в работе сердца, аритмии, сердцебиение, одышка);

· повышение систолического АД до 240 мм рт. ст. и/или диастолического АД до 140 мм рт. ст., даже при отсутствии каких - либо клинических симптомов;

· значительное повышение АД в раннем послеоперационном периоде (риск возникновения кровотечения).

 

5. Осложненные кризы требуют быстрого снижения АД (от нескольких минут до одного часа) путем парентерального введения антигипертензивных препаратов (эналаприл, нитроглицерин, нитропруссид натрия, пентамин, пропраналол, эсмолол, фентоламин, фуросемид), но не более 25% от исходного уровня за первый час лечения.

При не осложненном гипертензивном кризе в зависимости от тяжести течения, уровня АД и клинических симптомов возможно как парентеральное, так и пероральное, либо сублингвальное введение антигипертензивных препаратов с быстрым и коротким действием (нифедипин, эналаприл, каптоприл, клофелин, пропранолол, празозин) в амбулаторных условиях. Скорость снижения АД при неосложненном гипертензивном кризе не должна превышать 25% от исходного уровня за первые 2 часа лечения с последующим достижением целевого значения в течение 24— 48часов.

 

6. Все исследования можно разделить на две группы - обязательные исследования и исследования по показаниям (специальные методы); кроме того, в ряде случаев выполняют углубленное исследование.

Обязательные исследования:

· Измерение АД (правильно измерять АД на обеих руках, на ногах, в положении больного лежа и стоя, считать истинными цифрами АД самые низкие при троекратном измерении с короткими интервалами; сопоставлять полученные величины АД с нормальными показателями).

· ЭКГ не выявляет изменений при I стадии. Во II и III стадиях имеются признаки гипертрофии левого желудочка: отклонение электрической оси сердца влево, увеличение амплитуды комплекса QRS, появление характерной депрессии сегмента ST и снижение амплитуды зубца Т в отведениях V5, V6, I, aVL.

· ЭхоКГ - наиболее точный метод выявления гипертрофии левого желудочка. Наличие гипертрофии левого желудочка - наиболее неблагоприятный признак при ГБ (у таких больных в 4 раза выше риск развития сердечно-сосудистых «катастроф» - ИМ, инсульта) и риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в 3 раза выше по сравнению с таковым у больных ГБ без признаков гипертрофии левого желудочка.

· Исследование глазного дна позволяет с достоверностью судить об изменениях сосудов мозга. В I стадии ГБ органических изменений сосудов глазного дна не отмечают. В ряде случаев можно выявить лишь спазм артерий сетчатки. У больных II-III стадии ГБ изменение сосудов глазного дна выражено значительно: сужен просвет артериол, утолщена их стенка, уплотненные артериолы сдавливают вены; развивается склероз артериол, отмечается неравномерность их калибра, присоединяются мелкие и крупные кровоизлияния, возможен отек сетчатки, иногда ее отслойка с потерей зрения. Картина глазного дна позволяет судить о стадии ГБ при любом уровне АД.

· Исследование крови (натощак) - клинический анализ, определение уровня мочевой кислоты, креатинина, общего холестерина (ХС), холестерина ЛПВП, триглицеридов, глюкозы, калия: изменения клинического анализа крови не характерны для ГБ. В III стадии при развитии ХБП возможна анемия. С присоединением атеросклероза возможно повышение уровня холестерина, триглицеридов, липопротеидов низкой и очень низкой плотности, снижение холестерина липопротеидов высокой плотности;

· Исследование мочи - общий анализ: у больных с I и II стадиями ГБ изменений нет. Постоянная микроальбуминурия (суточное выделение альбумина до 300 мг) указывает на вовлечение в патологический процесс почек.

Дополнительные исследования:

· Рентгенологическое исследование органов грудной клетки - отмечается увеличение левого желудочка (со второй стадии ГБ).

· УЗИ почек и надпочечников.

· УЗИ брахиоцефальных и почечных артерий и т. д.

 

7. Нефармакологические методы лечения ГБ: снижение массы тела; ограничение потребления  поваренной соли; индивидуальные дозированные физические нагрузки; отказ от курения и употребления алкоголя; организация здорового быта, отдыха и нормальной трудовой деятельности с исключением факторов, травмирующих психическую сферу; нормализация сна; фитотерапия (душица, бессмертник, донник, пустырники т. д.); физиотерапия, щадящий массаж головы, шеи и воротниковой зоны, морские купания, гелиотерапия и т. д. с учетом противопоказаний.

Лекарственная терапия:

 Базовые препараты: бета-адреноблокаторы: неселективные - анапрелин, пропроналол, бисапролол ти др. и кардиоселективные – эгилок, беталок; диуретики: петлевые - фуросемид, урегид; тиазидные – гидрохлортиазид; калийсберигающие – альдактон, верошпирон, триамтерен, трифас; ингибиторы АПФ – каптоприл, эналаприл (энап), лизиноприл, акупро; блокаторы АПФ – сартаны - лосартан (козаар, лористо, лозап), епросартан (теветен), кондесартан (кондесар); антагонисты кальция – верапамил, нифедипин, нормодипин.

Препараты ІІ ряда: препараты центрального действия – клофелин, альфа-метилдофа; альфа-адреноблокаторы - кардура, сетегис (рекомендуют больным с аденомой простаты).  

При назначении гипотензивных средств больному разъясняют необходимость их приема на многие годы или всю жизнь. Прерывистая терапия не допустима. Лечение проводится по индивидуальным схемам, препараты и дозы подбирают эмпирическим путем. Схема лечения должна быть простой - по принципу «одна таблетка в день». Не менять схему лечения без крайней необходимости.

 

8. Первичная профилактика состоит в ограничении длительных воздействий неблагоприятных внешних факторов, способствующих возникновению заболевания, здоровом образе жизни (запрещение курения, ограничение приема алкоголя, достаточная физическая активность, рациональное питание, борьба со стрессами и т. д.).

Вторичная профилактика включает диспансерное наблюдение, нелекарственные методы коррекции факторов риска и длительную антигипертензивную терапию (при соблюдении рекомендаций в отношении соблюдения здорового образа жизни).

 

9. В школах здоровья медперсоналом разрабатываются индивидуальные лечебные программы для пациентов. Обучение заключается в следующем:

1. Успешное лечение пациентов с АГ невозможно без их активного участия. Необходимо обучить пациентов ранней диагностике осложнений заболевания, тактике поведения при их возникновении. В домашней аптечке у больного должны быть все необходимые препараты для постоянного контроля АД и при возникновении неотложных ситуаций.

2. Для здорового человека достаточным считается сон не менее 7-8 ч/сут. При АГ индивидуальная норма сна может быть больше - до 9-10 ч. Требуется дневной отдых в горизонтальном положении, лучше с закрытыми глазами.

3. Масса тела должна приближаться к оптимальной. Для этого суточная калорийность пищи должна, в зависимости от массы тела и характера работы, колебаться от 1500 до 3000 ккал. Желательно вести дневник питания. Пациенту настоятельно рекомендуется избегать жирных, сладких блюд, отдавать предпочтение овощам, фруктам и хлебу грубого помола.

4. Потребление соли надо ограничить до 5-6 г/сут. Нельзя подсаливать пищу. Следует заменять соль другими веществами, улучшающими вкус пищи (соусы, небольшое количество перца, уксуса и др.).

5. Увеличить потребление калия. Его много в свежих фруктах, овощах, изюме, кураге, печеном картофеле.

6. Прекратить или ограничить курение.

7. При гиподинамии (сидячая работа более 5 ч/сут) проводить регулярные физические тренировки не менее 4 раз в неделю по 30-45 мин. Предпочтительны пешие прогулки, теннис, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, работа в саду. При физической нагрузке число сердечных сокращений не должно увеличиваться более чем на 20-30 в 1 мин.

8. Овладеть методикой измерения АД, вести дневник АД с фиксацией данных в ранние утренние часы, днем, вечером.

9. В ходе лекарственной терапии пациент должен быть осведомлен об ожидаемом эффекте, изменениях самочувствия и качестве жизни, возможных побочных эффектах и способах их устранения.

 

Приложение  № 5

 

Приложение № 6

Инструкция (для студентов) к практическому занятию

План проведения занятия.

I. Организация занятия

- Отмечаются отсутствующие. Оценивается внешний вид студентов и аудитории, сообщаются тема, цели с проведением мотивации, план проведения занятия.

IV. Итоговый контроль

- Тестовый контроль

- Перекрестная проверка тестов с помощью эталонов

- Подведение итогов тестирования

Приложение № 7

Алгоритм практического навыка «Обследование пациента с гипертензивной болезнью. Сестринская диагностика. Составление плана сестринских вмешательств (І, ІІ, ІІІ этапы сестринского процесса)»

Шаги Порядок выполнения

Приложение № 8

Ситуационные задачи

Ситуационная задача № 1

Пациентка М., 49 лет, поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом: Гипертензивная болезнь II ст., ухудшение, риск 3. При сестринском обследовании установлены жалобы на: головную боль в затылочной области, головокружение, «туман» перед глазами, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Лекарства принимает нерегулярно. Диету не соблюдает, злоупотребляет острой, соленой пищей, много пьет жидкости. Больная не верит в успех лечения.

Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, кожные покровы чистые, обычной окраски, избыточного питания. ЧДД 16 в минуту, пульс 80 в минуту, ритмичный, напряжен. АД 180/100 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный.

Задания:

1. Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено, определить проблемы пациентки.

2. Поставить цели и составить план сестринского вмешательства с мотивацией.

 

Ситуационная задача № 2

Пациентка М., 50 лет, жалуется на сильную головную боль, больше в затылочной области, головокружение, тошноту. Такие состояния возникают в течение двух лет. Последнее длится около двух часов, связывает его с психической травмой (неприятности на работе).

Объективно: больная возбуждена, лицо гиперемировано. Над легкими – везикулярное дыхание. Границы сердца расширены влево на 1 см. Тоны сердца приглушены, акцент II тона на аорте. Пульс напряжен. Ритмичен. АД 190/100 мм рт. ст.

Задания:

1. О каком заболевании идет речь?

2. Составьте план неотложной помощи.

3. Какое обследование можно рекомендовать пациентке?

Ситуационная задача № 3

Пациент С., 58 лет, в течение восьми лет страдает гипертензивной болезнью. В последние 2 года почти постоянно отмечает высокое артериальное давление. Часто лечится в стационаре. Два дня назад усилилась головная боль, появились головокружение, пошатывание при ходьбе. Ночью проснулся от резкого удушья. Вызвана бригада скорой помощи.

Объективно: состояние больного тяжелое. Сидит в постели. Диффузный серый цианоз, капли пота на лбу. Над легкими – рассеянные сухие хрипы, в нижних отделах влажные. Границы сердца расширены влево, тоны глухие, тахикардия. Пульс напряжен, 107 уд. в 1 мин. АД 230/120 мм рт. ст.

Задания:

1. Какое осложнение возникло?

2. Составьте план неотложной помощи.

 

Ситуационная задача № 4

В медпункт завода доставлена больная Ю., 49 лет с жалобами на резкую боль в области затылка, головокружение, тошноту, колющую боль в области сердца, одышку, чувство нехватки воздуха. Затем начался приступ удушья.

Объективно: больная возбуждена. Кожные покровы бледные, влажные. Акроцианоз. Кашель с пенистой розовой мокротой. ЧДД – 30 в 1 мин. Над легкими прослушиваются мелко и среднепузырчатые влажные хрипы. Границы сердца расширены влево, тоны приглушены, тахикардия. Пульс 112 уд. в 1 мин. АД – 230/120 мм рт. ст.

Задания:

1. Какое осложнение возникло?

2. Составьте план неотложной помощи.

 

Ситуационная задача № 5

Пациентка Р., 52 лет, жалуется на сильную головную боль, которая возникла через два часа после стрессовой ситуации, головокружение, тошноту, ноющую боль в области сердца. Больная беспокойна, лицо гиперемировано. Границы сердца расширены влево, пульс 90 уд. в минуту, ритмичный, напряженный, АД 200/100 мм рт.ст.

Задания:

1. Для какого состояния характерны данные клинические признаки?

2. Сформулируйте действительные проблемы.  

3. Составьте план сестринских вмешательств.

 

Приложение № 9

Ситуационная задача № 2

1.  Гипертензивная болезнь, II стадии, не осложненный гипертензивный криз.

2.  План неотложной помощи:  установить словесный контакт, успокоить, выключить радиоприемник, телевизор, придать пациентке высокое положение Фаулера с опущенными ногами; обеспечить широкую аэрацию (расстегнуть стесняющую одежду, открыть окно в домашних условиях; обследовать пациента (конкретизировать жалобы, зафиксировать время начала криза,  собрать быстро, но нацелено короткий анамнез, оценить психологическое состояние, сознание, обратить внимание на цвет, влажность кожи, определить характеристики дыхания, измерить АД, исследовать пульс.

Применить один из лекарственных препаратов пациента, назначенных врачом - внутрь или под язык: нифедипин 10-20мг; пропранолол 10-20мг; нитроглицерин 0,0005 и т. д.

Положить пузырь со льдом или холодный компресс на лоб, горчичники на затылок и икроножные мышцы или сделать горячую (горчичную) ванну для ног.

Обеспечить постельный режим и наблюдать за состоянием пациентки (контроль АД, пульса). Объяснить пациентке, что после оказания неотложной помощи она должна находиться в горизонтальном положении, как минимум 1,5-2 часа.

3. Рекомендуемое обследование: ЭКГ, ЭхоКГ, исследование глазного дна, общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимическое исследование крови, рентгенологическое исследование органов грудной клетки и т. д.

 

Ситуационная задача № 3

1. Гипертензивная болезнь, II-III стадии, осложненный гипертензивный криз (приступ сердечной астмы).

2. Неотложная помощь: установить словесный контакт с пациентом, успокоить его, выключить радиоприемник, телевизор, обследовать пациента (конкретизировать жалобы, выявить причину данного состояния, оценить цвет кожи, определить вид одышки, подсчитать количество дыхательных движений,   выявить характер кашля (сухой, влажный), определить количество, вид мокроты, исследовать пульс,  измерить АД, определить объём выделяемой мочи, снять ЭКГ в 12 отведениях); придать пациенту положение сидя с опущенными ногами. Обеспечить широкую аэрацию: открыть окно (в домашних условиях), расстегнуть стесняющую одежду, дать увлажненный водой кислород, если у пациента сухой кашель.

Дать под язык нитроглицерин 1-2таб., с интервалами 5мин. 3-4 раза, если систолическое АД не ниже 90мм рт.ст.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.206 с.)