Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства



В соответствии с действующими правовыми нормами административная ответственность наступает как для физических, так и для юридических лиц. Принимая решения о привлечении к административной ответственности, антимонопольный орган руководствуется ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, в которой указано: "Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо".

Однако если физическое лицо в зависимости от степени тяжести наступивших негативных последствий может быть привлечено либо к административной, либо к уголовной ответственности, то для юридических лиц в российском законодательстве предусматривается лишь административная ответственность.

Согласно ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 указанного Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу приостанавливается исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в законную силу.

Различная природа мер принуждения, предназначенных для реагирования на нарушения антимонопольного законодательства, и мер административной ответственности делает необходимым раздельное их применение. Меры обоих видов объективно взаимосвязаны, поскольку привлечение к административной ответственности обусловлено предварительным выявлением нарушений антимонопольного законодательства в специальных процедурах.

По общим правилам по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, возможно применить следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

В свою очередь, отягчающими вину обстоятельствами могут быть признаны:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения (в течение 1 года со дня окончания исполнения вынесенного постановления).

Специфика санкций за злоупотребление доминирующим положением на рынке и заключение антиконкурентных соглашений - оборотные штрафы, исчисляемые исходя из выручки правонарушителя на товарном рынке (рынке, на котором совершено административное правонарушение). Вообще из статистических данных по наложенным ФАС России штрафам следует, что большая часть штрафов за совершение нарушений антимонопольного законодательства являются оборотными.

Главная проблема возникает при расчете оборотного штрафа. Во-первых, отсутствует работающий объективный механизм для проверки суммы выручки правонарушителя для расчета оборотного штрафа.

Законодателем создан юридический механизм по обеспечению достоверности и полноты данных, предоставляемых для расчета штрафа. Так, Федеральным законом от 02.11.2013 N 285-ФЗ ст. 19.8 КоАП дополнена ч. 7 и 8, предусматривающими ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представление в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей, на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

Частью 2 ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что его положения применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.

В случае выявления таких соглашений или действий антимонопольный орган привлекает лиц, их совершивших, к административной ответственности.

Однако в соответствии с ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Следовательно, при отсутствии такого международного договора поведение указанных лиц за пределами Российской Федерации не подпадает под действие КоАП РФ.

В настоящее время отсутствуют какие-либо международные соглашения Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с административной ответственностью лиц за заключение за пределами территории Российской Федерации соглашений или совершение действий, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации. Отсутствие таких соглашений делает невозможным применение КоАП РФ к иностранным лицам, совершившим указанные нарушения антимонопольного законодательства за пределами Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.007 с.)