Общая характеристика мер обеспечения конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика мер обеспечения конкуренции



 

Под мерами обеспечения конкуренции следует понимать меры государственного принуждения, применяемые к физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления в случае нарушения ими антимонопольного законодательства или наличия информации о планировании ими действий, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Как следует из приведенного определения, меры обеспечения конкуренции применяются как в тех случаях, когда нарушение антимонопольного законодательства уже совершено, так и в тех случаях, когда только возникла угроза такого нарушения. Это свидетельствует о том, что рассматриваемые меры применяются не только с целью привлечения нарушителя к ответственности, но и с целью превенции - предупреждения возможного нарушения антимонопольного законодательства в будущем.

Меры обеспечения конкуренции могут быть разделены на две группы:

1. Меры защиты конкуренции;

2. Меры ответственности за нарушение антимопнопольного законодательства.

 

К мерам защиты конкуренции следует отнести:

1. Выдачу антимонопольным органом предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

2. Выдачу антимонопольным органом предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

3. Выдачу антимонопольным органом предписаний.

4. Направление антимонопольным органом в Центральный банк Российской Федерации предложений о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство.

5. Внесение антимонопольным органом в лицензирующие органы предложений об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий.

 

В другую группу мер обеспечения конкуренции входят меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Российским законодательством предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции:

- гражданско-правовая ответственность;

- административная ответственность;

- уголовная ответственность.

При этом следует понимать, что рассматриваемые две группы мер обеспечения конкуренции имеют разную правовую природу. Так, меры защиты конкуренции (выдача предостережений, предупреждений, предписаний и предложений) полностью входят в предмет регулирования антимонопольного законодательства и закреплены в Законе о защите конкуренции. Единственное исключение из указанного разграничения представляет такой особый вид ответственности, как принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход. Данная мера ответственности закреплена ст. 38 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении организации либо решение о выделении из ее состава одной или нескольких организаций.

Статья 38 Закона о защите конкуренции также содержит положение, согласно которому созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц. Таким образом, принудительное разделение должно приводить к созданию совершенно независимых друг от друга организаций, которые станут конкурентами на рынке.

Основание для применения такой меры ответственности - систематическое осуществление монополистической деятельности организацией, занимающей доминирующее положение.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30% и менее общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Практика применения данной статьи в настоящее время отсутствует, антимонопольный орган ни разу не предъявлял подобные иски.

В литературе не сложилось единой точки зрения по вопросу отраслевой принадлежности представленной меры ответственности: она может быть отнесена к мерам административной ответственности, в то же время принудительное разделение организации не указано в качестве вида административной ответственности в КоАП РФ.

Представляется, что в данном случае следует говорить об отдельной мере антимонопольной ответственности по следующим причинам. Во-первых, основанием для ее применения является нарушение запретов, закрепленных в антимонопольном законодательстве, и нарушение норм другой отраслевой принадлежности не может повлечь применение данной меры. Во-вторых, рассмотренная ст. 38 Закона о защите конкуренции расположена в главе об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, т.е. закреплена в самом антимонопольном законе, что также является дополнительным аргументом, позволяющим сделать вывод о наличии отдельной антимонопольной ответственности.

По своей правовой природе к особой антимонопольной ответственности близки оборотные штрафы - денежные взыскания, выражающиеся в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо начальной стоимости предмета торгов. Данная мера ответственности с учетом особого порядка расчета такого штрафа - в зависимости от размера выручки правонарушителя на том рынке, где было совершено нарушение антимонопольного законодательства, - применяется только к нарушителям антимонопольного законодательства.

Далее с учетом положений КоАП РФ оборотные штрафы будут рассмотрены в рамках параграфа об административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.004 с.)