Основы массажа детей грудного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы массажа детей грудного возраста.



 

Из средств физического воспитания на первом году жизни ребёнка массаж и физические упражнения имеют особое значение. Они способствуют: нормальному развитию ребёнка, как физического, так и психического; устойчивости организма ребёнка к воздействию внешних факторов; закаливанию.

Объективные особенности режима дня ребёнка на первом году жизни: ребёнок много спит, движения ограничены из-за гипертонуса мышц и пеленания конечностей, дыхательная мускулатура и мышцы живота слабо развиты. Всё это требует обязательного введения в режим дня ребёнка гигиенического массажа и гимнастики.

Выделены следующие этапы развития на первом году жизни и к ним подобраны соответствующие методики массажа и гимнастики:

1. 0-1,5 месяцев (40 дней);

2. 1,5-3 месяцев;

3. 3-6 месяцев;

4. 6-9 месяцев;

5. 9-12 месяцев.

 

Общие методические указания

На 1 году жизни массаж и физические упражнения обязательно сочетаются и проводятся в большинстве своём в исходном положении ребёнка (И.П.Р.): лёжа на пеленальном столике, покрытом байковым одеялом, клеёнкой и пелёнкой.

Температура воздуха должна быть не ниже 20-22 градусов, а иногда и 26 градусов (при гипотрофии). Занятия проводятся в одни и те же часы (через 45-60 мин. после кормления или за 1 час до еды). Не рекомендуется проводить непосредственно перед сном. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день.

Умственное и физическое развитие детей в решающей степени зависит от общего количества прикосновений. Потребность в прикосновениях особенно остро ощущается новорождённым ребёнком. Научно доказано, что в результате импульсов, идущих в мозг от кожи, мозг выделяет определённые химические вещества, способные регулировать процессы физического и психического развития ребёнка.

Во время массажа и гимнастики поддерживать положительный эмоциональный настрой, общаться с ребёнком.

Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребёнка, а при массировании спины нельзя применять ударные приёмы (похлопывание, поколачивание) в области почек. Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки.

Проводить массаж и гимнастику ребёнка следует в течение 6-8 минут. Общая нагрузка в каждом возрастном периоде дозируется индивидуально.

Чаще начинают массаж и гимнастику с рук, затем ноги, живот, грудь, спину и ягодицы.

Гигиенический массаж детям раннего возраста целесообразно начинать не ранее чем с 1,5-2 месячного возраста.

Для лечебного применения физических упражнений и массажа не может существовать твёрдой границы возраста, это определяется, в первую очередь, лечебными задачами. Так, напри­мер, при врождённой кривошее, врождённом вывихе бедра, группе риска по ДЦП, раннее применение массажа и гимнастики даёт высокий эффект.

Все гимнастические упражнения для детей раннего возраста делят на 3 группы: рефлекторные, пассивные, активные.

Рефлекторные - это упражнения, в основе которых лежит использование врождённых двигательных реакций (рефлексов), которые мы можем вызвать у ребёнка в возрасте от рождения до 3-5 месяцев.

Основные рефлекторные упражнения:

1. И.П.Р. - на спине. Массажист надавливает большими пальцами на ладони ребёнка. При этом ребёнок открывает рот, слегка вытягивает губы вперёд, слегка сгибает голову вперёд, напрягает пле­чевой пояс, руки. Это упражнение основано на рефлексе Бабкина.

2. Массажист вкладывает II пальцы в ладони ребёнка. Ребёнок цепко захватывает пальцы и активно приподнимает голову и верхнюю часть туловища, его можно приподнять. Это рефлекс Робинсона, он вызывается с рождения и угасает к 3-4 месяцам.

3. Рефлекторное упражнение для стоп. Массажист слегка нажимает большим пальцем у основания пальцев стопы на подошве. В ответ на это тактильное раздражение сжимаются пальцы ребёнка - рефлекс Веркома.

Затем массажист проводит большим пальцем по наружному краю стоп от пятого пальца к пятке. Происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное разведение всех пальцев - рефлекс Бабинского. Используется для диагностики параличей и атонии мышц ног.

4. Ребёнка укладывают на живот, к подошвам подставляют ладонь, от которой ребёнок рефлекторно отталкивается и ползёт. Это рефлекс ползания Бауэра, он выражен с 3-4 недели жизни и держится до 4-х месяцев, затем угасает.

5. И.П.Р. - на боку. Рефлекторное разгибание позвоночника. При раздражении кожи спины паравертебрально большим пальцем от шеи к ягодицам или наоборот, происходит выгибание туловища ребёнка дугой в сторону раздражителя и поворачивает сюда голову. Рефлекс Галанта - выражается с 5-6 дня жизни и до 3-4 месяцев.

Пассивные упражнения выполняются усилиями взрослого без сопротивления со стороны ребёнка. Пассивные упражнения возможны при исчезновении повышенного тонуса мышц. В руках у ребёнка он исчезает к 3-м месяцам, а в ногах к 4-м месяцам. При заболеваниях, сопровождающихся снижением мышечного тонуса, иногда показано более раннее применение пассивных упражнений, и, наоборот, при сохранении повышенного тонуса мышц назначение пассивных упражнений противопоказано.

Основные пассивные упражнения:

1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди («кучер»), с заведением на бока.

2. Круговые движения руками: вперёд вверх до стола, скользя по столу вниз к туловищу, затем обратно по столу вверх и вперёд и вниз.

3. Сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).

4. Сгибание и разгибание ног вместе.

5. Сгибание и разгибание ног попеременно.

6. Круговые движения ногами.

Активные упражнения основаны на произвольно выполняемых ребёнком движениях. Они возможны только при возникновении у ребёнка самостоятельного движения.

Первое активное движение ребёнка появляется на 2 месяце жизни - это движение головы. Ребёнок в положении на животе может поднимать и некоторое время удерживать голову.

В 3 месяца - он уже удерживает голову и поднимает плечевой пояс, опираясь на предплечье. В возрасте от 3 до 5 месяцев - возникают активные повороты туловища со спины на живот, с живота на спину. К 5-6 месяцам - ползание на животе. К 6-8 месяцам - ползание на четвереньках и переход в положение сидя. С 8 месяцев - обучается стоять. К 1 году - ходить.

Последовательность возникновения активных движений всегда постоянна. При задержке в развитии активных движений массажист должен стимулировать их появление упражнениями «с помощью», яркими игрушками и т.д. Учитывая вышеизложенное, первое активное упражнение вводим со второго месяца.

Основные активные движения:

.Выкладывание на живот.

.Парение в положении на животе.

.Повороты со спины на бок «с помощью» (с 2 месяцев).

.Подтягивание (с 2 до 3 месяцев).

.Присаживание (с 3 до 6 месяцев).

.Повороты со спины на живот и с живота на спину (с 3 до 6 месяцев).

.Вставание на четвереньки с помощью и без неё (с 6 месяцев).

.Переход в положение сидя, держась за кольцо (с 6 месяцев).

.Вставание на ноги с удержанием под мышки (с 6 месяцев).

.Стимулирование ходьбы.

 

Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 1,5-3 месяца

Время - 8 минут (с учётом всех отвлекающих моментов – не более 15 минут).

Основной особенностью этого возраста является:

1. Гипертонус сгибателей рук и ног.

2. Наличие рефлекторных движений, возникающих в ответ на раздражение определённых участков кожи - врождённые рефлексы.

Исходя из этих двух основных особенностей, целью массажа служит уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей, что будет достигнуто лёгким поглаживанием. Пассивные и активные упражнения в этом возрасте невозможны. Проводятся рефлекторные упражнения.

Методические рекомендации.

1)  Массаж рук (поглаживание), исходное положение ребёнка - на спине, ногами к массажисту. Первый палец своей левой руки массажист вкладывает в правую руку ребёнка и, придерживая её, поглаживает внутреннюю, а затем наружную поверхность предплечья и плеча в проксимальном направлении, всего 8-10 раз. Аналогично массирует другую руку.

2)  Приподнимание из положения на спине - рефлекторные движения. Ребёнок лежит на спине, дайте ему схватить или большие пальцы своих рук, или деревянный округлый штырь, после чего приподнимите верхнюю часть его туловища на несколько сантиметров. Как только заметите, что хватка ребёнка ослабла или что выражение радости на его лице сменилась озабоченностью, успевайте опустить его. За минуту можете семь-восемь раз приподнять его. Через одну-две недели приподнимайте ребёнка всё выше и выше так, чтобы он сам начинал удерживать часть собственного веса, не забывайте радостно и громко хвалить малыша всякий раз, когда он хватает и отпускает.

3)  Массаж ног (поглаживание), исходное положение ребёнка - на спине, ногами к массажисту. Массажист одной рукой поддерживает ногу ребёнка за нижнюю часть голени и за стопу, другой рукой поглаживает по наружной и задней стороне голени и бедра; всего 8-10 раз.

4)  Рефлекторное упражнение для стоп - сгибание и разгибание пальцев ног: надавливание у основания пальцев приводит к их сгибанию; раздражение кожи от V пальца к пятке - веерообразное разведение пальчиков.

5)  Массаж живота, исходное положение ребёнка - на спине, ногами к массажисту. Массажист ладонью правой руки по ходу часовой стрелки поглаживает живот, минуя область печени (правое подреберье) – 8-10 раз. Затем правой рукой сверху вниз поглаживает левую половину живота (задним ходом), одновременно левой рукой - правую половину снизу вверх (глажение), 6-8 раз. Это способствует отхождению газов, улучшению перистальтики кишечника, укреплению мышц брюшного пресса.

Поглаживание по косым мышцам живота. Массажист подводит ладони обеих рук под поясницу ребёнка. Затем обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу, сверху вниз и кпереди, пальцы соединяются над пупком. И так тоже 6-8 раз. Завершите массаж 2-3 круговыми поглаживаниями.

6)  Упражнение для укрепления мышц живота. Массажист подводит ладони обеих рук под спину ребёнка, поддерживая его голову. Ребёнок упирается стопами о живот массажиста. Массажист медленно поднимает руки почти до вертикального положения, затем, так же медленно, опускает. Следить, чтобы ребёнок не терял опору. Это упражнение служит хорошей подготовкой к присаживанию.

7)  Выкладывание на живот. Ребёнка кладут на живот так, чтобы его руки находились перед грудной клеткой, голова слегка повёрнута в сторону. В таком положении ребёнок поднимает и удерживает голову. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и спины.

8)  Массаж спины. Поглаживание:

а) комбинированное;

б) встречно-комбинированное;

в) раздельно-последовательное (ладони попёрек спины).

9)  Рефлекторное ползание на животе. Ребёнок рефлекторно отталкивается от подставленной к его подошвам ладони взрослого. Упражнение укрепляет мышцы туловища и разгибатели ног.

10)  Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение выполняется по 1 разу в положении на правом и левом боку, способствует укреплению мышц спины.

11)  Массаж груди. И. п.: ребёнок лежит на спине. Начинают с поглаживания которое выполняется обеими руками (ладонными или тыльными поверхностями пальцев). Одновременным движением руки направляются от середины грудины вверх и в стороны к подмышечным впадинам.

Поглаживание боковых поверхностей грудной клетки проводится в направлении от грудины вниз и в стороны к подмышкам. Затем, обхватив грудь ребёнка, быстрыми движениями, очень нежно надавливают на грудную клетку.

Этот приём вибрационного массажа рефлекторно вызывает более глубокий вдох.

12)  Упражнение «пловец». И. п.: ребёнок лежит на животе. Указательным и большим пальцами правой руки обхватите снизу правую ногу ребёнка в нижней части голени, остальными пальцами прихватите на том же уровне левую ногу. Затем, приподнимая ноги ребёнка, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите малыша над столом. При этом ребёнок лежит горизонтально на ладони, как на площадке. Голова и верхняя часть туловища его приподняты, позвоночник разогнут, работают все мышцы задней поверхности тела.   Упражнение делается 1 раз и длится несколько секунд.

13)  Рефлекторная ходьба. Поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положении лицом или спиной к себе. Дайте малышу прикоснуться к твердой поверхности стола. Это раздражение вызывает рефлекторные шаги. Ведите ребенка, слегка наклоняя его вперед.

    При выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы па опору (не позволяйте ему «ходить» на цыпочках).

14)  Встряхивание ручек. Положите ребёнка на спину. Захватите кисть ребёнка так же, как и при массаже, и очень легко встряхните обе руки, слегка разведя их в стороны. Если ребёнок сопротивляется (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), значит, он ещё не готов к этому упражнению. В таком случае повторите поглаживание рук.

15)  Покачивание в позе «эмбриона». Ребенок лежит на спине. Сгруппируйте ребёнка, т. е. сложите ручки на груди, подтяните согнутые ноги к животу (разведя колени и соединив стопы), наклоните голову к груди. Придерживайте руки и ноги одной рукой, а другой - поддерживайте голову под затылком. В такой позе, напоминающей положение эмбриона, покачивайте ребёнка в различных направлениях: вперёд-назад, вправо-влево, по кругу по 2-3 раза в каждую сторону. Это упражнение благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его следует делать несколько раз в день.

16)  Покачивание на мяче. Положите ребёнка животом на надувной пляжный мяч большого размера, разведя его колени широко в стороны. Придерживайте ребёнка в области спины. Покачивайте мяч в различных направлениях: вперёд-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребёнок не соскользнул. Это упражнение можно делать в любое время дня, спустя полчаса после еды. Оно способствует хорошему расслаблению и тренирует вестибулярный аппарат.

 

Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 3-6 месяцев

Время - 10 минут (не более 20 минут).

3-месячный ребёнок становится более общительным: начинает «гулить», часто улыбается. Увеличилось время бодрствования - до 4-5 часов в сутки. На обращение взрослых и ласковый разговор отвечает «комплексом оживления»: радость выражается улыбкой, звуками и активными движениями рук и ног (ребёнок как бы смеётся всем телом). 

Ребёнок начинает проявлять интерес к игрушкам: тянется к ним, а к 4 месяцам уже захватывает, гладит и удерживает их. Необходимо подобрать несколько ярких, удобных для захвата игрушек. Желательно, чтобы погремушки имели длинную округлую ручку.

Массаж детей этого возраста становится ещё более продолжительным и сложным, вводятся новые приёмы: растирание и разминание. Растирание выполняют подушечками чуть согнутых пальцев или применяют кольцевое растирание.

Не торопитесь сажать ребёнка - позвоночник его ещё очень подвижен, и раннее сажание приводит в дальнейшем к нарушениям осанки. Необходимо стимулировать желание ребёнка ползать.

Методические рекомендации.

1).Массаж рук. Выполните 6-8 поглаживаний по всей длине руки ребёнка от кисти к плечу.

Кольцевое растирание: придерживайте кисти ребёнка (левой рукой - правую, правой - левую), вложив в неё ваш большой палец. Большим и указательным пальцами свободной руки обхватите кольцом ручку ребёнка в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания с акцентом на наружной поверхности руки. Таким образом в 3-4 оборота продвигайтесь до локтя, затем в 5-6 оборотов – до плеча. Повторите этот приём 2-3 раза. Желательно, чтобы кожа ребёнка порозовела. Закончить массаж рук необходимо 2-3 поглаживаниями.

2).Скрещивание рук на груди. И. п.: ребёнок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребёнка, остальными - слегка придерживайте его кисти (в 4-5 месяцев ребёнок уже хорошо держится за пальцы и кисть можно не придерживать). Разведите руки ребёнка в стороны, можно это делать с лёгким встряхиванием, затем ведите их навстречу друг другу до перекрёста на груди и обратно. При перекрещивании сверху должна ложиться то правая, то левая рука попеременно. Темп движений в 3-4 месяца медленный, избегая резких толчков. В 4-5 месяцев темп движений меняйте от медленного к более быстрому. Повторите скрещивание 6-8 раз.

3).Массаж ног. Начните с 2-3 поглаживаний по всей длине ноги в направлении от стопы к бедру.

Кольцевое растирание: большим и указательным пальцами обеих рук обхватите кольцами (вплотную, одно над другим) голень ребёнка в нижней её части. Делайте энергичные расходящиеся кольцевые растирания и в 3-4 оборота продвигайтесь до колена по задне-наружной поверхности голени. Важно не задевать подколенную ямку и не тереть ахиллово сухожилие. Передненаружную поверхность бедра удобнее растирать подушечками пальцев. Повторить 6-8 раз.

Разминание валяние: положите голень ребёнка между ладонями своих рук так, чтобы одна рука легла на наружную поверхность голени, а другая - на заднюю. Одновременно двумя ладонями производите энергичные, круговые, смещающие мышцы, движения (в противоположных направлениях), продвигаясь от стопы к бедру, затем – в обратном направлении. И так 2-3 раза.

Продольное разминание: нога ребёнка свободно лежит на вашей ладони, которая поддерживает её в нижней части голени. Другой рукой обхватите мышцы наружной поверхности голени и, смещая их в сторону большого пальца, производите одновременно круговые и поступательные движения, напоминающие замешивание теста. Разминайте мышцы, расположенные на наружной поверхности голени и бедра ребёнка, начиная от стопы по направлению к бедру и обратно, 2-3 раза. Завершите массаж общим поглаживанием всей ноги ребёнка. Затем массируйте другую ногу.

4).«Скользящие шаги» с вибрацией. И. п.: ребёнок лежит на спине. Обхватите голени ребёнка так, чтобы большие пальцы были расположены

на передней поверхности голени, а остальные - на задней. Затем, с лёгким встряхиванием, выпрямите ногу ребёнка и, скользя стопой по поверхности стола, согните её. Повторите движение другой ногой. И так 6-8 раз каждой ногой. Это упражнение, напоминающее езду на велосипеде, хорошо укрепляет мышцы ног и воспитывает опорную реакцию.

Если в 3-4 месяца пассивное разгибание ног дается с трудом (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), отложите выполнение этого упражнения до более старшего возраста. Можно просто «потопать» стопами по поверхности стола. Скользящие шаги делаются медленно и очень осторожно, без рывков.

5).Одновременное сгибание и разгибание ног. И. п.: ребёнок лежит на спине. Обхватите ноги ребёнка в верхней части голеней так, чтобы большие пальцы лежали вдоль внутренней поверхности, а остальные пальцы свободно легли на задне-наружную поверхность голеней. Согните одновременно обе ноги с лёгким нажимом на живот, разведя колени. Затем медленно разогните их. Повторите упражнение 6-8 раз под ритмичный счет. Если ребёнок сопротивляется сгибанию, то достаточно слегка помассировать под коленками, чтобы добиться сгибания. Если ребёнок «не хочет» разгибать ноги, то выполните движение с лёгким потряхиванием, это облегчает разгибание.

6).Поворот на живот (через правый бок - влево). И. п.: ребёнок лежит на спине. Вложите указательный палец левой руки в левую ладонь ребёнка, остальными пальцами обхватите его кисть. Правой рукой удерживайте обе ноги в области голеней «вилочкой» и, слегка выпрямив их, поверните таз ребёнка влево. Непосредственно вслед за этим малыш самостоятельно поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону.

Задержите малыша в положении на боку, пусть он потренирует мышцы шеи, удерживая голову. Затем выведите левую ручку ребёнка чуть вперёд - и малыш уже лежит на животе. Поправьте руки у него под грудью, расправив кисти.

В упражнении используется врождённый вестибулярный рефлекс расположения частей тела. При выполнении этого сложного движения работают мышцы всего туловища ребёнка. Последовательность отдельных моментов такая же, как при самостоятельном повороте здорового ребёнка более старшего возраста.

Иногда и 3-месячный ребёнок во время своих беспорядочных движений случайно запрокидывает одну ногу за другую, и таз поворачивается на бок (I момент). Это влечёт за собой движение головы и верхней части тела в ту же сторону (II момент). Остаётся самое трудное: вытащить из-под себя ручку, и ребёнок - на животе (III момент). Особенно важно воспитать правильный механизм поворотов, описанный выше, у детей ослабленных, недоношенных.

Эти дети часто поворачиваются следующим образом: лёжа на спине, упираются затылком и ягодицами, прогибая позвоночник вверх, что влечёт за собой перевешивание тела на живот. В результате подобных упражнений усиливается прогиб позвоночника в области поясницы, а это нежелательно. Поворот выполняется по 2-3 раза в каждую сторону. Это упражнение очень полезно, и дети делают его с удовольствием, поэтому повторяйте повороты несколько раз в течение дня. При повороте через левый бок соответственно поменяйте руки.

В возрасте 4,5-5 месяцев ребёнок поворачивается практически самостоятельно, без поддержки за руку. Заинтересуйте малыша игрушкой, положив её с той стороны, куда он должен повернуться. Скажите: «Повернись на живот»,- и подкрепите свои слова лёгким поворотом ног и таза ребёнка. Выполните повороты через правый и левый бок по 2-3 раза.

7).Массаж спины и ягодиц. Начните с поглаживания всей спины, включая ягодицы. Ребёнок уже устойчиво лежит на животе, поэтому поглаживание выполняется обеими руками 2-3 раза.

Растирание лучше делать подушечками слегка согнутых пальцев. При прямолинейном растирании, в то время как пальцы правой руки смещают кожу вверх, пальцы левой руки - вниз, затем наоборот, с продвижением по всей спине. При круговом (спиралевидном) растирании пальцы правой руки смещают кожу по часовой стрелке, пальцы левой руки - против. Возможно растирание тыльной стороной согнутых пальцев. Важно, чтобы ваши руки двигались попеременно, иначе кожа ребёнка будет растягиваться. Растирать ягодицы лучше поочерёдно.

В возрасте 4,5-5 месяцев включают в комплекс более интенсивные приёмы.

«Пиление» выполняется локтевым краем обеих кистей. Кисти ставятся ладонями друг к другу на расстоянии 1-2 см. Делайте пилящие движения в противоположных направлениях, продвигаясь по всей спине. Затем растирают ягодицы.

Разминание на поверхности спины возможно в виде сдвигания или накатывания, которое заключается в смещении тканей и полукружном их «раздавливании». Отдельно разомните ягодицы.

Поколачившше области ягодиц выполняется тыльной стороной свободно согнутых в кулак пальцев. Движения должны быть лёгкими, ритмичными и быстрыми. Этот приём можно заменить пощипыванием или рублением. Поколачивание, как и любые другие ударные приёмы, нельзя делать в области поясницы (области проекции почек). Завершите массаж 2-3 поглаживаниями.

8).Прогибание позвоночника в положении на боку. Проведите энергично вдоль позвоночника ребёнка подушечками выпрямленных пальцев. Повторите этот прием по 2-3 раза на каждом боку.

9).Упражнение «пловец». И. п.: ребёнок лежит на животе. Указательным и большим пальцами правой руки обхватите снизу правую ногу ребёнка в нижней части голени, остальными пальцами прихватите на том же уровне левую ногу. Затем, приподнимая ноги ребёнка, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите малыша над столом. При этом ребёнок лежит горизонтально на ладони, как на площадке. Голова и верхняя часть туловища его приподняты, позвоночник разогнут, работают все мышцы задней поверхности тела. Упражнение делается 1 раз и длится несколько секунд.

10).Упражнение «парение» включают в комплекс в возрасте 4,5-5 месяцев. Подведите обе ладони под живот ребёнка до соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних рёбер. Затем приподнимите ребёнка над столом в горизонтальном положении, поддерживая его под животом. При этом ребёнок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. Это упражнение, основанное на врождённом рефлексе положения, является хорошей тренировкой для мышц всей задней поверхности тела и для вестибулярного аппарата.

11).Массаж живота. Начните с поглаживания в трёх направлениях (круговом, встречном и по косым мышцам живота). Каждое движение повторяйте по 2-3 раза.

Растирание выполняется подушечками чуть согнутых пальцев. Вначале приём проводится правой рукой по расходящимся окружностям, начиная от пупка, затем - обеими руками по прямым мышцам живота. Избегайте надавливания на область печени. Можно добавить стимулирующее пощипывание вокруг пупка для укрепления пупочного кольца и профилактики грыжи. В завершение - поглаживание.

12).Приподнимание головы и туловища из положения на спине. И. п.: ребёнок лежит на спине. Дайте ребёнку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребёнка. Ласковыми словами и лёгким потягиванием за ручки побуждайте ребёнка приподнять голову и верхнюю часть туловища, не доводя до сидячего положения. Затем медленно и осторожно положите малыша, лучше на бок, чтобы не ударить затылок. Это упражнение активное, очень полезное для укрепления мышц передней поверхности шеи и брюшного пресса. Повторите приподнимание 2-4 раза с укладыванием на правый и левый бок.

13).Присаживание с прогибанием позвоночника включают в комплекс в возрасте 4,5-5 месяцев. И. п.: ребёнок лежит на спине. Дайте ребёнку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными - слегка придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребёнка, разведя их в стороны. Лёгким потягиванием за руки и словами «сядь, садимся» побуждайте ребёнка приподнять голову и верхнюю часть тела; доведите до сидячего положения. Перехватите обе руки ребёнка одной рукой, соединив их вверху и спереди. В этом положении проведите указательным и средним (большим и указательным) пальцами освободившейся руки вдоль позвоночника снизу вверх. Ребёнок разгибает спину.

Упражнение выполняется один-два раза, после чего опустите ребёнка на стол, придерживая голову правой рукой. Это движение активное, основанное в первом моменте на стремлении ребёнка сесть, а во втором – на врождённом кожном спинном рефлексе. Вначале работают мышцы передней поверхности шеи и брюшной пресс, а в конце - мышцы спины.

14).Массаж стоп. Погладьте, а затем энергично разотрите подошвы ребёнка. Растирание также выполняется подушечкой большого пальца круговыми движениями или в виде «восьмёрки». Затем разотрите наружный и внутренний края стопы в направлении от пятки к пальцам.

Приём поколачивание стоп выполняется следующим образом: тыльной стороной выпрямленных пальцев (указательного и среднего) правой руки наносим лёгкие ритмичные удары по стопе ребёнка. Повторите это движение 8-10 раз в направлении от пятки к пальцам и обратно.

15).Сгибание и разгибание стоп. Надавливание в области основания пальцев на подошве вызывает рефлекторное сгибание стопы, энергичное растирание по наружному краю стопы - разгибание.

16).Упражнение «ходьба». Поддерживая ребёнка под мышками, ведите его к себе или от себя, слегка перенося вес тела с одной ноги на другую. Следите за правильным положением стоп.

17).Массаж груди. Выполните поглаживание 2-3 раза. Вибрационный массаж немного усложните: лёгкие, ритмичные надавливания пальцами на грудную клетку ребёнка делайте при одновременном движении рук от середины к боковым поверхностям груди. Не давите на рёбра. Повторите этот приём 3-4 раза. Завершите массаж поглаживанием.

18).Упражнение «парение» на спине включают в комплекс в возрасте 4,5-5 месяцев. И. н.: ребёнок лежит на спине. Обхватите ребёнка так, чтобы ваши руки располагались на задне-боковой поверхности его тела на уровне нижней части 1рудной клетки. Приподнимите малыша в горизонтальном положении. В ответ на это положение голова ребёнка наклоняется вперёд и напрягаются все мышцы передней поверхности тела. Если ребёнок запрокидывает голову назад, то это упражнение делать не следует: он еще не готов. Поддерживайте ребёнка в полувертикальном положении, постепенно увеличивая угол наклона.

19).Упражнение для рук «бокс». И. п.: ребёнок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребёнка, остальными – слегка придерживайте его кисти. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, то есть при сгибании одной руки другую разогните, и наоборот. При разгибании следует двигать ручку вперёд и к центру, слегка приподнимая плечо. Таким образом, имитируя движения боксёра, слегка поворачивайте ребёнка с боку на бок. Повторите по 5-6 раз каждой рукой в медленном темпе, избегая резких рывков.

20).Круговые движения, руками. И. п.: ребёнок лежит на спине. Ребёнок держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно отведите руки ребёнка в стороны, поднимите через стороны к голове, затем опустите вперёд и вниз. Повторите упражнение 4-6 раз под ритмичный счёт. После этого выполните движения руками в обратном направлении: вперёд, вверх к голове, в стороны и вниз. Так же повторите 4-6 раз, медленно.

Это упражнение пассивное, оно самое сложное для мускулатуры рук и плечевого пояса, так как является комбинацией всех движений в плечевом суставе. Поэтому делайте его только в том случае, если ребёнок хорошо усвоил более простые упражнения: скрещивание рук на груди и «бокс».

21).Ползание. Обхватив ноги ребёнка в нижней части голени, сгибайте и разгибайте их наподобие плавательных движений лягушки. После нескольких таких пассивных движений придержите ноги ребёнка в положении сгибания с разведёнными бёдрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться. В результате ребёнок передвигается вперёд. Затем снова согните ноги, стимулируя этим, а также показом игрушки новое отталкивание и самостоятельное ползание.

22).Упражнение на мяче. Положите ребёнка животом на мяч, широко разведя его ноги в стороны. Покачивайте ребёнка, при движении вперёд назад следите, чтобы он опирался стопами или раскрытыми ладонями о поверхность стола, и побуждайте его самостоятельно отталкиваться. Для лучшего раскрытия кистей похлопайте ладошками ребёнка о мяч. Затем положите ребёнка на мяч спиной и, поддерживая его в области груди, покачивайте его в разных направлениях. Надувной мяч - одна из многих полезных и любимых игрушек детей грудного возраста. Положите его в детскую кроватку к ногам ребёнка, пусть он пинает его, тренируя опорность стоп.

 

Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 6-9 месяцев

Время - 12 минут (не более 25 минут).

Полугодовалый ребёнок самостоятельно поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, при потягивании за ручки поднимается на ноги. И, самое важное, ползает. Если к 6-7 месяцам ребёнок ползает, то это является хорошим показателем его развития. 

Методические рекомендации.

1).Массаж рук. Поглаживание, СПР-3, кольцевые растирания, пиление II пальцем, щипцеобразное разминание.

2).Скрещивание рук на груди. Усложните это упражнение, вложив в кисти ребёнка кольца или другие удобные для захвата игрушки. Темп движений постепенно ускоряйте и замедляйте, повторите упражнение 6-8 раз под ритмичный счёт.

3).Массаж ног и стопы. Используется поглаживание, СПР-3, кольцевые растирания, пиление II пальцем, щипцеобразное разминание.

4).Одновременное сгибание и разгибание ног ребенка выполните 4-6 раз.

5).Сгибание и разгибание ног попеременно делается следующим образом: обхватите ноги ребенка в области голеней. Затем попеременно сгибайте и разгибайте ноги в различном темпе, имитируя ходьбу и бег. Это упражнение пассивное, работают все мышцы ног и стопы, если вы обеспечиваете для них опору своими мизинцами.

6).Поворот со спины на живот. После 6 месяцев поворот выполняется без поддержки за руку по просьбе: «Повернись на живот». Можно помочь ребёнку лёгким поворотом таза и показом игрушки с той стороны, куда он должен повернуться.

7).Массаж спины и ягодиц. Приёмы те же, только добавляются разминания: «сороконожка», валик, полукружное - видоизменённое накатывание на большой палец, пощипывание на ягодицах. Затем выполняют вибрацию: похлопывание, поколачивание тыльной стороной 3-4 пальцев, лёгкое рубление.

8).Ползание на четвереньках. И. п.: ребёнок лежит на животе. Ребёнок хорошо опирается на выпрямленные руки и, возможно, уже пробует стоять или ползать на четвереньках. Если нет - помогите ему, поставив малыша на четвереньки и, заинтересовав его игрушкой, побуждайте ползти. После того как ребёнок научится ползать самостоятельно, это упражнение можно совсем исключить из занятия, но дать возможность ползать по полу.

9).Присаживание с прогибанием позвоночника. После 8 месяцев можно присаживать ребёнка, поддерживая за одну руку. И.п.: ребёнок лежит на спине. Левой рукой придерживайте колени ребёнка. Правой рукой возьмите ребёнка за правую ручку и со словами: «сядь-сядь» и т. п. побуждайте ребёнка сесть, опираясь на локоть. В то время когда ребёнок сидит, проведите пальцами вдоль позвоночника снизу вверх до разгибания спины. Затем медленно положите ребёнка на левый бок.

Это упражнение - активная тренировка мышц брюшного пресса. Выполняется 2 раза, причём второй раз надо придерживать колени правой рукой, а левой поддерживать ребёнка за левую руку и укладывать его на правый бок.

10).Круговые движения руками. Усложните это упражнение, вложив в кисти ребёнка кольца или удобные для захвата игрушки. Движения руками выполняйте медленно, под ритмичный счёт. Повторите 4-6 раз.

11).Массаж стоп. Погладьте, а затем энергично разотрите подошвы ребёнка. Растирание также выполняется подушечкой большого пальца круговыми движениями или в виде «восьмёрки». Затем разотрите наружный и внутренний края стопы в направлении от пятки к пальцам.

Приём поколачивание стоп выполняется следующим образом: тыльной стороной выпрямленных пальцев (указательного и среднего) правой руки наносим лёгкие ритмичные удары по стопе ребёнка. Повторите это движение 8-10 раз в направлении от пятки к пальцам и обратно.

12).Поднимание выпрямленных ног. И. п.: ребёнок лежит на спине. Большими и указательными пальцами рук, обращённых ладонями к ребёнку, обхватите его голени снизу; остальные пальцы наложите на коленные чашечки. Поднимите выпрямленные ноги до вертикального положения и медленно опустите их. Затем поднимайте ноги попеременно. Упражнение повторите 6-8 раз.

13).Поднимание из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки. И. п.: ребёнок лежит на животе. Дайте ребёнку обхватить ваши большие пальцы, поддерживая его кисти остальными пальцами. Отведите выпрямленные руки ребёнка в стороны (во избежание сгибания упритесь своими ладонями в локти), далее поднимите прямые руки к голове на уровень ушей. Ребёнок поднимает голову назад-вверх и упирается стопами в ваш живот. Продолжайте поднимать его до положения стоя на коленях.

После 8 месяцев это упражнение выполняется с кольцами, причём ребёнок может подняться до положения стоя. Приподнимание туловища - движение активное, интенсивно работают мышцы рук, спины и ног.

Упражнение делается 1-2 раза; помните, что руки ребёнка надо держать на уровне ушей, это предотвращает повреждение в плечевых суставах.

14).Массаж груди. Выполняется поглаживание верхней части груди (2-3 раза), поглаживание по межреберьям (2-3 раза), вибрационный массаж (2-3 раза), поглаживание, 2-3 раза.

15).Массаж живота. Выполняют круговое поглаживание по часовой стрелке, СПР по часовой стрелке; поглаживание косых мышц (с заднебоковой поверхности к симфизу); СПР косых мышц; «дождик» вокруг пупка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.09 с.)