Истина всегда объективна. Субъективность относится к мнению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истина всегда объективна. Субъективность относится к мнению.



ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ ИСТИНЫ:

1. Соответствие законам логики.

2. Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.

3. Соответствие фундаментальным законам.

4. Практика.

5. Простота, экономичность формы

6. Польза для человека

Практика играет роль главного критерия при определении истинности знаний.

Практика (от греч. praktikos — активный, деятельный) — система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности.

 

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью обман кого-либо.

Запомните: ложь не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные.

 

Примеры критериев истины:

— применимость на практике

Инженерные расчёты позволяют построить здания, выдерживающие требуемые нагрузки и пригодные к эксплуатации.

— непротиворечивость

В доказательстве теоремы Пифагора все звенья в цепи рассуждений следуют одно из другого, все выводы согласуются со всеми посылками.

— верифицируемость (проверяемость)

Периодический закон Менделеева подтверждается свойствами химических элементов, выявляемыми в ходе эксперимента.

 


Мышление — высшая ступень познавательной деятельности, в которой отражается субъективная действительность в обобщенных чертах в сознании человека при помощи понятий, суждений и умозаключений.

Мышление – способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека (Котова и Лискова).

Д ве основные особенности мышления:

1. опосредованность — человек получает знания об объекте познания косвенно, опираясь на чувственный опыт и ранее приобретённые теоретические знания;

2. обобщённость — человек в процессе мышления использует разные виды обобщений, связывает воедино различные свойства объектов познания.

Кроме того, мышлению присущи и другие важные особенности:

1. личностный характер — мышление обладает довольно сильной личностной окраской, поскольку в этот процесс вовлекаются эмоционально-волевые стороны личности;

2. социальная природа — в процессе мышления человек использует чувственный опыт и теоретические знания, уже полученные человечеством ранее;

3. неразрывная связь с речью — в процессе мышления человек использует язык и речь, чтобы выражать мысли, формулировать понятия, выводить суждения и умозаключения.

Мысль становится мыслью только после того, как её облекли в слова с помощью внешней или внутренней речи.

РЕЧЬ — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь).

Соответственно, речь не существует без мышления, а мышление — без речи; они неразрывно связаны.

Язык – определенная знаково-символическая система, в которой сохраняется и передается информация. Он позволяет фиксировать, сохранять и передавать результаты мыслительной деятельности.

 

У мышления конкретного человека могут быть и индивидуальные особенности:

1. быстрота — скорость, с которой мышление протекает;

2. самостоятельность — умение человека увидеть и поставить новый вопрос или проблему, решить их собственными силами;

3. критичность — способность человека в процессе мышления оценивать его результаты, находить в них сильные и слабые стороны.

 

Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх основных форм:

1. понятие — отражение общих закономерных связей в определении посредством слов и словосочетаний: «право», «политика», «религия»;

2. суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи посредством повествовательного предложения: «Земля — третья по счёту планета от Солнца»;

3. умозаключение — выведение нового суждения на основе других посредством рассуждения: «Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля вращается вокруг Солнца. Следовательно, Земля — планета Солнечной системы».

 

В ходе мыслительной деятельности человек использует специальные операции (приёмы, методы). Они включают:

1. индукцию — движение мысли от частного к общему: «Сто делится на пять. Следовательно, все числа, оканчивающиеся нулём, делятся на пять»;

2. дедукцию — движение мысли от общего к частному: «Все люди смертны. Петров — человек. Следовательно, Петров смертен»;

3. анализ — разделение целого на составные части: например, разбор слова по составу, составление плана текста;

4. синтез — сбор составных частей в единое целое: например, химический синтез различных элементов, в ходе которого создаётся новое вещество или материал;
5. сравнение — сопоставление различных предметов и явлений: например, сравнение уровня жизни в Канаде и Мексике.

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ:

образное – мыслительный процесс осуществляется при помощи образных представлений; чувственная конкретность (свойственно уже первобытному человеку);

теоретическое (понятийное) – использование понятий, суждений, решение задач на теоретическом уровне (свойственно современному человеку – решение вопроса/задачи/проблемы при помощи знаний);

знаковое – наличие знаковых систем, научных шифровок (решение задачи при помощи символов и формул)

         

 

Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя. (определение Боголюбова)

Основные характеристики:

- Сознательный характер;

- Продуктивный характер;

- Преобразующий характер;

- Общественный характер.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

· Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)

· Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека)

Мотивы деятельности:

- потребности                     - интересы                        - убеждения

- идеалы                              - эмоции                            - влечения

- социальные установки

 

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия выделяют (по Веберу М):

o Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.

o Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности; субъект поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;

o Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.

o Традиционные – в их основе лежат длительные/сложившиеся привычки.

 

 

 

 

 

 


ФОРМЫ (ВИДЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.012 с.)