Особенности чувственного и рационального познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности чувственного и рационального познания



Чувственное познание Рациональное познание
1. Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта. 2. Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов. 3. Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. 1. Опора на результаты чувственного познания. 2. Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов. 3. Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

 

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс.

 

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ — вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных об окружающем мире.

Особенности научного познания:

1. Принцип объективности

2. Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью.

3. Системность.

4. Проверяемость.

5. Применение особых методов

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1. ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

2. РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

  Эмпирический (опытный, чувственный) Теоретический (рациональный)
Сущность Сбор, описание, выделение отдельных фактов о предметах и явлениях. Обобщение фактов, собранных на эмпирическом уровне, объяснение изучаемых явлений, установление закономерностей, получение новых знаний.
Формы научного познания · Научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка) · Эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами) · Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. · Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. · Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Методы научного познания · Наблюдение · Эксперимент · Описание · Измерение · Сравнение · Классификация · Систематизация · Единство исторического и логического · Восхождение от конкретного к абстрактному · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Математизация

Общенаучные методы:

Анализ Синтез Дедукция Индукция Аналогия Моделирование Абстрагирование Идеализация

Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.

Наиболее распространенными эмпирическими методами являются:

· Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание.

· Эксперимент — обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Результаты эксперимента строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения.

· Описание.

Универсальными (общенаучными) методами исследования являются:

1. Анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения;

2. Синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое;

3. Дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному;

4. Индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему;

5. Аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях;

6. Моделирование — метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели;

7. Абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными;

8. Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс. С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.007 с.)