Основные отличия человека от животного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные отличия человека от животного



Основные отличия человека от животного

1. Абстрактное мышление и сознание, членораздельная речь

2. Целенаправленная творческая деятельность (Целеполагание)

3. Преобразовательный характер деятельности (Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ)

4. Создание орудий труда с целью использования их как средство производства материальных благ.

5. Человеку свойственны духовные потребности.

6. Потребности постоянно растут и изменяются.

7. Прямохождение.

Формирование личности происходит на протяжении всего существования человека и обуславливается многими факторами:

- наследственность; - воспитание;                   - социальное окружение;

- способности, талант; - историческая эпоха;      - стремление к самосовершенствованию.

 

Человек является и субъектом, и объектом познания.

Человек — объект познания исследует самого себя. Для этого он использует методы:

- самопознание; - самоанализ;        - самооценка;        - образ «я».

 

Человек — субъект познания для исследования окружающей действительности использует чувственное и рациональное восприятие:

- в процессе научного познания;

- в процессе воспитания и социализации;

- в процессе трудовой деятельности;

- в процессе творческой деятельности.

 

Человек — часть природы, т. е. общество, состоящее из людей, неразрывно с ней связано.

В широком смысле природа это весь материальный мир в многообразии его форм.

В узком смысле природа это совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Выделяют:

- Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.

- Искусственную среду — то есть созданную людьми, его культуру

 

Во время развития общества менялись и представления людей о природе, и взаимосвязь человека с природой.

1. Античность. Философы трактуют природу как совершенный космос, т. е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

2. Средневековье. С утверждением христианства природа мыслится как результат творения Бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

3. Возрождение. Природа — источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

4. Новое время. Природа — объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Ф. Бэконом: «Знание — сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой.

5. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

Парадокс: человек без природы существовать не может, а природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле.

Правовая защита природы

На международном уровне

ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).

ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.

Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.

«Гринпис». Неправительственная организация.

МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.

На государственном уровне:

Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).

Закон «Об охране окружающей среды», 2002г.

Водный кодекс 1995г.

Лесной кодекс 1997 г. и др.

 

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Основные этапы (элементы) формирования мировоззрения:

- Мироощущение (чувственный/эмоциональный образ мира);

- Мировосприятие (целостная картина мира)

- Миропонимание (основывается на рациональном объяснении мира)

 

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

· стихийное — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни;

· осознанное — посредством целенаправленной рациональной деятельности, направленной на понимание окружающего мира.

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

1. Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

2. Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.

3. Всегда связано с убеждениемустойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

4. Определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

5. Сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

6. В нем могут проявляться:

· догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;

· скептицизм (от гр. skepsis — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;

· разумный критицизм.

Носителями мировоззрения могут выступать как отдельный человек, так и группа людей или даже человечество на том или ином этапе своего развития (например, средневековое мировоззрение).

 

Структура мировоззрения, то есть то, из чего складывается мировоззрение человека, включает в себя отдельные части. Их совокупность и представляет собой мировоззрение человека или группы лиц. Структура мировоззрения включает в себя знания, духовные ценности, убеждения, идеи, принципы и идеалы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Основания для классификации Основные виды мировоззрения Основные приоритеты

Способ отраже­ния действитель­ности

 

 

Обыденное (житейское) Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворе­ние их потребностей.
Религиозное (Религия) Признание сверхъестествен­ного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — рели­гиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.).
Научное Теоретическое осмысление ре­зультатов научной деятельно­сти людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Философское (от гр. filo — люблю, sofia — мудрость) Теоретическое обоснование со­держания и способов достиже­ния обобщенных знаний о действительности, установле­ние норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.
Мифологическое (Мифология) Совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мировоззренчес­кая основа

Теоцентризм (от гр. teos — бог) Приоритет отдается Богу
Природоцентризм Приоритет отдается природе
Антропоцентризм (от гр. antropos — человек) Приоритет отдается человеку
Социоцентризм Приоритет отдается обществу
Наукоцентризм Приоритет отдается знаниям, науке

Вектор

направленности

Прогрессивное Приоритет перехода от более низких форм развития к выс­шим, движение вперёд, изме­нения к лучшему
Реакционное (регрессивное) Приоритет перехода от более высоких форм развития к низ­шим, движение назад, измене­ния к худшему
Революционное Приоритет нового, обоснова­ние необходимости преобразо­вания наличного бытия.
Консервативное Приоритет сохранения суще­ствующего положения.
Оптимистическое Приоритет позитивного нача­ла, уверенность в будущем.
Пессимистическое Приоритет негативного нача­ла, настроения безысходности, неверия в будущее.

Роль мировоззрения в жизни человека:

· даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;

· позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;

· создаёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

 

 


Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (Боголюбов)

Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром (Боголюбов)

 

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта (познающей стороны) и объекта познания (познаваемой).

В качестве объекта познания может выступать как неодушевлённый объект, так и человек или общество в целом.

Объект познания можно назвать предметом познания, НО при научных исследованиях предмет познания – это определённый аспект объекта, исследуемый в конкретном случае.

Существуют философские направления, имеющие своё мнение о познаваемости мира:

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) Философское учение, отрицающее возможность познания.
Конвенционализм (от лат. conventio — соглашение) Существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными и не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
Гносеология Раздел философии, изучающий теорию познания. Сторонники гносеологического оптимизма доказывают несостоятельность агностицизма.

Виды познания:

- Обыденно-житейское (обыденно-практическое)

- Научное

- Религиозное

- Социальное

- Мифологическое

- Философское

- Художественно-образное

УРОВНИ (СТУПЕНИ) ПОЗНАНИЯ

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — познание, которое осуществляется органами чувств человека.

Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.

2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.

3. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.

Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства. Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ — познание, осуществляемое рот помощи разума (от лат. ratio — разум, рассудок).

Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

1. Понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.

2. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.

3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c.

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1. ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

2. РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

  Эмпирический (опытный, чувственный) Теоретический (рациональный)
Сущность Сбор, описание, выделение отдельных фактов о предметах и явлениях. Обобщение фактов, собранных на эмпирическом уровне, объяснение изучаемых явлений, установление закономерностей, получение новых знаний.
Формы научного познания · Научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка) · Эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами) · Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. · Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. · Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Методы научного познания · Наблюдение · Эксперимент · Описание · Измерение · Сравнение · Классификация · Систематизация · Единство исторического и логического · Восхождение от конкретного к абстрактному · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Математизация

Общенаучные методы:

Анализ Синтез Дедукция Индукция Аналогия Моделирование Абстрагирование Идеализация

Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.

Наиболее распространенными эмпирическими методами являются:

· Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание.

· Эксперимент — обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Результаты эксперимента строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения.

· Описание.

Универсальными (общенаучными) методами исследования являются:

1. Анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения;

2. Синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое;

3. Дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному;

4. Индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему;

5. Аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях;

6. Моделирование — метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели;

7. Абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными;

8. Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс. С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.

Цели социального познания

· Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.

· Стремление понять место и роль человека в обществе

· Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».

Типы социального знания

· Гуманитарное (предмет – субъективный мир человека)

· Социально-экономическое (изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)

· Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).

Социальное прогнозирование

В XX веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего

Виды социальных прогнозов

· Прогноз на ближайшее будущее — 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)

· Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить). Прогноз носит общий и вероятный характер.

· Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

· Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)

· Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека)

Мотивы деятельности:

- потребности                     - интересы                        - убеждения

- идеалы                              - эмоции                            - влечения

- социальные установки

 

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия выделяют (по Веберу М):

o Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.

o Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности; субъект поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;

o Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.

o Традиционные – в их основе лежат длительные/сложившиеся привычки.

 

 

 

 

 

 


ФОРМЫ (ВИДЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Виды учения

· Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)

· Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)

· Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Виды труда

· Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат (физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный).

· Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

· Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь – устная и письменная – (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза, знаки, сигналы (невербальное общение).

Функции общения

· Социализирующая — формирование личностных качеств.

· Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.

· Интегративная, то есть общение объединяет людей.

· Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение

· Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)

Классификации общения:

· непосредственное и опосредованное;

· прямое и косвенное;

· вербальное (при помощи слов) и невербальное (жесты, мимика, сигналы, смайлики и пр.)

Цели общения

Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

*Творчество (не все исследователи включают этот вид) — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

· Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.

· Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании (воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности);

· Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы (это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных);

· Интуиция — знание, предвидение, появление которого невозможно объяснить.

Виды деятельности в зависимости от результатов:

Созидательная Разрушительная
Результатом является «вторая природа» (культура) Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность — благо Деятельность — зло

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.


Потребности – это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности

 

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости потребности бывают:

- подлинные (разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития (духовные).

- ложные (неразумные, мнимые) – это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически (алкоголизм, наркомания, тунеядство).

 

Группы потребностей:

- Биологические

- Социальные

- Духовные

 

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.

Классификация потребностей по пирамиде Маслоу:

- физиологические: еда, воздух, сон, воспроизводство, отдых и др.;

- экзистенциальные: безопасность и комфорт;

- социальные: общение, совместная деятельность, труд, забота о других и др.;

- престижные: уважение, признание обществом, служебный рост, похвала;

- духовные (идеальные): учение, формирование мировоззрения, поиск смысла жизни, самовыражение, творчество, самореализация и др.

Самоактуализация – вершина потребностей человека.

 

ТАКЖЕ потребности группируют в первичные и вторичные:

Первичные потребности:

- физиологические/биологические;

- экзистенциальные.

Вторичные потребности:

- социальные;

- престижные;

- духовные.

Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

- все потребности взаимосвязаны,

- невозможно удовлетворить абсолютно все потребности,

- безграничность потребностей,

- потребности не должны противоречить нравственным устоям общества;

- в процессе жизни потребности меняются.

 

СПОСОБНОСТИ

Способности – это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность.

Они складываются из умений, знаний и навыков, возможности применять знания в нестандартной ситуации, быстроты и качества выполненной работы.

 

В определённой степени способности зависят от задатковприродных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельные (музыкальные, поэтические и другие задатки)

Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.

Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.

ТИПЫ СПОСОБНОСТЕЙ

- Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях (умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и др.);

- Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно-творческие и др. Часто для таких способностей необходимы природные задатки).

 

УРОВНИ СПОСОБНОСТЕЙ

- Одарённость – это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность. Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.

- Талант – это совокупность выдающихся способностей, в определённой сфере деятельности, позволяющих человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов. Талант нужно развивать, получая глубокие знания, умения и навыки, творчески подходить к работе. Поэтому мы говорим о талантливых врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других.

- Гениальность – это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Гениальные люди в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества.

В основе таланта и гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.

 

 Показатели способностей:

• высокий темп усвоения и обучения;

• широта переноса навыков внутри деятельности;

• низкая утомляемость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);

 

• индивидуальное своеобразие деятельности;

• выраженный интерес к деятельности и высокая мотивация.

Пути развития способностей:

• семейное обучение и воспитание,

• школьное обучение и воспитание,

• формирование и развитие профессиональных способностей,

• самовоспитание и саморазвитие,

• влияние окружающей среды,

• примеры жизни ярких личностей (исторических, современников, литературных героев).

 

МОТИВЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ.

Мотивом называется побудительное желание человека совершать определенную деятельность. Зачастую мотивом выступает желание человека удовлетворить свою какую-нибудь потребность. Мотив выступает основой всех действий и поступков человека. Мотивом деятельности может выступать потребность, убеждения, интересы, влечения, социальные установки.

 

Мотив всегда субъективен, в том плане, что у каждого человека свои мотивы для той или иной активности. Один и тот же вид активности человека может вызываться разными потребностями.

Пример:

- Мотивы спортсмена: стремление достичь высоких результатов, достижение успеха, самоутверждение.

- Мотивы ученого: самореализация, познавательный интерес, материальный мотив, социальный мотив.

- Мотивы менеджера: стремление к власти, самоутверждение, материальный мотив.

 

Мотивы бывают осознанные и неосознанные, внешние и внутренние.

Направленность мотивов личности:

· Личные мотивы - эгоистическая направленность (себялюбие, личные интересы)

· Деловая направленность – направленность на задачу, где мотив связан непосредственно с самой деятельностью.

· Просоциальные мотивы – общественная направленность, мотивы, связанные с интересами других людей (альтруизм)

 

Эмоциональные мотивы:                             

1.  Страх

2.  Самореализация

3.  Свобода

4.  Любовь

5.    Радость

Социальные и нравственные мотивы:

1.  Справедливость

2.  Порядочность

3.  Защита окружающей среды

Предпочтения – это внимание, интерес к чему-то.

Предпочтения также влияют на поведение людей. Так, например, если у человека будет выбор, поиграть в карты или посмотреть фильм, то он выберет то, что ему будет интересней, следовательно, его дальнейшая досуговая деятельность будет зависеть от его предпочтений. Предпочтения человека не устойчивы во времени и могут меняться с возрастом.

 


Свобода — возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Необходимость — неизбежная обязанность выполнять те или иные действия; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Ответственность - это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Свобода

экономическая политическая духовная это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действий это набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида это свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

 

Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.216 с.)