Роль, принципы, формы организации ППФП в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль, принципы, формы организации ППФП в школе



 

В Методических рекомендациях "О введении третьего часа физической культуры в объём недельной учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации", направленных в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования письмом от 8 октября 2010 г.

 № ИК-1494/19 в разделе "Основные направления развития физической культуры" (п.1.3) выделены следующие направления:

- Оздоровительное направление – ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости.

- Спортивное направление – характеризуется углубленным освоением обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность, использовать в организации активного отдыха и досуга.

- Общеразвивающее направление – ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования:

- на ступени начального общего образования - общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам;

- на ступени основного общего образования - овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

- на базовом уровне среднего (полного) общего образования - индивидуальные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания (атлетическая гимнастика (юноши); ритмическая гимнастика, аэробика, фитнес (девушки) и др.).

Исходя из третьего, общеразвивающего направления предлагается рассмотреть углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов применительно к ППФП.

Вначале рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в ППФП специалистов разного про­филя.

Гимнастика.

Профессио­нально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнениями воспитываются такие физические качества, как мышечная сила, ловкость, гибкость и др., умение владеть своим телом в простран­стве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально-волевые качества — смелость, само­обладание, решительность при оправданном риске.

Все эти качества и свойства профессионально необходимы космонавтам и десантникам, летчикам гражданской и военной авиации, монтажникам-высотникам, строителям, пожарникам, водолазам, водителям наземного транспор­та, механизаторам сельского хозяйства, сборщикам точных механиз­мов, цирковым артистам и представителям многих других профессий.

 

Легкая атлетика.

Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения человека — ходьба, бег, прыжки и метания — способствуют совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они повышают функциональные воз­можности всех органов и систем, в особенности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, т. е. тех, которые в наибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности.

 Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально-волевые качества — упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др.

 Наиболь­шее прикладное значение эти упражнения имеют в профессиях геологов, агрономов-землеустроителей и зоотехников и др.

Лыжный спорт.

Навыки передвижения на лыжах широко исполь­зуются в военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитан­ные человеком в ходе занятий лыжным спортом, способствуют успеш­ному выполнению таких дел, в которых человеку требуются вынос­ливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местно­сти в условиях бездорожья, решительность действий. Этим объясняется широкая общее прикладное значение различных видов лыжного спорта — гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов.

 Лыжный спорт находит непосредственное применение в ряде профессий: лыжами пользуются охотники на промысле, не обходятся без лыж зимой геологи, не говоря уже об исследователях Арктики и Антарктики.

 

Плавание.

 Как важно уметь плавать — известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды:

моряки и речники, водолазы, сплавщики леса и геологи, строители мостов и паромов, исследователи морских глубин и нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели на водах, препо­даватели физического воспитания, тренеры по плаванию и др. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профес­сиональной подготовки.

Туризм.

 Имеет большое образовательное и прикладное значение. Умение ориентироваться на местности с картой и компасом, по при­родным ориентирам и местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном деле и в мирном труде специалистов ряда профессий.

 Особенно важно это для геологов, землеустроителей, зоо­техников, чабанов, охотников, строителей отдаленных объектов и др. Ловкость, физическая выносливость, воспитываемые туристскими по­ходами, находят применение практически всюду. Если к этому доба­вить, что туризм является незаменимым средством активного отдыха для людей напряженного умственного труда, то будет понятным его прикладное значение.

Спортивные игры.

 В ходе занятий спортивными играми воспиты­ваются оптимальные двигательные реакции на различные раздражи­тели — световые, звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на совре­менных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования именно к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику.

 Эти качества необходимы в работе операторов вычислительных машин и пультов АСУ, рабочих у станков с программным управлением, водителей различных транс­портных средств и других профессии, где требуется повышенная бы­строта ответных реакции на внезапное появление объекта, срочность выбора и принятия решения. Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными подвижные и спортивные игры, различные виды спортивных единоборств.

Специально-прикладные виды спорта.

 Кроме перечисленных фи­зических упражнений и видов спорта для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта.

Для пожарников это пожарно-прикладной спорт, содержание ко­торого составляют наиболее важные профессиональные навыки, встре­чающиеся при борьбе с огнем: бег с бухтой пожарного шланга или с огнетушителем; быстрое приведение средств пожаротушения в рабо­чее состояние; преодоление с помощью подсобных средств и без них высокой стены, оконного проема, лестничного марша и других пре­пятствий; имитация спасательных операций на большой высоте (на пожарной лестнице, на карнизе дома или на крыше); пребывание в за­газованном или задымленном помещении в условиях ограниченной видимости; другие упражнения, выполнение которых всегда связано с предельным дефицитом времени.

Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей морского и речного флота, мостостроителей и других специалистов, работа которых связана с водой, таким специально-прикладным видом является подводный спорт: погружение на задан­ную глубину, поиск и перемещение грузов под водой, подъем различ­ных предметов на поверхность, ориентирование в водной среде при помощи специальных средств и без них, имитация аварийных ситуа­ций и спасательных работ, владение аквалангом и другими специаль­ными приспособлениями, приборами, механизмами и инструментом для производства подводных и подледных работ.

Таким образом, перечень видов спорта, которые мо­гут быть использованы в физическом воспитании уча­щихся в качестве профессионально-прикладного мате­риала, весьма обширен. Если же каждый вид еще под­разделить на элементы по степени их профессионально-прикладной значимости, то выбор средств профессионально-прикладной физической подготовки будет еще больше.

Включение в процесс физического воспитания уча­щихся занятий профессионально-прикладными видами спорта, подбор их с учетом наличия в них упражнений, оказывающих избирательное положительное воздейст­вие на физические качества и психофизиологические функции организма учащегося, имеющие ведущее зна­чение для данной профессии, является основой функцио­нальной направленности ППФП.

Для решения задач ППФП учащихся могут применяться различные формы организации занятий: специальные учебно-трени­ровочные занятия по ППФП; спортивные массовые мероприятия с про­фессионально-прикладной целеустановкой; индивидуальные самостоя­тельные занятии профессионально-прикладными физическими упраж­нениями н специально-прикладными вилами спорта, а также видоиз­мененные применительно к особенностям профессии.

В организации процесса физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях наиболее актуальным является подготовка к службе в Вооруженных силах. С учётом того, что срок службы сокращён до года, к молодым солдатам предъявляются более жёсткие требования в части не только общей физической подготовки, но и элементов прикладного назначения.

Применение такой формы организации ППФП, как третий час физкультуры в этом смысле было бы оправдано.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.011 с.)