Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование физических качеств будущего профессионала, как комплексная проблема
Исходя из Государственного Образовательного стандарта второго поколения главной целью развития отечественной системы школьного образования является – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, подготовка школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Достижение этой цели предлагается осуществить посредством: - обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях, - расширения фонда спортивных и непосредственно прикладных двигательных навыков (туристских, военно-прикладных, спортивно-специализированных и других), - выработка умений применять их в усложнённых условиях, -доведения усвоенных ранее двигательных умений и навыков до степени совершенства, необходимых для учащихся, которые готовятся продолжать своё образование в системе средних профессиональных и высших учебных заведений. Классификации профессий Сегодня у нас в стране насчитываются десятки тысяч профессий. Практическая невозможность составления научно обоснованных рекомендаций для специалистов по каждой из них привела к необходимости классификации профессий в целях ППФП. В учебнике «Теория и методика физического воспитания» Б. И. Загорским дана классификация профессий, включающая 3 большие группы: 1. профессии с «дозировочными» движениями без осложнения экстраординарными условиями; 2. профессии, специфически осложненные внешними условиями; 3. профессии, требующие постоянного максимального проявления определенных физических способностей. В классификации профессий, разрабатываемой научно-исследовательским институтом профтехобразования, выделено 5 основных групп профессий: 1. Профессии автоматизированного труда, для которых характерны повышенное внимание, быстрота принятия решения и общая гиподинамия. 2. Профессии механизированного труда и ремонта, требующие особой координации движений, характеризующиеся пребыванием в вынужденных позах. 3. Профессии ручного физического труда, требующие от работника физической силы, выносливости и координации. 4. Профессии тонких и точных работ, требующих предельной точности и высокой координации микро движений.
5. Профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливости. В этих группах классифицируются разные признаки. Если имеется уже разработанная ППФП для какой-либо профессии, то, зная определяющие признаки, можно методы ППФП одной профессии перенести на другую. Краткая характеристика условий труда специалистов. Требования к их физической подготовленности Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда, кроме того, позволяют выделить третий вид — смешанный труд. Примерами преимущественно физического труда являются профессии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых сопряжены со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится также спортивная деятельность в подавляющем числе видов спорта, особенно в легкой атлетике, велогонках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и др. Примерами преимущественно умственного труда являются профессии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность которых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда. Физический труд условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначительным общим суточным расходом энергии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту. В отличие от этого очень тяжелый физический труд требует предельного суточного расхода энергии — от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений — 180—200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные люди, да и то непродолжительное время.
Приведем несколько примеров об условиях труда некоторых специалистов и переносимых ими нагрузках. Возьмем некоторые типичные профессии, к которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по физической тяжести и нервно-психической напряженности. Труд в подземных выработках сопровождается длительными передвижениями и выполнением трудовых операций в вынужденных позах (согнувшись, в присядке, на коленях, лежа), солнечным голоданием и кислородной недостаточностью, повышенным сопротивлением дыханию, загазованностью воздуха, низкой освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, запыленностью, повышенной влажностью и температурой воздуха. Такой характер труда требует от рабочего в подземных выработках крепкого здоровья, высокого уровня общей и специальной физической подготовленности. Труд работников плавсостава в судовых условиях характеризуется тем, что важными прикладными навыками для моряков являются плавание, ныряние, прыжки в воду, гребля, и другие действия в воде, на воде, у воды. Необходимыми физическими качествами для моряков являются ловкость и координация движений, быстрота и точность сенсомоторных (чувствительно-двигательных) реакций, устойчивость к укачиванию, адаптация к перемене климата и тепловым перегрузкам. Из морально-волевых качеств важными признаются дисциплинированность и коллективизм, смелость и решительность, находчивость и инициатива, эмоциональная устойчивость. Средствами воспитания всех этих качеств моряков является физический труд, физическая культура и спорт. Условия труда других специалистов также имеют свои особенности. К их физической подготовленности предъявляются специфические требования, обусловленные характером выполняемых трудовых операций. Явление гиподинамии отрицательно сказывается на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль физических упражнений, специально организованных для ликвидации дефицита двигательной активности работающих, для их профессионально-прикладной физической подготовки. Задачи ППФП Известно, что каждая профессия имеет свою специфику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему уже в школьных учебных заведениях необходимо вводить профилирование процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта подготовка является составной частью программы физического воспитания будущих специалистов. Задачи ППФП направлены на: § всестороннее физическое развитие и достижение высокого уровня физической подготовленности учащихся;
§ преимущественное и специальное развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности; § формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью; § подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся; § воспитание специфических волевых качеств. § содействовать повышению производительности труда работающих; § способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высокопроизводительному труду; § создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечения профилактики производственного травматизма и уменьшения утомляемости работающих средствами физической культуры и спорта. С каждым годом роль ППФП в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает. Фундаментальным принципом системы физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством внедрения средств физической культуры и спорта в научную организацию труда. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности человека к успешной профессиональной деятельности. В рамках школьного курса физического воспитания предлагается ознакомить учащихся с теоретическими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых будущим специалистам, подготовить их к участию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.009 с.) |