Формирование физических качеств будущего профессионала, как комплексная проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование физических качеств будущего профессионала, как комплексная проблема



Исходя из Государственного Образовательного стандарта второго поколения главной целью развития отечественной системы школьного образования является – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, подготовка школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий.

Достижение этой цели предлагается осуществить посредством:

- обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях,

- расширения фонда спортивных и непосредственно прикладных двигательных навыков (туристских, военно-прикладных, спортивно-специализированных и других),

- выработка умений применять их в усложнённых условиях,

-доведения усвоенных ранее двигательных умений и навыков до степени совершенства, необходимых для учащихся, которые готовятся продолжать своё образование в системе средних профессиональных и высших учебных заведений.

Классификации профессий

Сегодня у нас в стране насчитываются десятки тысяч профессий. Практическая невозможность составления научно обоснованных рекомендаций для специалистов по каждой из них привела к необходимости классифика­ции профессий в целях ППФП.

В учебнике «Теория и методика физического воспита­ния» Б. И. Загорским дана классификация профессий, включающая 3 большие группы:

1. профессии с «дозировочными» движениями без осложнения экстраординарными условиями;

2. профессии, специфически осложненные внешни­ми условиями;

3. профессии, требующие постоянного максимально­го проявления определенных физиче­ских способностей.

В классификации профессий, разрабатываемой науч­но-исследовательским институтом профтехобразования, выделено 5 основных групп профессий:

1. Профессии автоматизированного труда, для кото­рых характерны повышенное внимание, быстрота приня­тия решения и общая гиподинамия.

2. Профессии механизированного труда и ремонта, требующие особой координации движений, характери­зующиеся пребыванием в вынужденных позах.

3. Профессии ручного физического труда, требующие от работника физической силы, выносливости и коорди­нации.

4. Профессии тонких и точных работ, требующих предельной точности и высокой координации микро движений.

5. Профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливости.

В этих группах классифицируются разные признаки. Если имеется уже разработанная ППФП для какой-либо профессии, то, зная определяющие признаки, можно методы ППФП одной профессии перенести на другую.

Краткая характеристика условий труда специалистов.

Требования к их физической подготовленности

Для характеристики различных видов труда чаще всего исполь­зуются понятия его физической тяжести и нервно-психической на­пряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда, кроме того, позволяют выделить третий вид — смешан­ный труд.

Примерами преимущественно физического труда являются профес­сии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых со­пряжены со значительными мышечными усилиями. К преимуществен­но физическому труду относится также спортивная деятельность в по­давляющем числе видов спорта, особенно в легкой атлетике, велогон­ках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и др.

Примерами преимущественно умственного труда являются профес­сии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность ко­торых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда.

Физический труд условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначи­тельным общим суточным расходом энергии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту. В отличие от этого очень тяжелый физический труд требует предельного суточного расхода энергии — от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений — 180—200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные лю­ди, да и то непродолжительное время.

Приведем несколько примеров об условиях труда некоторых спе­циалистов и переносимых ими нагрузках. Возьмем некоторые типич­ные профессии, к которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по физической тяжести и нервно-психической напряженности.

Труд в подземных выработках сопровождается длительными передвижениями и выполнением трудовых операций в вынужденных позах (согнувшись, в присядке, на коленях, лежа), солнечным голоданием и кислородной недостаточностью, повышенным сопротивлением дыха­нию, загазованностью воздуха, низкой освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, запыленностью, повышенной влаж­ностью и температурой воздуха. Такой характер труда требует от ра­бочего в подземных выработках крепкого здоровья, высокого уровня общей и специальной физической подготовленности.

Труд работников плавсостава в судовых условиях характеризуется тем, что важными прикладными навыками для моряков являются плавание, ныряние, прыжки в воду, гребля, и другие действия в воде, на воде, у воды. Необходимыми физическими качествами для моряков являются ловкость и координация движений, быстрота и точность сенсомоторных (чувствительно-двигательных) реакций, устойчивость к укачиванию, адаптация к перемене климата и тепловым перегрузкам. Из морально-волевых качеств важными признаются дисциплинированность и коллективизм, смелость и решительность, находчивость и инициатива, эмоциональная устойчивость. Средствами воспитания всех этих качеств моряков является физический труд, физическая культура и спорт.

Условия труда других специалистов также имеют свои особенности. К их физической подготовленности предъявляются специфические требования, обусловленные характером выполняемых трудовых операций. Явление гиподинамии отрицательно сказывается на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль физических упражнений, специально организованных для ликвидации дефицита двигательной активности работающих, для их профессионально-прикладной физической подготовки.

Задачи ППФП

Известно, что каждая профессия имеет свою спе­цифику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему уже в школьных учебных заведениях необходимо вводить профилирова­ние процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подго­товки (ППФП).

К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта под­готовка является составной частью программы физиче­ского воспитания будущих специалистов.

Задачи ППФП направлены на:

§ всестороннее физическое развитие и достижение вы­сокого уровня физической подготовленности учащихся;

§ преимущественное и специальное развитие физиче­ских качеств, особенно важных для данной профессио­нальной деятельности;

§ формирование и совершенствование двигательных на­выков, помогающих успешно овладевать профессиональ­ной деятельностью;

§ подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся;

§ воспитание специфических волевых качеств.

§ содействовать повышению производительности труда работающих;

§ способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высоко­производительному труду;

§ создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечения профилактики производственного травма­тизма и уменьшения утомляемости работающих сред­ствами физической культуры и спорта.

С каждым годом роль ППФП в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает.

Фундаментальным принципом системы физического вос­питания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством внедрения средств физической культуры и спорта в научную организацию труда.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, спо­собствующие достижению готовности человека к успешной профессио­нальной деятельности.

В рамках школьного курса физического воспитания предлагается ознакомить учащихся с теоретиче­скими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых будущим специалистам, подготовить их к уча­стию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.009 с.)