Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации.



КУРСОВАЯ РАБОТА

По профессиональному модулю

ПМ 01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью

 

 

На тему _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Студента (ки) ____ курса ________________ формы 

обучения группы _________

 

Специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

____________________________________________________________________

(Фамилия и инициалы)

Руководитель_________________________________________

(ФИО)

 

Владивосток

2021


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

1.ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. 4

1.1СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ. 4

1.2ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 12

2.ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 15

2.1ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 15

2.2РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРГОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 18

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Темой курсовой работы является «Торговая организация ее задачи и

функции»

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.

Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызываемые применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающие повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры обслуживания населения.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационноправовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к торговым организациям.

Следуя из сферы материального производства в сферу потребления, товары походят через звенья торговли - оптовые и розничные торговые предприятия, в которых совершаются определенные торгово-технологические процессы. На каждом этапе товародвижения применяются различные средства и орудия труда. Проходя через звенья торговли, товарные потоки претерпевают различные количественные и качественные преобразования, связанные с выполнением многочисленных общих операций. Так, приемка товаров по количеству и качеству, их хранения, фасовка, подготовка к продаже и продажа осуществляются в звеньях как оптовой, так и розничной торговли. Однако перечисленные торговотехнологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в своей курсовой работе я поставила для себя следующие задачи:

· Дать правильное понятие розничной торговле, охарактеризовать ее,

· Дать правильное понятие оптовой торговле, охарактеризовать ее;

· Дать правильное понятие устройству и основе технологических планировок магазина.

Цель курсовой работы- закрепление и углубление студентами полученных теоретических знаний по дисциплинам «Товароведение» Задачами преддипломной практике является:

- ознакомить студентов с коммерческой деятельностью торговых предприятий различных форм собственности, с организационно-производственной структурой торговой организацией, системой материально-технического снабжения, управления качеством продукции на предприятии;

- изучить основные технологические операции торговых процессов;

- установить факторы, формирующие спрос по отдельным группам непродовольственных товаров;

- проанализировать факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров народного потребления;

- изучить методы и формы контроля качества непродовольственных товаров по отдельным однородным группам;

- проанализировать причины возникновения и характер возможных дефектов на примере конкретной группы товаров;

- ознакомиться с основными видами нормативно-технических документов.

Изучение характеристики торгового предприятия: организационно-правовая форма собственности, район деятельности, ассортиментный профиль, формы продаж, режим работы предприятия и организация охраны труда. Дать предложения по улучшению режима и условий работы предприятия.

Ознакомление со структурой штата работников магазина, отдела, графиком выхода на работу.

Анализ эффективности использования работников, оперативность их перемещения с учетом систематичности потока покупателей. Заключение об эффективности использования площади торгового зала магазина, отдела. Ознакомление организацией и оборудование рабочих мест работников магазина, отдела. Сделать выводы о соблюдении правил охраны труда и техники безопасности.

Организационно правовой формой собственности данного предприятия является индивидуальное предпринимательство. Ассортиментный профиль: бытовая химия, обувные товары, трикотаж, игрушки, посуда, парфюмерия. Форма продажи через прилавок. Режим работы с 10 до 19 обеденный перерыв с 13:00 до 13:30. Организация охраны труда (инструкция по охране труда для работников предприятия): 1. Общие требования безопасности.


ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ.

ОРГАНИЗАЦИИ.

2

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предприятие - по ГК РФ (ст. 132) - особый объект гражданских прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Понятие торгового предприятия определено в ГОСТе Р 51309 - 99 «Торговля. Термины и определения» следующим образом:

Торговое предприятие - это имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.

Имущественный комплекс торгового предприятия включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, долги, права, фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания.

Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.

Основная задача торговых предприятий - обеспечить возможность покупки какого‑либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания. Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое предприятие достигает своей цели.

По своему экономическому содержанию затраченный капитал, который привлекается в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. В условиях рынка необходимо реально оценивать динамику и адекватность отдачи денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные средства торговым предприятием.

Под торговым предприятием в настоящее время понимается независимый хозяйствующий субъект, обладающий правовым статусом юридическою или физического лица, созданный в целях получения прибыли и осуществляющий деятельность за свой риск по закупке, хранению, реализации товаров, направленную на удовлетворение потребностей рынка.

Торговое предприятие обладает всеми основными признаками, характерными для предприятия вообще. Правовые нормы деятельности торговых предприятий заложены в ГК РФ (ст. 52).

Торговое предприятие должно иметь фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, обладать правоспособностью и дееспособностью, которые возникают в момент государственной регистрации. На ограничение обшей правоспособности торгового предприятия направлено государственное лицензирование отдельных видов деятельности.

Управляющие органы торгового предприятия могут быть единоличными (директор, председатель правления, генеральный директор) и коллегиальными (общее собрание, правление).

Торговые предприятия вправе создавать обособленные подразделения в виде представительств или филиалов, которые не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных им положений.

Торговые предприятия выполняют следующие функции: прогнозирование, планирование, организацию торгово‑технологического процесса, анализ и контроль. Особенности выполнения функций торгового предприятия связаны со следующими направлениями:

1) поиск товаров, в том числе обладающих особыми характеристиками, в наибольшей степени соответствующих требованиям потребительского рынка;

2) поиск направлений по усовершенствованию существующих форм обслуживания и внедрению новых;

3) поиск идей в целях совершенствования торгово‑технологического процесса.

Торговые предприятия можно классифицировать по многим признакам: по формам собственности, по целям деятельности, по характеру прав учредителей на имущество торгового предприятия, по организационно-правовым формам, по задачам и функциям.

По задачам и функциям торговые предприятия делятся на оптовые, розничные, предприятия общественного питания, объединения этих организаций и смешанные объединения ‑ оптово‑розничные торговые предприятия, производственно-торговые предприятия, торгово‑промышленные предприятия (группы).

Применив теоретические данные этого раздела к анализируемому предприятию, можно сделать ряд выводов. В соответствии с ГК РФ ООО» Торгсервис‑Иркутск» является предприятием. Согласно ГОСТу Р 51309 ‑ 99 «Торговля. Термины и определения» ООО» Торгсервис‑Иркутск» является торговым предприятием. Главная цель ООО» Торгсервис‑Иркутск» ‑ получение прибыли, которая достигается посредством решения основной задачи, а именно - обеспечить возможность покупки какого‑либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания для жителей города Иркутска.

Как торговое предприятие ООО» Торгсервис‑Иркутск» имеет фирменное наименование, знак обслуживания, печать предприятия, обладает правоспособностью и дееспособностью, которые возникли в момент государственной регистрации. Ограничение обшей правоспособности ООО» Торгсервис‑Иркутск» осуществляется посредством государственного лицензирования на осуществления торговли и других видов деятельности ООО» Торгсервис-Иркутск».

ООО» Торгсервис-Иркутск» является предприятием смешанного типа - оптово-розничным.

коммерческий торговля инфраструктура юридический


КУРСОВАЯ РАБОТА

По профессиональному модулю

ПМ 01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью

 

 

На тему _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Студента (ки) ____ курса ________________ формы 

обучения группы _________

 

Специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

____________________________________________________________________

(Фамилия и инициалы)

Руководитель_________________________________________

(ФИО)

 

Владивосток

2021


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

1.ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. 4

1.1СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ. 4

1.2ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 12

2.ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 15

2.1ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 15

2.2РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРГОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 18

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Темой курсовой работы является «Торговая организация ее задачи и

функции»

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.

Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызываемые применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающие повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры обслуживания населения.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационноправовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к торговым организациям.

Следуя из сферы материального производства в сферу потребления, товары походят через звенья торговли - оптовые и розничные торговые предприятия, в которых совершаются определенные торгово-технологические процессы. На каждом этапе товародвижения применяются различные средства и орудия труда. Проходя через звенья торговли, товарные потоки претерпевают различные количественные и качественные преобразования, связанные с выполнением многочисленных общих операций. Так, приемка товаров по количеству и качеству, их хранения, фасовка, подготовка к продаже и продажа осуществляются в звеньях как оптовой, так и розничной торговли. Однако перечисленные торговотехнологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в своей курсовой работе я поставила для себя следующие задачи:

· Дать правильное понятие розничной торговле, охарактеризовать ее,

· Дать правильное понятие оптовой торговле, охарактеризовать ее;

· Дать правильное понятие устройству и основе технологических планировок магазина.

Цель курсовой работы- закрепление и углубление студентами полученных теоретических знаний по дисциплинам «Товароведение» Задачами преддипломной практике является:

- ознакомить студентов с коммерческой деятельностью торговых предприятий различных форм собственности, с организационно-производственной структурой торговой организацией, системой материально-технического снабжения, управления качеством продукции на предприятии;

- изучить основные технологические операции торговых процессов;

- установить факторы, формирующие спрос по отдельным группам непродовольственных товаров;

- проанализировать факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров народного потребления;

- изучить методы и формы контроля качества непродовольственных товаров по отдельным однородным группам;

- проанализировать причины возникновения и характер возможных дефектов на примере конкретной группы товаров;

- ознакомиться с основными видами нормативно-технических документов.

Изучение характеристики торгового предприятия: организационно-правовая форма собственности, район деятельности, ассортиментный профиль, формы продаж, режим работы предприятия и организация охраны труда. Дать предложения по улучшению режима и условий работы предприятия.

Ознакомление со структурой штата работников магазина, отдела, графиком выхода на работу.

Анализ эффективности использования работников, оперативность их перемещения с учетом систематичности потока покупателей. Заключение об эффективности использования площади торгового зала магазина, отдела. Ознакомление организацией и оборудование рабочих мест работников магазина, отдела. Сделать выводы о соблюдении правил охраны труда и техники безопасности.

Организационно правовой формой собственности данного предприятия является индивидуальное предпринимательство. Ассортиментный профиль: бытовая химия, обувные товары, трикотаж, игрушки, посуда, парфюмерия. Форма продажи через прилавок. Режим работы с 10 до 19 обеденный перерыв с 13:00 до 13:30. Организация охраны труда (инструкция по охране труда для работников предприятия): 1. Общие требования безопасности.


ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.

Розничная торговая сеть составляет основу материально-технической базы торговли и является совокупностью пунктов торгового обслуживания потребителей на определенной территории (административном районе, городе, области, страны). Ее роль и задачи в процессе товарного обращения определены постоянным увеличением объемов производства потребительских товаров, расширением и углублением ассортимента, требованиями доведения их к потребителям с минимальными расходами общественной работы.

В сети розничных торговых предприятий осуществляется сложный организационно-хозяйственный процесс, связанный с изучением состава и особенностей основного контингента покупателей, анализа их потребительских преимуществ, приемом и хранением товаров, формированием торгового ассортимента, который обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей.

Развитие и усовершенствования розничной торговой сети обусловлено экономическими, производственными, градостроительными и социальными факторами.

Экономические и производственные факторы есть наиболее значащими и связанные с ростом денежных доходов населения, увеличением объемов производства и расширением ассортимента товаров. Эти взаимосвязанные показатели стимулируют расширение нужд и обеспечивают более полное удовлетворение покупательского спроса, который находит свое отражение в росте товарооборота, темпы увеличения которого связаны с количественным увеличением розничной торговой сети. Товарооборот, как основной показатель деятельности торговых предприятий, характеризует уровень жизни населения. За последние годы в Украине наметилась тенденция общего экономического роста, о чем свидетельствует достаточно высокий прирост валового внутреннего продукта и доходов населения. Номинальные доходы населения в 2004 году в сравнении с 2003 годом выросли на 22,5%, а реальные доходы на 27, 4%, что обеспечило увеличение расходов населения за этот период на 24%. В среднем украинец тратит около 87% своего бюджета [УР]. Рост розничного товарооборота торговых предприятий и на один человека в Украине отображен в табл. 1.

 

 

Таблица 1. - Розничный товарооборот предприятий и на один человека в Украине за 1995-2004 гг.:

 

Виды розничного товарооборот Од. измерения. 1995 2000 2001 2002 2003 2004 Темп изменений 2004 до 2000 (%)
Розничный товарооборот предприятий Украины Млн. гр н. 11964 28757, 4 34417 39690,8 49993,5 67556 235
Розничный товарооборот предприятий на одно лицо Грн. 232 585 707 823 1046 1424 243,4
Розничный товарооборот предприятий на одно лицо в городах Грн. 298 766 924 1086 1386 1907 249
Розничный товарооборот предприятий на одно лицо в сельской местности Грн. 93 210 262 283 341 416 198

 


Приведенные данные таблицы 1 показывают на значительные темпы роста товарооборота предприятий Украины и товарооборота на одного человека. Так темпы роста товарооборота предприятий Украины в 2004 г. до 2000 г. составили 235%, а 2004 г. до 1995 г. - 565%. Еще высшие темпы роста розничного товарооборота предприятий Украины на одно лицо, показатель которого в 2004 г. более чем в 6 раз превышает показатель 1995 г. Товарооборот на одно лицо в сельской местности в 4,6 раза меньше, чем в городах, при чем эта тенденция из года в год усиливается. Основной причиной этого является значительное сокращение, а в отдельных сельских населенных пунктах полное отсутствие розничной торговой сети. Поэтому задачи по развитию розничной торговой сети особенно в регионах преобладают высокую социально-экономическую значимость. Дальнейшее развитие розничной торговой сети предусматривает использование экстенсивного и интенсивного направлений. Экстенсивное развитие торговой сети - это ее простое количественное увеличение. Оно осуществляется путем нового строительства торговых объектов, в новых градостроительных образованиях, на транспортных магистралях, на главных улицах центрально-городской зоны, за счет использования приватизированного жилищного фонда под предприятия розничной торговли разной специализации.

Интенсивное развитие розничной торговой сети преследует цель качественного улучшения ее использования и осуществляется путем внедрения эффективных форм розничной продажи товаров (самообслуживание, торговли по образцам, по заказам), рациональной специализации и типизации магазинов. Использование этого направления развития торговой сети требует значительных финансовых средств необходимых на реконструкцию и модернизацию магазинов.

Объединение обоих направлений развития будет оказывать содействие не только повышению уровня обеспеченности населения торговыми площадями, но и значительно улучшит ее использование, сократит расход времени потребителей на приобретение товаров, повысит уровень культуры торгового обслуживания.

Важную роль в развитии городской торговой сети выполняет расширение градостроительной структуры и образование новых жилых массивов. В настоящий период в крупных областных центрах Украины увеличиваются объемы жилищного строительства и в новых жилых образованиях предполагается новое строительство магазинов.

К социальным факторам, обслуживающим развитие торговой сети, принадлежит необходимость повышения доли свободного времени населения.

Фонд свободного времени трудоспособного населения зависит не только от фонда рабочего времени, но и в значительной мере от расходов времени на домашнюю работу и бытовые нужды, в которых важная доля приходится на поиск и покупку потребительских товаров. В связи с этим, дальнейшее развитие розничной торговой сети, повышение ее плотности и усовершенствование форм продажи будет оказывать содействие сокращению расходов времени потребителей на приобретение товаров.

Таким образом, к числу основных факторов, которые определяют развитие розничной торговой сети относятся постоянное расширение ассортимента, объемов производства потребительских товаров, рост доходов населения и масштабов жилищного строительства, необходимость повышения свободного времени трудящихся.

За период формирования рыночной экономики (1995-2005 гг.) состоялись значительные изменения в количественном и качественном составе розничной торговой сети. Приватизация государственной собственности в Украине, которая происходила в 90-и года внесла важные изменения в процессы планирования развития розничной торговой сети и вызвала за собой значительные сокращения численности как магазинов в целом, так и торговых площадей в частности. В таблице 2 приведенные данные Госкомстата Украины по изменению состояния розничной торговой сети в Украине за период 1990-2004 гг.

В этой таблице приведенные количественные показатели, которые характеризуют состояние розничной торговой сети Украины всех форм собственности, не учитывая количества палаток, киосков и ларьков, расположенных на продовольственных и непродовольственных рынках городов и сельской местности.

Таблица 2. - Изменение состояния торговой сети в Украине за 1990-2004 гг.:

 

Года

Всего магазинов, павильонов, киосков, тис. ед.. В частности магазинов, тис. ед. В частности павильонов, киосков тыс.ед. Торговая площадь магазинов, тыс. м2 Торговая площадь в среднем на 1 мага м2. Торговая площадь на, 1000 жителей М2

1990

145,7 120,6 25,1 11300 93 217,5

1995

133,7 109,5 24,2 10950 100 213,5

2000

103,2 77,9 25,3 7020 90 143,7

2001

96,4 72,3 24,1 6515 90 134,6

2002

89,3 66,8 22,5 6054 90 126,1

2003

83,8 62,3 21,5 5896 95 123,8

2004

78,5 58,3 20,2 5976 103 126,4
               

 

Приведенные данные таблицы 2 показывают, что за указанный период розничная торговая сеть Украины испытала важные количественные и качественные изменения. Значительно ухудшилась качественная структура розничной торговой сети. Так общее количество торговых объектов в Украине за данный период сократилась на 67,2 тыс. ед., в частности магазинов на 62,3 тыс. ед., павильонов и киосков - на 4,9 тыс. ед. Доля магазинов в общем количестве торговых объектов уменьшилась с 83% - в 1990 г. до 74% - в 2004 г. В тоже время доля киосков и павильонов повысилась с 17,2% - в 1990 г. до 26% - 2004 г. Такая деформация розничной торговой сети вне сомнения отобразилась на уровне обеспеченности населения торговыми площадями и в целом на качестве торгового обслуживания. Общая торговая площадь магазинов уменьшилась с 11300 тыс. м2 - в 1990 г., 5976 тыс. м2 - в 2004г. обеспеченность население Украины торговыми площадями из расчета на 1000 жителей сократилась с 217,5 м2 - в 1990 г. до 126,4 м2 - в 2004 г. Тем не менее с 2004 г. происходит увеличение торговой площади магазинов Украины, причем при уменьшении количества магазинов увеличивается общий размер торговой площади, которая говорит о строительстве крупных магазинов в этом периоде.

Одним из значащих показателей состояния розничной торговой сети, который используется во всех развитых странах есть размер торговой площади, что приходится на 1000 жителей. Этот показатель отображает обеспеченность населения отдельных регионов и страны в целом торговыми площадями. Значение этого показателя в вышеприведенной таблице показывают, что по уровню обеспеченности торговыми площадями в 2004 г. Украина опустилась к уровню 1970 г. Анализ этого показателя в разрезе областей Украины (табл. 3) показывает, что только г. Киев и г. Севастополь увеличили обеспеченность данных регионов торговыми площадями: г. Киев - с 158 м2 до 224 м2 и г. Севастополь с 178 м2 до 240 м2. Подчеркивается очень низкий уровень обеспеченности торговыми площадями Ивано-Франковской, Тернопольской, Луганской, Черновицкой и Ровенской областей, где этот показатель составляет до 100 м2. Значительно ниже обеспеченность торговыми площадями имеет сельская местность, которая отображается на уроне удовлетворения спроса сельского населения и в частности на товарообороте на 1 жителя сельской местности, который в 2004 году был в 4,6 раза меньше чем в городе.

 

В статистической отчетности Украины используется дифференцированный учет товарооборота в торговле, согласно которому выделяются следующие его виды: Оборот розничной торговли включает розничный товарооборот предприятий, которые осуществляют деятельность в розничной торговле, а также объемы продажи товаров на рынках и физическими лицами-предпринимателями.

Розничный товарооборот предприятий определяется как объем продажи потребительских товаров населению через розничную торговую сеть и через сеть ресторанного хозяйства всеми действующими предприятиями независимо от форм собственности, а также промышленными, транспортными и другими торговыми предприятиями непосредственно населению через кассу предприятия. Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа через торговую сеть ведомствам, организациям и предприятиям продовольственных товаров для населения обслуженных ими контингентов (в санаториях, детских учреждениях, больницах и др.). Данные в денежном выражении приходятся в фактических ценах, индексы физического объема товарооборота рассчитываются в сопоставимых ценах.

Товарооборот ресторанного хозяйства включает розничный товарооборот предприятий всех форм собственности, которые осуществляют деятельность в ресторанном хозяйстве.

Оптовый товарооборот определяется как перепродажа предприятиями товаров без каких-нибудь перемен (кроме обычных для торговли операций) другим предприятиям и организациям (кроме населения) для их использования или для дальнейшей продажи как в Украине так и на экспорт. Оптовый товарооборот учитывается без НДС и акциза. Обычными для торговли операциями есть фасовка, сортировка, упаковка, измельчение партий, распределение, складирование, перемещение и др. Готовые к реализации товары являются готовыми изделиями, которые реализуются без обработки или переработки.

Обобщая вышесказанное можно отметить, что общие показатели состояния украинского рынка розничной торговли есть весьма привлекательными как для отечественных так и для зарубежных операторов, где можно эффективно работать с учетом перспективы его развития. Не смотря на проблемы, которые касаются развития розничной торговой сети, в целом в Украине повышается спрос на цивилизованную торговлю, и, соответственно, на современные типы магазинов.

При анализе ведущих игроков украинского рынка следует выделить следующие более развитой сети, а именно украинских операторов «Сильпо», «Фуршет», «Большой карман» (г. Киев, Днепропетровск), «Амстор», «Обжора» (г. Донецк), а среди иностранных операторов - «Метро», «Spar AG», «Billa».

Высокими темпами развиваются отдельные форматы непродовольственной торговли в Украине. Прежде всего это супермаркеты электроники и бытовой техники «Фокстрот», «Мегамакс», «Домотехника», «Быттехника» (г. Донецк), а также сеть крупных магазинов по торговле строительными материалами типа «Стройбат», «Будапешт» (г. Донецк).

Наиболее распространенным форматом продовольственных магазинов в развитие таких форм, как гипермаркет, «магазин возле дома».

Организованная розничная торговля в г. Киеве (супермаркеты, Cash and Carry гипермаркеты) составляет 50-55%, в регионах - 15%. Это говорит о большом потенциале в регионах.

Вхождение в регионы имеет свои особенности. Особенностью Украинского продовольственного рынка вообще есть тот факт, что продукты питания отечественного производителя в торговой сети составляют 90%. Поэтому при работе в регионах очень важно присутствие местных товаропроизводителей, в которых есть доверие и лояльность покупателей. Поэтому в ближайшие несколько лет важную роль в увеличении торговых площадей в Украине должны сыграть региональные центры. Крупные областные центры предрасполагают инвесторов отсутствием сильной конкуренции и высокими темпами роста платежеспособности местного населения.

О выходе в регионы уже заявили владельцы крупных торговых компаний.

В 2006 году можно ожидать введение в эксплуатацию ряда современных торговых центров в Харькове, Донецке, Одессе, Днепропетровск и Николаеве (УР).

Украина в цифрах и фактах:

1) Товарооборот розничной торговли за 2004 год в целом по Украине составил 116,3 млрд. грн., который включает следующие виды:

- розничный товарооборот предприятий - 67,6 млрд. грн. - 58,12%;

- товарооборот ресторанного хозяйства - 3,5 млрд. грн. - 3%.

2) Товарооборот рынков и физический лиц - 48,7 млрд. грн. - 41,88%;

3) Оптовый товарооборот предприятий в Украине - 547,1 млрд. грн.

4) В 2004 году розничный товарооборот предприятий Украины составил 67,56 млрд. грн., г. Киева - 10,6 млрд. грн., что составляет 15,7% от Украины в целом;

5) Розничный товарооборот предприятий Украины на одного человека в 2004 году составил 1424 грн., в г. Киеве - 3975 грн., что в 2,8 раза больше, чем в Украине в целом;

6) Количество магазинов в Украине за 2003 год составила 62,3 тыс.од. - 100%, из них:

- коллективной формы собственности - 47,9 тыс. од. - 76,9%;

- частной формы собственности - 7,7 тыс. од. -12,4%;

- государственной и коммунальной - 6,7 тыс. од. - 10,7%.

7) Торговая площадь магазинов в Украине на 1.01.2005 г., составила 5976 тыс. м2, что в 1,9 раза меньше, чем на 1.01.92 г., торговая площадь магазинов г. Киева на 1.01.2005 г., составила 598 тыс. м2 и увеличилась в сравнении с 1991 годом на 179 тыс. м2.

8) Обеспеченность торговыми площадями из расчета на 1000 жителей Украины на 1.01.2005 г., составила 126,4 м2, что по сравнении с 1991 годом (217,8 м2) уменьшилась в 1,7 раза, обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей г. Киева на 01.2005 г. составила 224 м2, что по сравнении с 1991 годом (158 м2) увеличилось в 1,4 раза. В 2005 году в Украине было 518 супер - и гипермаркетов из них 120 в г. Киеве, которые обеспечивают около 57% розничного товарооборота продовольственных товаров.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.68.197 (0.009 с.)