Развитие пространственного восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие пространственного восприятия



Подготовительный этап.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с];формирование длительной направленной воздушной струи; упражнение в различении слов, близких по звучанию; умение определять наличие звука [с] в ряду звуков; развитие функции языкового анализа и синтеза; воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование: картинки: артикуляционная гимнастика для свистящих; образ звука [С]; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание».

Ход занятия.

Организационный момент.

Развитие пространственного восприятия

- Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя?

2. Сообщение цели занятия.

Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

• Пальчиковая гимнастика «Дружба».

• «Кулак. Ребро. Ладонь».

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения, направленные на развития подвижности губ:

«Оскал», «Хоботок», «Трубочка».

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка:

 (см. артикуляционные упражнения для постановки звука [с]).  

Игры на развитие речевого дыхания.

Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Гимнастика Стрельниковой.

• Поем песенку. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

• «Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

• «Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя. Игры для тигры – компьютерная технология.

Развитие фонематического восприятия

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

• Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

Фонетическая гимнастика, ритмика.

  Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».

Упражнения по развитию ритма.

 Отстучать по подражанию.

Занятие 2.

Конспект занятия по постановке звука [С].

Подготовительный этап.

    Цель: Обучение правильно произносить звук [с] с механической по­мощью и по подражанию; продолжение выполнения артикуляционных упражне­ний для звука [с] в полном объеме; формирование длительной направленной воздушной струи; закрепление умения в различении слов, близких по звучанию; определение наличие звука [с] в ряду других звуков. Развитие мимической выразительности, памяти, внимания, целостного восприятия, мелкой моторики. Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование: картинки: артикуляционная гимнастика для свистящих; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш]; образ звука [С]; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание», рабочий пенал.

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Повторение игры на развитие мелких движений кистей рук и пальцев.  

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка. (см. арт. упр. для постановки звука [с]). 

Фонетическая гимнастика, ритмика.

      Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».

Занятие 3.

Конспект занятия по коррекции изолированного звука [С].

Цель: закрепление правильного произношения звука  «с» в изолированном виде; формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука; воспитание потребности в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с]; мимические картинки; образ звука [С]; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание»; сигнальные карточки; буква С; зрительные опоры гласных звуков.

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Занятие 4.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в обратных (закрытых) слогах.

Цель: обучение произносить звук [с] в обратных слогах; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с]; формирование длительной, направленной воз­душной струи. Упражнение в определении наличия звука в слогах; анализ и синтез обратный и прямых слогов; составление схем слогов. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Сундучок «Дыхание», молоточек для отстукивания ритма, счетные палочки, клубок ниток. Коробочки «». Картинки героев сказки «Теремок»; картинки с изображением предметов со звуком [с] и без него; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове». 

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

Занятие 5.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в прямых (открытых) слогах.

Цель: обучение произносить звук [с] в прямых слогах; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с];  формирование длительной, направленной воз­душной струи. Упражнение в определении наличия звука в слогах; анализ и синтез обратный и прямых слогов; составление схем слогов. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих. Картинки  с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с]. Мимические  картинки; образ звука [С]. Молоточек для отстукивания ритма. Самолёт игрушечный. Сундучок «Дыхание». Рабочий пенал. Буква С, зрительные опоры гласных звуков, таблицы со слогами.

 Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

Работа над артикуляцией гласных звуков без голоса, с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса.

а ____________выдох                    ао аоу уоа аоуы

о ____________выдох у ________ ы ________ э ________

Анализ и синтез слогов

Какой первый звук в слоге са?Какой второй звук?

Сколько звуков в слоге са?

Звук [с] «подружился» со звуком [о]. Какой слог получился?

Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал?

Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

  «Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге СА (СО, СУ, СЫ).

Пример: 1 – 2  –   са саса.

Ритмы: 2 – 1,2 –  2, 1 – 3,3 – 1, 1 – 1 – 2, 1 – 2 – 1, 2 – 3 и т. д.

Занятие 6.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в звукосочетаниях.

Цель: обучение произносить звук [с] в звукосочетаниях; развитие и совершенствование артикуляционной моторики, добиваться четкого произношения изолированного звука [с]; коррекция речевого дыхания; выделение согласного звука из состава слова; усвоение звуко-слоговой структуры слов; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Сундучок «Дыхание», молоточек для отстукивания ритма, игрушечный самолёт. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Картинки с изображением предметов со звуком [с] и без него; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове»; мимические картинки. Схемы: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

• Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

Занятие 7.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в конце слова.

Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах (звук в конце слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка - звук [с] № 2. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове»;

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

Ас              ос              ус                  ис               ес

кв..        н..            мин..            ред..         л..

кл..        подн..      фок..            тенн..        адр..

комп..   кок..        какт..          р..             нав..

анан..    вопр..      автоб..        кипар..     интер..

• Прочитай слова, соединив правильно первый и второй слоги. Соедини эти слоги линиями.

ми - нос           фо - пас                тер - мос

как - нус           ком - люс     ре - лос

под - тус          по - кус                во - бус

• Прочитай предложения, вставив пропущенные слова.

Пример: Катя входит в... автобус. — Катя входит в первый автобус.

Петя купил... ананас.            Митя поднял... колос.

Нина идёт в... лес.                  Оля гладит... пояс.

Ваня отгадывает... ребус.       Дима видит... парус.

Занятие 8.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в начале слова.

Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах (звук в начале слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Сундучок «Дыхание», молоточек для отстукивания ритма, игрушечный самолёт. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка со словом сок. Карточка - звук [с] № 1. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове»;

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

Занятие 9.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в середине слова.

Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах (звук в середине слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Карточка - звук [с] № 3. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове». Картинки к игре «Пирамида». Мяч.

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

Занятие 10.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных.

Цель: обучение правильного произношения звука [с] в слогах со стечением согласных; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка - звук [с] № 3. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове». Картинки к игре «Пирамида». Мяч, шарики.

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

Занятие 11.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных.

Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах со стечением согласных; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С], зеркала. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка - звук [с] № 4. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове».

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

Занятие 12.

Конспект занятия по автоматизации звука [с].

Автоматизация звука [с] в словах насыщенным этим звуком.

Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах насыщенным этим звуком; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С], зеркала. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка - звук [с] № 5. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

Работа над предложением.

   •   Измени предложения по образцу. (см. слова к. №8)

Образец: Я пью сок. Он пьет сок. Она пьёт сок. Мы пьём сок. Вы пьёте сок. Они пьют сок.

  • Повтори чистоговорки

  • Повтори словосочетания

• Придумай предложение с данными словами.
Пример: Софья, фасоль - Софья рассыпала фасоль.

Соня, колбаса                        

Саня, носок

Алиса, посуда                        

Лариса, рисунок

Анфиса, косынка              

Раиса, актриса

• Составь слово из слогов. Напиши новое слово.
Пример: сы, бу — бусы.

сы, ве -                                        са, кас -                                        

са, ли -                                        сок, но -                                        

сок, пе -                                      соль, фа -                                          

• «Скажи наоборот».

Пример. Один солдат трусливый, а другой — смелый.

Лук горький, а сахар...

Лев сильный, а котёнок...

Куст низкий, а дерево...

У Кати волосы тёмные, а у Вали...

У Вити сумка новая, а у Тараса...

Слава до обеда голодный, а после обеда...

Бельё после стирки мокрое, а потом...

Слова: сладкий, слабый, высокое, светлые, старая, сытый, сухое.

• Прочитай предложения, вставив пропущенные предлоги.

Света идёт ☼ ступенькам.                               по

Соня посадила куклу ☼ скамейку,                 на

Инесса поёт ☼ ансамбле.                                в

Стул стоит ☼ стола.                                        около

Оса летает ☼ сметаной.                                   над

Кот столкнул клубок ☼ стол.                         под

Камень упал ☼ скалы.                                    Со

• Прочитай слово с конца. Напиши.
Пример: хемс - смех.

тевс -         осям -                     оволс -

гене -        ысев -                     алакс -

асок -         косел -                    асолоп -

кутс -             тевос -                      амолос –

• Продолжи предложение по образцу.
Пример. Мама варит суп из риса, будет рисовый суп.

Соня выжимает сок из ананаса, будет...

Анфиса варит суп с фасолью, будет...

Тарас делает полку для посуды, будет...

Дениспокупает платок для носа, будет...

Софья готовит салат с сыром, будет...

Борис покупает сахар в виде песка, будет...

Саня выжимает сок из абрикосов, будет...

Мама шьёт сарафан из ткани в полоску, будет...

Лариса готовит торт с кокосом, будет...

• Закончи предложения, используя картинки.

У Сони есть … (косы, бусы, косынка, собака, сани).

На суку сидит … (сойка, сова, оса, соловей, соболь).

В саду стоит … (сосна, скамейка, Соня, собака, слива).

На столе много … (салфеток, посуды, салатов, мисок, сосисок).

• Изменяй предложения. (у тебя, у него, у нас, у вас, у них)

У меня маленькая сумка

У меня новые сандалии.

         У тёти Сони сын Саня.

 Мне надо соединить линии.           

• Игра «Исправь взрослого».

• Прочитай, повтори слова-родственники.

Придумай предложение с каждым словом.

СЫПать                                                СОР

на СЫПать                                            СОРить

наСЫПь                                              СОРинка

выСЫПать                                          СОРняк

росСЫПь                                            СОРный

расСЫПанный                                муСОР

у СЫПанный                                    муСОРить

переСЫПать                                 муСОРный

переСЫПанный                            муСОРка

• «Скажи наоборот».

Пример: согласный звук — гласный звук.

а) полная миска—...                б) медленный автобус —
сладкий квас —...             тупая сабля —...

высокое место —...       весёлая маска —...

широкий асфальт—...   сложный вопрос —...
далёкая остановка —...     храбрый поступок—...
жидкий суп —...            ясная погода —...

а) пустая, кислый, низкое, узкий, близкая, густой.

б) быстрый, острая, грустная, простой, трусливый,
пасмурная.

• Прочитай профессию человека.

Что надо ему для работы? Ненужные слова зачеркни.

Писатель            листы бумаги, стол, стул, весло

Строитель          мастерок, краска, кастрюля, каска

Фокусник          тесто, эстрада, стакан, столик

Мясник               мясо, тесак, маска, пистолет

Лесник               асфальт, лес, сапоги, компас

Садовник            сад, рассада, пластырь, салфетка

Столяр               доски, весы, бруски, станок

• Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета:

самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница.

Анализ предложения и слова:

а) Определение количества слов в предложении;

б) выделение слов со звуком [с];

в) анализ слова.

Подбор предложений к заданной схеме.

 • «Какая схема правильная?»

«Какое слово "убежало"?» Дети закрывают глаза, а педагог убирает одну полоску.

• Различение длинных и коротких слов (использование звуковой линейки, отстукивание звукового и слогового рисунка слов).

• Отгадывание загадок

    • Доскажи слово в рифму.

Я видел утку и лису, что пироги пекли в  ...

Пришли барсук и бурундук, но не смогли открыть...

Чудак играл на рояле в четыре руки, растил в огороде одни...

Шла кукушка мимо сада, поклевала всю...

За тушканчиком целый отряд, сто пятнадцать мышиных...

Так держи меня сильней, чтоб не выпасть из...

Слова: лесу, сундук, сорняки, рассаду, солдат, саней.

7. Автоматизация звука [с] в пословицах и поговорках.

8. Работа над звуком [с] в скороговорках.

• Игра «Повтори»

Прочитай, повтори слова. Найди общее у этих слов.
Пример: мясо, кокос, ананас — съедобное.

а) пояс, косынка, сапоги          б) салки, теннис, тетрис
минус, плюс, дефис             Тарас, Саня, Борис

Алиса, Соня, Денис            сало, сарделька, колбаса

судак, сом, палтус             матрос, санитар, десантник

кактус, фикус, подсолнух самокат, автобус, троллейбус

Занятие 14.

Конспект занятия по автоматизации звука [С]

Автоматизация звука [с] в тексте.

Цель: обучение правильного произношения звука [с] в тексте; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки, схемы слов и предложений, рабочий пенал, папка «Звуки С и Сь».

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

Работа над предложением.

Пример: со, ле, ко — колесо.

яс, по -                         су, да, по -

пас, ком -                     ло, по, са -                      __

кос, ко -               ко, ка, сын -                      

лос, во -                      ба, кол, са -                        

• Определение кол-ва слов в предложении. Сколько слов в предложении?

• Определение последовательности слов. Назови первое слово. Назови второе слово. Назови третье слово в предложении.

• Определение места слова по отношению к другим словам.

Между какими словами стоит слово...?

Называние первого, последнего или другого слова, соответствующего его расположению. Которое по счету слово...? Назови третье слово.

Показать при помощи карточек, палочек, квадратов кол-во слов в предложении.

Изобразить предложения графически (полосками).

• Составление рассказа по схеме.

• Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку.

• О чем могут сказать эти слова? мой... твой... наш... его...  

моя... твоя... наша... ее...         мои... твои... наши... их...

• Прочитай, повтори предложения.
• Игра «Исправь взрослого».

Алиса входит в класс.      Соня посадит кактус.

Денис кусает кокос.                 Деликатес солёный на вкус.

Дети несут поднос в класс.  Надо написать плюс или минус.
Анфиса делает компресс Сане. Тарас не помнит адрес Бориса.

 • Изменяй предложения.

Я посолю суп и салат. Он... Она... Мы... Вы... Они...

Занятие 15.

Конспект занятия по дифференциации и автоматизации звуков [С] – [С′] в слогах и словах.

Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [с] – [с′] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков [с]-[с′]в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, картинки, в названии которых есть звук [с′] в начале, середине и в конце слова, рабочий пенал, папка «Звуки С и Сь».

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Уточнение различий в артикуляции [с]-[с′].

Сравнение профилей артикуляции.

• Возьми картинки-символы звуков С и СЬ

Послушай, а затем изобрази, как свистит насос (С), как свистит баллончик (СЬ).

Обрати внимание на разницу звучаний: когда произносим С, звук резкий, твердый; когда произносим СЬ, звук ласковый, мягкий.

Возьми символы твердого и мягкого звуков (домики с рожицами) и объясни, какой звук С или СЬ изображает домик с сердитой рожицей (твердый звук С), с веселой рожицей (мягкий звук СЬ).

Показывая поочередно на разные картинки-символы, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз.

4. Автоматизация звука [с′] в слове.

• Повторение за логопедом слоговых таблиц.«Скажи наоборот»:

са-ся, су-...;

сы-ри, су-...;

ас-ась, ус-...;

усь-ус, ись-...

Повторить за взрослым серию слогов:

са-са-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся...

Занятие 16.

Конспект занятия по дифференциации и автоматизации звуков [С] – [С′] в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [с] – [с′] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков [с]-[с′]в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;  коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, картинки, в названии которых есть звук [с′] в начале, середине и в конце слова, рабочий пенал, папка «Звуки С и Сь».

 

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Уточнение произношения звуков [с]-[с′].

Работа с профилями артикуляций.

4. Автоматизация звуков [с]-[с′] в слогах и словах.

  5. Работа над развитием фонематического и слогового синтеза.

  Развитие силы голоса воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;

Произнесение слогов с ударением на последнем слоге. «Забиваем гвоздики» (та-та-та-так, га-га-га-га-гак, да-да-да-дак).

• «Бусы» Логопед показывает картинку. Ребенок определяет, какой звук – С или – З в них присутствуют. Если С – желтую, З – фиолет.

• Повтори, прочитай чистоговорки.

Са — са — ся, испугались все гуся.

Юс — юс — юсь, совсем я гуся не боюсь.

Сю — сю — су, поесть я гусю принесу.

Ее — ее — есь, готовлю вкусную я смесь.

Ус — ус — усь, быстро съест всё это гусь.

• Подбери пару.

Корова — телёнок,

гусь—... гусёнок, гусыня,

лиса - … лисенок

 Трамвай — троллейбус,

стол —...            стул, книга, доска

 Самолёт — лётчик, пилот

танк —...,         колесо, танкист

 Птица — яйцо,

растение —...   росток, семена, вода

 Утро — день,

зима —...          осень, ночь, весна

 Одежда — голый,

  обувь —...         босой, сапог, носки

• Вставь букву ь в те слова, где она нужна.

лос.    нос.   поднос.    Вас.ка   вос.ток
пояс.  пёс.  подпис.   пас. тух тес. ма

гус.      вые.  кекс.          пис. мо мае. ка

• Развитие силы голоса воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;

• Возьми картинки со звуками С и СЬ в названиях

Положи символы звуков С и СЬ. Бери по одной картинке и клади рядом с символом. Называй звук, который спрятался в каждом слове.

• Формирование навыков звукового анализа

Глядя на картинки-символы назови звук, который спрятался в каждом слове, — С или СЬ. Четко проговори пары слов.

Занятие 17.

Конспект занятия по автоматизации звук [З] в начале слова.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [з];формирование длительной направленной воздушной струи; упражнение в различении слов, близких по звучанию; умение определять наличие звука [з] в ряду звуков; развитие функции языкового анализа и синтеза; воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [З], зеркала. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [з]; картинки для игры «Определи позицию звука.»

Ход занятия.

Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

4. Уточнение произношения звука [з].

Дети по очереди выполняют упражнение «Комарик» под наблюдением логопеда.

5. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях.

   • Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.

за                 зо—зу           за—зы—зу

зо                 зы—за           зу—за—зо

зу                 зу—зы           зо—зу—зы

зы                за—зо           зы—зо—за

    • Выполни слоговые упражнения, произноси выде ленный слогдольше и громче (с ударением).

за за...           зо зо...             зу зу...             зыз ы...

за за...           зо зо...             зу зу...             зы зы...

заза за...         зозо зо...            зузу зу...     зызы зы...

 

• Повтори, прочитай слова.

«Один — много». Измени слова по образцу.

завод — заводы                      заголовок — заголовки

закон —...                               занятие —...

запятая —...                            затылок —...

запах—...                                 забияка —...

• Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

Пример:один забытый зонт, два забытых зонта, три забытых зонта.

(см. слова к. 23)

Повтори, прочитай предложения.

У Зои забинтована нога.      На занятиях задают много заданий.

У Зои заболели зубы.          Зорька заходит в калитку.

У Зои много занятий.           На заводе задымил и трубы.

Загорать тут запретили.      Зубра заманили в западню.

Захар захотел завтракать.   Захар запирает дверь на замок.

Изменяй предложения.

Пример: Я забыл зонт.                  

Ты забыл зонт.                      

Он забыл зонт.                      

Она забыла зонт.                    

Мы забыли зонт.       



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.81.166 (0.258 с.)