Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация качественных исследований
Современная область качественных исследований представляет собой крайне раз ветвленное дерево направлений, стратегий и методов. Не существует единой, общепринятой их классификации. Различные авторы выделяют различное их число, различные виды, по-разному их подразделяют и представляют (см.: Banister et al., 1994; Creswell, 1998; Denzin, Lincoln, 2000; Moustakas, 1994; Smith, 2003; Tesch, 1990; и др.). Совокупный список качественных методов насчитывает десятки наименований. К категории «качественных» относят: исследование индивидуального случая (case study), биографическое исследование, историю жизни, феноменологический, герменевтический метод, этнометодологию, этнографию, феноменографию, «обоснованную теорию», метод фокус-групп, метод Дельфи (метод экспертных оценок), структурный анализ событий, качественный контент-анализ, дискурс-анализ, анализ разговоров, нарративный анализ, феминистское, диалогическое, культуральное исследование, эвристическое исследование, исследование действием, клиническое исследование и др. Н. Дензин и И. Линкольн указывают на то, что «никогда еще не было так много парадигм, стратегий исследования и методов анализа данных, которые исследователь мог бы взять на вооружение и применять на практике» (Denzin, Lincoln, 2000, p.18). Для того чтобы внести большую ясность и определенность в это поле, мы будем говорить в отношении различных феноменологических, дискурсивных, нарративных, этнографических, феминистских и других исследований не о собственно «методах», а об общих стратегиях, или типах качественного исследования (как это делается в отдельных работах: Denzin, Lincoln, 2000; Tesch, 1990). Набор же собственно методов одинаков для всех качественных исследований и сводится к четырем основным: наблюдению, интервью, анализу документации и анализу аудиовизуальных материалов. Эти методы лишь по-разному используются в перечисленных стратегиях исследования: они получают свою концептуальную рамку, имеют свой фокус интереса, понятийный аппарат и некоторую специфику анализа данных. Именно поэтому мы будем говорить, например, не о «феноменологическом методе» исследования, но о «феноменологической стратегии», или просто «феноменологическом исследовании».
Задавая иерархически упорядоченную схему анализа, мы будем говорить о своеобразных уровнях качественной методологии (см. таблицу 1):
1) теории качественного исследования – теории, направления, традиции, к которым исторически восходит появление того или иного вида исследования и которые выступают для него в качестве концептуального обоснования; 2) стратегии, или типы, качественного исследования – дизайн, принципы и общая форма проведения исследования; 3) методы качественного исследования – в строгом смысле методы качественного психологического исследования, способы получения психологических знаний; 4) процедуры качественного исследования – конкретные способы сбора и анализа данных.
Больше всего нас будет интересовать два центральных уровня: стратегии и методы качественного исследования.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.004 с.) |