Классификация качественных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация качественных исследований



Современная область качественных исследований представляет собой крайне раз ветвленное дерево направлений, стратегий и методов. Не существует единой, общепринятой их классификации. Различные авторы выделяют различное их число, различные виды, по-разному их подразделяют и представляют (см.: Banister et al., 1994; Creswell, 1998; Denzin, Lincoln, 2000; Moustakas, 1994; Smith, 2003; Tesch, 1990; и др.). Совокупный список качественных методов насчитывает десятки наименований. К категории «качественных» относят: исследование индивидуального случая (case study), биографическое исследование, историю жизни, феноменологический, герменевтический метод, этнометодологию, этнографию, феноменографию, «обоснованную теорию», метод фокус-групп, метод Дельфи (метод экспертных оценок), структурный анализ событий, качественный контент-анализ, дискурс-анализ, анализ разговоров, нарративный анализ, феминистское, диалогическое, культуральное исследование, эвристическое исследование, исследование действием, клиническое исследование и др. Н. Дензин и И. Линкольн указывают на то, что «никогда еще не было так много парадигм, стратегий исследования и методов анализа данных, которые исследователь мог бы взять на вооружение и применять на практике» (Denzin, Lincoln, 2000, p.18).

Для того чтобы внести большую ясность и определенность в это поле, мы будем говорить в отношении различных феноменологических, дискурсивных, нарративных, этнографических, феминистских и других исследований не о собственно «методах», а об общих стратегиях, или типах качественного исследования (как это делается в отдельных работах: Denzin, Lincoln, 2000; Tesch, 1990). Набор же собственно методов одинаков для всех качественных исследований и сводится к четырем основным: наблюдению, интервью, анализу документации и анализу аудиовизуальных материалов. Эти методы лишь по-разному используются в перечисленных стратегиях исследования: они получают свою концептуальную рамку, имеют свой фокус интереса, понятийный аппарат и некоторую специфику анализа данных. Именно поэтому мы будем говорить, например, не о «феноменологическом методе» исследования, но о «феноменологической стратегии», или просто «феноменологическом исследовании».

 

Задавая иерархически упорядоченную схему анализа, мы будем говорить о своеобразных уровнях качественной методологии (см. таблицу 1):

Уровни качествен- ной методологии Примеры
Теории Феноменология, герменевтика, символический интеракционизм, этнометодология, культурная антропология, ритуальные теории драмы и культуры, постмодернизм, социальный конструкционизм, нарратология, феминистская теория познания и др.
Стратегии или типы исследований Феноменологическое, биографическое, нарративное, этнографическое, культуральное исследование, «обоснованная теория», дискурс-анализ и пр.
Методы Наблюдение, интервью, анализ документации, анализ аудиовизуальных материалов
Процедуры Кодирование, категоризация, кластеризация и др.

 

1) теории качественного исследования – теории, направления, традиции, к которым исторически восходит появление того или иного вида исследования и которые выступают для него в качестве концептуального обоснования;

2) стратегии, или типы, качественного исследования – дизайн, принципы и общая форма проведения исследования;

3) методы качественного исследования – в строгом смысле методы качественного психологического исследования, способы получения психологических знаний;

4) процедуры качественного исследования – конкретные способы сбора и анализа данных.

 

Больше всего нас будет интересовать два центральных уровня: стратегии и методы качественного исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.004 с.)