Качественные стратегии и методы исследования В психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественные стратегии и методы исследования В психологии



 (Страусс, Корбин, 2001; Dey, 1993; Miles, Huberman, 1994; и др.). Другая часть представителей этого сообщества видит главную миссию качественных исследований в критике и реформировании традиционных академических исследований в социальных науках и развенчании всевозможных дискриминирующих теорий, взглядов, стандартов, подходов и методологий исследования отдельных людей и сообществ.

Неоднородность и многоликость качественных исследований создает сегодня определенные сложности для их сторонников в выработке какого-то единого определения данной области. Тем не менее, можно указать два критерия, которые позволяют их относить к одной рубрике: (1) специфика качественного анализа и качественных данных и (2) специфика качественного подхода к исследованию.

 

В самом простом и безобидном определении, качественные исследования – это исследования, имеющие преимущественно дело с качественными данными и качественными способами анализа.

 

Качественный анализ

Качественные способы анализа – это специальные формы анализа текста, делающие акцент не на подсчете и статистическом обобщении тех или иных единиц текста, но на их содержательном подразделении, обобщении, сравнении и интерпретации.

А. Страусс и Дж. Корбин так и определяют качественные исследования – как вид исследования, в котором данные получаются нестатистическим, неколичественным образом (Страусс, Корбин, 2001). Процедуры анализа качественных данных стали активно разрабатываться в социальных науках начиная с конца 1970-х годов. К настоящему времени существует несколько подходов, в которых применяются различные процедуры сортировки и кодировки данных, выделения категорий и паттернов: интерпретативный подход М. Паттон (Patton, 1980), сетевой подход Дж. Блис и коллег (Bliss et al., 1983), квазистатистический подход М. Майлза и А. Губермана (Miles, Huberman, 1994), подход «обоснованной теории» Б. Глазера, А. Страусса и Дж. Корбина (Страусс, Корбин, 2001), феноменологический анализ А. Джорджи (Giorgi, 2003), нарративный анализ Э. Дж. Мишлера (Mishler, 1986) и др.

Указанные подходы нацелены на решение, по сути, одной общей задачи: как категоризовать данные и установить связи между категориями. Эта задача составляет ядро качественного анализа (Dey, 1996). Значительная часть качественных исследований основана на анализе слов (высказываний, текста), которые могут быть сгруппированы, кластеризованы, разбиты на семиотические сегменты и организованы таким образом, чтобы позволить исследователю сопоставлять их, противопоставлять, выделять в них смысловые инварианты. Среди наиболее типичных процедур качественного анализа: выделение фраз, паттернов, тем; кластеризация; поиск метафор; подсчет; сравнение; обобщение; сопоставление с имеющимися конструктами и теориями и др. (Miles, Huberman, 1994). Существующие подходы можно расположить на шкале, один из полюсов которой составляет строго формализованный анализ, основанный на использовании четких кодифицирующих принципов и процедур, а другой полюс – более свободный интерпретативный анализ, допускающий интуитивное движение исследователя по собранным данным и их углубленное толкование. В целом, качественный анализ данных неизбежно предполагает процесс интерпретации и креативность, который зачастую сложно сделать эксплицитным, но все же качественный анализ – совсем не таинственное,

а тяжелое и иногда утомительное занятие (Jones, 1985).

 

Качественные данные

Качественные данные – это любая информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а словах. Это некоторое содержание, которое исследователь выделяет из протоколов наблюдения, интервью, из документов и аудиовизуальных материалов, которое он формулирует, кодирует и передает словесно.

В этом смысле, качественные исследования – это исследования, которые преимущественно или исключительно используют слова в качестве данных и средств анализа. Я. Дей проводит различие между качественными и количественными данными в терминах различия между смыслами и числами. Качественные данные соотносятся со смыслами, тогда как количественные данные – с числами. Способ, которым мы анализируем смыслы, – концептуализация, тогда как способ, которым мы анализируем числа, – статистика и математика (Dey, 1993). Качественные данные часто представляются как «более богатые» и «более аутентичные», более тонко описывающие изучаемые феномены, нежели количественные данные. В то же время они нередко критикуются сторонниками количественных исследований как «слишком субъективные», так как плохо поддаются стандартизации и часто невоспроизводимы.

Многие исследователи подчеркивают, что качественные данные не ограничиваются словами и текстом, но включают в себя весьма богатый спектр культурных и социальных артефактов: изображения, фотографии, звуко- и видеоряды, дизайн, предметы культуры и быта, медиасредства, музыку и пр. (Tesch, 1990; Dey, 1993).

Мы полагаем, что в этом утверждении смешиваются два разных понятия: понятие «данных исследования» как формы, в которую исследователь переводит регистрируемые феномены; и понятие исходного «материала исследования» как той исходной формы, в которой эти феномены даны (наблюдаемое поведение, текст, картинки, фото, видео и пр.). Очевидно, что и исследователи - «качественники», и исследователи-«количественники» в равной мере могут работать с наблюдаемым поведением, текстом, изображениями, фото и видео. Очевидно и то, что весь этот материал может в равной мере переводиться как в качественные, так и в количественные данные. Именно поэтому мы считаем более оправданным понимать под качественными данными то, что выражается в словах и высказываниях на естественном языке, а под количественными – то, что выражается в числах и цифрах.

Интересно, что Р. Теш вообще считает название «качественные данные» не вполне удачным, именно потому, что оно не дает забыть нам в работе с этими данными, что мы находимся в оппозиции к чему-то, а именно к количественным данным и традиции количественных исследований (Tesch, 1990). Еще один недостаток данного названия – в том, что понятие «качественного» нередко навеивает совершенно ложные и сторонние ассоциации. По мнению Р. Теш, более подходящим было бы называть соответствующие данные текстуальными, а тип исследования, основанный на них – описательным или интерпретативно-критическим (там же).

В свете всего сказанного заметим, что неправомерно жестко противопоставлять качественные и количественные исследования на основе типа данных, с которым работают исследователи. Исследователи-качественники также подчас используют числа, пусть и в гораздо меньшем объеме. Допускается использование в качественных исследованиях и нестрогих форм измерений – номинальных и порядковых шкал (Квале, 2003). В свою очередь, любое количественное исследование предполагает «качественную» часть – описание и интерпретацию поведения человека, его реплик, стиля его взаимодействия со своим окружением и исследователем, без какой-либо количественной оценки или измерения. В психологии традиционно многие количественные исследования совмещались с использованием открытых вопросов в опросниках и интервью. В отдельных же науках дилеммы «или–или» как таковой вообще не возникало. В частности, антропология с самого своего возникновения была дескриптивной наукой и потому в значительной мере избежала споров вокруг проблемы «качественное-количественное» (Tesch, 1990).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.005 с.)