Качественные исследования: общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественные исследования: общая характеристика



Качественные исследования: общая характеристика

Качественные исследования представляют собой область, образованную довольно неоднородным сообществом исследователей, разделяющих различные философские взгляды, развивающих различные подходы и по-разному трактующих само назначение качественных исследований. Часть этого сообщества предпочитает концентрироваться на разработке способов сбора, анализа и представления качественных данных, избегая широких эпистемологических дискуссий, противопоставления себя принятым в науке подходам к исследованию и стремясь ответить на ключевой вопрос «Как мы можем получить валидные знания из качественных данных?»

 

КАЧЕСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

 (Страусс, Корбин, 2001; Dey, 1993; Miles, Huberman, 1994; и др.). Другая часть представителей этого сообщества видит главную миссию качественных исследований в критике и реформировании традиционных академических исследований в социальных науках и развенчании всевозможных дискриминирующих теорий, взглядов, стандартов, подходов и методологий исследования отдельных людей и сообществ.

Неоднородность и многоликость качественных исследований создает сегодня определенные сложности для их сторонников в выработке какого-то единого определения данной области. Тем не менее, можно указать два критерия, которые позволяют их относить к одной рубрике: (1) специфика качественного анализа и качественных данных и (2) специфика качественного подхода к исследованию.

 

В самом простом и безобидном определении, качественные исследования – это исследования, имеющие преимущественно дело с качественными данными и качественными способами анализа.

 

Качественный анализ

Качественные способы анализа – это специальные формы анализа текста, делающие акцент не на подсчете и статистическом обобщении тех или иных единиц текста, но на их содержательном подразделении, обобщении, сравнении и интерпретации.

А. Страусс и Дж. Корбин так и определяют качественные исследования – как вид исследования, в котором данные получаются нестатистическим, неколичественным образом (Страусс, Корбин, 2001). Процедуры анализа качественных данных стали активно разрабатываться в социальных науках начиная с конца 1970-х годов. К настоящему времени существует несколько подходов, в которых применяются различные процедуры сортировки и кодировки данных, выделения категорий и паттернов: интерпретативный подход М. Паттон (Patton, 1980), сетевой подход Дж. Блис и коллег (Bliss et al., 1983), квазистатистический подход М. Майлза и А. Губермана (Miles, Huberman, 1994), подход «обоснованной теории» Б. Глазера, А. Страусса и Дж. Корбина (Страусс, Корбин, 2001), феноменологический анализ А. Джорджи (Giorgi, 2003), нарративный анализ Э. Дж. Мишлера (Mishler, 1986) и др.

Указанные подходы нацелены на решение, по сути, одной общей задачи: как категоризовать данные и установить связи между категориями. Эта задача составляет ядро качественного анализа (Dey, 1996). Значительная часть качественных исследований основана на анализе слов (высказываний, текста), которые могут быть сгруппированы, кластеризованы, разбиты на семиотические сегменты и организованы таким образом, чтобы позволить исследователю сопоставлять их, противопоставлять, выделять в них смысловые инварианты. Среди наиболее типичных процедур качественного анализа: выделение фраз, паттернов, тем; кластеризация; поиск метафор; подсчет; сравнение; обобщение; сопоставление с имеющимися конструктами и теориями и др. (Miles, Huberman, 1994). Существующие подходы можно расположить на шкале, один из полюсов которой составляет строго формализованный анализ, основанный на использовании четких кодифицирующих принципов и процедур, а другой полюс – более свободный интерпретативный анализ, допускающий интуитивное движение исследователя по собранным данным и их углубленное толкование. В целом, качественный анализ данных неизбежно предполагает процесс интерпретации и креативность, который зачастую сложно сделать эксплицитным, но все же качественный анализ – совсем не таинственное,

а тяжелое и иногда утомительное занятие (Jones, 1985).

 

Качественные данные

Качественные данные – это любая информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а словах. Это некоторое содержание, которое исследователь выделяет из протоколов наблюдения, интервью, из документов и аудиовизуальных материалов, которое он формулирует, кодирует и передает словесно.

В этом смысле, качественные исследования – это исследования, которые преимущественно или исключительно используют слова в качестве данных и средств анализа. Я. Дей проводит различие между качественными и количественными данными в терминах различия между смыслами и числами. Качественные данные соотносятся со смыслами, тогда как количественные данные – с числами. Способ, которым мы анализируем смыслы, – концептуализация, тогда как способ, которым мы анализируем числа, – статистика и математика (Dey, 1993). Качественные данные часто представляются как «более богатые» и «более аутентичные», более тонко описывающие изучаемые феномены, нежели количественные данные. В то же время они нередко критикуются сторонниками количественных исследований как «слишком субъективные», так как плохо поддаются стандартизации и часто невоспроизводимы.

Многие исследователи подчеркивают, что качественные данные не ограничиваются словами и текстом, но включают в себя весьма богатый спектр культурных и социальных артефактов: изображения, фотографии, звуко- и видеоряды, дизайн, предметы культуры и быта, медиасредства, музыку и пр. (Tesch, 1990; Dey, 1993).

Мы полагаем, что в этом утверждении смешиваются два разных понятия: понятие «данных исследования» как формы, в которую исследователь переводит регистрируемые феномены; и понятие исходного «материала исследования» как той исходной формы, в которой эти феномены даны (наблюдаемое поведение, текст, картинки, фото, видео и пр.). Очевидно, что и исследователи - «качественники», и исследователи-«количественники» в равной мере могут работать с наблюдаемым поведением, текстом, изображениями, фото и видео. Очевидно и то, что весь этот материал может в равной мере переводиться как в качественные, так и в количественные данные. Именно поэтому мы считаем более оправданным понимать под качественными данными то, что выражается в словах и высказываниях на естественном языке, а под количественными – то, что выражается в числах и цифрах.

Интересно, что Р. Теш вообще считает название «качественные данные» не вполне удачным, именно потому, что оно не дает забыть нам в работе с этими данными, что мы находимся в оппозиции к чему-то, а именно к количественным данным и традиции количественных исследований (Tesch, 1990). Еще один недостаток данного названия – в том, что понятие «качественного» нередко навеивает совершенно ложные и сторонние ассоциации. По мнению Р. Теш, более подходящим было бы называть соответствующие данные текстуальными, а тип исследования, основанный на них – описательным или интерпретативно-критическим (там же).

В свете всего сказанного заметим, что неправомерно жестко противопоставлять качественные и количественные исследования на основе типа данных, с которым работают исследователи. Исследователи-качественники также подчас используют числа, пусть и в гораздо меньшем объеме. Допускается использование в качественных исследованиях и нестрогих форм измерений – номинальных и порядковых шкал (Квале, 2003). В свою очередь, любое количественное исследование предполагает «качественную» часть – описание и интерпретацию поведения человека, его реплик, стиля его взаимодействия со своим окружением и исследователем, без какой-либо количественной оценки или измерения. В психологии традиционно многие количественные исследования совмещались с использованием открытых вопросов в опросниках и интервью. В отдельных же науках дилеммы «или–или» как таковой вообще не возникало. В частности, антропология с самого своего возникновения была дескриптивной наукой и потому в значительной мере избежала споров вокруг проблемы «качественное-количественное» (Tesch, 1990).

 

Биографическое исследование

Качественное биографическое исследование ориентировано на изучение биографии или жизненной истории человека. В рамках этого типа исследования можно выделить два различных подхода: 1) классический биографический подход, в котором задачей является максимально реалистичная реконструкция жизненного пути человека, его различных этапов и событий, самоощущения и мировосприятия человека в различные периоды жизни, в опоре на различные документированные факты его биографии; и 2) нарративный подход, в котором акцент смещается на изучение жизненной истории человека, на те способы, которыми человек конструирует собственную биографию и идентичность (ключевые темы, жизненные метафоры, преобладающий стиль нарратива и т. д.). В отличие от биографов, сторонников нарративного подхода могут не интересовать вопросы «правдивости» рассказываемых историй. Среди его представителей – Т. Сарбин, Дж. Брунер, Д. Полкингхорн, Д. Макадамс, Г. Херманса и др. (Барский, Кутузова, 2005). Наибо-

лее типичные методы, применяемые в биографических исследованиях – биографические интервью, анализ личных документов и автобиографий.

 

Дискурс-анализ

Дискурс-анализ ориентирован на исследование текстов в ситуации взаимодействия (коммуникации) между людьми. Эта стратегия применяется для изучения способов формирования и изменения идентичности человека, его позиций, аргументации, поведения и социального взаимодействия в процессе использования тех или иных культурных, религиозных, политических, профессиональных и прочих дискурсов (Филлипс, Йоргенсен, 2004). Дискурс в общем смысле – это относительно устойчивая система значений, используемая некоторым сообществом для интерпретации событий. Изучение дискурса предполагает детальный анализ всевозможных прагматических, социолингвистических, идеологических составляющих разговора людей – пауз, голоса, интонации, задержек в ответах, поправок себя, стилистических и грамматических особенностей речи (Potter, 2003). Для получения данных в дискурс-анализе предпочтение отдается естественным материалам: аудио-, теле- и видеозаписям повседневного общения людей, газетным статьям и пр. Дискурс-анализ опирается на положения дискурсивной психологии (Поттер, Уэзерелл, Эдвардс), постструктуралистские теории дискурса (Фуко, Лакан), социально-конструкционистские идеи (Герген, Биллиг и др.). В психологию он пришел из лингвистики

и имеет тесные связи с методами риторического анализа и анализа разговоров.

 

Заключение

Один из основных посылов методологии качественных исследований можно сформулировать просто: не исследование должно подстраиваться под требования методологии, а, скорее, последняя должна удовлетворять требованиям конкретных исследовательских задач. Как пишут М. Майлз и А. Губерман: «Для нас кажется очевидным то, что исследование является в большей мере ремеслом, нежели рабским соблюдением методологических правил. Не существует исследования, строго приспосабливающегося к стандартам методологии; каждое из них требует от исследователя подстройки методологии к особенностям обстановки» (Miles, Huberman, 1994, p. 5). В данной статье мы стремились сформулировать отличительные черты качественных исследований как методологии, сосредоточивающей свое внимание на работе со словами (текстом, дискурсом, нарративом), и как подхода, придающего решающее значение полевой работе, сбору подробных описаний, переживаниям и смыслам людей, социальному контексту и индивидуальным случаям, гибким исследовательским стратегиям и процедурам, точке зрения исследуемых и рефлексии исследователя. Возникнув как широкое реформистское движение, качественные исследования постепенно перестают быть чем-то альтернативным, все больше интегрируясь в «мэйнстрим» психологии и социальных наук. Это придает особую важность анализу как самой качественной методологии, так и подходов, на которые она опирается: феноменологии, этнометодологии, нарратологии, социального конструкционизма, дискурс-анализа и других.

 

Литература

1. Барский Ф. И., Кутузова Д. А. Представление об идентичности в рамках нарративного подхода // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 67–77.

2. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.

3. Лурия A. P. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии.

4. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 193–207.

5. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

6. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, про-

7. цедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

8. Улановский А. М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27–37.

9. Улановский А. М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии //

10. Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 130–150.

11. Улановский А. М. История и векторы развития качественных исследований в психологии //

12. Методология и история психологии. 2008. № 2. С. 129–139.

13. Улановский А. М., Матюхина А. Б. Изучение религиозных переживаний и дискурса (на материале исследования кришнаитов) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 1. С. 55–73.

14. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр, 2004.

15. Banister P., Burman E., Parker I., Taylor M., Tindall C. Qualitative methods in psychology: A Research guide. Buckingham, Philadelphia: Open University Press, 1994.

16. Belzen J., Hood R. Methodological Issues in the Psychology of Religion: Toward Another Paradigm? //The Journal of Psychology. 2006. V. 140. № 1. P. 5–28.

17. Bliss J. et al. Qualitative data analysis: A guide to uses of systematic networks. London: Croomhelm, 1983.

18. Creswell J. W. Qualitative inquiry and research design: Choosing among five traditions. Thousand Oaks, CA: Sage. 1998.

19. Denzin N. K., Lincoln Y. S. Introduction: The discipline and practice of qualitative research //

20. The handbook of qualitative research. Second edition / Eds N. K. Denzin and Y. S. Lincoln.

21. Thousand Oaks, CA: Sage. 2000. P. 1–28.

22. Dey I. Qualitative data analysis. London, New York: Routledge, 1993.

23. Eisner E. W. On the Art and Science of Qualitative Research in Psychology // Qualitative research in psychology: Expanding perspectives in methodology and design / Eds P. M. Camic et al. Washington, DC, 2003. P. 17–30.

24. Giorgi A. The Descriptive Phenomenological Psychological Method // Qualitative research in psychology: Expanding perspectives in methodology and design / Eds P. M. Camic et al. Washington, DC, 2003. P. 243–273.

 

Контрольные задания

1. Раскройте понятие «Качественные исследования»

2. Опишите основные уровни качественной методологии и их иерархию

3. Составьте структурно-логическую схему стратегий качественных исследований, выделенных  Дж. Кресвелл

Качественные исследования: общая характеристика

Качественные исследования представляют собой область, образованную довольно неоднородным сообществом исследователей, разделяющих различные философские взгляды, развивающих различные подходы и по-разному трактующих само назначение качественных исследований. Часть этого сообщества предпочитает концентрироваться на разработке способов сбора, анализа и представления качественных данных, избегая широких эпистемологических дискуссий, противопоставления себя принятым в науке подходам к исследованию и стремясь ответить на ключевой вопрос «Как мы можем получить валидные знания из качественных данных?»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.026 с.)