Существует три способа произнесения речи: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует три способа произнесения речи:



• Чтение текста.

  Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады официального содержания. В остальных случаях чтение без отрыва от текста – свидетельство некомпетентности оратора. Такое выступление оттолкнёт слушателей, не будет зрительного контакта, эмоционального сопереживания. Даже на первом этапе обучения ораторскому мастерству читать речь недопустимо!

• Выступление с опорой на текст – воспроизведение текста по памяти с чтением отдельных фрагментов. Большинство речей, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п.

Такое выступление создаёт впечатление свободного владения материалом, даёт возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

• Выступление без записей становится возможно, если оратор выступает с данной речью не впервые. Сначала нужно опираться на полный текст, потом на план и, набравшись опыта, только на память.

Экспромт – создание речи во время её произнесения, свободная импровизация. Иногда выступать экспромтом приходится на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах.

 При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией.

Однако именно при этой форме речи возможны недочёты: можно не рассчитать время, не осветить некоторые вопросы, дать неточные формулировки и т. п.

Импровизация возможна только на базе больших знаний и свободного владения риторическими навыками.

 

Для произнесения речи важны:

1. Правильный выбор помещения.

2. Соответствие внешнего облика, одежды оратора содержанию речи.

3. Уверенность, которая как бы говорит слушателям: «Оратор уверен, значит, он хорошо знает вопрос, старательно подготовился, уважает присутствующих».

 4. Продуманное начало речи. Многое зависит от того, как речь будет начата. Первое хорошее впечатление, которое слушатели получат, глядя на оратора, часто является решающим. Помним, что выступление начинается, как только оратор встал со стула (а иногда и раньше). Всякое поправление одежды, причёски, ремня в брюках, почёсывание носа и другие движения, которые оратор совершает по пути от стула к сцене, уже являются частью выступления. И важно, чтобы уже первые секунды, когда слушатели начинают смотреть на оратора, играли в его пользу.

 

Несколько советов по началу речи:

 – не начинайте говорить сразу, как только подниметесь на трибуну.

Вы хорошо сделаете, если обведёте всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом.

Этот приём окидывания взглядом является первым возможным контактом оратора со слушателями;

 – не начинайте говорить, пока не наступит тишина.

 Аудитория в самом начале должна привыкнуть к тому, что оратор говорит только тогда, когда аудитория молчит;

 – попробуйте начать речь подчёркнуто тихо, чтобы заставить слушателей быть внимательными.

 В древности учителя ораторского искусства рекомендовали даже произносить первые предложения с мнимой неуверенностью, как бы колеблясь, чтобы таким способом достичь напряжения и благодаря этому – сосредоточения;

 – не переходите сразу к делу, подготовьте аудиторию;

 – важно, чтобы непосредственно перед началом речи у Вас было сильное желание её произнести и Вами владела радость поделиться со слушателями своими мыслям

Зрительный контакт

. Взгляд, направленный на аудиторию, внушает слушателям доверие. Им не безразлично, куда смотрит оратор: в окно, на стены, на пол, на свои руки или на своих слушателей. Для оратора взгляд на аудиторию важен прежде всего потому, что это – единственная возможность установить обратную связь со слушателями. Глаза, лица слушателей – это тот прибор, который позволяет оратору определить, насколько его материал интересен, нов, насколько замысел удачно реализован, насколько удачно выбрана композиция.

6. Произнесение речи наизусть, без чтения, хотя допустимо пользоваться планом, изредка посматривать в текст. При чтении текста с листа его содержание воспринимается лишь на 17 %. У этого вопроса большая история.

 

 

Зрительный контакт

. Взгляд, направленный на аудиторию, внушает слушателям доверие. Им не безразлично, куда смотрит оратор: в окно, на стены, на пол, на свои руки или на своих слушателей. Для оратора взгляд на аудиторию важен прежде всего потому, что это – единственная возможность установить обратную связь со слушателями. Глаза, лица слушателей – это тот прибор, который позволяет оратору определить, насколько его материал интересен, нов, насколько замысел удачно реализован, насколько удачно выбрана композиция.

8. Произнесение речи наизусть, без чтения, хотя допустимо пользоваться планом, изредка посматривать в текст. При чтении текста с листа его содержание воспринимается лишь на 17 %. У этого вопроса большая история.

С конца V века до н. э. в Афинах появились логографы – люди, которые писали речи для других. Во Франции в XVIII веке считалось неприличным выходить на кафедру без заранее написанной речи, текст речи обязательно читался. В 1720 году Петр Первый издал Указ № 740: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».

 

Выводы по теме:

Подготовка речи (докоммуникативный этап выступления) является важнейшей составляющей ораторского мастерства.

Все ораторы, даже самые опытные, уделяют большое внимание подготовке: выбору темы, целеполаганию, составлению плана, подбору материала и т. д.

Оратору необходимо позаботиться о правильной композиции ораторской речи, обязательно учесть, как соотносятся между собой части выступления (вступление, основная часть, заключение), какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Для успешности выступления существенное значение имеет использование специальных ораторских приёмов привлечения внимания аудитории.

 Коммуникативный этап речи (произнесение) также должен быть продуман и максимально эффективно спланирован.

Вопросы для размышления и самоконтроля:

 1. Какое значение для произнесения речи имеет этап подготовки?

 2. Готовитесь ли вы к тому, чтобы стать ораторами? Как? 3. Из каких частей состоит ораторская речь? Какая самая важная, запоминающаяся?

4. Какие ораторские приёмы вы запомнили и можете назвать?

 5. Проанализируйте пример речи какого-либо известного вам оратора: обратите внимание на построение речи (композицию), использование ораторских приёмов, особенности произнесения речи

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.006 с.)