Русский язык и деловые коммуникации 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык и деловые коммуникации



РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

ЛЕКЦИЯ 1

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЯЗЫКА

План

1. Функциональные разновидности языка (язык художественной литературы, разговорная речь, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль).

2..Научный стиль. Основные функции. Языковые особенности. Жанры.

3.  Официально-деловой стиль. Основные функции. Языковые особенности. Жанры.

1. Культура владения разными функциональными разновидностями языка – это, прежде всего, такой выбор и такая организация языковых средств, которые отличают данную разновидность от других, определяют ее лицо.

Научный стиль.

1.Эффективный набор языковых средств для построения добротных в плане культуры речи научных текстов подчиняется таким требованиям, как точное обозначение понятий и логичность изложения.

 

2. Научный текст немыслим без терминологии, поскольку именно она обеспечивает точность обозначения.

 

3.Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (математика, физика, филология), что позволяет говорить о специфике стиля в целом.

 

4.Назначение всех научных произведений – изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией.

 

 5.Отсюда проявление черт научного стиля: монологический характер речи, логичность, отвлеченность, обобщенность изложения, стремление автора к точности, сжатость выражения при сохранении насыщенности содержания (поэтому нередко научный стиль называют «сухим», безэмоциональным).

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Лексические особенности

1.Отвлеченность и обобщенность речи проявляется, прежде всего, в лексике: почти каждое слово в научном тексте обозначает не конкретное, а общее понятие или абстрактное явление.

 

2. Лексические особенности. Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов:

  1 общеупотребительных слов (знание, работа, изучать и т. д.),

2 общенаучных (элемент, фактор, анализировать, дистанционный, экспериментальный) и

3 терминов (синтаксис, молекула и т. д.).

 

Термины служат обозначением логически сформулированных понятий, зачастую образуют терминологическую систему той или иной науки

3.. Следует отметить, что большая часть терминов – это интернационализмы, т. е. слова, встречающиеся в ряде языков и обладающие в той или иной степени фонетическими, грамматическими и семантическими сходствами (конструкция – construction, аналог – analog, система – system).

Морфологические особенности

1.В научных текстах существительные преобладают над глаголами.

Для научного стиля главное – обозначить, описать явление.

 2.Наиболее употребительны существительные среднего рода, обозначающие абстрактные понятия: время, движение, условие, свойство, влияние, количество и т. д.

3.В научной речи активно используются отыменные предлоги (в течение, в связи, в отношении к), отглагольные существительные (бурение, ускорение, зрительное утомление).

4. Употребление глаголов и личных местоимений имеет свои особенности: круг личных форм глагола сужен – совсем не употребляются формы 2-го лица и местоимения ты, вы; ничтожен процент форм 1-го лица единственного числа.

5.В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно.

6. Очень часто в научной речи глаголы используются в неопределенно-личном значении, близком к обобщенно-личному.

Синтаксические особенности

1.В научном стиле господствует логический книжный синтаксис.

2.Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей и высокой информативной насыщенностью.

3.Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных предложений, в которых союзы четко отражают причинно-следственные отношения (если... то, так что, вследствие того что и т. д.).

4. Безличный характер изложения активизирует употребление неопределенно-личных предложений.

5.Простые предложения часто встречаются в осложненном виде.

6.Для научного стиля особую важность приобретает правильное, четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. 7.Последовательность в развитии мысли отражают вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом).

8.Научный стиль может иметь следующие разновидности (подстили): собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный и научнопопулярный.

9.К жанрам стиля относятся: монография, аннотация, тезисы, реферат, рецензия, статья и т. д.

 

Реферат

Реферат представляет собой изложение – предельно сжатое и осмысленное – содержания определенного источника информации по теме (ряда статей, монографии и т. д.).

 1.Реферат должен продемонстрировать навыки логически связного изложения научных проблем, знание источников, умение оперировать терминами и понятиями из той области науки, относительно которой выбрана тема.

2. Реферат объемом до 10-15 страниц набранного текста (компьютерный вариант через полуторный интервал) должен иметь план-оглавление, введение, изложение темы, заключение, а также список литературы.

 3.Во введении обосновываются мотивы выбора данной темы, изложена её актуальность и смысл.

4.Примерный объем введения – 2-3 страницы.

5. Основная часть реферата должна представлять собой изложение проблемы, заявленной в названии, анализ и обобщение литературы, которую автору удалось изучить, раскрытие точек зрения на проблему разных исследователей и позиции самого автора.

6.В заключении автор обобщает изложенное, а также дает собственную оценку рассмотренных взглядов.

7. Список литературы приводится в конце работы. В список вносятся только те источники, которые использовались при написании работы

Аннотация

1.Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения.

2. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция.

3.Она традиционно состоит из простых предложений. 4.Аннотация имеет две обязательные части: содержательная характеристика первоисточника, цель автора; адресат аннотируемого текста.

5.Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части: композиция, структура первичного текста, иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Конспект

1.  Конспект – особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитикосинтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте.

2. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью.

3. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику – интегральным или выборочным.

4.  По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания.

5. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов: конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект.

Структура реферата:

1. Титульный лист

2. После титульного листа на отдельной странице следует содержание.

3. После оглавления следует введение. Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.

Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата (1,5-2) страницы.

4. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники.

5. Заключение — последняя часть научного текста. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

6. Реферат обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

7. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата:

 

Объем реферата 10-18 страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 30 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в содержании.

 

 

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ 2

НОРМЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДЕЛОВОЙ СРЕДЕ

Принципы деятельности

 

Деловое общение - это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определённой задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.), то есть цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения.

Принципы деятельности любой социальной организации накладывает определённые ограничения на поведение людей. Отметим среди них следующие:

Мотивация труда

Требования к речевой коммуникации в деловой среде

1.Чётко определяйте цели своего сообщения.

2.Делайте сообщения понятными и доступными для восприятия разными группами работников: находите конкретные иллюстрации общих понятий, развивайте общую идею, используя яркие примеры.

3.Делайте сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказывайтесь от излишней информации, привлекайте внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно.

4.В разговоре с сотрудниками следуйте правилам активного слушания, демонстрируйте им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям.

 

Этапы беседы

Начало беседы. Задачи, которые решаются в начале беседы, связаны прежде всего с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору.

Перечислим ряд методов, использование которых эффективно в начале беседы:

1). метод снятия напряжённости: использование тёплых слов, комплиментов, шутки для установления контакта с собеседником;

2). метод "зацепки": использование какого-либо события, личного впечатления или необычного вопроса, позволяющих образно представить суть проблемы, обсуждению которой должна быть посвящена беседа;

3). метод стимулирования игры воображения: постановка в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны рассматриваться в ходе беседы;

4). метод "прямого подхода": непосредственный переход к делу - краткое сообщение о причинах, по которым назначена беседа, и быстрый переход к конкретному вопросу.

Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов.

 

 Конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:

1.бестактное обрывание на полуслове;

2.неоправданное лишение собеседника права высказать своё мнение;

3.навязывание мнения ведущего беседу;

4.игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;

5.грубая реакция на высказывание партнёрами противоположных точек зрения;

подтасовка фактов;

6.необоснованные подозрения, голословные утверждения, окрики за критику;

7.давление на собеседника голосом, манерами

Заключительная часть беседы служит своеобразной общей её оценкой.

Успешно завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных целей.

Задачами этого этапа являются:

достижение основной или запасной цели;

 обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы; стимулирование собеседника к выполнению намеченной деятельности;

 поддержание в случае необходимости дальнейшего контакта с собеседником.

     Важно отделить завершение беседы от других её фаз; для этого используются выражения типа "Давайте подведём итоги" или "Мы подошли к концу нашей беседы".

Дискуссия - от лат. discussio - рассмотрение, исследование

Это вид спора, в рамках которого рассматривается, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого её решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать то или иное решение.

 

  Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной степени согласия её участников по обсуждаемой проблеме. Дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения. Истина или оптимальное решение являются синтезом взаимосвязанных элементов, которые содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии.

 

  Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более чёткая и ясная формулировка решения проблемы, снимается до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются.

Телефонный разговор

Телефонный разговор. Рекомендации.

1.Не экономьте на качестве связи и выбирайте лучшее.

2.Тщательно обдумывайте содержание разговора.

3.Настройтесь на телефонный разговор.

4.Не набирайте номер по памяти.

5.Будьте готовы записать сообщаемую информацию.

6.Не заставляйте собеседника угадывать кто звонит.

7.Не позволяйте вошедшему в помещение долгое время стоять и слушать вас: попросите посетителя зайти попозже или прервите телефонный разговор.

8.При обсуждении совместных документов уточните, что вы используете ту же их версию, что и ваш собеседник.

 

 

Лекция 3-4

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

РУБРИКАЦИЯ

Лексические нормы

Нормы словоупотребления в деловом стиле те же, что и во всем литературном русском языке:

 

1) слово должно употребляться с учетом его лексического значения;

 

2) слово должно употребляться с учетом его стилистической окраски (принадлежности);

 

3) слово должно употребляться с учетом его лексической сочетаемости

Незнание или неточное знание лексического значения слова является причиной таких ошибок, как не различение слов–паронимов, речевая избыточность.

Паронимы – это близкие по звучанию, но отличающиеся по значению слова:

гарантийный – гарантированный, эффектный – эффективный, экономный – экономичный, страховщик – страхователь и т.д.

Сравним употребление многозначных глаголов представить и предоставить:

Представить

1) предъявить, сообщить (представить список сотрудников, представить доказательства);

2) познакомить с кем–либо (представить коллективу нового работника);

3) ходатайствовать (о повышении, о награде) (представить к очередному званию);

4) составить, обнаружить (представить значительную ценность).

Грамматические нормы

В официально–деловом стиле и в официальном деловом общении используются формы кодифицированной письменной речи, так как только соблюдение их может обеспечить точность передачи информации.

Они многообразны: неправильный выбор формы слова, нарушения в структуре словосочетания, предложения. Одной из самых распространенных ошибок является использование в письменной речи разговорных форм мн. ч. существительных на –а /–я вместо нормативных на –ы /–и:

 

Литературная

Разговорная

Договор                                                                                                 

Договоры

Договора

Инструкторы

Инструктора

Корректоры

Корректора

ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.Неправильное использование слов-терминов.

Например: «Частично доставленные заготовки зубчатых колёс не имеют маркировки и свидетелей. Прошу принять меры к обеспечению».

Под словом свидетели адресат понимал макеты деталей, прилагаемых к партии. Этот термин образцы-свидетели используется узким кругом специалистов. Текст не был понят получателем документа.

Употребление архаизмов.

К числу слов и оборотов, исторически свойственных деловой письменной речи, но в настоящее время ощущаемых как архаичные, следует отнести: при сем (при этом); каковой (который); уведомлять (сообщать); вышепоименованный (указанный выше);

Плеоназм и тавтология.

Например:150 рублей денежных средств или Следует учитывать следующие факторы.

5. Неразличение паронимов. Например:

Командировочный прибыл в указанное время.

Командировочный - образовано от слова командировка и обозначает предметы и обстоятельства, связанные с этим понятием (командировочное удостоверение).

Командированный - человек, направленный в командировку (командированный специалист).

6. Ошибки в употреблении синонимов. Например:

Высылаем ответ на Ваше требование от 12.05.20.

В данном случае в официально-деловом стиле преимущественно употребляется синонимичное слово запрос, а не требование.

Синтаксические нормы

1.Нарушение порядка слов, рассогласование подлежащего со сказуемым определения с определяемым словом, ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов, смещение структуры простого и сложного предложения и целый ряд других ошибок часто делают высказывание маловразумительным и сумбурным, не отвечающим базовому требованию, предъявляемому к языку деловых бумаг, требованию точности, не допускающей инотолкования.

2.Точно определить те или иные смысловые отношения помогают союзы и союзные слова. Именно поэтому использование их должно быть корректным. Особенно это относится к составным союзам и к союзам, использующимся с указательными словами: не только, но и; как..., так и...; если..., то; такой же... как; несмотря на то что; в силу того, что; о том, что; благодаря тому, что; ввиду того, что; перед тем, как; так же, как и др.

Рубрикация

1Выбор того или иного варианта нумерации зависит от содержания текста, его объема, состава, композиционной структуры.

 В простейших случаях используются однотипные знаки – арабские цифры или буквы.

 Тексты сложной организации требуют обозначения частей различными средствами.

Более крупные по сравнению с абзацами рубрики (часть, раздел, глава, параграф) обозначаются римскими или арабскими цифрами и именуются.

Например:

1. Общие положения.

2. Обязанности.

3. Права.

При разделении текста на рубрики каждая составная часть, соответствующая понятиям пункта и подпункта, получает свой номер (используются арабские цифры), после которого ставится точка.

Номер каждой составной части включает все номера соответствующих составных частей более высоких ступеней деления.

Например:

1. Общие положения.

1.1. Лицо, ответственное за радиационную безопасность, назначается и освобождается приказом Генерального директора.

1.2. Лицо, ответственное за радиационную безопасность, подчиняется непосредственно начальнику службы радиационной безопасности.

При дальнейшем дроблении текста на подпункты количество знаков, обозначающих нумерацию, будет увеличиваться:

1.1.1.     1.1.2.     1.1.3.     2.1.1.     2.1.2.     2.1.3.

При формально–логической организации текста текстообразующую функцию выполняют заголовки и подзаголовки.

Заглавие документа – его обязательная принадлежность: Приказ, Должностная инструкция, Договор, Распоряжение и т.д.

Только в деловой переписке не указывается название документа.

Заголовок, как правило, конкретизирует тип документа, отражает основную его тематику. Поэтому так желательны заголовки в тексте делового письма, договора, приказа.

В деловых письмах содержательный заголовок выносится не всегда. В ряде этикетных деловых писем и в письмах информационного характера заголовок не используется. Однако он совершенно необходим в коммерческой переписке:

О поставке груза по контракту №...

Иногда заголовок сливается с заглавием, конкретизируя тип документа. Например:

Журнал регистрации входящих документов

Располагается заголовок после реквизитов «дата» и «индекс документа» слева. Заголовок должен быть кратким, он не должен превышать двух строк.

 Функционально заголовок представляет собой очень важную часть текста, которая значительно облегчает работу с документами: сортировку, обработку и переадресацию в случае необходимости.

Весь текст документа делится с точки зрения набора реквизитов на следующие части:

1. Заголовочная часть документа

-   Адрес фирмы: ул., дом, город, индекс, тел/факс

-   Вид документа

-   Дата

2. Основная часть документа

-   Заголовок

-   Текст

-   Приложение

3. Оформляющая часть документа

-   Подпись, печать

-   Виза

-   Фамилия исполнителя, его служебный телефон

Отметка об исполнении притом, что композиция документа индивидуальна для каждого типа документов, эта схема универсальна.

Неукоснительная логика в развитии темы, подчеркнутый аналитизм, выражающийся в дроблении текста, и точная развернутая экспликация содержания вот основные характеристики текстовой организации документа. Неукоснительная логика проявляется в последовательности содержательных фрагментов. Подчеркнутый аналитизм также выражается в использовании параллельных конструкций:

2.1. Заказчик обязуется…

2.2. Исполнитель обязуется…

  Критерии логичности речевого выражения

Нарушение логики оформления текста нередко проявляется в неправильном абзацном членении, делении текста документа на пункты и подпункты.

К нарушениям речевой логики, или логическим ошибкам, относятся ошибки в использовании терминов и терминированных сочетаний (так, в коммерческой документации часто путаются понятия: «стоимость», «цена», «расценка»), нарушения релевантности высказывания (речевая неполнота или избыточность, отклонение от темы), нарушения смысловых связей между компонентами высказывания и пр.

Документы – это тексты, в которых закрепляется акт волеизъявления: приказ, распоряжение, закон, просьба и т.п., в основе своей они представляют действие или модель поведения, которая предписывается какому–то лицу или группе лиц.

Иллокутивный акт, т.е. действие, которое говорящий осуществляет с помощью высказывания, представляет собой приказ, предложение, заявление, подтверждение, просьбу, заверение, благодарность и т.п. Эти речевые действия выражаются особыми глаголами – перформативами, определяющими не только тематику, но и структуру высказывания. Напоминаю Вам о том, что. Просим продать. Прошу подтвердить.

Иллокутивный акт представляет собой предложение, развертывающееся по определенной схеме, обусловленной лексико-грамматическими свойствами перформатива.

Композиционный принцип демонстрирует тексты законов, правил, расписаний, лицензий, договоров, в которых композиционной основой является предписываемая модель поведения.

Такие тексты дробятся на главы, разделы, параграфы, части, пункты, подпункты, в которых модель поведения рассматривается с различной степенью обобщенности–конкретности.

Документ – это текст, рассчитанный на неоднократное вдумчивое чтение, изучение его.

 Прежде всего, это относится к текстам упомянутой группы документов.

Сложность, иерархичность композиции не позволяет воспринять текст сразу.

Необходимым в данном случае является поэтапное изучение и итоговое обдумывание документа.

 

ЛЕКЦИЯ 5-6

План:

1. Понятие классификации.

2. Развлекательное выступление.

3. Информационное выступление.

4. Агитационное выступление.

5. Протокольно-этикетная речь.

6. Виды красноречия.

 

Понятие классификации

Устное публичное выступление – это речь продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная и произнесённая с определённой целью и при определённых обстоятельствах.

Развлекательное выступление

Цель развлекательной речи ясна из названия – развлечь слушателей, дать им возможность приятно провести время.

Разновидности развлекательных выступлений:

– тосты;

 – речи на банкете;

 – рассказ в компании о забавном случае.

 Развлекательная речь должна поддерживать внимание и интерес слушателей, быть занимательной от начала и до конца.

Она предназначена для приятного общения на досуге. Некоторые рекомендации по подготовке развлекательного выступления:

– основное требование – бесконфликтность;

– может сочетать серьёзное и шутку, правду и вымысел, содержать преувеличение и много личного;

– может содержать самоиронию;

 – может содержать шутливые выпады против какой-либо группы (женщины, жители столицы или провинциалы, представители тех и или иных профессий).

 

 Информационное выступление

 

Его цель – дать аудитории информацию, новые сведения, пробудить любознательность. Следует признать информационную речь одной из самых распространенных сегодня в человеческом общении.

Разновидности информационной речи:

 – доклад (научный, деловой);

 – монолог учителя;

 – лекция;

 – отчёт;

 – инструктаж;

 – объявление о предстоящем событии.

В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ.

Виды публичных выступлений

Один из наиболее распространенных видов публичных выступлений в вузе – научный доклад.

 Это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах.

Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения.

С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции.

Доклады обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

Таким же образом готовится защита реферата.

 Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение.

Требования к информационной речи

Некоторые требования к информационной речи:

– пробуждать внимание к затронутой проблеме;

– показывать нерешённые вопросы;

 – не включать ничего спорного, неразрешимого;

 – давать исчерпывающую информацию;

 – пробуждать любознательность;

– удовлетворять запросы слушателя, быть актуальной и интересной для данной аудитории;

– содержать современный материал с примерами и иллюстрациями;

 – содержать много конкретных фактов;

 – содержать сопоставление старого и нового, вести слушателей к новому, отталкиваясь от старого;

 – необходимо рациональное изложение материала, логически безупречная аргументация;

 – содержать элементы драматизма;

– включать не больше 2-3 разделов, пунктов

Агитационное выступление

Это выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку общественных движений, компаний.

 Агитационные речи делятся на три типа:

 1. Убеждающая.

2. Призывающая к действию.

 3. Митинговая.

На деле эти подвиды нередко сочетаются.

 Например, большинство убеждающих речей призывают к действию, при этом они могут произноситься на митинге

Убеждающая речь

Убеждающая речь имеет цель убедить, логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо мнение, положение.

Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

 Речь отвечает на вопрос «Чему верить?».

Задача оратора – убедить в правильности тезиса.

 Разновидности убеждающей речи:

 – выступление в научной и политической дискуссиях;

 – выступление за круглым столом.

Некоторые рекомендации по подготовке убеждающей речи:

  – речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 минут;

 – необходимо избегать эмоциональной перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);

 – речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;

– необходимо использовать короткие фразы;

 – эффективно индуктивное построение речи (от частного к общему);

 – психологические доводы эффективнее логических.

Призывающая к действию речь

Призывающая к действию речь имеет цель призвать слушателя сделать что-то новое или продолжить (прекратить) старое; убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения.

 Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Эта речь отвечает на вопрос «Что делать?». Для неё обязателен призыв: «Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!» и под. Разновидности убеждающей речи:

– прямой призыв к действию;

– завуалированный, скрытый призыв к действию;

– речь-протест, призыв не делать чего-то и под.

Некоторые рекомендации по подготовке:

  – дать слушателям все сведения, необходимые для принятия решения, не оставить неясностей или недоговоренностей;

 – стараться привести аудиторию к согласию;

 – учитывать, может ли аудитория совершить действие;

 – завершаться прямым призывом к действию или отсутствию действия.

Митинговые выступления

Их цель – эмоционально доказать какой-то один тезис и побудить аудиторию к действию. Разновидности митинговых выступлений:

 – выступление с политическим призывом;

 – выступление с протестом;

 – предвыборное выступление;

 – призыв к действию.

При подготовке и произнесении митинговой речи очень важно учитывать особенности митинговой аудитории:

 – многочисленность, следовательно, понижение интеллектуального уровня слушателей (эффект толпы);

– разнородность, следовательно, необходимость ориентироваться на более низкий уровень;

 – неподготовленность, поэтому эффективна индуктивная подача материала (от частного – к общему);

– сильный механизм заражения: эмоция усиливается в 4 раза;

 – сильная восприимчивость к эмоциональным призывам: аудитория быстро реагирует на простые, легко выполнимые, эмоциональные призывы (Долой! Громи! Вперед! Не пропускай!);

– затрудненная реакция на конструктивные предложения, так как такая аудитория не думает, не хочет напрягаться, логически рассуждать;

– высокий уровень внушаемости: аудитория очень легко верит односторонней, непроверенной, эмоциональной информации.

Требования к митинговой речи

 

Некоторые требования к митинговой речи:

– решительность изложения;

 – повышенная громкость;

– заметная эмоциональность оратора;

– краткость (2–3 мин);

– использование коротких фраз;

 – афористичность.

 

Требования к митинговой речи

 

Афоризм – оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми (пословица, высказывание известного человека, фраза из кинофильма);

 – отстаивание одного тезиса, обсуждение одной проблемы;

 – критика иной точки зрения;

– оценочность, наличие ясной позиции (я поддерживаю…, я против…);

– практическая направленность, конкретный призыв к действию в простой, ясной для восприятия форме (я призываю вас к...);

 – выражение общих интересов: использование позиции «мы» (я выступаю от...; я представляю здесь интересы тех, кто...; нам всем нужно...);

– нельзя повторять то, что было сказано в предшествующей речи, нужно развивать или опровергать мысль предыдущего оратора, ссылаться на него;

– необходимо говорить о сегодняшнем дне, а не о прошлом;

– конкретно называть недостатки и виновных;

 – выявлять причины неблагополучия;

– позитивная концовка – в конце должен быть ответ на вопрос: «Что делать?».

Протокольно-этикетная речь

Виды красноречия

Социально-политическое красноречие – это доклады на социально-политические, политико-экономические темы, отчётные доклады, политическая речь, дипломатическая речь, митинговая речь, агитационная речь.

Тон в современном политическом красноречии задаёт либерально-демократический Запад, в котором существует некий негласный стандарт политического ораторского стиля, ориентированный на сдержанность, точность, объективность, толерантность и дипломатичность.

Все политики, стремящиеся прослыть прогрессивными и современными, ориентируются на эту модель. С другой стороны, политики стран, стоящих в оппозиции Западу, выражают это также и в ораторской манере. Их выступления более экспрессивны, они не боятся недипломатических высказываний и порой совсем не стесняются в выражениях. Замечено, что яркий и экспрессивный ораторский стиль более всего свойственен пламенным вождям революций и авторитарным правителям.

   Академическое красноречие

Академическое красноречие – речь с целью обучения: ву



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.004 с.)