Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Основная проблема при подборе материала и составлении текста речи – с чего начинать. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Основная проблема при подборе материала и составлении текста речи – с чего начинать.



Композиция речи

 Композиция – это построение речи, взаимное расположение её частей. Основные элементы композиции – вступление, основная часть, заключение.

Это наиболее распространённая структура с античных времён. Соотношение времени на эти части должно составлять примерно – 2: 5: 1. Другой вариант: 20 % начало + 60 % основная часть + 20 % заключение (применяется для презентаций).

 Учёные доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что даётся в начале или в конце сообщения.

В психологии это называется «законом края». Поэтому при подготовке выступления надо особенно тщательно продумать вступление и заключение.

Говоря о вступлении, вспомним слова Бернарда Шоу: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».

Цели вступления: – привлечь внимание аудитории, в том числе не желающих слушать; – наладить контакт со слушателями; – подчеркнуть актуальность темы для аудитории; – объяснить (не обязательно словами), – сформулировать задачи речи; дать краткий план-обзор того, о чём вы будете говорить; – эмоционально подготовить аудиторию.

 

В основной части убедительно и грамотно излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность.

 Принципы подбора материала в главной части:

1. Принцип экономии (сказать о многом минимумом средств). Свобода речи от лишних сведений, теоретических рассуждений. Все факты, примеры, вопросы должны относиться к теме. Лишнее не воспринимается!

2.  Принцип усиления – расположение доводов от наименее сильного к наиболее сильному, значительному.

 Возможны различные варианты построения основной части.

Очень популярный способ построения центральной части выступления

– вокруг некоего числа.

Например:

 • 7 законов успешных продаж;

• 5 правил поведения в светском обществе;

 • 3 причины современного экономического кризиса;

Этот способ очень популярен благодаря сочетанию простоты с наглядностью и убедительностью.

Ещё один способ построения центральной части выступления:

Проблема – решение.

Когда вы строите речь по этой схеме, то вначале описываете проблему, которая есть у слушателей (у вас, в стране, в вузе и т. п.), и негативные последствия, которые могут быть, если ничего не предпринять. Затем изображаете предлагаемые (существующие) решения и их недостатки. А затем следует ваше решение проблемы (советы, предложения).

 Цель первых двух этапов – создать психологическое напряжение у слушателей.

Практически вся реклама построена на этом принципе.

 Описывается проблема: • Головная боль или боль в животе. • Ужасный запах изо рта. • Грязные пятна на одежде после стирки.

 И волшебное решение: • Таблетка, которая от всего излечит-исцелит. • Жевательная резинка. • Волшебная добавка к стиральному порошку. Если хватает рекламного времени, то проводят сравнение «волшебного решения» с обычной таблеткой, с обычным стиральным порошком, с обычной жевательной резинкой, из которого следует, что обычные средства абсолютно неэффективны по сравнению с предлагаемым

Заключение

Заключение подводит итог речи, связывает её с началом; оно должно оказать неизгладимое впечатление на слушателей. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

Известный оратор А.Ф. Кони писал: «Заключение должно быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего».

В заключении рекомендуется повторить основную мысль, сделать вывод и хорошо продумать заключительные фразы.

Часто последние слова должны воодушевить слушателей, призвать их к активной деятельности.

 Агитационные речи должны быть закончены призывом.

Основные правила при ответах на вопросы

Обязательно оставьте время в конце выступления для ответов на вопросы слушателей. Если речь длинная, делайте раунды вопросов-ответов в конце каждого смыслового блока. Не нужно бояться вопросов, нужно бояться их отсутствия.

Вопросы – это сигнал, что ваша речь задела присутствующих. Отсутствие же вопросов часто символизирует безразличие слушателей к вашему выступлению. Сильнее запоминается последнее, поэтому раунд вопросов-ответов существенно влияет на общее впечатление от речи.

 Основные правила при ответах на вопросы:

 1. Предугадывайте вопросы, готовьте и репетируйте ответы! Говорят, что политконсультанты, помогающие президенту подготовиться к пресс-конференции, угадывают до 80 % вопросов, которые могут прозвучать.

 2. Установите правила задавания вопросов (устно, письменно, по ходу речи, в конце, количество вопросов, выкрикивать с места или поднимать руку и вставать и под.). Соблюдайте сами свои правила. Если все честно пишут вопросы на бумажках, а кто-то задаёт их просто вслух, и оратор отвечает, то скоро все перестанут писать и начнут задавать вслух.

3. Дослушивайте вопрос до конца.

4.Если вопросов нет, важно уметь спровоцировать задавание вопросов, чтобы установился живой контакт со слушателями.

 5. Повторяйте вслух, громко, для всей аудитории тот вопрос, который вам задали. Это нужно, чтобы его все услышали, чтобы убедиться, что вы его правильно поняли, чтобы дать себе время на обдумывание ответа.

6. Если вы не уверены, что поняли вопрос, уточните его.

7. Вопросы не по теме лучше всего пресекать. При этом мало просто сказать: «Это вопрос не по теме». Важно напомнить тему, которая обсуждается, и подтолкнуть к новым вопросам уже по теме. Если же вы решили ответить на вопрос не по теме, то все должны понимать, что это делается ради налаживания отношений и не уводит вас в сторону от темы.

8. Отвечайте кратко!

9. Смотрите на всех, а не только на того, кто задал вопрос.

10. Завершайте на удачном ответе, так как запоминается последнее.

11. Кратко, меньше чем на 1 минуту, произнесите ещё одно заключение уже после раунда вопросов и ответов.

 

Как отвечать, если вы не знаете ответ:

 • Переадресуйте вопрос в зал (если в зале есть эксперт, то лучше ему).

 • Верните вопрос спрашивающему: «А вы сами как думаете?», «А вы сами как бы ответили на этот вопрос?».

 • Скажите, где можно найти ответ.

 • Пообещайте ответить после (во время перерыва, в личном письме, на следующей лекции и т. д.).

 • Честно признайтесь, что не знаете ответа.

Ораторские приёмы

Оратор должен привлечь внимание аудитории в начале речи и удерживать его в течение всего выступления.

Для этого применяются разнообразные приёмы:

  1. Соответствующее обращение (Юноши и девушки! Коллеги! Дорогие сограждане! Милые дамы! и под.) позволит уже в самом начале речи создать необходимый настрой.

2. Примеры из жизни, из художественной литературы

 3. Крылатые выражения (афоризмы), пословицы и поговорки.

4. Притча, легенда, сказка, обязательно связанные с темой речи, помогают разрешению поставленной в речи проблемы. Причём оратор обязан сам обосновать эту связь.

5. Проблемная ситуация. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

 6. Цитаты (здесь допустима опора на текст).

7. Ссылка на авторитеты: на человека, организацию, общественное мнение

8. Юмористические замечания.

9. Краткое отступление от темы даёт возможность слушателям «отдохнуть». Главное – отступление от темы должно быть именно приёмом, сознательно применяемым автором, позволяющим себе отвлечься.

 10. Вопросы к аудитории, переход от монолога к диалогу

11. Риторические вопросы и восклицания придадут речи диалогическое звучание, помогут оратору избавиться от монотонности и сделать выступление более эмоциональным.

12. Вопросно-ответный приём (оратор раздумывает над проблемой, задаёт вопросы и сам на них отвечает) служит той же цели.

13. Промедление (запаздывание). Используя этот приём, оратор возбуждает любопытство слушателя тем, что не сразу выкладываем все козыри, не сразу распутываем все узлы, но откладываем это на более поздний момент (например, сначала лишь намекает на решение или доказательство). Таким образом оратор обрекает слушателя на напряженное ожидание: что же может случиться?

14. Парадокс – хороший приём для привлечения внимания рассеянной или усталой аудитории. В основе парадокса лежит некоторое противоречие. Главное назначение парадокса – служить показателем неполноты знаний

 15. Неожиданность сродни рассмотренному выше парадоксу. Например, Бисмарк застал врасплох своего оппонента, когда высказался сначала наполовину: «Я также за отмену смертной казни», а затем продолжил: «Но я за то, чтобы начало положил убийца!»

16. Апелляция к себе (мне кажется, когда я думаю об этом… и под.) позволит оратору сократить дистанцию, предстать перед слушателями живым человеком, переживающим, думающим о теме выступления.

17. Апелляция к аудитории (вы наверняка задумывались над этим… и под.) поможет больше расположить к себе слушателей.

18. Наглядность – использование при необходимости и возможности таблиц, схем, графиков, диаграмм, иллюстраций, мультимедиа и т. д.

19. Средства языковой выразительности: тропы и фигуры.

20. Статистические данные, которые просто необходимы при раскрытии некоторых тем: без статистики не расскажешь о наркомании, табакокурении, политике и под.

 21. Комментарии непредвиденных ситуаций, происходящих во время выступления. Если за окном работают отбойные молотки, пошутите по этому поводу. Замечено, что, как только оратор комментирует что-то, на это уже меньше обращают внимание. Если отключили электричество – то тоже включите этот факт в своё вступление. У слушателей будет ощущение, что оратор контролирует ситуации.

 

 

Произнесение речи

 Решающим является не только то, ЧТО говорят, но и то, КАК сказано что-либо. Даже прекрасно составленная речь может быть провалена при произнесении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.019 с.)