Для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи необходимо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи необходимо



 · использование различных речевых ситуаций при формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, элементов труда и др. для работы над пониманием, усвоением и одновременно прочным закреплением соответствующей предметной и глагольной лексики;

 · называние необходимых предметов, использование предикативной лексики, составление правильных фраз при осуществлении всех видов детской деятельности с включением речевой ситуации (при затруднении – помочь актуализировать ранее изученную лексику);

· использование производимых ребенком действий для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов; переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов;

· побуждение детей пользоваться речью в процессе изготовления различных поделок, игрушек и сувениров и т.д. (название материала, из которого изготавливается поделка, инструментов труда, рассказ о назначении изготавливаемого предмета, описание хода своей работы; дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине);

 · стимулирование развития и обогащения коммуникативной функции речи в непринужденной обстановке на заданную тему - это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения. В сфере развития игровой деятельности педагоги создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие воспитанников в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

 Образовательная область «Познавательное развитие»

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» в группах для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи участвуют воспитатели, учитель-логопед. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель–логопед  подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с общим недоразвитием речи и этапа коррекционной работы.

 Для воспитанников с тяжелым нарушением речи необходимо:

· развитие пространственно-временных представлений и оптико-пространственного гнозиса;

· развитие аналитических операций;

· развитие способности к символизации, обобщению, абстракции

· расширение объема произвольной вербальной памяти;

 · формирование регуляторных процессов, мотивации, общения.

 «Речевое развитие»

Работой по образовательной области «Речевое развитие» в группах компенсирующей направленности руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Для воспитанников с дизартрией необходимо: - совершенствование моторных навыков – артикуляционной, мелкой и общей моторики; - воспитание речевого и фонационного дыхания; - формирование правильных артикуляционных укладов; - автоматизация всех изученных звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, в стихотворной и связной речи; - формирование фонетико-фонематического восприятия; - дифференциация всех изученных звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; - совершенствование слоговой структуры слова; - активизация навыка правильного звукопроизношения в словах, в предложениях различных по сложности конструкций, в стихотворной и связной речи.

Для воспитанников с общим недоразвитием речи ТНР

 · Развитие понимания речи;

 · Развитие активной подражательной речевой деятельности.

 · Активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

· Подготовка артикуляционной базы для усвоения отстающих звуков;

· Постановка звука, их различение на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов и слов;

 · Развитие понимания речи;

· Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

 · Развитие произносительной стороны речи;

· Развитие самостоятельной фразовой речи.

 · Развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

· Развитие и совершенствование произносительной стороны речи;

 · развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

 · подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

 · Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.

- совершенствование фонетико-фонематического восприятия дифференциация всех изученных звуков, общих для обоих языков, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

- воспитание правильной артикуляции всех звуков речи в различных позициях

 - формирование ритмико-интонационной структуры слова;

- овладение объемом словарного запаса русского языка в соответствии с параметрами возрастной нормы;

 - совершенствование грамматических категорий

- правильное употребление в самостоятельной речи отдельных падежных окончаний слов, используемых в рамках предложных конструкций;

 - овладение навыками словообразования:

 образование имен существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм существительных;

 - работа над грамматически правильным оформлением самостоятельной речи в соответствии с нормами русского языка;

- совершенствование связной речи с использованием простых распространенных и сложных предложений и владением навыком объединения их в рассказ;

 - формирование навыка пересказа.

 Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально- коммуникативным развитием.

 Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий.

 Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность.  Педагоги должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д. Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены.

Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях. Педагоги создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного произношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество. В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений педагоги читают дошкольникам книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Воспитанникам, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность. У дошкольников активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально- коммуникативного и других видов развития.

Педагоги могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития воспитанников, например отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая их внимание на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Например, ребенок говорит: «Посмотрите на это дерево», а педагог отвечает: «Это береза. Посмотри, у нее набухли почки и уже скоро появятся первые листочки». Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно- пространственной среде открытого доступа воспитанников к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов. Программа оставляет Организации право выбора способа речевого развития воспитанников, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности.

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Для воспитанников с тяжелым нарушением речи:

 · развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;

 · развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико- мелодической стороны (ритм, темп, тембр, логическое ударение)

 · формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса;

 · активизация и обогащение словаря приставочными глаголами, предлогами, качественными и относительными прилагательными;

 · развитие зрительного восприятия, пространственных ориентировок;

 · воспитание произвольного внимания и памяти;

 · тренировка движений пальцев рук и кисти (в ходе занятий и во время физминуток)

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла взрослые создают возможности для творческого самовыражения дошкольников: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают воспитанников в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов. В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают дошкольникам экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.

 В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед,  берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой

. Образовательная область «Физическое развитие»

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляет воспитатель (при отсутствии инструктора по физическому воспитанию) при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей (законных представителей) дошкольников.

  Для воспитанников с тяжелым нарушением речи необходимо:

 · формирование полноценных двигательных навыков;

 · нормализация мышечного тонуса;

 · исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия;

 · упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;

 · развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

 В сфере становления у воспитанников ценностей здорового образа жизни педагоги способствуют развитию у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Педагоги способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия воспитанников в оздоровительных мероприятиях. В сфере совершенствования двигательной активности воспитанников, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте педагоги уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка. Педагоги поддерживают интерес дошкольников к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и подобной активной деятельности, побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений. Воспитатели проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, заниматься другими видами двигательной активности. Участниками образовательного процесса в учреждении реализуются здоровье сберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровье сберегающие технологии представлены медико-профилактическими, физкультурно-оздоровительными технологиями, психологической безопасностью и оздоровительной направленностью воспитательное-образовательного процесса. Медико-профилактические технологии предполагают организацию мониторинга здоровья дошкольников, организацию и контроль питания детей, физическое развитие дошкольников, закаливание, организацию профилактических мероприятий, организацию обеспечения требований СанПиНов, организацию здоровье сберегающей среды. Физкультурно-оздоровительные технологии представлены становлением физической культуры детей, развитием физических качеств, двигательной активности, дыхательной гимнастикой, массажем и самомассажем, профилактикой плоскостопия и формированием правильной осанки, воспитанием привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Психологическая безопасность направлена на комфортную организацию режимных моментов, установление оптимального двигательного режима, правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, целесообразность применения приемов и методов, использование приемов релаксации в режиме дня. Оздоровительная направленность воспитательное-образовательного процесса включает в себя учет гигиенических требований, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет индивидуальных особенностей и интересов детей, предоставление ребенку свободы выбора, создание условий для самореализации, ориентацию на зону ближайшего развития.

 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников Вариативность форм, способов, как методов и средств, используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками 5-7 летнего возраста с ТНР, зависит от:

· возрастных особенностей воспитанников;

 · их индивидуальных и особых образовательных потребностей;

· личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний;

· степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей). Схема развития любого вида детской деятельности такова, что сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и только потом становится самостоятельной деятельностью ребенка.

  Средства реализации программы (средства обучения) – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и воспитанников для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринято их деление на:

 · демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);

 · визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);

 · естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

· реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др. С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

 · двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);

 · игровой (игры, игрушки);

· коммуникативной (дидактический материал);

 · чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

 · познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);

· трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

· продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы, природный и бросовый материал);

 · музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Все формы, методы и средства носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область представлена следующими направлениями:

- Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

 - Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

 - Трудовое воспитание

 - Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательных областях

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя- дефектолога воспитателей и педагогов дополнительного образования дошкольной организации, а также при участии родителей в реализации программных требований. Необходимость комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель- дефектолог. При этом, учитель- дефектолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с речевыми нарушениями и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель.

Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.035 с.)