Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психического развития детей с нарушениями речи
Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Дети затрудняются в общении с окружающими людьми, что препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций. Восприятие Восприятие детей с нарушением речи характеризуется недостаточной точностью и слабой детализированностью. У детей недостаточно развито цветоразличение, а также они не отмечают с достаточной четкостью свойства предметов, особенности их строения, части и пространственные отношения. Детям свойственно нарушение фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, 6 узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук) данное нарушение проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными. Представления детей с нарушением речи отличаются значительным своеобразием. Это определяется характером дефекта. Отмечается недостаточная яркость, точность представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их упрощенность и искаженность. Причина заключается в недостаточном развитии анализа и синтеза, в задержке формирования словесно-наглядных связей. Внимание Для детей с нарушением речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Дети легче отвлекаются от предмета основной своей деятельности и часто затрудняются в сколько-нибудь длительной концентрации внимания на одном предмете. Память Речевая недостаточность сказывается на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Угасание нервных связей в коре головного мозга влечет за собой забывание. Запоминаемый материал сохраняется на короткий срок, лишь до окончания данной деятельности.
Мышление Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образного мышления. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, для многих характерна ригидность мышления. Словесно-логическое мышление детей с нарушением речи несколько ниже возрастной нормы. Дети испытывают затруднения при классификации 7 предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Воображение Нарушения высших форм познавательной деятельности детей резко затрудняют развитие их воображения из-за низкого уровня обобщенности имеющихся у них представлений. Малое количество и отсутствие четкости формирующихся у них представлений также препятствуют нормальному развитию воображения. Эмоционально-волевая сфера Дети с нарушениями речи быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство.
Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений). Коррекционная помощь детям с ТНР является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте Принципы и подходы к формированию программы В соответствии со стандартом программа построена на следующих принципах: 1. Общие принципы и подходы к формированию программ – поддержка разнообразия детства – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека – позитивная социализация ребенка – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; – сотрудничество дошкольного учреждения с семьей – возрастная адекватность образования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.006 с.) |