Особенности психического развития детей с нарушениями речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психического развития детей с нарушениями речи



Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка.

Дети затрудняются в общении с окружающими людьми, что препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций. Восприятие Восприятие детей с нарушением речи характеризуется недостаточной точностью и слабой детализированностью. У детей недостаточно развито цветоразличение, а также они не отмечают с достаточной четкостью свойства предметов, особенности их строения, части и пространственные отношения.

Детям свойственно нарушение фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, 6 узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук) данное нарушение проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными.

 Представления  детей с нарушением речи отличаются значительным своеобразием. Это определяется характером дефекта. Отмечается недостаточная яркость, точность представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их упрощенность и искаженность. Причина заключается в недостаточном развитии анализа и синтеза, в задержке формирования словесно-наглядных связей.

 Внимание Для детей с нарушением речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Дети легче отвлекаются от предмета основной своей деятельности и часто затрудняются в сколько-нибудь длительной концентрации внимания на одном предмете.

 Память Речевая недостаточность сказывается на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Угасание нервных связей в коре головного мозга влечет за собой забывание. Запоминаемый материал сохраняется на короткий срок, лишь до окончания данной деятельности.

 Мышление Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образного мышления. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, для многих характерна ригидность мышления.

Словесно-логическое мышление детей с нарушением речи несколько ниже возрастной нормы. Дети испытывают затруднения при классификации 7 предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Воображение Нарушения высших форм познавательной деятельности детей резко затрудняют развитие их воображения из-за низкого уровня обобщенности имеющихся у них представлений. Малое количество и отсутствие четкости формирующихся у них представлений также препятствуют нормальному развитию воображения.

  Эмоционально-волевая сфера Дети с нарушениями речи быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость.

Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство.

Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).

Коррекционная помощь детям с ТНР является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте

  Принципы и подходы к формированию программы

В соответствии со стандартом программа построена на следующих принципах:

1. Общие принципы и подходы к формированию программ

 – поддержка разнообразия детства

 – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека

– позитивная социализация ребенка

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых

 – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– сотрудничество дошкольного учреждения с семьей

 – возрастная адекватность образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.006 с.)