Организация и методики исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методики исследования



Основной целью исследования выступает: изучить ценностные ориентации молодёжи, относящейся к различным музыкальным стилям.

Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по ценностным ориентациям.

2. Изучить особенности ценностных ориентаций представителей разных музыкальных стилей.

Для решения поставленных целей и задач были выдвинуты следующие гипотезы:

Основные гипотезы:

• Музыкальная среда по-новому ставит проблему жизнедеятельности молодёжи современного общества. В новых обстоятельствах идет эмоциональное освоение принципиально обновленных, формирующихся социально-экономических ценностей. Задаются другие эталоны поведения. Происходит новый характер развития социальной активности молодёжи, отражающийся в её социально-экономических ориентациях, как в системе взаимоотношений, так и в различных видах деятельности;

• В системе ценностных ориентаций молодежи разных музыкальных стилей господствуют инструментальные ценности (ценности-цели, ценности-средства), нежели терминальные (ценности-идеалы). У молодых людей доминирует индивидуализированная, рациональная модель сознания.

В данном исследовании нами были использованы следующие методы: 

• В работе представлен анализ научных и научно-методических работ различных специалистов, в которых даются характеристики ценностных ориентаций молодёжи.

• Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича;

•  Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной

Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича (Приложение 1)

Данная методика является техникой, направленной на исследование индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей.

Базой для разработки данного опросника стали теоретические положения самого М. Рокича. Он определяет понятие ценностей двояко. Под ценностью он понимает либо убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей и определенного смысла жизни по сравнению с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. Исходя из этого, М. Рокич формулирует гипотезу о двух видах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах. Ценности-цели он называет терминальными, в них отражается приоритетность для индивида определенных жизненных целей. Ценности-средства носят название инструментальных, они свидетельствуют о приоритетности для индивида определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждений, определяя ее как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения».

Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности – как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Поскольку все ценности из предлагаемого набора являются социально одобряемыми, единственным критерием их сравнения выступает собственная система ценностей испытуемого, и, по его мнению, методика по сути проективная.

Достоинством методики является ее компактность, быстрота проведения и обработки результатов, универсальность, то есть пригодность к использованию на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач. Достоинством методики является также ее гибкость – возможность варьировать для решения определенных задач как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию. К недостаткам методики можно отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том, что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются на их абсолютную значимость. Как недостаток методики можно рассматривать и закрытый, фиксированный характер списков ценностей, что ограничивает диапазон возможных ответов, допускает влияние социальной желательности и, как следствие, неискренности.

Стимульным материалом в методике М. Рокича служат два списка по 18 ценностей – терминальных и инструментальных (см. Приложение 1). Респондентам предлагают два списка ценностей. В результате процедуры тестирования испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от 10 до 20 мин.

Процедура проведения. Исследование начинается с того, что респондентам предлагают два списка ценностей (по 18 в каждом) на листе бумаги в алфавитном порядке. Сначала предъявляется набор терминальных ценностей, затем – набор инструментальных. Далее дается инструкция следующего содержания:

Инструкция: «Перед вами наборы из 18 ценностей в каждом списке. Ваша задача – распределить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите список ценностей и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите первой. Вслед за ней поместите ту ценность, которая занимает в вашей жизни не менее важное место. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная займет 18-е место. Аналогично распределите ценности из второго списка».

Обработка результатов. В итоге испытуемый присваивает каждой ценности из списка определенный ранговый номер [10].

Обработка результатов методики заключается в анализе блоков ценностей, которые предлагает выделять М. Рокич.

Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной (Приложение 2)

Теоретическими моделями для данной методики послужили работы по изучению социально-психологических установок Д. Н. Узнадзе, постулаты о двух основных личностных установках («экстравертированность» – «интровертированность») К. Юнга, а также выделенные Э. Фроммом фундаментальные установки психики, такие как «некрофилия» – «биофилия», «быть» – «иметь» и др. Основным теоретическим тезисом методики служит постулат Д. Н. Узнадзе об установках (направленности) личности как о предшествующей сознанию ступени развития человеческой психики. Проведенные автором экспериментальные исследования позволили выявить несколько взаимосвязанных социально-психологических установок и разработать методику, позволяющую диагностировать степень их выраженности у личности [15].

Методика О. Ф. Потёмкиной состоит из двух блоков по 40 вопросов и предназначена для диагностики установок в мотивационно-потребностной сфере личности (см. Приложение 3). Первый блок исследует установки, направленные на «альтруизм» и «эгоизм», «процесс» и «результат», а второй – ориентированные на «свободу» и «власть», «труд» и «деньги».

Процедура проведения опроса предполагает предъявление тестового материала как по отдельным блокам, так и в целом. Время на проведение опроса и анализ результатов методики – 30-40 мин.

Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «да», если ваш ответ утвердителен, и «нет», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос» [22].

Обработка результатов проводится по шаблону протокола данных по горизонтальным строкам. На основании результатов можно выявить несколько типов респондентов:

1. Группа высокомотивированных личностей с гармоническими ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.

2. Группа низкомотивированных респондентов, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие даже могут отсутствовать.

В процессе индивидуального консультирования по результатам тестирования целесообразно уточнить причины дисгармоничности ориентаций или низкую мотивацию. Эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.

Метод тестов.Слово «тест» означает испытание, проверка, диагностическая методика. Тестыявляются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки [2].

Виды тестов:

1. По цели различают тесты:

· тесты для отбора;

· тесты для распределения;

· тесты для классификации.

2. По содержанию:

· тесты общих способностей: тесты интеллекта и тесты креативные;

· тесты специальных способностей;

· тесты личности;

· тесты достижений (приравниваются к тестам успешности обучения);

· критериально-ориентированные тесты – это новый вид тестов, появились в 60-е годы XX века. Устанавливается соответствие испытуемого некоторому определенному критерию (соответствуют ли они внешне заданному критерию).

3. По форме тесты бывают - индивидуальные и групповые:

· вербальные и невербальные (по форме, в которой представлены задания);

·  бланковые (тесты карандаш-бумага);

· аппаратурные тесты (с помощью специальные приспособлений);

· компьютерные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.009 с.)