Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценностные ориентации молодежи разных музыкальных стилей и их влияние на современные социальные связи и отношения
Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Именно общечеловеческие ценности являются важным фактором возрождения страны, выхода из духовно-нравственного кризиса. В процессах формирования духовности значительную роль играет музыкальная культура. Отношение молодежи к музыкальным жанрам подтверждает, что ведущее место у них занимает развлекательная музыка. Большинство опрошенных привлекает рок-музыка - квайдо, хип-хоп, диско, рэп и др. музыкальные направления. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней бьется пульс нашего времени. С возрастом музыкальные приоритеты меняются в сторону увлечения музыкой развлекательного характера, поэтому необходимо преодолевать односторонность музыкальных предпочтений молодежи, т.е. «коэффициент однообразия». Повысить уровень культуры молодежи не может одна рок-культура. Необходимо разнообразие музыкальных направлений, воплощающих гуманистические ценности, которые влияют на формирование духовности личности. Корреляционный анализ соотношения музыкальных предпочтений молодого поколения и общечеловеческих ценностей показал, что классическая музыка больше влияет на формирование этих ценностей. Восприятие происходит в процессе слушания музыки: все сочиняемые музыкальные произведения предназначаются для восприятия, и их дальнейшая судьба зависит от аудитории слушателей. В возрасте 16-20 лет на процесс музыкального восприятия влияет предшествующий музыкальный опыт, который зависит от качества прослушанного музыкального материала. Углубленная эмоциональная отзывчивость на музыку формируется позже и является характерной особенностью уже старшего (от 20) возраста, когда достигается определенная гармоничность восприятия и осмысления с достаточно разумными и самостоятельными оценочными суждениями. С возрастом все больше проявляется различие в музыкальном восприятии в условиях систематического и целенаправленного музыкального воспитания.
Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий культурный уровень личности, а также знание нотной грамоты. Отсюда и более высокий интерес молодежи к серьезной музыке. Другое дело, что само изучение нотной грамоты есть следствие повышенного интереса к музыке в целом. Изучение нотной грамоты - один из действенных механизмов влияния музыкальной культуры на общую культуру, в том числе и на общечеловеческие ценности. Нотная грамота - это основа музыкальной культуры, она дает благоприятные условия для формирования и роста музыкальной образованности. Хоровое пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей молодежи. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд Большое влияние на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи имеет и самостоятельное приобщение к музыкальной культуре, которое переходит затем в самовоспитание. Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать, и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у молодежи является мода и престиж [6]. Анализ многообразия определений понятия «музыкальный вкус» позволил выделить основные подходы к рассматриваемой дефиниции: - как эстетическое понятие, затрагивает обе стороны человеческого естества - чувственность и рационализм; - как аксиологическое понятие, трактуется как определенный уровень музыкальных предпочтений, дающих возможность отличать и ценить прекрасное в музыке;
- как философское понятие, подразумевает определенный уровень мышления, восприятия жизненных явлений, поведение и поступки каждого человека; - как историческое понятие, рассматривается в контексте исторического развития общества и обусловленное этим развитием; - как социологическое понятие, оценку вкуса соотносит с социально обусловленными потребностями человека. Сравните количество посетителей небольших концертных залов, где исполняется классическая или народная музыка (в том числе кантри, джаз), и переполненные стадионы или площади, где звучит развлекательно-танцевальная музыка самых разных видов от попсы и рока до техномузыки. Величины несопоставимые. Как правило, слушатели концертов на стадионах (в основном молодёжь) считают классическую музыку скучной, утомительной и малопонятной, явно несоответствующей их естественному желанию после работы или учёбы отдохнуть, развлечься. В конце шестидесятых поп-музыка находилась в весьма плачевном состоянии, и большинство групп занималось перепеванием или просто исполнением английских и американских хитов. Однако такое положение устраивало не всех. Несколько молодых германцев вспомнили о традициях и корнях, и начали делать искусство совсем своё, максимально не похожее на англоязычные образцы, основанное на германской традиции. Так появилась новая музыкальная волна, полностью изменившая представления о поп-музыке. Для аудитории от 16 до 20 лет любимым направлением в музыке является русский рэп и хип-хоп (22% против 8% у 21-25-летних). У слушателей постарше - 21-25-летних вкусы другие - у них любимым стилем музыки является русская поп-музыка (14%). Респонденты от 16 до 20 лет вообще проигнорировали в опросе это направление. Описание исследования: Метод сбора информации: уличный опрос по формализованной анкете. Респонденты: мужчины и женщины, 16 - 25 лет, г. Санкт-Петербург. Выборка: случайная, квотированная (пол: 50%/ 50%, возраст: 16-20/ 21-25 лет - 50%/50%); 200 результативных интервью. Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки, возникших в 50х годах в Великобритании («rock» — в переводе с английского качать, укачивать, качаться). Из этого следует, что справедливым будет исследование рок-музыки, как одного из жанров музыки, на предмет его сугубо музыкальных отличительных качеств и свойств. Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста, бас-гитариста и барабанщика. Рок — это всегда конфликт, преодоление чего-то. Он говорит на своем особом языке – на языке бунта и протеста. Именно эти особенности вызывают тревогу психологов, неприязнь к рок-музыке старшего поколения и, как следствие, общественные конфликты и даже трагедии. Рок-музыку обвиняют в гибели ее поклонников на массовых зрелищах. 1965 год – рок-концерт Beatles в США – убиты и затоптаны насмерть 100 человек. 1981 год – рок-концерт в США – убито 11 человек. 1984 год – концерт группы Kiss в Бразилии – 42 раненых. Некоторые композиции группы AC/DC повлекли за собой ряд преступлений. Песни группы Black Sabot обернулись несколькими самоубийствами. К сожалению, Россия не является исключением: В 2003г. теракт на рок-фестивале в Москве вычеркнул из жизни 16 человек, свыше 40 ранены. 29 августа 2011г. на рок-фестивале в Миассе зарезали 14 человек.
Таким образом, установлено, что в результате длительного воздействия рок-музыки, возможны следующие состояния: агрессивность; ярость; гнев; депрессия; страх; склонность к самоубийству; непроизвольное движение мышц; отсутствие концентрации внимания и способности чётко принимать решения; желание постоянного звучания рок-музыки; социальная отчуждённость. Слово «классика» происходит от латинского classicus, что значит «образцовый». Музыкальная энциклопедия дает несколько определений классической музыки: -образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем; -музыкальные произведения, написанные в определенный исторический период в искусстве (от Барокко до Модернизма); -музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами. В современных условиях, когда подростки подвержены частым стрессам, широко применяется воздействие музыкой на психоэмоциональную сферу. В основе музыки, которая составляет саму «душу» культуры, лежат способы объективации социальных и духовных смыслов, определяющих само бытие людей в социокультурной действительности. Эти смыслы находят своё выражение в идеях, вещах, способах решать жизненно важные задачи. Музыка, как и поэзия, заключает в себе то общее, что составляет единство культурно-исторической эпохи и находит своё проявление в различных сферах культурной жизни. В этом плане классическая музыка выступает как образец становления смысла бытия людей в культуре, как способ упорядочения фактов действительности, который находит своё выражение в форме духовной и социально-практической жизни. Музыка выступает также способом бытия языка, общей доминантой в различных сферах культурной жизни. Музыка есть некий «стержень» духовной, культурной целостности. Этот культурный образец, на который ориентируются социальные субъекты в процессе собственной идентификации, реализует себя в своей культурной самости посредством выработки весьма специфической модели постановки и решения жизненно важных задач. С понятием «музыкальная культура» сопряжено понятие «образование». Образование как сложный, многогранный, диалектический процесс исследуется также с разных позиций: социологических, культурологических, исторических, философских и т.д. В социологическом аспекте образование рассматривается как социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения к культуре данного общества. В связи с этим образование трактуется как культурный процесс, направленный на духовное становление личности.
При прослушивании рок музыки формируется личность, направленная на борьбу. с окружающим миром. Ее ценностные ориентиры сформированы не до конца Многие этические нормы и нормы морали опущены в угоду желаниям личности. Классическая же музыка формирует целостное представление о мире, его законах и ценностях. Наиболее интересные, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, старший подростковый и переходный к юношескому, возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
В настоящее время современное российское общество переживает ряд серьезных изменений, связанных с духовными, национальными, экономическими, политическими, нравственно-идеологическими проблемами. Переход нашей страны к новому экономическому и социальному укладу привел к трансформациям во всех сферах жизни и слоях населения, сопровождаясь изменениями ценностных ориентаций. Эти изменения характерны для всех социальных групп, но в большей степени для молодежи. Молодежь как особая социальная группа в силу психолого-педагогических особенностей, а также материальной и эмоциональной зависимости наиболее уязвима и подвержена влиянию, молодость характеризуется как период становления самосознания, социального статуса, формирования устойчивой системы ценностей. В свою очередь сознание молодого человека обладает восприимчивостью, способностью усваивать значительный поток различной информации. В период молодости развивается стремление дать собственную оценку различным явлениям, критичность мышления, поиск аргументации, оригинального мышления, а также формируются ценностные ориентации. Ценностные ориентации современной молодежи определяют образ будущего. Комплексное изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить уровень ее адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ее потенциал. От того, какой фундамент ценностей будет создан сейчас, во многом зависит будущее развитие общества в целом. Сегодня особенно остро стоят проблемы молодежи и ее места и роли в общественной жизни. Современная молодежь взрослеет и проходит свое становление в крайне сложных условиях преобразования старых ценностей и формировании новых социальных взаимоотношений, и как следствие наблюдается растерянность, пессимизм, девальвация традиционных ценностей значительной ее части.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.011 с.) |