Ценностные ориентации молодежи разных музыкальных стилей и их влияние на современные социальные связи и отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные ориентации молодежи разных музыкальных стилей и их влияние на современные социальные связи и отношения



Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Именно общечеловеческие ценности являются важным фактором возрождения страны, выхода из духовно-нравственного кризиса. В процессах формирования духовности значительную роль играет музыкальная культура.

Отношение молодежи к музыкальным жанрам подтверждает, что ведущее место у них занимает развлекательная музыка. Большинство опрошенных привлекает рок-музыка - квайдо, хип-хоп, диско, рэп и др. музыкальные направления. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней бьется пульс нашего времени. С возрастом музыкальные приоритеты меняются в сторону увлечения музыкой развлекательного характера, поэтому необходимо преодолевать односторонность музыкальных предпочтений молодежи, т.е. «коэффициент однообразия». Повысить уровень культуры молодежи не может одна рок-культура. Необходимо разнообразие музыкальных направлений, воплощающих гуманистические ценности, которые влияют на формирование духовности личности.

Корреляционный анализ соотношения музыкальных предпочтений молодого поколения и общечеловеческих ценностей показал, что классическая музыка больше влияет на формирование этих ценностей.

Восприятие происходит в процессе слушания музыки: все сочиняемые музыкальные произведения предназначаются для восприятия, и их дальнейшая судьба зависит от аудитории слушателей.

В возрасте 16-20 лет на процесс музыкального восприятия влияет предшествующий музыкальный опыт, который зависит от качества прослушанного музыкального материала. Углубленная эмоциональная отзывчивость на музыку формируется позже и является характерной особенностью уже старшего (от 20) возраста, когда достигается определенная гармоничность восприятия и осмысления с достаточно разумными и самостоятельными оценочными суждениями. С возрастом все больше проявляется различие в музыкальном восприятии в условиях систематического и целенаправленного музыкального воспитания.

Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий культурный уровень личности, а также знание нотной грамоты. Отсюда и более высокий интерес молодежи к серьезной музыке. Другое дело, что само изучение нотной грамоты есть следствие повышенного интереса к музыке в целом. Изучение нотной грамоты - один из действенных механизмов влияния музыкальной культуры на общую культуру, в том числе и на общечеловеческие ценности. Нотная грамота - это основа музыкальной культуры, она дает благоприятные условия для формирования и роста музыкальной образованности. Хоровое пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей молодежи. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд

Большое влияние на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи имеет и самостоятельное приобщение к музыкальной культуре, которое переходит затем в самовоспитание.

Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать, и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у молодежи является мода и престиж [6].

Анализ многообразия определений понятия «музыкальный вкус» позволил выделить основные подходы к рассматриваемой дефиниции:

- как эстетическое понятие, затрагивает обе стороны человеческого естества - чувственность и рационализм;

- как аксиологическое понятие, трактуется как определенный уровень музыкальных предпочтений, дающих возможность отличать и ценить прекрасное в музыке;

- как философское понятие, подразумевает определенный уровень мышления, восприятия жизненных явлений, поведение и поступки каждого человека;

- как историческое понятие, рассматривается в контексте исторического развития общества и обусловленное этим развитием;

- как социологическое понятие, оценку вкуса соотносит с социально обусловленными потребностями человека.

Сравните количество посетителей небольших концертных залов, где исполняется классическая или народная музыка (в том числе кантри, джаз), и переполненные стадионы или площади, где звучит развлекательно-танцевальная музыка самых разных видов от попсы и рока до техномузыки. Величины несопоставимые. Как правило, слушатели концертов на стадионах (в основном молодёжь) считают классическую музыку скучной, утомительной и малопонятной, явно несоответствующей их естественному желанию после работы или учёбы отдохнуть, развлечься.

В конце шестидесятых поп-музыка находилась в весьма плачевном состоянии, и большинство групп занималось перепеванием или просто исполнением английских и американских хитов. Однако такое положение устраивало не всех. Несколько молодых германцев вспомнили о традициях и корнях, и начали делать искусство совсем своё, максимально не похожее на англоязычные образцы, основанное на германской традиции. Так появилась новая музыкальная волна, полностью изменившая представления о поп-музыке.

Для аудитории от 16 до 20 лет любимым направлением в музыке является русский рэп и хип-хоп (22% против 8% у 21-25-летних). У слушателей постарше - 21-25-летних вкусы другие - у них любимым стилем музыки является русская поп-музыка (14%). Респонденты от 16 до 20 лет вообще проигнорировали в опросе это направление. Описание исследования:

Метод сбора информации: уличный опрос по формализованной анкете. Респонденты: мужчины и женщины, 16 - 25 лет, г. Санкт-Петербург. Выборка: случайная, квотированная (пол: 50%/ 50%, возраст: 16-20/ 21-25 лет - 50%/50%); 200 результативных интервью.

Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки, возникших в 50х годах в Великобритании («rock» — в переводе с английского качать, укачивать, качаться). Из этого следует, что справедливым будет исследование рок-музыки, как одного из жанров музыки, на предмет его сугубо музыкальных отличительных качеств и свойств. Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста, бас-гитариста и барабанщика.

Рок — это всегда конфликт, преодоление чего-то. Он говорит на своем особом языке – на языке бунта и протеста. Именно эти особенности вызывают тревогу психологов, неприязнь к рок-музыке старшего поколения и, как следствие, общественные конфликты и даже трагедии.

Рок-музыку обвиняют в гибели ее поклонников на массовых зрелищах. 1965 год – рок-концерт Beatles в США – убиты и затоптаны насмерть 100 человек. 1981 год – рок-концерт в США – убито 11 человек. 1984 год – концерт группы Kiss в Бразилии – 42 раненых. Некоторые композиции группы AC/DC повлекли за собой ряд преступлений. Песни группы Black Sabot обернулись несколькими самоубийствами. К сожалению, Россия не является исключением: В 2003г. теракт на рок-фестивале в Москве вычеркнул из жизни 16 человек, свыше 40 ранены. 29 августа 2011г. на рок-фестивале в Миассе зарезали 14 человек.

Таким образом, установлено, что в результате длительного воздействия рок-музыки, возможны следующие состояния: агрессивность; ярость; гнев; депрессия; страх; склонность к самоубийству; непроизвольное движение мышц; отсутствие концентрации внимания и способности чётко принимать решения; желание постоянного звучания рок-музыки; социальная отчуждённость.

Слово «классика» происходит от латинского classicus, что значит «образцовый». Музыкальная энциклопедия дает несколько определений классической музыки:

-образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем;

-музыкальные произведения, написанные в определенный исторический период в искусстве (от Барокко до Модернизма); -музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

В современных условиях, когда подростки подвержены частым стрессам, широко применяется воздействие музыкой на психоэмоциональную сферу.

В основе музыки, которая составляет саму «душу» культуры, лежат способы объективации социальных и духовных смыслов, определяющих само бытие людей в социокультурной действительности. Эти смыслы находят своё выражение в идеях, вещах, способах решать жизненно важные задачи. Музыка, как и поэзия, заключает в себе то общее, что составляет единство культурно-исторической эпохи и находит своё проявление в различных сферах культурной жизни. В этом плане классическая музыка выступает как образец становления смысла бытия людей в культуре, как способ упорядочения фактов действительности, который находит своё выражение в форме духовной и социально-практической жизни. Музыка выступает также способом бытия языка, общей доминантой в различных сферах культурной жизни. Музыка есть некий «стержень» духовной, культурной целостности. Этот культурный образец, на который ориентируются социальные субъекты в процессе собственной идентификации, реализует себя в своей культурной самости посредством выработки весьма специфической модели постановки и решения жизненно важных задач. С понятием «музыкальная культура» сопряжено понятие «образование». Образование как сложный, многогранный, диалектический процесс исследуется также с разных позиций: социологических, культурологических, исторических, философских и т.д. В социологическом аспекте образование рассматривается как социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения к культуре данного общества. В связи с этим образование трактуется как культурный процесс, направленный на духовное становление личности.

При прослушивании рок музыки формируется личность, направленная на борьбу. с окружающим миром. Ее ценностные ориентиры сформированы не до конца Многие этические нормы и нормы морали опущены в угоду желаниям личности.

Классическая же музыка формирует целостное представление о мире, его законах и ценностях.

Наиболее интересные, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, старший подростковый и переходный к юношескому, возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 

В настоящее время современное российское общество переживает ряд серьезных изменений, связанных с духовными, национальными, экономическими, политическими, нравственно-идеологическими проблемами. Переход нашей страны к новому экономическому и социальному укладу привел к трансформациям во всех сферах жизни и слоях населения, сопровождаясь изменениями ценностных ориентаций. Эти изменения характерны для всех социальных групп, но в большей степени для молодежи.

Молодежь как особая социальная группа в силу психолого-педагогических особенностей, а также материальной и эмоциональной зависимости наиболее уязвима и подвержена влиянию, молодость характеризуется как период становления самосознания, социального статуса, формирования устойчивой системы ценностей. В свою очередь сознание молодого человека обладает восприимчивостью, способностью усваивать значительный поток различной информации. В период молодости развивается стремление дать собственную оценку различным явлениям, критичность мышления, поиск аргументации, оригинального мышления, а также формируются ценностные ориентации.  

Ценностные ориентации современной молодежи определяют образ будущего. Комплексное изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить уровень ее адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ее потенциал. От того, какой фундамент ценностей будет создан сейчас, во многом зависит будущее развитие общества в целом.

Сегодня особенно остро стоят проблемы молодежи и ее места и роли в общественной жизни. Современная молодежь взрослеет и проходит свое становление в крайне сложных условиях преобразования старых ценностей и формировании новых социальных взаимоотношений, и как следствие наблюдается растерянность, пессимизм, девальвация традиционных ценностей значительной ее части.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.011 с.)