Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность понятия «ценностные ориентации»
Проблема структуры ценностей (ценностных ориентаций) всегда считалась важной и актуальной, поскольку касается общего развития личности как субъекта социального и природного взаимодействия. Наличие постоянных ценностных ориентаций характеризует зрелую личность, выступает общим показателем уровня духовного развития человека. Процесс выбора ценностей и формирования их иерархии достаточно длительный. В человеческой жизни одни ценности приобретают приоритетное значение, становятся ведущими в восприятии явлений и событий окружающего мира, другие – теряют свою актуальность, становятся менее значимыми для личности [ Ценностная сфера человека является предметом анализа и изучения многих исследователей. В общем понимании ценность - это свойства бытия, которые создает человек или которые имеют определенное отношение к нему [ Есть разные взгляды на сущность ценности: как способность удовлетворять потребности и интересы личности как особая значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности субъекта, его потребностей и интересов, как форма проявления человеком различных отношений к предметам, событий, явлений и т.п. как специфическое образование сознания, особая индивидуальная реальность, имеет особую значимость для субъекта [ Я. Мусек − современный исследователь ценностей - предлагает определение ценностей, «как обобщенные и относительно последовательные представления об очень значимых для нас целях и событиях». Понимание ценностей этого ученого включает в себя широкий спектр более частных объектов, отношений и целей, а также направляет наши интересы, отношения и поведение. Таким образом, в модели Я. Мусека под ценностями понимаются мотивы или мотивационные цели высокого уровня обобщения. [ Ш. Шварц и В.Билски они разработали свою концепцию ценностей, где ценности - это убеждения или идеи о конечных желаемых состояниях, которые проявляются в различных ситуациях и контролируют оценку действий и событий, и организованы в соответствии с их условным значением. Кроме того, на основе этой концепции Шварц создал методологию тестирования ценностей на уровне личности (индивидуальные различия) и на уровне культур (различия в социальных культурах).
У Я. Мусека ценностные ориентации – форма функционирования ценностей на уровне личности, то есть как личностные ценности (например, ориентации ценностей личности, противоречащие ценностям общества. Ценностные ориентации - это относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности на определенную иерархию жизненных ценностей, склонность отдавать предпочтение определенным ценностям в различных жизненных ситуациях, способ различения явлений и объектов по степени их значимости для человека [ В аналитической статье проанализировано понимание ценностных ориентаций различными учеными [ Ценностные ориентации обычно имеют сложную иерархическую структуру. Возможны следующие варианты ценностных иерархий: осознаваемые (убеждения), подсознательные (установки) и декларируемые (мотивировка). В некоторых ситуациях можно наблюдать существенный диссонанс между ценностными и поведенческими характеристиками человека [ С психологической точки зрения ценностные ориентации являются компонентом структуры личности, которая отражает жизненный опыт, накопленный в процессе индивидуального развития, и представляет собой ядро сознания, учитывая, что человек решает важные жизненные проблемы. Ценные руководящие принципы - сложный социально-психологический феномен, который характеризует направленность и содержание деятельности человека, который определяет ее общий подход к окружающему миру, к себе и предоставляет смысл личностным позициям, поведению, поступкам []. Под ценностными ориентациями понимают также отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общие мировоззренческие ориентиры, сформированные на основе соотнесения личного опыта с распространенными в социуме культурными образцами []. М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в контексте когнитивного подхода) и представил эффективный инструмент для их измерения. Теория и методология широко используются психологами, экономистами и политологами. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что такое люди и каковы функциональные цели системы ценностей.
В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает ориентацию человека, понимаемую как значение для человека определенных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуется в его жизни. В зависимости от стремлений, которые человек пытается достичь, сферы жизни (профессиональная, профессиональная подготовка и образование, семья, общественная жизнь и увлечения) представляют разные степени значимости для разных людей.М. Рокич приводит свою типологию ценностей: Ценности-цели (конечные) определяются им как убеждение человека в том, что стоит преследовать конечную цель индивидуального существования. Предельные ценности определяют смысл его жизни для человека, указывают на то, что для него особенно важно и важно. Инструментальные ценности (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что конкретный образ действий или личностная черта лучше в любой ситуации. Инструментальные ценности делятся на группы: - этические, коммуникационные ценности, деловые ценности; - индивидуалистические, конформистские, альтруистические; - самоутверждение, принятие других людей и т. д. Методология изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков значений двух классов: терминального и инструментального (по 18 баллов в каждом). Сначала субъекту предлагается набор терминальных, а затем инструментальных значений. Результаты теста в значительной степени зависят от адекватности самооценки человека, поэтому эксперты рекомендуют использовать тест М. Рокича в сочетании с другими методами. Преимущество этого теста - универсальность, удобство и скорость в проведении и обработке данных. Однако на результаты может повлиять неискренность субъекта, желание (не всегда сознательное) давать социально желательные ответы. Следовательно, в понимании психологии ценностная сфера индивида охватывает как субъективные оценки, так и нормы и взгляды, существующие в общественном сознании. Если так называемые «биологизирующие» психологические теории (бихевиоризм, психоанализ) практически полностью исключают ценности из области научных исследований, то в гуманистической и экзистенциальной психологии ценностные ориентации человека имеют фундаментальное значение. Основной категорией теории личности К. Роджерса является «Я», концептуальная модель восприятия свойств и отношений «Я» и в то же время «система ценностей, которая применяется к этому понятию». [11]. В то же время он различает ценности, «непосредственно переживаемые организмом», и заимствованные «интроецируемые» ценности, которые индивид понимает, как свои собственные. Роджерс считает, что внутренние и внешние ценности формируются или принимаются, если «физиологический аппарат» воспринимает их как способ сохранения и укрепления организма. Однако американский психолог убежден, что в основе ценностных идей лежит необходимость осознания возникающего опыта. А. Маслоу фокусируется на проблеме выбора, потому что «выбранные ценности - это ценности», и действительно правильный выбор - это тот, который ведет к самореализации. Выбор человеком более высоких ценностей является «инстинктивным», то есть предопределенным самой его природой. Маслоу бесконечно верит в человека, полагая, что при свободном выборе он инстинктивно выбирает истину, а не ложь, добро и не зло.
Значение, в понимании Г. Оллпорта, представляет определенный личный смысл. С его точки зрения, мораль является источником большинства ценностей, в то время как этические правила и ценности, усваиваемые и поддерживаемые внешним подкреплением, являются средством достижения внутренних ценностей, которые являются целями личности. Преобразование внешних ценностей во внутренние ценности или преобразование средств в цели, согласно Олпорту, является проявлением «функциональной автономии» индивида, которая представляет собой процесс преобразования «категорий знаний» в «категории ценностей»., Интернализация внешних ценностей, то есть появление «категорий значения», возможна только в том случае, если человек осознает значение «категорий знаний», полученных извне [9]. В гуманистической психологии В. Франка личностные ценности понимаются как «универсалии значения» - объективные значения, присущие всему человечеству во всем его историческом развитии. Значение значения дает человеку универсальный характер, а значение значения, по мнению Франкла, определяется принятием на себя ответственности за его реализацию. Наиболее полная теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия «ориентация ценностей» была получена в работах В. А. Ядова. Ориентируясь на ценности В. А. Ядова, подразумеваются общие для человека социальные ценности, которые служат жизненными целями и основным способом их достижения. Вице-адмирал По его мнению, такая ориентация ценностей служит критерием для принятия важных решений в ситуациях морального выбора []. Согласно А. Г. Здравомыслову, ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и интеллектуальных благ и идеалов, которые рассматриваются как объекты, цели или средства для удовлетворения потребностей жизни человека. В ценностных ориентациях, так сказать, накапливается каждый жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека. []. Психология личности использует также и другую структуру ценностей, основанную на теории самодетерминации личности, разработанной теоретически и экспериментально, Э.Л. Диси и Р.М. Райаном. В основе данной теории лежит способ группировки ценности, использующий ось внешнее-внутреннее. Степень удовлетворения таких базовых психологических потребностей как автономия (самостоятельность и независимость), межличностные отношения, компетентность (эффективность), имеют большое влияние на выраженность внешних или внутренних ценностей. Удовлетворение этих потребностей ведет к личностному развитию и психологическому здоровью, к развитию внутренних ценностей личностного роста, привязанности и любви, служения обществу, здоровья. Родительское одобрение и поддержка автономности, а также эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь детей и структурированность требований к ребёнку создает и усиливает положительное влияние на развитие и рост ценностей.
Если базовые психологические потребности удовлетворены недостаточно или совсем в малой степени, то здесь возникают проблемы с психологическим здоровьем, появление беспокойства, как следствие, растет ориентация на внешние ценности видимого благополучия (материальное благополучие, популярность, внешность). Человек оценивает себя через призму успеха в социальной среде своей значимости, а также полагается на мнения и мнения других о себе. Здесь основой могут быть попытки человека компенсировать проблемы, связанные с утверждением семьи. Внутренние ценности более ориентированы на значение близкого друга другого человека и на развитие внутреннего личного мира, его самовыражение в творчестве, на самоотверженный и эстетический подход к природе. Они гораздо шире и альтруистичнее внешних ценностей и схожи по содержанию с экзистенциальными ценностями А. Маслоу, которые выражают потребность в самореализации (познании и творческом выражении, эстетическом опыте), любви, гармонии, справедливости и полноте жизни. Скорее внешние ценности выражают активность нижележащих уровней своих потребностей пирамиды. Строго контролируемые, эмоционально холодные или безразличные отношения между родителями и учителями по отношению к детям и в любой культуре негативно влияют на удовлетворение основных потребностей. По мнению Д. Р. Коннеллы, М. Линча и В. И. Чиркова основные психологические потребности, внешние и внутренние ценности обнаруживаются у субъектов разных культур.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.014 с.) |