Сущность понятия «ценностные ориентации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия «ценностные ориентации»



Проблема структуры ценностей (ценностных ориентаций) всегда считалась важной и актуальной, поскольку касается общего развития личности как субъекта социального и природного взаимодействия. Наличие постоянных ценностных ориентаций характеризует зрелую личность, выступает общим показателем уровня духовного развития человека. Процесс выбора ценностей и формирования их иерархии достаточно длительный.

В человеческой жизни одни ценности приобретают приоритетное значение, становятся ведущими в восприятии явлений и событий окружающего мира, другие – теряют свою актуальность, становятся менее значимыми для личности [

Ценностная сфера человека является предметом анализа и изучения многих исследователей. В общем понимании ценность - это свойства бытия, которые создает человек или которые имеют определенное отношение к нему [

Есть разные взгляды на сущность ценности: как способность удовлетворять потребности и интересы личности как особая значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности субъекта, его потребностей и интересов, как форма проявления человеком различных отношений к предметам, событий, явлений и т.п. как специфическое образование сознания, особая индивидуальная реальность, имеет особую значимость для субъекта [

Я. Мусек − современный исследователь ценностей - предлагает определение ценностей, «как обобщенные и относительно последовательные представления об очень значимых для нас целях и событиях». Понимание ценностей этого ученого включает в себя широкий спектр более частных объектов, отношений и целей, а также направляет наши интересы, отношения и поведение. Таким образом, в модели Я. Мусека под ценностями понимаются мотивы или мотивационные цели высокого уровня обобщения. [

Ш. Шварц и В.Билски они разработали свою концепцию ценностей, где ценности - это убеждения или идеи о конечных желаемых состояниях, которые проявляются в различных ситуациях и контролируют оценку действий и событий, и организованы в соответствии с их условным значением. Кроме того, на основе этой концепции Шварц создал методологию тестирования ценностей на уровне личности (индивидуальные различия) и на уровне культур (различия в социальных культурах).

У Я. Мусека ценностные ориентации – форма функционирования ценностей на уровне личности, то есть как личностные ценности (например, ориентации ценностей личности, противоречащие ценностям общества.

Ценностные ориентации - это относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности на определенную иерархию жизненных ценностей, склонность отдавать предпочтение определенным ценностям в различных жизненных ситуациях, способ различения явлений и объектов по степени их значимости для человека [

В аналитической статье проанализировано понимание ценностных ориентаций различными учеными [

Ценностные ориентации обычно имеют сложную иерархическую структуру. Возможны следующие варианты ценностных иерархий: осознаваемые (убеждения), подсознательные (установки) и декларируемые (мотивировка). В некоторых ситуациях можно наблюдать существенный диссонанс между ценностными и поведенческими характеристиками человека [

С психологической точки зрения ценностные ориентации являются компонентом структуры личности, которая отражает жизненный опыт, накопленный в процессе индивидуального развития, и представляет собой ядро ​​сознания, учитывая, что человек решает важные жизненные проблемы.

Ценные руководящие принципы - сложный социально-психологический феномен, который характеризует направленность и содержание деятельности человека, который определяет ее общий подход к окружающему миру, к себе и предоставляет смысл личностным позициям, поведению, поступкам [].

Под ценностными ориентациями понимают также отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общие мировоззренческие ориентиры, сформированные на основе соотнесения личного опыта с распространенными в социуме культурными образцами [].

М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в контексте когнитивного подхода) и представил эффективный инструмент для их измерения. Теория и методология широко используются психологами, экономистами и политологами. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что такое люди и каковы функциональные цели системы ценностей.

В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает ориентацию человека, понимаемую как значение для человека определенных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуется в его жизни. В зависимости от стремлений, которые человек пытается достичь, сферы жизни (профессиональная, профессиональная подготовка и образование, семья, общественная жизнь и увлечения) представляют разные степени значимости для разных людей.М. Рокич приводит свою типологию ценностей:

Ценности-цели (конечные) определяются им как убеждение человека в том, что стоит преследовать конечную цель индивидуального существования. Предельные ценности определяют смысл его жизни для человека, указывают на то, что для него особенно важно и важно.

Инструментальные ценности (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что конкретный образ действий или личностная черта лучше в любой ситуации.

Инструментальные ценности делятся на группы:

- этические, коммуникационные ценности, деловые ценности;

- индивидуалистические, конформистские, альтруистические;

- самоутверждение, принятие других людей и т. д.

Методология изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков значений двух классов: терминального и инструментального (по 18 баллов в каждом). Сначала субъекту предлагается набор терминальных, а затем инструментальных значений.

Результаты теста в значительной степени зависят от адекватности самооценки человека, поэтому эксперты рекомендуют использовать тест М. Рокича в сочетании с другими методами. Преимущество этого теста - универсальность, удобство и скорость в проведении и обработке данных. Однако на результаты может повлиять неискренность субъекта, желание (не всегда сознательное) давать социально желательные ответы.

Следовательно, в понимании психологии ценностная сфера индивида охватывает как субъективные оценки, так и нормы и взгляды, существующие в общественном сознании. Если так называемые «биологизирующие» психологические теории (бихевиоризм, психоанализ) практически полностью исключают ценности из области научных исследований, то в гуманистической и экзистенциальной психологии ценностные ориентации человека имеют фундаментальное значение. Основной категорией теории личности К. Роджерса является «Я», концептуальная модель восприятия свойств и отношений «Я» и в то же время «система ценностей, которая применяется к этому понятию». [11]. В то же время он различает ценности, «непосредственно переживаемые организмом», и заимствованные «интроецируемые» ценности, которые индивид понимает, как свои собственные. Роджерс считает, что внутренние и внешние ценности формируются или принимаются, если «физиологический аппарат» воспринимает их как способ сохранения и укрепления организма. Однако американский психолог убежден, что в основе ценностных идей лежит необходимость осознания возникающего опыта. А. Маслоу фокусируется на проблеме выбора, потому что «выбранные ценности - это ценности», и действительно правильный выбор - это тот, который ведет к самореализации. Выбор человеком более высоких ценностей является «инстинктивным», то есть предопределенным самой его природой. Маслоу бесконечно верит в человека, полагая, что при свободном выборе он инстинктивно выбирает истину, а не ложь, добро и не зло.

Значение, в понимании Г. Оллпорта, представляет определенный личный смысл. С его точки зрения, мораль является источником большинства ценностей, в то время как этические правила и ценности, усваиваемые и поддерживаемые внешним подкреплением, являются средством достижения внутренних ценностей, которые являются целями личности. Преобразование внешних ценностей во внутренние ценности или преобразование средств в цели, согласно Олпорту, является проявлением «функциональной автономии» индивида, которая представляет собой процесс преобразования «категорий знаний» в «категории ценностей»., Интернализация внешних ценностей, то есть появление «категорий значения», возможна только в том случае, если человек осознает значение «категорий знаний», полученных извне [9].

В гуманистической психологии В. Франка личностные ценности понимаются как «универсалии значения» - объективные значения, присущие всему человечеству во всем его историческом развитии. Значение значения дает человеку универсальный характер, а значение значения, по мнению Франкла, определяется принятием на себя ответственности за его реализацию.

Наиболее полная теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия «ориентация ценностей» была получена в работах В. А. Ядова. Ориентируясь на ценности В. А. Ядова, подразумеваются общие для человека социальные ценности, которые служат жизненными целями и основным способом их достижения. Вице-адмирал По его мнению, такая ориентация ценностей служит критерием для принятия важных решений в ситуациях морального выбора [].

Согласно А. Г. Здравомыслову, ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и интеллектуальных благ и идеалов, которые рассматриваются как объекты, цели или средства для удовлетворения потребностей жизни человека.

В ценностных ориентациях, так сказать, накапливается каждый жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека. [].

Психология личности использует также и другую структуру ценностей, основанную на теории самодетерминации личности, разработанной теоретически и экспериментально, Э.Л. Диси и Р.М. Райаном. В основе данной теории лежит способ группировки ценности, использующий ось внешнее-внутреннее. Степень удовлетворения таких базовых психологических потребностей как автономия (самостоятельность и независимость), межличностные отношения, компетентность (эффективность), имеют большое влияние на выраженность внешних или внутренних ценностей. Удовлетворение этих потребностей ведет к личностному развитию и психологическому здоровью, к развитию внутренних ценностей личностного роста, привязанности и любви, служения обществу, здоровья. Родительское одобрение и поддержка автономности, а также эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь детей и структурированность требований к ребёнку создает и усиливает положительное влияние на развитие и рост ценностей.

Если базовые психологические потребности удовлетворены недостаточно или совсем в малой степени, то здесь возникают проблемы с психологическим здоровьем, появление беспокойства, как следствие, растет ориентация на внешние ценности видимого благополучия (материальное благополучие, популярность, внешность). Человек оценивает себя через призму успеха в социальной среде своей значимости, а также полагается на мнения и мнения других о себе. Здесь основой могут быть попытки человека компенсировать проблемы, связанные с утверждением семьи. Внутренние ценности более ориентированы на значение близкого друга другого человека и на развитие внутреннего личного мира, его самовыражение в творчестве, на самоотверженный и эстетический подход к природе. Они гораздо шире и альтруистичнее внешних ценностей и схожи по содержанию с экзистенциальными ценностями А. Маслоу, которые выражают потребность в самореализации (познании и творческом выражении, эстетическом опыте), любви, гармонии, справедливости и полноте жизни. Скорее внешние ценности выражают активность нижележащих уровней своих потребностей пирамиды. Строго контролируемые, эмоционально холодные или безразличные отношения между родителями и учителями по отношению к детям и в любой культуре негативно влияют на удовлетворение основных потребностей. По мнению Д. Р. Коннеллы, М. Линча и В. И. Чиркова основные психологические потребности, внешние и внутренние ценности обнаруживаются у субъектов разных культур.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.014 с.)